- Преподавателю
- Технология
- Рабочая программа по технологии 9 класс
Рабочая программа по технологии 9 класс
Раздел | Технология |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шапочкина А.А. |
Дата | 14.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО:
Директор школы Зам. директора по УВР На заседании МС
_______/__________ ________/_________ ______/_________
«___»______ 20 ___г «__»__________20__г. « __»_____20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по__технологии 9 класс
Шапочкина Анна Александровна
(ФИО)
________учитель, 2 квалификационная категория________
(должность, категория)
2014 - 2015 учебный год
-
Пояснительная записка
Рабочая программа «Технология. Черчение и графика» составлена на основе Федерального базисного учебного плана от 09.03.2004г. № 1312 и Регионального базисного учебного плана образовательных учреждений Тверской области от 14.05.2012г. № 1018/ ПК в соответствии с положениями Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» и учетом обязательного минимума содержания образования и программы для общеобразовательных учреждений «Графика и черчение» 9 класс разработанной под руководством и редакцией А.А.Павловой, С.В.Жукова. Программа рекомендована Министерством образования и науки РФ.
Традиционно значимыми целями изучения курса графики и черчения являются овладение школьниками графической грамотностью, приобретение политехнического кругозора, подготовка учащихся к практической деятельности и труду.
Графика, которая включает в себя черчение, проектную, техническую, архитектурно-строительную, компьютерную и дизайн-графику, является важнейшим и самым наглядным невербальным языком человечества.
В отличие от вербального, язык графики нагляден, прост, интернационален. Он понятен каждому инженеру, архитектору, художнику, дизайнеру; он доступен любому грамотному человеку - независимо от его национальности и профессиональной деятельности.
Язык графики составляет мощный пласт современной визуальной культуры, пришедший в нее из глубин древности. Решение проблем визуализации процессов, явлений, событий в науке, технике, творческой деятельности - залог успешного развития современного общества.
Курс графики и черчения рассматривается как самостоятельный учебный предмет со своим содержанием, логикой, структурой, понятийным и прикладным аппаратом. В работе использую традиционные и интерактивные методы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный, исследовательский, частично-поисковый, что позволяет мне развивать самостоятельность и творчество учащихся.
В работе использую традиционные и интерактивные методы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный, исследовательский, частично-поисковый, что позволяет мне развивать самостоятельность и творчество учащихся.
Для эффективной работы внедряю современные образовательные технологии: коллективный способ обучения, проектная деятельность, информационные, здоровьесберегающие технологии.
В связи с этими фактами комплекс целей и задач современного учебного курса графики и черчения значительно расширяется. В него входят, помимо названных выше:
-
формирование самостоятельности, инициативности, трудолюбия и уважения к труду человека;
-
формирование творческого отношения к процессу труда;
-
формирование аккуратности, терпения и привычки достижения высокого качества результатов своего труда;
-
формирование этических норм в процессе графического общения с товарищами по учебному классу;
-
развитие зрительной памяти, пространственного представления и воображения;
-
развитие логического, образного и пространственного мышления;
-
развитие проектного мышления;
-
формирование общекультурного компонента графической грамотности учащихся;
-
развитие эстетической восприимчивости и художественного вкуса школьников;
-
формирование дизайн-грамотности (включающей вопросы геометрической эргономики; экологии материалов в изделиях; взаимосвязи формообразования, технологии, функции и т.д.) школьников;
Программа рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю).
2.СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА (34 часа, 1 час в неделю)
Разрезы. Изображения. Чертежи (6 часов)
Образование и обозначение разреза. Классификация разрезов. Некоторые особые случаи образования изображений. Условности и упрощения изображений на чертежах. Построение проекций точек на разрезах. Разрезы в аксонометрических проекциях. Выбор оптимального количества изображений на чертеже
Стандартизация и проектная графика (5 часов)
Стандартизация, взаимозаменяемость, унификация. Детали и их элементы
ПРОЕКТНАЯ ГРАФИКА
Состав технической документации. Этапы проектирования и изготовления изделия. Графика на различных стадиях проектирования и изготовления изделий. Чертежи и эскизы деталей
Стандартные детали. Чертежи соединений (7 часов)
Резьба. Образование. Основные понятия . Элементы резьбы. Условное изображение резьбы. Обозначение резьбы и замеры ее параметров. Стандартные крепежные детали с резьбой и их элементы. Резьбовые соединения и их чертежи. Нерезьбовые разъемные соединения. Условности изображения и обозначения швов неразъемных
соединений
Чертежи общего вида и сборочные (3 часа)
Общие сведения. Деталирование чертежа сборочной единицы. Выполнение сборочного чертежа (общие понятия)
Архитектурно-строительная графика (6 часов)
Общие понятия. Фасад здания. План здания. Разрез здания. Особенности архитектурно-строительной графики. Разработка интерьера
Схемы (прикладная графика) (4 часа)
Основные понятия. Общие правила выполнения схем. Правила выполнения кинематических схем. Правила выполнения электрических схем
Графики и диаграммы (прикладная графика) (2 часа)
Графики. Диаграммы
3.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Дата
(полугодие)
№
п/п
Раздел, тема
Часы
Формы контроля результата
Разрезы. Изображения. Чертежи (6 часов)
1
Образование и обозначение разреза.
1
2
Классификация разрезов. Некоторые особые случаи образования изображений.
1
3
Условности и упрощения изображений на чертежах.
1
Самостоятельная работа
4
Построение проекций точек на разрезах.
1
5
Разрезы в аксонометрических проекциях.
1
6
Выбор оптимального количества изображений на чертеже
1
Самостоятельная работа
Стандартизация и проектная графика (5 часов)
7
Стандартизация, взаимозаменяемость, унификация. Детали и их элементы
1
8
ПРОЕКТНАЯ ГРАФИКА
Состав технической документации.
1
9
Этапы проектирования и изготовления изделия.
1
10
Графика на различных стадиях проектирования и изготовления изделий.
1
Практическая работа
11
Чертежи и эскизы деталей
1
Практическая работа
Стандартные детали. Чертежи соединений (7 часов)
12
Резьба. Образование. Основные понятия
1
13
Элементы резьбы. Условное изображение резьбы.
1
14
Обозначение резьбы и замеры ее параметров.
1
Практическая работа
15
Стандартные крепежные детали с резьбой и их элементы.
1
16
Резьбовые соединения и их чертежи.
1
Практическая работа
17
Нерезьбовые разъемные соединения.
1
18
Условности изображения и обозначения швов неразъемных
соединений
1
Самостоятельная работа
Чертежи общего вида и сборочные (3 часа)
19
Общие сведения.
1
20
Деталирование чертежа сборочной единицы.
1
21
Выполнение сборочного чертежа (общие понятия)
1
Практическая работа
Архитектурно-строительная графика (6 часов)
22
Общие понятия.
1
23
Фасад здания.
1
24
План здания.
1
25
Разрез здания.
1
26
Особенности архитектурно-строительной графики.
1
Практическая работа
27
Разработка интерьера
1
Практическая работа
Схемы (прикладная графика) (4 часа)
28
Основные понятия.
1
29
Общие правила выполнения схем.
1
30
Правила выполнения кинематических схем.
1
Практическая работа
31
Правила выполнения электрических схем
1
Практическая работа
Графики и диаграммы (прикладная графика) (3 часа)
32
Графики.
1
Самостоятельная работа
33
Диаграммы
1
Самостоятельная работа
34
Итоговый урок за курс 9 класса
Самостоятельная работа
Итого
34
4.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА
В соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования, к уровню подготовки выпускников по графике и черчению предъявляются требования, которые сформулированы ниже.
Учащиеся должны знать основные понятия и термины:
-
форматы, масштабы, линии чертежа, шрифт чертежный;
-
метод проецирования, виды проекций;
-
наглядные изображения, аксонометрические проекции; технический рисунок, свето-теневой масштаб;
-
изображения; виды, разрезы, сечения, чертеж детали;
-
форма и формообразование; развертка поверхности геометрического тела;
-
сборочный чертеж; резьбы и резьбовые соединения;
-
схемы, графики, диаграммы;
-
план, фасад, разрез здания;
-
компьютерная графика.
Учащиеся должны уметь:
-
пользоваться инструментами и материалами для графических работ (бумага, карандаш, линейка, угольник, рейсшина, циркуль, ластик; перо, кисть, тушь, акварель; трафареты);
-
пользоваться измерительными инструментами и проставлять размеры на чертежах (эскизах) деталей;
-
выполнять геометрические построения на плоскости с помощью инструмента (включая вычерчивание сопряжений и лекальных кривых);
-
выполнять чертежи (эскизы) и технические рисунки простых деталей;
-
выполнять макеты из бумаги или пластилина простых деталей по их чертежам (эскизам);
-
читать чертеж (эскиз) несложной детали и простой сборочной единицы (сборочный чертеж);
-
читать электрическую принципиальную схему несложного изделия;
-
выполнять план жилой комнаты (с использованием отмывки акварелью или тушью);
-
выполнять проект (авторский) несложного изделия.
Оценка графической грамотности
Для оценки графической грамотности учащегося (после изучения полного базового курса) рекомендуется предложить два проверочных задания из следующего набора обобщенных заданий.
-
Ha чертежной бумаге вычертить карандашом контур, включающий в себя сопряжения: двух прямых, двух окружностей, прямой и окружности.
С помощью циркуля и угольника разделить окружность на 3, 4, 6, 8 равных
частей. Разделить отрезок прямой на любое число равных частей.
-
Выполнить чертеж или эскиз детали (модели) средней сложности с применением полезных простых разрезов.
Учащийся выбирает главное изображение, определяет необходимое и достаточное количество изображений, использует оптимальные варианты основных изображений - видов, разрезов и их соединений. Чертеж (эскиз) выполняется с простановкой размеров - с учетом геометрии форм, образующих изделие, и технологии его изготовления в школьной мастерской.
-
Выполнить на базе любой стандартной аксонометрической проекции технический рисунок детали (модели) средней сложности по следующим исходным данным: по чертежу, по натуре.
Используются наиболее простые виды аксонометрических проекций: прямоугольная изометрическая или косоугольная фронтальная диметрическая.
-
По чертежу (эскизу) изделия или по развертке его поверхности изготовить изделие либо его геометрическую модель из бумаги, картона или пластилина. В качестве изделия предлагается простая деталь (модель).
-
По заданному сборочному чертежу или чертежу общего вида сборочной единицы, состоящей из трех-четырех деталей простых геометрических форм, определить виды соединений (в основном - резьбовых), названия соединяемых деталей и выполнить чертеж (эскиз) или технический рисунок одной из деталей.
6. Вычертить план своей комнаты или квартиры с простановкой размерных
линий. На плане изображаются графические условные обозначения оконных
и дверных проемов, санитарно-технического оборудования и мебель.
Графические задания выполняются на форматах А4 (или A3) чертежной бумаги или бумаги в клетку (для эскизов) либо в рабочей тетради в соответствии с требованиями ГОСТ 2.301 - 2.307-68 (только основные, базовые положения).
Несоответствие работы стандартным требованиям оформления чертежей снижает уровень оценки, но не более чем на один балл (условной средней оценки). Непонимание учащимся законов проецирования, законов построения и чтения чертежа, образования форм изделия, неумение выполнять несложные чертежи (эскизы) и технические рисунки снижает уровень оценки на 2 и более балла - в зависимости от степени непонимания и неумения.
Высокое качество графического исполнения заслуживает поощрительной оценки работы.
Каждое из семи предлагаемых заданий - обобщающее, его можно реализовать в бесконечном числе вариантов.
5.ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Рабочая программа ориентирована на использование следующих учебников, учебных и учебно-методических пособий.
-
Павлова А.А. Технология. Черчение и графика. 8-9 классы: учеб. Для общеобразоват. учреждений / А.А.Павлова, Е.И.Корзинова. - 7-е изд., стер. - М.:Мнемозина, 2013.
-
Павлова А.А., Жуков С.В. Методика обучения черчению и графике: Учеб.-
метод. пособие для учителей. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2004.
-
Василенко Е.А. Карточки и задания по черчению для 9кл. Пособие для
учителя М.: Просвещение 1999г.
-
Тесты для проверки обученности.
-
CD-диски
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса используются программно-педагогические средства, реализуемых с помощью компьютера: слайд-лекции, программы обучения, игровые программы, пакет программ Microsoft Office
-
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов на год: в неделю 1 , всего__34__.
№ п\п
Тема урока
Кол-во часов
Дата
д/з
Примечание (сам.из)
Разрезы. Изображения. Чертежи (6 часов)
1
Образование и обозначение разреза.
1
§10.1
2
Классификация разрезов. Некоторые особые случаи образования изображений.
1
§10.2
3
Условности и упрощения изображений на чертежах.
1
§10.3
4
Построение проекций точек на разрезах.
1
§10.4
5
Разрезы в аксонометрических проекциях.
1
§10.5
6
Выбор оптимального количества изображений на чертеже
1
§10.6
Стандартизация и проектная графика (5 часов)
7
Стандартизация, взаимозаменяемость, унификация. Детали и их элементы
1
§11.1
§11.2
8
ПРОЕКТНАЯ ГРАФИКА
Состав технической документации.
1
§11.3
9
Этапы проектирования и изготовления изделия.
1
§11.4
10
Графика на различных стадиях проектирования и изготовления изделий.
1
§11.5
11
Чертежи и эскизы деталей
1
§11.6
Стандартные детали. Чертежи соединений (7 часов)
12
Резьба. Образование. Основные понятия
1
§12.1
13
Элементы резьбы. Условное изображение резьбы.
1
§12.2
14
Обозначение резьбы и замеры ее параметров.
1
§12.3
15
Стандартные крепежные детали с резьбой и их элементы.
1
§12.4
16
Резьбовые соединения и их чертежи.
1
§12.5
17
Нерезьбовые разъемные соединения.
1
§12.6
18
Условности изображения и обозначения швов неразъемных
соединений
1
§12.7
Чертежи общего вида и сборочные (3 часа)
19
Общие сведения.
1
§13.1
20
Деталирование чертежа сборочной единицы.
1
§13.2
21
Выполнение сборочного чертежа (общие понятия)
1
§13.3
Архитектурно-строительная графика (6 часов)
22
Общие понятия.
1
§14.1
23
Фасад здания.
1
§14.2
24
План здания.
1
§14.3
25
Разрез здания.
1
§14.4
26
Особенности архитектурно-строительной графики.
1
§14.5
27
Разработка интерьера
1
§14.6
Схемы (прикладная графика) (4 часа)
28
Основные понятия.
1
§15.1
29
Общие правила выполнения схем.
1
§15.2
30
Правила выполнения кинематических схем.
1
§15.3
31
Правила выполнения электрических схем
1
§15.4
Графики и диаграммы (прикладная графика) (3 часа)
32
Графики.
1
§16.1
33
Диаграммы
1
§16.2
34
Итоговый урок за курс 9 класса «Технология. Черчение и графика»
1
Итого
34