• Преподавателю
  • Технология
  • Обобщение опыта Использование ИКТ в процессе преподавания обслуживающего труда как средство повышения качества образовательного процесса

Обобщение опыта Использование ИКТ в процессе преподавания обслуживающего труда как средство повышения качества образовательного процесса

Раздел Технология
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ТРУДА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Детская природа требует наглядности

К.Д. Ушинский

Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная.

Такие мультимедиа, как слайд, презентация или видеопрезентация уже доступны в течение длительного времени. Компьютер в настоящее время способен манипулировать звуком и видео для достижения спецэффектов, синтезировать и воспроизводить звук и видео, включая анимацию и интеграцию всего этого в единую мультимедиа-презентацию. Поэтому работу по применению технологии мультимедиа на своих уроках я разделила на несколько этапов.

Начала я свою работу с рассмотрения и изучения теоретических основ использования мультимедиа на учебных занятиях обслуживающего труда. Изучала опыт применения мультимедиа на уроках обслуживающего труда, предлагаемый в сети Интернет.

Определила для себя основные преимущества использования этой технологии на учебных занятиях.

  • Качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, чётким и цветным изображением на экране.

  • В случаях выявления в слайдах пособия недостатков или ошибок, можно сравнительно легко устранить дефекты.

  • В зависимости от подготовленности учащихся один и тот же материал можно объяснять и очень подробно, и рассматривая только базовые вопросы темы.

  • Темп и объём излагаемого материала, определяется по ходу учебного занятия.

  • Повышается уровень использования наглядности и производительность учебного занятия.

  • Появляется возможность организации проектной деятельности учащихся.

  • Логика подачи учебного материала положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.

  • Структурная компоновка мультимедийной презентации, с применением гипертекстовых ссылок развивает системное, аналитическое мышление.

  • Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную.

Разработала тесты для подготовки учащихся к городской олимпиаде на основе тестов Республиканских олимпиад, что позволило готовиться учащимся не только со мной, но и самостоятельно используя тесты дома на персональном компьютере.

Подготовила и провела открытое учебное занятие в рамках городской Декады педагогического мастерства в VIII «Д» классе по теме «Вышивка косметички лентами». Презентация дала возможность в ходе практической работы видеть поэтапное выполнение работы, что позволило сократить время на объяснение и показ приёмов труда.

Учащихся привлекла новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких учебных занятий создавалась обстановка реального общения, при которой они стремились выразить мысли "своими словами", они с желанием выполняли задания, проявлял и интерес к изучаемому материалу, что ведёт к развитию их творческих способностей.

Далее я работала над созданием презентаций к учебным занятиям «Бутерброды и их виды», «Текстильные волокна. Их классификация. Изготовление пряжи, ниток, ткани. Структура ткани», «Молоко и молочные продукты». Рассматривала возможности использования мультимедийных технологий на различных этапах учебного занятия. Поняла, что наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.

Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе уроке.

Для анонсирования темы учебного занятия. Тема представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса.

Использование презентаций для объяснения нового материала делает учебное занятие ярким и запоминающимся, расходуется гораздо меньше времени на объяснение нового материала, значительно улучшается качество запоминания материала учащимися. В процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. На экране могут также появляться определения, схемы, которые учащиеся списывают в тетрадь, тогда как учитель, не тратя время на повторение, успевает рассказать больше. Особого внимания требует вопрос совместного использования мультимедийных презентаций и рабочих тетрадей. Функции мультимедийных презентаций и рабочих тетрадей строго разделены и дублировать друг друга должны только там, где это действительно необходимо.

Для осуществления контроля знаний учащихся по пройденной теме можно организовать промежуточное тестирование (фронтальное или дифференцированное), решить головоломки, кроссворды.

Использование компьютерного тестирования (программа MyTestEditor) повышает эффективность образовательного процесса, активизирует познавательную деятельность учащихся. Сразу после выполнения теста, когда информация ещё не утратила свою актуальность, он получает объективный результат, что невозможно, например, при устном опросе. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые учащийся записывает в тетради или на специальном бланке ответов, смена слайдов может быть настроена на автоматический переход через определенный интервал времени. При создании теста с выбором ответа на компьютере, можно организовать вывод реакции о правильности (не правильности) сделанного выбора или без указания правильности сделанного выбора. Можно предусмотреть возможность повторного выбора ответа. Такие тесты должны предусматривать вывод результатов о количестве правильных и неправильных ответов. Кроме того, вывод вопросов теста организуется случайным образом (например, из 20 вопросов учащемуся предъявляются 10, выбранных случайным образом), что создает иллюзию наличия нескольких различных вариантов теста. По результатам таких тестов можно судить о степени готовности и желании учащихся изучать данный раздел.

На учебных занятиях трудового обучения учащиеся выполняют проекты. Выполнение и оформление проекта - довольно объёмная работа. Начиная работу над проектом, я ставлю учащихся в проблемную ситуацию, тем самым заставляю их мыслить, применять весь свой творческий потенциал.

В IX классе при выполнении проекта «Изготовление комплекта для кухни» использую групповую форму работы. Работа выполняется двумя девочками, у одной из них необходимо наличие персонального компьютера.

В VIII классе при изучении темы «Построение постельного» белья, используя программу «Сапр», учащиеся строили чертёж наволочки, при повторении пройденного материала решали кроссворд, применяя программу «HotPotatoes».

Также продолжала работу с учащимися по подготовке к городской олимпиаде, применяя различные тесты. В ходе подготовки к научно-практической конференции «Первые шаги в науку», было проведено внеклассное учебное занятие в IVклассе с использованием мультимедиа по теме «Мы едим для того, чтобы жить», в ходе которого малыши принимали активное участие.

В изучении темы «Интерьер» всегда стоит проблема показать учащимся стили в интерьере, понятие о композиции, особенности освещения и интерьера жилища, использование современных материалов в отделке квартиры и многие другие вопросы, связанные с обстановкой в доме. Такую проблему можно решить с помощью мультимедиа, которое позволяет полно и красочно представить материал по данным темам.

Мной были разработаны презентации к мероприятиям для проведения Недели творчества, что позволило предоставить работу методического объединения трудового обучения в более красочной и полной форме.

В V-VI классах я работаю по учебной программе факультативного занятия «Праздники и традиции».

Применение мультимедийных презентаций на факультативных занятиях позволила увеличить интерес учащихся к изучению предмета. При подготовке к практическим учебным занятиям я рассматриваю не только мной отобранный материал, но и материал, подготовленный учащимися. Такая совместная работа позволяет раскрыть и оценить творческий потенциал моих учащихся. Я стараюсь придерживаться правила - в реализации своей индивидуальности ребенок должен быть главным, рассматриваться как самый заинтересованный участник этого процесса. Такая совместная работа способствует самовоспитанию способностей, самораскрытию природных задатков, что является важным условием реализации индивидуальности одаренного ребенка.


Список использованных источников


  1. Запрудский, Н. И. Современные школьные технологии - 2: пособие для учителя / Н. И. Запрудский. - Минск, 2010. -256с. - (Мастерская учителя).

  2. Кравченя,Э.М. Средства обучения в педагогическом образовании. Монография / Э.М. Кравченя. - Минск: БГТУ, 2004. - 235с.

  3. Роберт И.В. современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования.- М.: «Школа- Пресс», 1994. - 205с.

  4. minedu.unibel.by



© 2010-2022