- Преподавателю
- Технология
- Урок-план Кисели. Технология приготовления. Правила подачи
Урок-план Кисели. Технология приготовления. Правила подачи
Раздел | Технология |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гулько Ю.Ю. |
Дата | 26.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
План урока
По предмету " Организация процесса и приготовление
сложных холодных и горячих десертов"
Группа № 831 профессия 19.02.10 Технология продукции общественного питания
Тема урока: Кисели. Технология приготовления. Правила подачи.
Цель урока:
обучающая:
-
ознакомить учащихся с классификацией киселей;
-
изучить технологический процесс приготовления киселей;
-
познакомить с требованиями к качеству киселей
развивающая:
-
способствовать развитию профессионального интереса;
-
формирование умений применять изученный теоретический материал в практической деятельности;
-
формирование представлений о единстве теории и практики в организации труда.
воспитательная:
-
воспитать уважение к профессии технолога; привить эстетические чувства прекрасного при оформлении изделий.
Тип урока: интегрированный урок
Вид урока: изучение нового материала
Метод урока: объяснительно-иллюстративный, диалогический
Приемы преподавания: беседа, демонстрация мультимедийной презентации
Материально-техническая обеспечение: ноутбук, проектор
Межпредметные связи: организация ПОП, санитария, оборудование ПОП.
Организационный момент:
-
Приветствие
-
Проверка готовности к уроку
(В процессе объяснения нового материала составляется опорный конспект)
Ввод в тему урока.
На доске представлена зашифрованная тема урока с вопросами по предыдущей теме.
Учитель: Внимание, 1 вопрос: Технология приготовления компота из каких плодов описана - Плоды кладут в вазочки или креманки, заливают охлажденным сиропом. Сироп варят из воды и сахара, процеживают, затем в него добавляют сироп из плодов, доводят до кипения и охлаждают (Консервированных).
Учитель: Внимание, 2 вопрос: При нарушении секреции этого гармона предпочтительнее использовать в питании продукты, которые богаче фруктозой, чем глюкозой, в частности яблоки, груши и черную смородину (Инсулин).
Учитель: Внимание, 3 вопрос: Характерное свойство студней и гелей, заключающееся в том, что со временем или под влиянием внешних воздействий внутренний каркас уплотняется и жидкость отделяется. Этим обусловлено отделение жидкости в киселях и желе (Синерезис)
Запасной 3 вопрос: Им пропитываются плоды и ягоды в результате настаивания компота (Сироп).
Учитель: Внимание, 4 вопрос, детская загадка: Между сосен, между ёлок. Пробежали сто иголок. Сто иголок не простых. Едут яблоки на них (Ежик).
Учитель: Внимание, 5 вопрос: Ее добавляют в компоты при недостаточной кислотности (Лимонку).
Учитель: Внимание, 6 вопрос: Продолжительность его варки составляет всего 5-10минут, поэтому при варке компотов из плодов и ягод сушеных его закладывают в последнюю очередь (Изюм).
Вы угадали тему нашего урока сегодня "Кисели"(слайд 1)
Формирование цели с учащимися: Какую цель мы с вами поставим на нашем уроке? (слайд 2)
Учитель: цель нашего урока изучить технологический процесс приготовления киселей, их классификацию, требования к качеству и правила подачи к столу. Также мы узнаем какой кисель был раньше и почему кисель так называют.
Доклад учащегося (история происхождения киселя) (слайд 3)
Овсяный, ржаной, пшеничный кисели относят к древнейшим русским кушаньям. Им более 1000лет. Конечно кисели в те далекие времена были совсем не те, к которым мы привыкли сегодня. Их готовили из заквашенных отваров или настоев овса и других злаков (ржи, пшеницы, гороха). И чтобы сварить такой кисель требовалось не несколько минут, а несколько дней. Особенный способ приготовления и дал название «Кисель» - кислый.
Вот рецепт исконно русского деревенского блюда - овсяного киселя: овсяную крупу подсушивали, размалывали, заливали теплой водой, настаивали около суток, процеживали и отжимали. Полученное овсяное молочко заквашивали коркой ржаного хлеба. Ставили на 4-5 часов для закисания. Затем варили кисель.
История о том как кисель спас город (слайд 4) занесена в древнейшую русскую летопись «Повесть временных лет» составленную монахом Нестором: В осажденном печенегами Белгороде начался голод и жители решили было уже сдаться врагам, да старец один надоумил сварить из последних остатков овса, пшеницы и меда кисель и опустить его в колодец. На глазах печенегских парламентеров белгородцы черпали кисель из колодца и ели. Увидев это печенеги сказали: этот народ не победить- их сама земля кормит,- сняли осаду и ушли.
Сладкие фруктово-ягодные кисели (слайд 5) появились позднее в 19 веке, когда в России распространился картофель и недорогой картофельный крахмал. Более широкому внедрению таких киселей способствовала более простая рецептура и незначительное время приготовления.
Актуализация знаний
-
Как Вы думаете чем полезен кисель?
Проверяем ответ (слайд 6)
-
Какое сырье используется для приготовления ягодного киселя?
Проверяем ответ (слайд 7)
-
Какое сырье используется для приготовления молочного киселя?
Проверяем ответ (слайд 8)
-
В каком цехе происходит приготовление киселей? Какие сладкие блюда кроме киселей готовят в этом цехе?
Проверяем ответ: в холодном цехе, кроме киселей готовят компоты, желе, муссы, самбуки.
Объяснение нового материала
Показ презентации, объяснение темы
Технология производства киселей (слайд 9)
Подготовка крахмала (слайд 10)
Учитель:
Для приготовления 1кг полужидких (жидких) киселей - требуется 30-40 г крахмала. Для приготовления 1кг киселей средней густоты - 45-50 г крахмала. Для приготовления 1кг густых киселей - 75-80 г крахмала.
Во многие кисели для улучшения вкуса добавляют лимонную кислоту в количестве 0,05-0,1%.
Учитель: А теперь в тетради запишите технологию приготовления разных видов киселей:
1.Кисель из ягод свежих
Клюкву или бруснику или чернику или смородину или вишню перебирают, удаляют плодоножки, моют, у вишни удаляют косточки. Ягоды протирают. Сок выжимают. Чтобы лучше сохранить естественную окраску и витамины, отжатый сок охлаждают и хранят в закрытой посуде из кислотоустойчивого материала. Мезгу отваривают в течение 10-15мин в 5-ти, 6-ти кратном количестве воды при слабом кипении, готовый отвар процеживают. Часть отвара охлаждают и используют для разведения крахмала ( на 1 часть крахмала 5 частей отвара и процеживают). На остальном готовят сироп: к отвару добавляют сахар, доводят до кипения и кипятят 2-3 мин. Затем в сироп вводят разведенный крахмал, вновь доводят до кипения и соединяют с отжатым соком. Готовый кисель охлаждают.
2.Кисель из фруктово-ягодного сока или сиропа
Берут сока или сиропа 1\2 нормы, разводят водой, добавляют сахар, доводят до кипения, кипятят 2-3 мин, добавляют подготовленный крахмал, доводят до кипения, добавляют оставшуюся часть сиропа или сока.
3.Молочный кисель
Последовательность приготовления молочного киселя (слайд 11)
4.Кисель из яблок с клюквой
Из подготовленной клюквы отжимают сок, из мезги готовят отвар и процеживают. Яблоки моют, удаляют семенные гнезда, нарезают, заливают горячей водой и варят до готовности. Протирают. Полученное пюре соединяют с отваром из мезги, сахаром и кислотой лимонной, доводят до кипения, вводят подготовленный крахмал и вновь доводят до кипения. После этого вводят в кисель отжатый сок клюквы.
5.Кисель из яблок сушеных
Промытые яблоки сушеные заливают горячей водой и оставляют в закрытой посуде на 2 часа для набухания. Варят их в той же воде 20-30 мин при слабом кипении и протирают. Соединяют с отваром в котором варились, +сахар, + лим.к-ту, доводят до кипения, +подготовленный крахмал, вновь доводят до кипения.
6.Кисель из апельсинов и мандаринов
Апельсины или мандарины моют, очищают от кожицы, удаляют семена, протирают, отжимают сок. Из цедры и оставшийся после отжатия мякоти плодов готовят отвар (+5 кратное кол-во воды, варят 10-15 мин при слабом кипении). В отвар +сахар, доводят до кипения, кипятят 2-3 мин, +подготовленный крахмал, вновь доводят до кипения, +отжатый сок.
7.Кисель из повидла, варенья, джема
Повидло или джем или варенье разводят горячей водой и нагревают до кипения, процеживают и одновременно протирают плоды или ягоды из варенья, +сахар, +лим.к-ту, доводят до кипения, +подготовленный крахмал, вновь доводят до кипения.
8. Кисель из ревеня
Ревень моют, очищают, нарезают кусочками 1-2см, отваривают в воде до размягчения. Отвар сливают. Ревень протирают. В отвар +сахар, +цедру лимонную или апельсиновую, снятую в виде ленты, доводят до кипения и процеживают. Пюре соединяют с отваром, доводят до кипения, +подготовленный крахмал, вновь доводят до кипения.
Требования к качеству киселей (слайд 13).
Закрепление материала:
-Разделитесь на мини-группы и составьте по одному-два вопросу по пройденному материалу. Задайте вопрос любой из групп. Вопросы не должны повторяться.
-Составьте алгоритм: Приготовление киселей из свежих ягод состоит из следующих операций:
а) заваривание крахмала
б) приготовление отвара из мезги
в) введение сока
г) отделение сока
д) охлаждение киселя
е) приготовление сиропа на отваре
Правильный ответ:
а) отделение сока
б) приготовление отвара из мезги
в) приготовление сиропа на отваре
г) заваривание крахмала
д) введение сока
е) охлаждение киселя
-Заполните таблицу требования к качеству киселей
№
Показатели качества
Требования к качеству
1
Внешний вид, консистенция
2
Поверхность
3
Вкус
4
Привкус, запах, цвет
Правильный ответ (слайд 13):
№
Показатели качества
Требования к качеству
1
Внешний вид, консистенция
однородная консистенция, по густоте напоминает сметану или сливки. Из отваров, соков, сиропов - прозрачны, из молока и фруктово-ягодного пюре - мутные
2
Поверхность
без пленки
3
Вкус
сладкий
4
Привкус, запах, цвет
соответствуют тем фруктам и ягодам, из которых они приготовлены. В молочных киселях не допускается запах подгорелого молока.
Подведение итогов
-
Что на уроке было для вас главным?
-
Что было интересным? Что нового узнали на уроке?
Домашнее задание: Написать мини-сочинение по теме «Польза киселя», найти ответ кто такие кисельники (слайд 14)
Преподаватель Гулько Юлия Юрьевна