План урока по технологии. Банк идей. Выбор оптимального варианта для проектирования

Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План урока по технологии. Банк идей. Выбор оптимального варианта для проектированияПлан урока по технологии. Банк идей. Выбор оптимального варианта для проектированияПлан урока по технологии. Банк идей. Выбор оптимального варианта для проектированияПлан урока по технологии. Банк идей. Выбор оптимального варианта для проектированияПлан урока по технологии. Банк идей. Выбор оптимального варианта для проектированияПлан урока по технологии. Банк идей. Выбор оптимального варианта для проектированияПлан урока по технологии. Банк идей. Выбор оптимального варианта для проектированияПлан урока по технологии. Банк идей. Выбор оптимального варианта для проектированияПлан урока по технологии. Банк идей. Выбор оптимального варианта для проектированияПлан урока по технологии. Банк идей. Выбор оптимального варианта для проектированияПлан урока по технологии. Банк идей. Выбор оптимального варианта для проектированияПлан урока по технологии. Банк идей. Выбор оптимального варианта для проектированияПлан урока по технологии. Банк идей. Выбор оптимального варианта для проектированияПлан урока по технологии. Банк идей. Выбор оптимального варианта для проектированияПлан урока по технологии. Банк идей. Выбор оптимального варианта для проектированияПлан урока по технологии. Банк идей. Выбор оптимального варианта для проектированияПлан урока по технологии. Банк идей. Выбор оптимального варианта для проектированияПлан урока по технологии. Банк идей. Выбор оптимального варианта для проектированияПлан урока по технологии. Банк идей. Выбор оптимального варианта для проектированияПлан урока по технологии. Банк идей. Выбор оптимального варианта для проектированияПлан урока по технологии. Банк идей. Выбор оптимального варианта для проектированияПлан урока по технологии. Банк идей. Выбор оптимального варианта для проектированияПлан урока по технологии. Банк идей. Выбор оптимального варианта для проектированияПлан урока по технологии. Банк идей. Выбор оптимального варианта для проектированияПлан урока по технологии. Банк идей. Выбор оптимального варианта для проектированияПлан урока

Раздел: Творческие, проектные работы.

Тема урока: Банк идей. Выбор оптимального варианта для проектирования.

Цель урока: Формирование умения решать творческие задачи нестандартными методами;

Задачи:

  • ознакомить обучающихся с понятием «банк идей»;

  • дать понятие о методе фокальных или случайных объектов как об успешных методах поиска новых путей при решении творческих задач;

  • научить учащихся выбирать оптимальный вариант для проектирования;

  • создавать и разрабатывать оригинальные изделия для украшения интерьера, используя метод случайных объектов;

  • создать условия для развития интереса к творческой деятельности, изобретательству и рационализаторству;

  • привить интерес к предмету и технологиям развития творческого мышления;

  • способствовать развитию самостоятельности обучающихся через реализацию проекта, развить творческое мышление и фантазию;

  • способствовать воспитанию у обучающихся культуры труда.

Тип урока: освоение нового материала.

Методы обучения: Проблемное изложение, частично - поисковый.


Ход урока:


1.Оргмомент.

2. Проверка усвоенного материала.

Работа с карточками.( 2-3 мин.)

Проект- ……………..,…………………,……………………


Виды проектов:

1. По характеру деятельности: 2. По длительности выполнения:

По характеру деятельности

  1. По характеру деятельности

  2. Формирование умения решать творческие задачи нестандартными методами».

хараопо


Этапы проекта:



1. 2. 3.

3. Новая тема. «Банк идей. Выбор оптимального варианта для проектирования».

Что такое в вашем понятии «Банк идей»? (рассуждение обучающихся)

Банк идей

По характеру деятельности

  1. По характеру деятельности

  2. Формирование умения решать творческие задачи нестандартными методами».

хараопо1).


Каталоги журналы интернет-ресурсы

Разработка эскизов проектируемого изделия.


План урока по технологии. Банк идей. Выбор оптимального варианта для проектирования

Выбор оптимального варианта.


Вопрос: Каким образом мы можем выбрать оптимальный вариант? ( рассуждение обучающихся)

Подводим итоги: В зависимости от проектируемого изделия выбираем модель, которая по показателям наиболее соответствует определенным критериям.

Далее разрабатываем конструкторскую и технологическую документацию на проектируемое изделие.

2). Для разработки нового изделия или процесса поиска новых решений необходимо использовать методы, приемы, которые помогут нам создать оригинальную модель.

Одним из таких методов является - метод фокальных объектов или случайных объектов.

Метод фокальных объектов - метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов.

Суть метода: Перенесение признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса и поэтому называется фокальным. Возникшие необычные сочетания стараются развить путем свободных ассоциаций.

Например:

План урока по технологии. Банк идей. Выбор оптимального варианта для проектирования

Примеры изделий полученных путем метода случайных объектов.

План урока по технологии. Банк идей. Выбор оптимального варианта для проектирования

3). Физкультминутка.

4.Практическая работа. Разработка эскиза проектируемого изделия.

Задание. Разработать эскиз одежды, используя метод фокальных объектов.

  1. Каждый из учеников выбирает три карточки с изображением случайных объектов (можно использовать каталог или учебник, открыв наугад страницу выбрать 3-4 слова)

  2. Необходимо разработать эскиз изделия с учетом каких-либо признаков случайных объектов ( в помощь для обучающихся прилагаются набор карточек с рисунками, шаблоны и Приложение №1, где описана последовательность работы с использованием метода фокальных объектов)

5. Подведение итогов.

Презентация работ.

  1. Домашнее задание: выучить новые понятия.


Приложение 1

Метод фокальных объектов - метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов. Применяется при поиске новых модификаций известных устройств и способов, в частности создании рекламы товаров, а также для тренировки воображения.

Другие названия: Метод каталога, Метод случайных объектов. Автор метода Ф. Кунце (Германия), 1926 г.

Цель метода:

Совершенствование объекта за счет получения большого количества оригинальных модификаций объекта с неожиданными свойствами.

Суть метода:

Перенесение признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса и поэтому называется фокальным. Возникшие необычные сочетания стараются развить путем свободных ассоциаций.

Алгоритм действий:

  • Из условий задачи выделить объект (прототип), подлежащий усовершенствованию (ФО), уточнить цель.

  • Выбрать 3-4 случайных объектов (открыв наугад каталог, книгу и т. п.).

  • Выписать для каждого из них несколько характерных признаков (свойств).

  • Полученные признаки перенести на прототип (фокальный объект) - получить новые сочетания.

  • Новые сочетания развить путем свободных ассоциаций. Зафиксировать все интересные идеи.

  • Оценить новые идеи и отобрать наиболее эффективные с точки зрения реализации. Сформулировать задачи на разработку новых модификаций объекта.

Достоинства метода:

  • Простота освоения и неограниченные возможности поиска новых подходов к проблеме.

  • Нешаблонность выдвигаемых идей.

  • Универсальность метода.

Недостатки:

  • Непригодность при решении сложных задач.

  • МФО и все его разновидности дают только простые сочетания.

  • Отсутствие правил отбора и внутренних критериев оценки получаемых идей.








Список литературы и ресурсов Интернета:



  1. Альтшуллер Г.С. Найти идею. - Новосибирск: Наука, 1986, 2002

  2. Гин А.А. Приемы педагогической техники. - М.: Вита-Пресс, 1999

  3. Педагогика + ТРИЗ. Сборник статей. Вып. 1 - 6. - Гомель: ИПП СОЖ, 1996 - 2001

  4. Сборники « Учителям о ТРИЗ» № 1-5. Сост. Крячко В.Б. -СПб. Центр внедрения педагогического опыта, 1997-2003.

  5. Тамберг Ю.Г. Развитие интеллекта ребенка. - СПб: Речь, 2002

  6. Толмачев А.А. Диагноз: ТРИЗ. - СПб: 2004

  7. creativerus.ru/about/program/

  8. triz-spb.ru/doc/Programm/

  9. alterozoom.com/

  10. inventech.ru/pub/club/088/

  11. psy-sait.ru/treningi/kreativnye-metodiki/60-mozgovoj-shturm.html


© 2010-2022