Модель внеклассного занятия Женский русский народный костюм

Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Модель внеклассного занятия « Женский русский народный костюм».

Цели занятия:

  • Познакомить учащихся с историей женского русского народного костюма.

  • Развивать кругозор, способствовать формированию представления о декоративно-прикладном искусстве русского народа, духовной культуре.

  • Воспитывать любовь к родной стране, людям, к культуре, к традициям своего народа.

Презентация народных костюмов под музыку « Барыня».

Вы догадались, о чём будет наше сегодняшнее занятие?

Коллекция одежды, которую вы будете представлять на фестивале детских театров моды «Золотая нить», выполнена с использованием элементов русского народного женского костюма.

У русской национальной одежды многовековая история. Сегодня вы познакомитесь с историей женского русского народного костюма.

Сл.1

Одежду в крестьянской семье всегда делали женщины. Они обрабатывали лён, пряли из него тонкие нитки. Долгой и трудной была обработка льна, но под ловкими руками крестьянок лён превращался сначала в суровые холсты, затем в белоснежные ткани и прекрасные кружева. Эти же руки шили одежду, красили нитки, вышивали наряды. Чем трудолюбивее была женщина, тем тоньше и белее были рубахи у всей семьи, тем красивее были на них узоры.

Сл.2

Отсюда и произошла пословица: «Какова пряха - такова на ней и рубаха».

Сл.3

А почему именно рубаха?

Основой женского костюма была длинная рубаха. Её украшали узорным ткачеством, вышивкой. Богатые женщины имели верхние рубахи из шёлковой ткани, часто красного цвета. Самой нарядной во все времена на Руси считалась одежда из красной ткани. Понятия «красный» и «красивый» в народном представлении означали одно и то же.

Сл.4

Верхние рубахи имели длинные узкие рукава с прорезом для рук и назывались длиннорукавными (достигали 8-10 локтей в длину). Такую рубаху называли «рукава». Рубахи подпоясывали поясом (кушаком). Он считался оберегом, защищавшим от бед.

Сл.5

Одежда у жительниц северных и южных районов Руси различалась. Поверх рубахи в северных районах надевали сарафан. Сарафаны до середины 19 века были распашные косоклинные.

Сл.6

К концу 19 века сарафаны стали круглые «московские». Название говорит о их городском происхождении. Праздничные рубахи и сарафаны тщательно берегли, передавали по наследству.

Сл.7

Поверх сарафана надевали епанечку или душегрею. Эту одежду шили из дорогой узорчатой ткани. Епанечка - распашная короткая одежда на лямках (бретелях). Душегрею по краю отделывали мехом.

Сл.8

Самой богато украшенной частью и северного и южного женского костюма был передник закрывающий фигуру спереди (занавеска). Его украшали вышивкой, тканым узором, цветными вставками, шёлковыми лентами. Край оформляли оборками, бахромой, зубцами.

Сл.9

В южнорусском костюме вместо сарафана носили понёву - юбку, не сшитую по бокам, из синей, красной, чёрной, с клетчатым или полосатым узором шерстяной ткани.

Сл.10

Физкультминутка

Сл.11

Сл.12

Головные уборы. В русском костюме женскому головному убору уделялось особое внимание. По нему можно было определить из какой местности его владелица, каков её возраст, семейное положение. Девушка могла заплетать волосы в одну косу, а замужняя женщина должна была заплетать волосы в две косы. По обычаю она не имела права показываться с непокрытой головой, опростоволосится (открыть волосы) было для женщины большим грехом и бесчестьем. Головные уборы девушек были открытыми, а замужних женщин - закрывали голову. При посещении церкви девушки покрывали голову платком.

Сл.13

Повязку делали из полоски ткани (парчи) или свёрнутого платка, отделывали золотой вышивкой. Концы завязывали, иногда бантом.

Сл.14

Голова замужней женщины была закрыта повойником (волосником) - круглой шёлковой шапочкой, спереди приподнятой. Эта шапочка составляла главную часть приданого.

Сл.15

В качестве головного убора в северных районах женщины носили кокошник. Кокошник подчёркивал овал лица, был самой нарядной частью костюма. Кокошник расшивали речным жемчугом, золотым и серебряным шитьём, стразами, цветной фольгой.

Сл.16

Головные уборы передавали по наследству, они были обязательной частью приданого невесты. Первый раз кокошник надевали в день свадьбы, затем носили по большим праздникам, до рождения первого ребёнка.

Сл.17

Формы кокошников разнообразны: двурогие в виде месяца, островерхие, маленькие с ушками и др.

Сл.18,19,20

В южных областях замужние женщины носили кичку. Кички были по форме рогатые, лопатообразные, копытообразные, в виде обруча, овала.

Сл .21

Верхняя украшенная часть кички называлась «сорока». Сороку умела шить каждая крестьянка. Её надевали сверху на кичку, чтобы закрыть волосы.

Сл .22

Платки сначала повязывали поверх головного убора, позже стали надевать отдельно, завязав или заколов под подбородком.

Сл.23

Сл.24

Украшения. Применяли жемчужные, бисерные, коралловые, ожерелья, бусы, подвески, серьги.

Сл.25

Основным украшением одежды и головных уборов являлась вышивка. Образ птицы (павы) - символизировал Солнце, тепло, свет, весну. Пава - символ любви, материнства, свадьбы.

Сл.26

Северорусский костюм.

Женской обувью служили кожаные полусапожки, отделанные сверху красным сукном, а также лапти.

Сл.27

Южнорусский костюм.

Сл.28,29

Определи какой костюм изображён на слайде, северорусский или южнорусский.

Сл.

Кроссворд. Предлагаю вам, используя слова для справок, разгадать кроссворд.

Сл.

Проверка кроссворда.



© 2010-2022