ПРОГРАММА элективного курса по ТЕХНОЛОГИИ «Обработка древесины»

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОГРАММА

элективного курса

по ТЕХНОЛОГИИ

«Обработка древесины»

автор :Шпомер Юрий Владимирович,

УЧИТЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ.

МКОУ СОШ №2, Россошь

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ТЕХНОЛОГИИ /ТЕХНИЧЕСКИЙ

ТРУД/ 7-Й КЛАСС. ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ.

ТЕМА 1: Изготовление фасонных изделий на токарном станке СТД-120M

ТЕМА 2: Конструирование малогабаритной мебели

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Включение в содержание курса двух тем объясняется единством целей и задач, решаемых в ходе их изучения. Каждая тема может рассматриваться как независимо от другой, так и во взаимосвязи /например, использование фасонных токарных деталей при изготовлении малогабаритной мебели/. Их выбор обусловлен объективно сложившимися противоречиями:

• между многообразием склонностей и способностей учащихся и единообразием требований проектов образовательного стандарта

• между содержанием образования и потребностями принципиального изменения качества трудовых ресурсов в условиях экономической конкуренции.

Обязательным содержательным элементом настоящего курса является выполнение творческого проекта. Практические работы занимают 60-70% учебного времени.

Количество часов по программе, отведенных на изучение устройства токарного станка СТД-120М и работу на нем, вполне обеспечивает реализацию стандарта образования. Однако, для значительной группы учащихся этого недостаточно. И знание конструкции станка, и освоение элементарных приемов точения не дают им возможности удовлетворить тягу к творчеству, изготовить самостоятельно придуманное изделие. Случается, что они /изделия/ оказываются более интересными, сложными, эстетически привлекательными, чем программные, следовательно, являются безусловно востребованными, значимыми для ребят. Кроме того токарная обработка древесины по сути своей процесс во многом творческий. Небольшие изменения в конструкции станка, увеличение количества применяемых резцов и приспособлений значительно расширяют возможности работающего в точении фасонных деталей /Фасонный - оригинальный, нетипичный, нестандартный/. Это как раз и привлекает учащихся.

Вторая тема - "Изготовление малогабаритной мебели" вообще не рассматривается в программе как самостоятельная, хотя на сегодняшний день весьма актуальна. Часто выбор какого-то предмета мебели функционально значимого и удачно вписывающегося в интерьер, становится неразрешимой

задачей. Решить ее можно путём самостоятельного изготовления изделия, отвечавшего необходимым требованиям. Конечно, за крупные по размерам

вещи браться вряд ли стоит, а вот работы по конструированию и изготовлению малогабаритной мебели вполне по силам учащимся. Важно, что при этом обеспечиваются высокая мотивация, заинтересованность, стремление ребят к достижению хороших результатов. Ведь и конструкция и назначение объекта труда им понятны, значимость не вызывает сомнений. К тому же, такая постановка дела требует от учащихся активного применения знаний других предметов и наук, умения выявлять причинно-следственные связи между объектами и явлениями.

В самой формулировке тем курса подчеркнута прикладная, практическая направленность. Это обусловлено не только спецификой предмета, но и запросами ребят, желающих самоутвердиться, самореализоваться в настоящем «взрослом» деле. Для достижения целей и решения поставленных задач эффективен метод творческого проекта.

Цели курса:

· Развитие технического, инженерного мышления, навыков конструирования

· Расширение арсенала приемов и умений по обработке древесины.

Задачи курса:

  • Познакомить учащихся с новыми приспособлениями и инструментами

  • Исследовать возможности станка СТД-120М, возникающие при внедрении новшеств

  • Определить предполагаемые качественные изменения в конструкции изделий и проанализировать их

  • Предоставить учащимся возможность реализации их замыслов по изготовлению изделий на основе проектной деятельности.

Ожидаемые результаты:

· Изменения характера деятельности учащихся, преобладание поисковой творческой не только по предмету технология, но и в учебе вообще

· Формирование умений самостоятельно ставить цель, определять оптимальные пути её достижения, анализировать результаты

· Успешное усвоение курса - база правильного выбора направления образования, помощь в социальной адаптации.

Контроль.

1.Изготовление фасонных изделий на токарном станке СТД-120М.

Тематический план.

№ п/п

Тема

Часы

Теоретические

Практические

1.

Вводное занятие

1

2.

Изменения в конструкции станка СТД-120М и расширение его возможностей

1

1

3.

Фасонные токарные резцы по дереву

1

1

4.

Фасонные тела вращения

1

5.

Проектная деятельность

5.1

Разработка конструкции изделия

1

5.2

Обоснование и экономический расчёт

1

5.3

Изготовление изделия

7

5.4

Защита изделия

1

6.

Заключительное занятие

1

5 12

-----------------------------------

Итого часов: 17

1. Вводное занятие.

Знакомство с учащимися. Постановка целей и задач. Обсуждение плана предстоящих

Занятий. Инструктажи по ПТБ.

2. Изменения в конструкции станка СТД-120М и расширение его возможностей .

Установка трехкулачкового патрона для закрепления заготовок. Применение вращающегося центра. Реконструкция защитного ограждения. Удлинение станины станка.

Использование шлифовального диска и шлифовального барабана.

Практическая работа.

Подготовка заготовок к установке на станок. Освоение приемов шлифования деталей с по-

мощью диска, барабана.

3. Фасонные токарные резцы по дереву : изготовление, заточка, применение.

Практическая работа.

Упражнения в пробном точении фасонными резцами :точение канавок, уступов, валиков, гантелей и т.п., растачивание полостей.

4. Фасонные тела вращения.

Понятие о поверхности вращения и тела вращения. Фасонная поверхность и фасонное тело вращения. Виды сечений тел вращения плоскостью.

5. Проектная деятельность.

Выбор или конструирование изделия. Обоснование. Экономический расчет себестоимости объекта труда. Выполнение технологической документации. Изготовление изделия. Защита проекта.

Практическая работа.

Выполнение экономического расчета затрат на изготовление изделия, его чертежа или технического рисунка. Составление технологической карты. Выполнение всех операций по изготовлению изделия. Оформление проекта в соответствии с требованиями и защита.

6. Заключительное занятие.

Подведение итогов. Обсуждение работ. Определение причин удач и неудач. Коллективная выработка рекомендаций по предупреждению и устранению недостатков.

Примерный перечень изделий: токарные детали для мебели, предметы кухонной утвари, вазы, плошки, подсвечники, сувениры, деревянные детали светильников, игрушки.

2. Конструирование малогабаритной мебели.

Тематический план.

№ п/п

Темы

Часы

Теоретические

Практические

1.

Вводное занятие

1

2.

Понятие о малогабаритной мебели, её значение

1

3.

Принципы конструирования

1

1

4.

Требования, предъявляемые к столярным изделиям

1

5.

Виды столярных соединений, применяемых при изготовлении мебели

1

1

6.

Проектная деятельность

6.1

Конструирование изделия

2

6.2

Выбор материалов, расчет затрат

1

6.3

Изготовление изделия

6

6.4

Оформление проекта и защита, заключительное занятие

1

5 12 -----------------------------------

Итого часов: 17

1. Вводное занятие.

Знакомство с учащимися. Постановка целей и задач. Обсуждение плана предстоящих работ. Инструктажи по ПТБ.

2. Понятие о малогабаритной мебели, её значение.

Интерьер современного жилища. Мебель как его неотъемлемый атрибут.

Особенности малогабаритной мебели, её функции.

3. Принципы конструирования.

Принципы композиции и конструирования. «Золотое» сечение. Особенности конструирования столярных изделий.

Практическая работа.

Выполнение эскизов и технических рисунков изделий из древесины разной степени сложности.

4. Требования, предъявляемые к столярным изделиям.

Социальная значимость объектов труда, технологичность и эстетическую ценность. Роль текстуры. Чувство материала.

5. Виды столярных соединений, применяемых при изготовлении мебели.

Шиповые соединения: многократный прямой шип и шип «ласточкин хвост». Соединения на угловую стяжку. Соединения на шкантах.

Практическая работа.

Выполнение вышеназванных соединений /например, для ремонта мебели или реставрации мебели/.

6. Проектная деятельность.

Разработка конструкции изделия в соответствии с принципами конструирования, учетом требований к мебели и свойств материала. Изготовление изделия.

Практическая работа.

Изготовление самостоятельно разработанного объекта труда /малогабаритная мебель/ по методу творческого проекта.

На последнем занятии целесообразно провести анализ работ и подвести итоги.

Примерный перечень изделий: настенные полочки и шкафчики, напольные полки и шкафчики, журнальные столы, стулья и табуреты, цветочницы.

Настоящая программа элективного курса /обе темы/ в значительной степени универсальна. Для её реализации не требуется особых материальных затрат. Занятия могут проводиться в типовой школьной столярной мастерской. Материалы для изделий самые простые и доступные. Всё это позволяет успешно адаптировать программу к условиям любой школы.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Кулебакин Г.И. «Столярное дело». Москва, Стройиздат, 1983.

2. Шепелев А.М. «Столярные работы в сельском доме». Москва, Россельхозиздат, 1987.

3. Трушовский А.Г. «Пособие мастеру столярно-мебельного производства». Москва-Ленинград, Гослесбумиздат, 1957.

4. Бобиков П.Л. «Изготовление художественной мебели». Москва, «Высшая школа», 1983.

5. Федотов Г.Я. «Волшебный мир дерева». Москва «Просвещение», 1987.

6. Современная энциклопедия домашнего хозяйства «Сделай это сам». Москва АСТ «Астрель», 2002.



© 2010-2022