Рабочая программа кружка по технологии Рукодельница

Раздел Технология
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр детского творчества Сабинского муниципального района

Республики Татарстан»




«Согласовано»: «Утверждаю» :

Зам.директора по УВР Директор МБОУ ДОД «ЦДТ»

______________ Л.З.Гафурова _______________В.А.Хабибрахманова



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Кружок «Рукодельница»




Год обучения:1

Год реализации:2015-2016 г.г.

Возраст учащихся:11-15 лет








Руководитель объединения:

Давлетова Эльмира Рафаиловна





2015 - 2016 учебный




1

Пояснительная записка

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

Таким образом, творчество - создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Работа в кружке «Рукодельница» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Работу в кружке спланирована так, чтобы она не дублировала программный материал по труду, а чтобы внеклассные занятия расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой и картоном, природным материалом, фольгой и фантиками, ракушками и песком, цветными нитками, бисером,тканью. Работу кружка организована с учётом опыта детей и их возрастных особенностей.

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Программа кружка «Рукодельница» рассчитана на детей со 5 класса по 7класс. Программой предусматривается годовая нагрузка 162 часа. Группа работает 2 раз в неделю по 2 часа .Практические занятия составляют большую часть программы. Рекомендуемый минимальный состав группы - 10 человек.

Цель программы :

2

создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.

Задачи программы:

Обучающие:

- закрепление и расширение знаний и умений, полученных на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, природоведения, литературы, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами;

- обучение умению планирования своей работы;

- обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;

- обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.

Развивающие:

- развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;

- развитие образного мышления и воображения;

- создание условий к саморазвитию учащихся;

- развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.

Воспитательные:

- воспитание уважения к труду и людям труда;

- формирование чувства коллективизма;

- воспитание аккуратности;

- экологическое воспитание обучающихся;

- развитие любви к природе.

Ведущая идея данной программы - создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Принципы, лежащие в основе программы:

-доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).

-демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция,

3

менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

Формы и методы занятий

В процессе занятий используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия;.

А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);

- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

- практический (выполнение работ по инструкцион-ным картам, схемам и др.);

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

- репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

- частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

- исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

- фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися;

-индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

- групповой - организация работы в группах;

- индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Требования к уровню подготовки учащихся

В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.

В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области природоведения, изобразительного искусства, литературы.

Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися в конце учебного года, а также участием в конкурсах, выставках.

Ожидаемые результаты

4

В результате обучения по данной программе учащиеся:

- научатся различным приемам работы с бумагой, природным материалом, фольгой, фантиками, ракушками, , цветными нитками, бисером, тканью,;

- научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

- будут создавать композиции с изделиями;

- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;

- овладеют навыками культуры труда;

- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

• Проведение выставок работ учащихся:

- в классе,

- в школе

Содержание программы

Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из текстильных и природных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.

Условия выполнения программы: Кружок будет проводиться в кабинете домоводства, где имеются ручные инструменты, стенды по технике безопасности, образцы тканей и готовых изделий. Также имеются необходимые для занятий книги и журналы по разным разделам рукоделия. Необходимые для занятий материалы родители учеников закупают по мере необходимости (бисер, пряжа, нитки, иглы и т.д.). Все что нужно для уроков технологии - нужно и для работы кружка. Поэтому обеспеченность инструментами в полном объеме.

Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.

Программа рассчитана на 1 год.






5


Учебно-тематический план

Тема

Всего

В том числе

теория

практика

1.

Вводное занятие. Знакомство с курсом обучения

2 часа

2


2.

Поделки из ткани. Практические советы , Подготовка ткани, нити, иглы.

Изготовление цветов, ожерелья, подушки, ёлки, игрушки.

46часов

2

44

3.

Поделки из бумаги.(гофрированная бумага, салфетки).

Знакомство с материалом. Теоретические вопросы Практические советы. Изготовление цветов, топиария.


22 часов

2

20

4.

Поделки из бросового материала: игрушка из носка, цветы из ложек, и пластиковых бутылок ,подставка из крышек, Карандашница из банки.


40 часов

2

38

5.

Поделки из ватных палочек и дисков: магнит на холодильник, композиция

из ватных дисков. Украшение изделия.

14 часов

1

13

6

Картины в технике «изонить».

14 часов

1

13

7.

Бисероплетение : цветы из бисера, композиция из цветов

23 часа

1

22

8.

Итоговое занятие

1

1



Итого:

162


12

150


Перечень оборудования, необходимого для выполнения программы:


  1. Ножницы .

  2. Швейные машины .

  3. Крючки разных номеров .

  4. Швейные иглы.

5. Компьютер.

6

Содержание программы.

Тема 1.Поделки из ткани (46 часов)

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с инструментами для обработки ткани. Практические советы / ткань, подготовка ткани, нити, иглы, схемы/Техника йо-йо -Изготовление резинки для волос , ожерелья, подушки, новогодней ёлки

Тема 2.Поделки из бумаги (22 часа)

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с инструментами и приспособлениями для работы. Цветы из бумажных салфеток , топиарий из бумажных салфеток, цветы из гофрированной бумаги, составление букета.

Тема 3.Поделки из бросового материала (40 часов)

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с инструментами и приспособлениями для работы. Знакомство с курсом .Практические советы .Изготовление цветов из одноразовых ложек. Игрушка из носочка. Цветы из пластиковых бутылок. Подставка под горячее из крышечек. Карандашница из банки. Декорирование бутылки

Тема 4.Поделки из ватных палочек и дисков.( 14 часов)

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с инструментами и приспособлениями для работы. Магнит на холодильник из ватных палочек. Композиция из ватных дисков

Тема 5. Картины в технике изонить ( 14 часов)

Знакомство с техникой «изонить» .Практические советы . Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с инструментами и приспособлениями для работы Заполнение углов и кругов. Выполнение картин в технике «изонить».

Тема 6. Работа с бисером ( 24 часа)

Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с инструментами и приспособлениями для работы. Знакомство с курсом .Практические советы .Выполнение традиционных видов плетения. Цветы из бисера. Соединение деталей изделия. Выставка работ

7

Методические рекомендации

На каждом занятии проводится инструктаж по технике безопасности .

Вступительная часть должна быть интересной, необходим анализ изделия и разработка плана предстоящей работы. Далее необходимы пошаговые инструкции по ходу выполнения работы.

Дети должны с самого начала знать, смогут ли изготовить изделие за одно занятие, или потребуется больше времени.

Организационная часть подразумевает, что дети должны понять суть работы и порядок ее последовательного практического выполнения. Очень важно должным образом оснастить самостоятельную деятельность детей. На теоретическую часть отводиться гораздо меньше времени, чем на практическую.

Результатом реализации данной программы является выставки детских работ

Поделки, сувениры используются для подарков родителям, педагогам, составляются альбомы лучших работ учащихся.

Во время занятий педагогом используются различные методы обучения (демонстрация, наглядный, словесный, инструктаж, практический). Для понимания учащимися поставленной задачи, каждое занятие, как правило, включает в себя теоретическую часть и практическое выполнение. Теоретическая часть - это новые сведения по текущей теме, информация познавательного характера должна быть проста и ясна для восприятия . Для того, чтобы практическая часть была удачно воплощена нужно терпение, желание и творческая фантазия.

На занятиях учащиеся могут выполнять одинаковые для всех задания, тогда для объяснения можно применять фронтальный показ, но зачастую дети работают индивидуально, используя полученные теоретические сведения,

самостоятельно выполняя поделку по эскизу. В процессе творчества развиваются воображение, образное мышление, оттачивается чувство стиля, работая в коллективе дети учатся общаться друг с другом, чувству взаимопомощи.





11

Список литературы :

1.Учебники по технологии В.Д.Симоненко с 5 по 8 классы.

2.Журналы «Валя-Валентина» 2004-2007г.

3. Вышивка в умелых руках. - Москва, 2003 Изд-во «Астрель»

4.Украшения из бисера. Москва «Эксмо» Елена Артамонова 2006 г.

5. Вышивка бисером. Москва «Эксмо» Анна Гринченко 2006 г.

6. Лоскутная мозаика. Москва «Эксмо» 2006 М. Максимова, М. Кузмина, Н. Кузьмина

7.Мягкие игрушки- мультяшки и зверушки. Ярославль.»Академия развития» 2001 год. Городкова Т.В.Нагибина М.И.

8.Шьем легко и быстро.Тверь. Пер. с англ.- М.: «Ниола 21 век» 2001 год.

9.Журналы «Ксюша» для любителей рукоделия 2002-2003 г.

10.Ресурсы Интернет

Календарно- тематический план

№п/п

Раздел

Основное содержание занятий

Количество часов

Дата проведения

теория

Практика

Факт.

План.

1

Вводное занятие.

Знакомство с курсом обучения. Вводный инструктаж на рабочем месте.

2 часа

2

Поделки из ткани

Всего 46 часов

3 часа

43 часа


Практические советы / ткань, подготовка ткани, нити, иглы, схемы/

1 час


Техника йо-йо

1час


-Изготовление резинки для волос

2 часа


-Изготовление ожерелья

4 часов


-Изготовление подушки

10 часов


-Изготовление новогодней ёлки

8 часов


Цветы из ткани

6 часов


Мягкая игрушка из ткани

1 час

7 часов


Поделка из фетра

6 часов

3

Поделки из бумаги

Всего 22 часа

2 часа

20 часов


Цветы из бумажных салфеток

1 час

3 часа


Топиарий из бумажных салфеток

8 часов


Цветы из гофрированной бумаги

1 час

5 часов


Составление букета

2 часа

4.

Поделки из бросового материала

Всего 40 часов

2 часа

38 часов


Знакомство с курсом .Практические советы .

1 час


Цветы из одноразовых ложек

4 часа


Игрушка из носочка

4 часа


Цветы из пластиковых бутылок

1 час

5 часов


Подставка под горячее из крышечек

9 часов


Карандашница из банки

8 часов


Декорирование бутылки

8 часов

5.

Поделки из ватных палочек и дисков.

Всего 14 часов

1 час

13 часов


Знакомство с курсом .Практические советы .

1 час


Магнит на холодильник из ватных палочек

3 часа


Композиция из ватных дисков

10 часов

6.

Картины в технике изонить

Всего 14 часов

1 час

12 часов


Знакомство с техникой «изонить» .Практические советы .

( Материалы, нити, иглы, схемы)

1 час


Заполнение углов и кругов

2 часа


Выполнение картин в технике «изонить»

10 часов

7.

Работа с бисером

Всего 24 часов

3 часа

21 часа


Знакомство с курсом .Практические советы .

1 час


Выполнение традиционных видов плетения.

3 часа


Цветы из бисера

14 часов


Соединение деталей изделия

4 часа


Выставка работ

2 часа





© 2010-2022