- Преподавателю
- Технология
- ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ «ВЫБЕРИ СЕБЕ ДОРОГУ»
ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ «ВЫБЕРИ СЕБЕ ДОРОГУ»
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Салимшина С.А. |
Дата | 23.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
приложение 6
ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ
«ВЫБЕРИ СЕБЕ ДОРОГУ»
Составитель : Салимшина Светлана Альфеевна
г. Комсомольск-на-Амуре
1. ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Включение программы по профессиональной ориентации в структуру программы развития школы имеет следующие предпосылки:
-
Перед специальной (коррекционной ) школой стоит задача социально-трудовой психологической адаптации учащихся в новых экономических условиях. Важнейшая задача образовательного учреждения - помочь учащемуся найти свое место в жизни после окончания учебного заведения.
Деятельность школы направлена на решение важной социально-значимой задачи - подготовку ребенка с интеллектуальной недостаточностью к самостоятельной жизни в обществе.
-
Сегодня принята и уже действует концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования/ приказ № 2983 от 18.07.2002г. МОРФ/, которая преследует одну из целей -«расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ профессионального обучения».
Объективной основой возникновения программы стала доказанная опытом возможность за счет целенаправленной , комплексной подготовки к выбору профессии учащихся , повышение уровня нравственного и трудового воспитания, уменьшение проблем адаптации выпускников школы; осознанного и уважительного отношения к труду и людям труда.
2.СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ.
Разработанная нами программа включает в себя основные направления в работе с учащимися 1-4 классов,5-7 классов и 8-9 классов.
Работа по профориентации включает в себя совместную работу психолога, социального педагога, воспитателей, учителей.
3.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.
Профессиональная ориентация в коррекционной школе способствует подготовке учащихся к труду и оказанию помощи,учащимся в сознательном выборе профессии, соответствующей по интересам, способностям, состоянию здоровья и потребностям города в кадрах.
Профессиональная работа является органической частью учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении, подчиняется его целям.
ЦЕЛИ:
-
Сформировать стратегию профориентационной работы школы;
-
Скоординировать совместную работу различных структур по активизации профориентационной работы/администрации, психолога, социального педагога, учителей и воспитателей/.
-
Способствовать дальнейшему методическому наполнению каждого направления профориентационной работы.
ЗАДАЧИ:
-
Изучение и развитие профессиональных интересов, склонностей учащихся;
-
Широкое профессиональное просвещение в единстве с трудовым обучением;
-
Через систему трудового обучения формирование сознательной, устойчивой, профессиональной направленности и готовности учащихся к труду по выбранной специальности;
-
Введение в учебно-воспитательный процесс профориентационной работы, помощь учителей, воспитателей, классных руководителей, действенной помощи в выборе профессии.
4.ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ВЫБОРОМ ПРОФЕССИИ.
-
Дифференцированный подход к учащимся;
-
Включение воспитанников в труд по самообслуживанию;
-
Формирование умений и навыков, обеспечение личной жизни и деятельности;
-
Создание условий для развития личности каждого ребенка путем вовлечения в различные виды труда сообразно с их индивидуальными способностями;
-
Развитие самостоятельности, деловитости, ответственности, четкости;
-
Формирование профессиональной компетентности в избранной трудовой деятельности;
-
Создание условий для овладения современными экономическими знаниями;
-
Воспитание культуры личности/экономическая, экологическая, правовая, сексуальная/, культуры труда.
5.МЕТОДЫ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ.
-
Включение воспитанников в общественно полезный труд, самообслуживающий труд, кружковую деятельность.
-
Уроки, внеклассные занятия.
-
Психогимнастики, психоконсультирование, тренинги.
-
Практические занятия.
-
Конкурсы профессионального мастерства.
-
Ролевые и коммуникативные игры.
-
Экскурсии.
-
Создание уголка профориентации.
6. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ
6.1.ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (1-4 КЛАССЫ)
Основные цели профориентационной работы по развитию профессиональных интересов и склонностей у младших школьников:
-
Знакомство с миром профессий;
-
Формирование первоначального интереса к каким-либо профессиям;
-
Формирование нравственных основ выбора профессии;
-
Развитие потребности в общественно-полезном труде.
№
Название мероприятия
Формы работы
Ответственный
Сроки
1
«Интересы, увлечения, профессиональные мечты»
беседа
психолог
сентябрь
2
«Кто, какие игры любит»
беседа
воспитатель
сентябрь
3
«Как растят хлеб»
Классный час
Классный руководитель
сентябрь
4
«Профессии всякие нужны, профессии всякие важны»
беседа
Социальный педагог
октябрь
5
«Профессии детского сада и школы»
Конкурс рисунков
Педагог ДО
воспитатель
октябрь
6
«Здоровье и режим дня»
беседа
Воспитатель
психолог
Октябрь
ноябрь
7
Развитие элементарных трудовых навыков
Кружок «Умелые руки»
Воспитатель
Педагог ДО
В течении года
8
«Школьная мастерская»
экскурсия
Классный руководитель
ноябрь
9
«Чем занимаются мои близкие родственники»
Устный рассказ
воспитатель
декабрь
10
«Угадай профессию»
Игра-викторина
Соц.педагог
В течении года
11
Сюжетно-ролевые игры «Ателье», «Наша почта»
игра
психолог
В течении года
12
«Город раньше и теперь»
Игра-путешествие
воспитатель
декабрь
13
«Как формировать интересы и склонности у ребенка»
Беседа с родителями
Классный руководитель, воспитатель
В течении года
14
«Человек интересной профессии»
Встреча с интересными людьми
Соц. Педагог
психолог
январь
15
«Кто больше знает о профессиях»
конкурс
воспитатель
февраль
16
«Предприятия нашего города»
экскурсии
воспитатель
В течении года
17
«На кого хочу быть похожим»
сочинение
Классный руководитель
февраль
18
«Кем быть»
Профориентационный праздник
Соц . педагог
психолог
март
19
«Всякая вещь трудом создана»
Беседа, выставка работ
воспитатель
апрель
20
Выпуск стенгазет к праздникам и конкурсам
Оформление летописи знаменательных дат школы
Воспитатель
психолог
Апрель-май
6.2. ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ.
Основная цель профориентационной работы - введение новых уровней классификации профессий;
-
Формирование представлений о характере современного труда, механизации и автоматизации производства, о повышении требований к работающим на производстве людям разных профессий;
-
Расширение знаний массовых профессий, трудовых достижений;
-
Воспитание у детей сознания необходимости получения начального специального образования, его роли в повышении производительности труда;
-
Ориентировочное распределение детей в группы по интересам.
№
Перечень направлений
Формы, способы, приемы реализации
Ответственный
Сроки
1
Использовать возможности уроков, внеклассных занятий в целях профориентации.
Включить в календарные воспитательные планы раздел профориентационной работы.
Учителя, воспитатели
В течении года
2
Включение воспитанников в общественно-полезный, самообслуживающий труд:
-
Соблюдение личной гигиены и внешнего вида;
-
Занятие: «Каков Я?»
Участие воспитанников в работе:
-
по ремонту школы,
-
пошиву изделий для нужд школы,
-
изготовлению столярных изделий для нужд школы;
формирование навыков ухода за телом; учить обращать внимание на внешний вид, формирование навыков здорового образа жизни.
Учителя, воспитатели
В течении года
3
Ролевая гимнастика.
Выявления интересов, склонностей, способностей учащихся. Игра направлена на снятие напряжения , эмоциональное оживление способствует расширению поведенческого репертуара, направлена на развитие общения между детьми.
психолог
сентябрь
4
Занятие «Подумай и изобрази»
Тренинг смоделированных стандартных ситуаций для включения воспитанников в различные виды деятельности с целью развития интересов и склонностей
воспитатели
октябрь
5
Коммуникативная игра: «Хочу быть рабочим».
Занятие «Мое настроение»
Тренинг формирования жизненных целей, приоритетов рабочих специальностей.
Анализ сложных конфликтных ситуаций между людьми. Формирование способности заботиться о других.
психолог
октябрь
6
Рисование на тему : «Какой я есть, кем бы я хотел стать»
Изучение личности воспитанника в целях формирования интереса к профессии.
воспитатели
ноябрь
7
Включение в кружковую деятельность учащихся.
Организация работы с воспитанниками по выяснению интересов, склонностей; вовлечение в различные кружки
воспитатели
Октябрь-ноябрь
8
Конкурс рисунков : «Мое будущее».
Составь рассказ
Моделирование образа будущего, арт-терапия. Привитие положительного отношения к будущей трудовой деятельности.
Метод незаконченных предложений:
«Я люблю, когда…»
«Меня беспокоит…»
«Когда мне плохо…»
«Что я не могу…»
«Я боюсь…»
Выход из сложных ситуаций.
психолог
декабрь
9
Участие в конкурсе профессионального мастерства:
-
конкурс штукатуров-маляров;
-
на лучшую швею;
-
«Юный столяр»
Развитие навыков совместной деятельности, тренировка умения регулировать свои поведенческие реакции, контроль над импульсивностью; привлечение детей к участию в публичных выступлениях.
Учителя трудового обучения
март
10
Коммуникативная игра: «Хочу, могу, надо».
Тренинг коммуникативных умений по формированию жизненных целей, будущих достижений посредством выбранной профессии
психолог
декабрь
11
Психоконсультирова-ние: «Я и другие».
Анализ конфликтных ситуаций, развитие умений самопрезентации
психолог
12
Ролевая игра «Какие бывают профессии»
Использование имитационных профориентационных игровых упражнений
воспитатели
13
Экскурсия на предприятия города «Мир профессий моего района»
Знакомить с профессиями швеи, маляра, столяра.
воспитатели
В течении года
14
Занятие «Умей сказать нет!»
Коммуникативная игра: «Азбука профессии»
Развитие межличностного взаимодействия и умения утверждать свою точку зрения, противостоять влиянию среды
Анализ профессии по содержанию труда и требованиям, предъявленным к человеку
психолог
Февраль
март
15
Тренинг межличностного взаимодействия «Труженик и бездельник»
Рассказы о трудолюбивых и ленивых людях, их способах зарабатывать на жизнь и последствиях
психолог
апрель
16
Занятие : «Угадай профессию»
Выяснить знания о профессиях. Анализ профессий.
воспитатели
апрель
17
Театрализованная игра: «Контакт»
Помочь участникам вжиться в роли профессионалов различных рабочих специальностей
воспитатели
Май
18
Занятие-инсценировка: «Мой рабочий день»
Инсценировка рабочего дня специалиста избранной профессии
психолог
май
19
Выставка работ учащихся. /выставка-продажа/.
Моделирование ситуации зарабатывания денег правовым способом
Учителя трудового обучения
май
6.3.ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ.
Основная цель профориентационной работы - знакомство с условиями и факторами правильного выбора профессии путем овладения профессии;
-
Ознакомить с профессиями штукатура-маляра, столяра, швеи, растениевода, слесаря, младшего медицинского персонала, помощника воспитателя, самолетостроения;
-
Ознакомить с системой учебных заведений города края;
-
Производить индивидуальные консультации учащихся в условиях школы и Центра профориентации молодежи;
-
Распределение профессий по типам учебных заведений. К концу года дети должны знать :
кто и где им оказывает помощь в выборе профессий;
требования, предъявляемые к профессии человека;
профессии города, края, потребность в кадрах.
№
Перечень направлений
Формы, способы, приемы реализации
ответственный
сроки
1
Использование уроков, внеклассных занятий в целях профориентации
Включить в календарные планы раздел профориентационной работы
Учителя, воспитатели
В течении года
2
Включение старших воспитанников в общественно-полезный труд
Участие старших воспитанников в работе:
-
по ремонту школы,
-
пошиву изделий для нужд школы,
-
изготовлению столярных изделий для нужд школы;
Учителя трудового обучения
В течении года
3
Соблюдение личной гигиены, внешнего вида
формирование навыков ухода за телом; учить обращать внимание на внешний вид, формирование навыков здорового образа жизни.
воспитатели
В течении года
4
Организация личной жизни и деятельности
Формирование умения выбрать оптимальный режим жизни и деятельности
Воспитатели, учителя
В течении года
5
Обеспечение личной жизни и деятельности
Формирование умений и навыков, обеспечение личной жизни и деятельности/умение готовить пищу, ухаживать за обувью, одеждой; формирование культуры, взаимодействие со средой проживания; формирование умения оформить место своей деятельности и проживания/.
Воспитатели, учителя
В течении года
6
Становление личности воспитанника как семьянина, гражданина, профессионала.
Формирования умения и навыков планирования своей жизни и деятельности в своем жизненном становлении как личности
Воспитатели, учителя
В течении года
7
Организация кружковой деятельности для старших воспитанников
Организация работы в кружках/прикладное творчество, «выжигание», «шашки», «мягкая игрушка», «вязание». Создать условия для активной пробы сил в различных видах трудовой деятельности./
воспитатели
Сентябрь
октябрь
8
8.1.
8.2.
8.3.
8.4.
8.5.
Профессиональное просвещение воспитанников
Занятие: «Кто во что горазд»
Консультирование : «Путешествие в себя»
Создание уголка по профориентации
Экскурсии в ПУ№18, в учреждения, магазины, стройки: «Мир профессий моего района»
Посещение краеведческого музея, музея КНААЗ
Знакомство учащихся с миром профессий
Знакомство учащихся с миром профессий, обучение невербальным средством общения.
Выявление личностных качеств у учащихся, необходимых при выборе профессий.
Подготовка материала по различным профессиям, училищам.
Знакомство с учебными заведениями, в которых могут получить профессию воспитанники школы. Знакомить воспитанников с разнообразными рабочими профессиями Ленинского округа
Знакомство с разнообразными рабочими профессиями, необходимыми городу
Воспитатели, психолог
Психолог
Психолог
Социальный педагог
Воспитатели классные руководители
Воспитатели кл. руководители
Октябрь
Сентябрь
Сентябрь
Сентябрь
Октябрь
ноябрь
9
«Какие специальности больше всего нужны твоему городу?»/справоч-ная информационная консультация/
Подготовка старших воспитанников к осознанному принятию решения о выборе профессии
профориентатор
декабрь
10
КВН «Все работы хороши»
Знакомство с основными требованиями профессии к человеку
организатор
январь
11
Встреча с интересными людьми «Человек интересной профессии»
Воспитание уважения к труду и людям труда
воспитатели
февраль
12
Выставка-продажа «Мое хобби»
Моделирование ситуации зарабатывания денег правовым способом
профориентатор
март
13
Беседа, практические занятия «В здоровом теле здоровый дух»
Знакомство с правилами выбора профессии и возможными ошибками
Медицинский работник
апрель
14
Беседа-лекция «условия труда подростков 16-18лет »
Формирование юридических основ выбора профессии
Социальный педагог
май
7.ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.
-
Достаточная информация о профессиях и путях ее получения / ясное представление о требованиях к человеку, о месте получения профессии, потребности общества в этой профессии/.
-
Потребность в обоснованном выборе /показатель самостоятельной активности по полученной информации, желание попробовать свои силы/.
8.МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ.
1. МОТИВЫ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА:
-
Добиться положения в обществе
-
Получить престижную работу
-
Жить и работать среди образованных людей
2. МОТИВЫ МАТЕРИАЛЬНО-БЫТОВЫЕ:
-
Иметь хорошую заработную плату
-
Получит чистую и легкую работу
3.МОТИВЫ САМОУТВЕРЖДЕНИЯ В ТРУДЕ:
-
Реализовать свои возможности
-
Получить привлекательную по душе работу
4.МОТИВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА:
-
Приобрести глубокие профессиональные знания
5.МОТИВЫ СОБСТВЕННОГО ТРУДА:
-
Получить интересную специальность
6.МОТИВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ ТРУДА:
-
Приносить пользу людям, обществу
-
Получить профессию, с которой легче найти работу
7.МОТИВЫ ПОЛУЧЕНИЯ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
-
Получить свидетельство об образовании
-
Стать культурным, образованным человеком
8.ИНДИФФЕРЕНТНЫЕ МОТИВЫ:
-
Просто получить какую-то профессию
9.ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ МЕТОДИКИ.
«Кем быть?»
Цель: Выявить интерес детей к профессиям, мотивы их выбора.
Детям предлагается:
-
Нарисовать, кем бы ребенок хотел стать в будущем.
Под рисунком сделать подпись, которая позволит лучше понять содержание рисунка:
-
Написать мини-рассказ (сказку) «Кем я хочу стать и почему?»;
-
Дописать предложение : «Я хотел бы стать …, потому что…»;
Обработка полученных материалов может включать:
-
Сравнение рисунков и ответов;
-
Классификацию профессии;
-
Классификацию мотивов их выбора;
Игровая методика « Угадай-ка»
Детям предлагается обыграть, «защитить» нравящуюся им профессию, показать ее при помощи пантомимы, загадать о ней загадки или прочитать стихи.
Примечание: при анализе работ следует обратить внимание на то, насколько точно детям удается показать профессию, умеют ли они в ней выделить суть , какие средства, приемы используют для ее «защиты».
«Мое любимое дело»
Цель: выявить наиболее популярные занятия детей.
Ребят просят ответить (устно, письменно, с помощью рисунка, пантомимы) на вопросы:
Что ты любишь делать больше всего?
Твои любимые занятия. Чем ты любишь заниматься?
«Мой герой»
Цель: выяснить ценностные ориентации младшего школьника.
Данная методика может иметь несколько вариантов.
1 вариант. Вопросы детям.
На кого ты хотел бы быть похожим сейчас и когда вырастишь?
Есть ли в классе ребята, на которых ты хотел бы быть похожим? Почему? (если в классе нет образца, сделай выбор среди всех знакомых ребенку детей.)
На кого из знакомых взрослых ты хотел бы быть похожим?
2 вариант. Выбор одного из предъявленных образцов поведения детей:
-
Вася был очень спокойный мальчик: он никогда не дрался, очень любил ловить рыбу; в классе обычно сидел тихо ,в стороне, и что-нибудь рисовал.
-
Петя всегда старался быть впереди всех: первым приносил бумагу, первым вызывался убирать класс. Если ему что-то удавалось, он гордо говорил: «А у меня лучше всех!»
-
Костя обычно с удовольствием работал вместе с ребятами, умел организовывать всех, чтобы никто не ссорился; мог придумать интересное дело. Вопрос после чтения примеров поведения детей: «Кто тебе больше понравился, почему?»
3 вариант : Выбрать на кого ребенку хочется быть похожим больше всего:
-
На маму;
-
На папу;
-
На сестру;
-
На брата;
-
На учительницу;
-
На своего друга;
-
На героя из книги;
-
На героя из кинофильма, телепередачи.
4 вариант: Сочинение на тему: « Я хочу быть таким же» (для 3 класса).
5 вариант: Рисунки для 1 и 2 классов. «Я хочу быть, как….».
Примечание: При анализе результатов обратить внимание не только на то, кто является примером для подражания, но и почему именно такой выбор сделал ребенок.
«Хочу-не хочу»
Цель: выявить те примеры, которым хотят подражать дети. Дети отвечают на вопросы:
-
«Каким ты хочешь стать?»:
-
Очень-очень хочу…(во-первых).
-
Очень хочу…(во- вторых).
-
Хочу…(в-третьих).
-
«Какие качества тебе нравятся больше всего..»
-
У ребят;
-
У взрослых;
-
У самого себя?»
-
«Какие качества тебе не нравятся…»
-
У ребят;
-
У взрослых;
-
У самого себя?»
10.ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.
-
«Мир профессий» профориентационная викторина.
Оформление:
-
Плакаты с изображением животных в качестве представителей конкретных профессий, например, жираф в каске, крокодил Гена с отбойным молотком, обезьяна за рулем автомобиля, бегемот с удочкой и т.д.
-
Пословицы на листах ватмана . Их смысл должен соответствовать изображениям на плакатах.
Подготовка . для игры младшие школьники выбирают две команды, в которой по 6 человек. Остальные-болельщики. Первую команду можно назвать «Мастер», вторую- «Призвание». Каждая команда имеет свою эмблему, которую прикрепляют к одежде всех членов команды. В состав жюри входят педагоги, родители. Ведет викторину учитель, библиотекарь.
Разминка.
Члены команд получают карточки, на которых написаны группы слов. По данным группам слов ребята должны определить, о каких профессиях идет речь. Если можете, назовите известных людей, представителей этих профессий:
-
Чертеж, циркуль, конструкция (инженер-конструктор)
-
Компьютер, программа, текст (программист, оператор)
-
Груз, штурвал, река (матрос, капитан, штурман, лоцман)
-
Животные, шприц, больница (ветеринар).
-
Конкурс «Профсловарь».
Каждая команда получает листок со списком терминов. После чтения и обсуждения задания в команде, дети объясняют значения слов-терминов. Время на обсуждение одного термина -1 минута.
Список№1: профессия, инструмент, халтура, условия труда;
Список№2: рабочий, орудие труда, мастер, зарплата.
-
Конкурс болельщиков
Ведущий задает вопрос болельщикам:
-
Какие вы знаете профессии работников железнодорожного транспорта?
-
Сельского хозяйства?
Болельщики должны дать ответы- загадки, чтобы болельщики другой команды отгадали их.
-
Конкурс плакатов о профессиях.
Каждая команда представляет на обсуждение своих соперников несколько заранее приготовленных плакатах (не более 10). Соперники отбирают лучшие на их взгляд плакаты и помечают их своим знаком в уголках. Выигрывает команда, у которой среди отобранных и помеченных плакатов наибольшее количество совпадений мнений болельщиков и соперников. На каждом плакате нужно показать, чем занимаются люди данной профессии, что привлекательного в этой профессии; выбор профессии- произвольный. Плакат может быть любого формата.
-
Конкурс «Письмо другу».
Задание командам:
Ваш друг, живущий в другом городе, просит дать ему совет. Став взрослым, он хочет заниматься лечение людей. Напишите ему ответное письмо и дайте совет- какую профессию ему выбрать. Письмо может быть и штучное, но из него можно легко понять данный другу совет. Командам вручают листы с началом письма другу:
«Здравствуй, дорогой…..(имярек)! Ты просишь подсказать тебе, кем быть. Спешу помочь тебе и выполняю твое задание. У меня есть хороший знакомый (друг), который работает…(название профессии). Я долго приглядывался к нему и его работе и понял, что… (и тебе тоже стоит сделать то же самое)».
-
Конкурс пословиц и поговорок.
Какая команда знает их больше? Конкурс проводится по принципу аукциона: команды по очереди называют пословицы; команда, назвавшая за определенное время больше пословиц, выигрывает.
-
Игра «Эрудит».
Ведущий внутренне определяет для себя профессию и называет первую букву. Класс пытается отгадать эту профессию, но при этом не называет ее прямо, а задает вопрос, содержащий в себе описание функций носителя предполагаемой профессии. Например, ведущий задумал профессию на букву «П». Отгадывающий говорит:
-Это мастер- пищевар ?
-Нет, это не повар, - отвечает едущий.
Другой ученик задает вопрос:
- Это тот, кто продает
Масло, хлеб и бутерброд?
Холодильник и утюг,
Трактор, лес, а может плуг?
-Нет, не то, не продавец, -отвечает ведущий.
Если ведущий не смог правильно назвать профессию, то он обязан назвать вторую букву задуманного слова. Тот, кто отгадал задуманную профессию, становится ведущим. Если класс не смог отгадать профессию и сдался, то ведущий получает право загадать второе слово. Учитель следит, чтобы ребята правильно давали описания функций конкретных профессий, а ведущий отгадывал их, грамотно называя нужную специальность.
Победителю можно вручит шоколадную медаль «Шоколадный эрудит» или увлекательную книгу.