Выпиливание орнаментов народов Севера

Цели: ·        Образовательная: расширение и закрепление знаний учащихся о народно-прикладных промыслах народов севера; ·        Развивающая: показать индивидуальность, своеобразие и неповторимость произведений народно-прикладного искусства. Расширение познавательных интересов учащихся о декоративно-прикладном творчестве народов манси. Развитие коллективного творчества (создание общего панно), чувства      товарищества. ·        Воспитывающая: заинтересовать учащихся этим видом искусства и прививать любовь и гордость за край, в котором они живут. Воспитание духовно-нравственного стержня в цвете национальной культуры народов манси.
Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер-класс

Тема: «Выпиливание орнамента»

Цели:

  • Образовательная: расширение и закрепление знаний учащихся о народно-прикладных промыслах народов севера;

  • Развивающая: показать индивидуальность, своеобразие и неповторимость произведений народно-прикладного искусства. Расширение познавательных интересов учащихся о декоративно-прикладном творчестве народов манси.

Развитие коллективного творчества (создание общего панно), чувства

товарищества.

  • Воспитывающая: заинтересовать учащихся этим видом искусства и прививать любовь и гордость за край, в котором они живут. Воспитание духовно-нравственного стержня в цвете национальной культуры народов манси.

Задачи:

  • Расширить знания учащихся о _________________________

  • Привить эстетическое развитие чувство вкуса, ритма, соразмерности.

  • Расширить знания о законах дизайна, аранжировки,________________

  • _______________________________________________________

Проблема: Создание общего панно из индивидуально выполненных работ.

Техника: Моделирование, выпиливание лобзиком из фанеры.

Оборудование и материалы:

учащимся:

  1. Лист фанеры.

  2. Трафарет предлагаемого орнамента.

  3. Простой карандаш.

  4. Лобзик для выпиливания.

  5. Технологическая карта.

учителю:

  1. То же, что и учащимся.

  2. Презентация Power Point «Мансийские орнаменты».

  3. Музыкальные файлы «Национальная музыка народов манси».

  4. Мультфильм «Почему у совы голос некрасивый».

  5. Мультимедийное оборудование.

6.Тест «Культура народов Севера.

Меж.предметная связь: история, география, декоративно-прикладное

искусство, музыка, черчение, литература, МХК.

Ход занятия.

  1. Организационная часть.

Здравствуйте, сегодня у нас практическое занятие и тема нашего урока

«Выпиливание орнамента».

Это первый практический урок по разделу «Проектная деятельность».

Так как многие технологические операции мы уже изучили и теперь попробуем свои силы в проектной деятельности…

Цели:

  • расширение и закрепление знаний о народно-прикладных промыслах народов севера;

  • Познакомится с некоторыми видами орнаментов манси

  • Повторить и закрепить навыки выпиливания

  • показать индивидуальность, своеобразие и неповторимость произведений народно-прикладного искусства. Расширение познавательных интересов учащихся о декоративно-прикладном творчестве народов манси.


  1. Вводная беседа.

(Сопровождается показом слайдов)

Есть такой волшебный дом -

Тундра вся вместилась в нем:

Птицы, звери - вся природа…

Вся история народа.

Будто след былых времен,

Бережно хранится в нем:

Иглы, стрелы, топоры

Незапамятной поры…

Вопрос: Какие народы населяли Западно-Сибирскую низменность?

(Манси, ханты, зыряне, остяки и т.д.)

Манси были первыми, с кем встретились русские в Сибири. (учитель показывает на карте место их расположения.) Народность эта населяла бассейны рек Сосьвы, Конды, склоны Уральских гор. От соседствующих с ними коми-зырян оно получили название "вогулов" - "чужой", сами они называли себя "мансь"- малый народ, малое племя.

Они вели кочевой образ жизни, основным занятием их были оленеводство, звериный промысел, рыболовство. Ханты - самая многочисленная народность, в древности их называли " арьяхи" - " много людей".

(фоном звучат песни народов Севера)

Многое в образе жизни, быте, культуре аборигенов казалось чудным, диковинным, к примеру, их дом.

Вопрос: Как называется дом ханты?

(Чум)

Буквально за считанные минуты устанавливаются шесты, которые жестко связываются в каркас. Конструкция эта покрывается оленьими шкурами, сшитыми в два слоя, мехом наружу, внутри очаг, на земляной пол укладываются циновки, шкуры. Топится железная печь или костер.

У различных народов по - разному проявляется тяга к прекрасному - украшение орудий труда, предметов быта, одежды.

Строгая зимняя одежда ненцев, ханты, манси отделывалась орнаментом. Это украшение или узор, основанный на повторе, чередовании составляющих его элементов. Основные мотивы для орнаментов человек находил в природе, знакомясь с различными видами орнаментов, мы узнаем в их рисунках обобщенные образы природных форм - листьев, цветов, зверей. Орнаменты северные народы так же берут из природы, давайте посмотрим на их орнамент.

(Демонстрация слайдов)

У народов ханты и манси наряду с украшением одежды прикладное искусство проявилось в обработке бересты, из нее делали посуду, детские колыбельки, табакерки, в орнаменте на бересте можно узнать стилизованные изображения деревьев и животных. Береста заготавливалась трижды в год. Прежде чем использовать бересту, ее варили в воде или рыбьем жире, после чего она становилась прочной и эластичной, узоры наносили выскабливанием, накладной аппликацией по цветному или закопченному фону при помощи ажурной резьбы. Одним из мотивов для орнамента у народов манси служил образ птиц севера.

(Слайды орнаменты-птиц)

Сова - в переводе на мансийский - манквла

А это орнамент совы который наносили манси на предметы быта

Сегодня мы с вами попробуем создать образ северной совы по мотивам орнаментов народов манси. ????? только обратите внимание орнамент сложный а время урока ограничено какже нам быстро выполнить орнамент сэкономив время …

ворос

Цель

Развитие коллективного творчества (создание общего панно), чувства

товарищества.

Каждому из вас будет предложено изготовить один из элементов этого орнамента. потом мы составим эти элементы и получится наш орнамент

.сейчас мы свами разделимся на группы 5 чел и я назначу бригадиров которые будут следить за работой в бригадах и конечно же будут помогать мне

Подготовка к практической части. Разделить на группы. Выбрать бригадира.



  1. Перед вами технологическая карта изготовления орнамента (работа с технологической картой. Техника Безопасности!).

4. Практическая часть.

Первый этап.

Второй этап.

Третий этап.

Четвертый этап.

Пятый этап.

Шестой этап.

И так бригадиры сейчас займутся распределением инструмента и шаблонов


  1. Заключительная часть.

Оживим…….

(Мультфильм «Почему у совы голос некрасивый».)

и так мы сегодня многое узнали давайте проверим насколько же вы были внимательными

Сейчас мы проверим знания с помощью небольшого теста.

Тест


Слайд с фотографией «Желаю удачи!»








© 2010-2022