Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии.

Без творчества немыслимо развитие современного общества. Оптимальным периодом для наиболее благоприятного развития творческих способностей является младший подростковый возраст. Этот период характерен повышенным интересом ко всему, развитием аналитического и синтетического мышления, интенсивным развитием произвольного внимания, памяти. Подростковый возраст отличается способностью к воображению и фантазии, точностью и глубиной мыслительной деятельности, повышенным интересом к любимым предметам. Поэтому проблема развития творческих способностей учащихся 5-9 классов в настоящее время является очень актуальной.

Творчество - это преобразующая природный и социальный мир деятельность человека, для творческого субъекта характерно стремление к самовыражению и самореализации, что ведёт к развитию личности в целом.

Практика показывает, что для учителя задача развитие творческих способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой. С одной стороны, нужно для каждого учащегося создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы. Именно поэтому, правильно выбранные методы и формы обучения помогают учителю определить ту возможную меру включенности учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным в рамках учебной программы.

При этом развитие творческой самостоятельности учащихся будет происходить наиболее эффективно при личностно-деятельностном подходе к процессу обучения, при котором учитывается следующее:

  • способности и склонности к определённому виду деятельности;

  • познавательная деятельность учащихся, носящая, как правило, активный, преобразовательный характер;

  • максимальное использование и стимулирование индивидуальной творческой деятельности учащихся.

Основой личностно-деятельностного подхода к технологическому образованию учащихся является индивидуализация обучения. Анализ собственного опыта показывает, что индивидуальный подход к процессу обучения активизирует учебную деятельность как хорошо успевающих учащихся, так и отстающих. Учёт индивидуальных особенностей позволяет создать на уроках технологии условия, способствующие вовлечению в активную познавательную деятельность всех обучающихся.

Кроме этого важен компетентностный подход в системе обучения технологии, суть которого - в приоритете внепредметных, личностно-значимых знаний и умений над предметными знаниями. Технологическое образование по своей сущности ориентировано на компетентностный подход, так как предполагает формирование разнообразных внепредметных знаний и умений, способности решать проблему и действовать в конкретных ситуациях. Именно на это ориентирован метод проектов.

Анализ развития творческих способностей учащихся 5-9 классов показывает низкий уровень сформированности данных способностей. Так , при проверке исходного уровня творческих способностей учащихся 5-9 классов в виде контрольных заданий творческого характера по обработке древесины было выявлено, что от 55 до 85% учащихся (в зависимости от возрастной группы) не могут правильно ответить на вопросы творческого содержания. Средний балл по результатам контрольной работы колеблется от 3,1 до 3,4. Причинами низкой сформированности творческих способностей учащихся 5-9 классов в процессе технологической подготовки являются: отсутствие системного интегрированного изучения учащимися естественных наук, выполнение практических заданий по образцу, без условий для проявления самостоятельности и поиска нестандартных приёмов по изготовлению объектов труда.

Исправить данную ситуацию помогут следующие применяемые мной на уроках технологии методы и приёмы.

  1. Выполнение творческих проектов в 5-9, а с прошлого учебного года 5-8 классах. Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор и результат труда, за создание творческого продукта. Метод проектов - педагогическая технология, ориентирована не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Проект как метод обучения представляет собой реально существующую проблемную ситуацию, выбранную самими учащимися по тому, что им интересно найти пути ее решения. Тематика проектов определяется практической значимостью, а также доступностью их выполнения. Поставленная проблема должна быть привлекательна по формулировке мотивации к проектной деятельности. Используя в обучении метод проектов, учащиеся постигают всю технологию решения задач, от постановки проблемы до представления результата.

  2. Проблемный подход на уроках технологии. Проблемный метод обучения - это совокупность действий, приемов, направленных на усвоение знаний через активную мыслительную деятельность, содержащую постановку и решение продуктивно-познавательных вопросов и задач, содержащих противоречия (учебные или реальные) способствующих успешной реализации целей учебно-воспитательного процесса.

  3. Индивидуальный подход в обучении технологии. Сущность принципа индивидуального подхода состоит в учете индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе с целью активного управления ходом развития их умственных и физических возможностей.

После изучения отдельных тем проводится текущая проверка знаний в форме письменной работы. В конце учебного года проводится письменная контрольная работа, где анализируются уровни творческих способностей учащихся. Проведённая проверка позволяет проверить уровень знаний и динамику роста творческих способностей учащихся. Учащиеся стали более самостоятельными и дисциплинированными, научились мыслить и оценивать свою работу. Для реализации проблемных ситуаций на уроках технологии учащиеся использовали не только уже приобретённые знания и умения, но и активно искали нестандартные решения той или иной задачи. Проблемный и индивидуальный подходы в процессе технологического обучения способствовали повышению интереса к учёбе, развитию мышления, умению синтезировать знания. В процессе изложения теоретического материала учащиеся выполняли проблемные задания практической направленности.









Сравнительный анализ проявления самостоятельности при выполнении задания по заранее составленной технологической карте и готовому образцу:

Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии.

Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии.

Количество учащихся проявивших высокий уровень творческих способностей при выполнении творческих проектов и других творческих заданий:


Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование на уроках технологии методов творческих проектов, проблемного и индивидуального подхода в обучении ведёт к повышению уровня самостоятельности учащихся при выполнении практических заданий, а также способствует повышению проявления творческих способностей учащихся.

© 2010-2022