- Преподавателю
- Технология
- Мастер - класс Технология продуктивного чтения как способ подготовки к написанию сочинения –рассуждения
Мастер - класс Технология продуктивного чтения как способ подготовки к написанию сочинения –рассуждения
Раздел | Технология |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Мурзина Е.Н. |
Дата | 10.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Мастер-класс
Тема:Технология продуктивного чтения как способ подготовки к написанию сочинения -рассуждения.
Цель : научить разрабатывать уроки по технологии продуктивного чтения, заинтересовать этой технологией.
Эпиграф:Читать - это еще ничего не значит,
что читать и как понимать прочитанное -
вот в чем главное.
К.Д.Ушинский
Хороший читатель ,читатель отборный,
соучаствующий и созидающий -это перечитыватель.
В. Набоков.
Практическая часть
1 этап. Работа с текстом до чтения.
-Уважаемые коллеги, вы на время девятиклассники.
1) Посмотрите, пожалуйста, на портрет писателя, прочитайте его фамилию. Вам что-нибудь известно об этом авторе?
2)Прием прогнозирования .По названию художественного произведения предположите, о чём же будет автор нам рассказывать ?
-Как вы думаете ,слово след однозначное или многозначное?
Обратимся к словарю.
След
1.Отпечаток чего - нибудь (ноги ,колёс и т.п. ) на какой - нибудь поверхности.
2.перен.,чего.Остаток или признак чего-нибудь .Следы преступления.
3.Нижняя часть ступни ,подошва ноги.
-А в каком значении употреблено в тексте ?Предположите.
3)Может, иллюстрации нам помогут разобраться, кто герои этого произведения? Какова тема этого текста? Высказывают предположения.
4) Какова цель нашего урока?
На этом же этапе ставятся цели урока с учетом готовности учащихся к работе.
Целью нашего урока будет написание сочинения - рассуждения
Весь рассказ мы читать сразу не будем, будем читать с остановками.
2 этап. Работа с текстом во время чтения. Осмысление содержания.
Цель - понимание текста и создание его читательской интерпретации.
Изучающее чтение вслух. Приём «Диалог с автором». Диалог с автором имеет условное обозначение - ребёнок с книгой.
Чтение текста (1предл.). 1-я остановка
Вступите в диалог с автором.
Какой вопрос мы можем задать автору? Что же случилось ,каковы последствия жары?
Словарная работа. Жара испепелила все вокруг. Слово «испепелила» -высокое. Значение - «обратить в пепел ,сжечь дотла».
Чтение текста (2-5 предл.) 2-я остановка .Прием диалог с автором ,комментированное чтение ,прогнозирование.
Кто герой произведения ?(Вожак стада).
Почему его выследил охотник?( Он потерял осторожность).
Почему Олень один блуждал в поисках источника ?
(Не хотел подвергать всех опасности).
Что мы можем предположить по содержанию 5 предл. ?(Убил или не убил охотник оленя?) Это только начало текста ,поэтому ,наверное ,не убил. Стало понятно почему текст называется следы?Какое значение имеет слово выследить ?(напасть на след). В каком значении употребляется?
3-я остановка (6-8 предложения). Приём «Диалог с автором».
Чтение 6 предложения .Вопрос автору : Куда пропал олень?
Чтение 7 пр. Предположите : выследит охотник оленя? Наверняка ,ведь он не успокаивался.(Он шел по кровавым следам ,он выслеживал раненого).
Чтение 8 предл. Есть у нас надежда ,что олень останется жив? Какой эпитет нам говорит об этом? Нет ,вторая пуля смертельная.
Приём «Словесное рисование» (работа в группах)
Каким вы себе представляете оленя? (Большой ,сильный ,с большими рогами ,умными глазами. Вожак большого оленьего стада,обессиленный ищет источник).
4-я остановка (9-12 предл.). Приём «Диалог с автором» ,прогнозирование ,комментированное чтение ,словесное рисование.
9 предл.-Зачем? (Хотел умереть в лесу ,предупредить стадо об опасности).
10предл.- Какое чудо могло случиться ?
11-12 - Что за бурлящий голубой источник увидел олень? (Ручей) .А как называется выразительное средство ,когдапрямое значение предмета заменяют его описанием ,перефразирует название ? (Перифраз).
Прием «словесное рисование».
Каким вы представляете себе оленя в эту минуту?
Какие еще выразительные средства встретились ?Эпитеты(Свежей ,шумящей воды) ,сравнение (как сама жизнь).
5 остановка (13-15).
Почему погиб олень? (Был неосторожен ,оставил следы).
Что мог бы ,по вашему мнению, ответить олень ?
6 остановка (16-17 предл.)
Почему олень сказал ,что это счастье ,когда оставляешь следы?
А здесь в каком значении употреблено слово следы? (И в прямом и в переносном).
А как называется иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного жизненного образа ?(Аллегория).
Следы ,которые оставил олень, являются аллегорией чего? Памяти ,которую олень оставил после себя. Олень -ценой собственной жизни спас стадо от жажды и смерти.
3 этап. Работа с текстом после чтения.
Цель - корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.
Учитель ставит концептуальный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Ее результатом должно стать понимание авторского смысла.
Беседа по тексту .-Ваши впечатления от рассказа? Какие иллюстрации вы бы сделали к рассказу?
В каком предложении заявлена основная мысль?(16).
Что содержится в названии тема или основная мысль ?(Основная мысль).
А всегда ли следы ,которые оставляет после себя человек хорошие? Кто из героев оставил плохой след? (Охотник ,убил благородное животное).
Слышен ли голос автора? Где в тексте можно услышать его?
Как автор подчеркивает благородство оленя?
Какими художественными средствами автор выражает свою позицию? Найдите их в тексте.(Метонимия - с горячим свинцом в боку , эмоционально окрашенные деепричастные обороты(выбиваясь из сил ,корчась от боли ,напрягая последние силы) ,нераспространенные предложения ,когда говорит о смерти оленя -Олень умирал .И олень умер .
С какой интонацией мы будем читать эти предложения при повторном выразительном чтении?
О чём этот рассказ? (Об олене ,который ценой своей жизни спас стадо).
Как отличить хорошие следы от плохих?(Хорошие ведут к продолжению жизни).
У Леонида Мартынова есть замечательное стихотворение ,которое заставляет каждого задуматься о том ,какую память человек оставляет после себя.
А ты ? Входя в дома любые-
И в серые,
И в голубые,
Всходя на лестницы крутые,
В квартиры светом залитые,
Прислушиваясь к звону клавиш
И на вопрос даря ответ,
Скажи :
Какой ты след оставишь?
След ,
Чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо в след,
Или
Незримый прочный след
В чужой душе на много лет?(Л.Мартынов)
-Что вы можете рассказать о личности автора после прочитанного произведения?
Рассказ учителя о писателе и публицисте М.Разумном (презентация)
Рассказ учителя о писателе и беседа с детьми о его личности рекомендуются после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребенок сможет соотнести ее с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения. Сведения о биографии писателя, об истории создания произведения можно сообщить и до чтения, если это оправдано.
Творческое задание может быть разным : выразительное чтение ,сочинение - рассуждение , придумать свой рассказ на ту же тему и т.д.
Этот текст можно использовать при подготовке к написанию сочинения - рассуждения в 9 классе ,объяснить как понимаете смысл фразы : « Нет ,это счастье ,когда оставляешь следы».
Достоинства технологии:
-
Применима на уроках любого цикла и на любой ступени обучения.
-
Ориентирована на развитие личности читателя.
-
Развивает умение прогнозировать результаты чтения.
-
Способствует пониманию текста на уровне смысла.
Данная технология помогает мне научить детей:
-
Медленному чтению художественного текста (по предложениям, по абзацам, по частям);
-
Читать не для взрослых, а для самого себя;
-
Уделять равное внимание и чтению вслух, и чтению про себя.
-
Понимать текст и видеть позицию автора
-
Выражать свою позицию и аргументировано её защищать.
Поначалу приходится долго готовиться к уроку. Но по мере освоения технологии можно использовать самостоятельную работу учащихся по составлению вопросов к автору, комментарии к тексту, парную и групповую работу.
Я желаю, чтобы ваши ученики на экзамене продемонстрировали хорошо сформированные УУД и получили наивысший балл.
Приложение 1
Текст.
Следы.
(1).В то лето жара испепелила все вокруг. 1- я остановка. (2).Олени ,как и все животные ,страдали без воды. (3).Вожак большого оленьего стада ,выбиваясь из сил ,блуждал в поисках источника. (4).Гонимый жаждой ,он совсем потерял осторожность. (5).И случилось так : его выследил охотник и послал ему вдогонку пулю.
2-я остановка
(6).С горячим свинцом в боку ,корчась от боли ,олень медленно побрел к ближайшему лесу и пропал. (7).Но охотник не успокаивался ,он шёл по кровавым следам ,он выслеживал раненого. (8). Когда олень вновь появился на поляне ,охотник послал в него вторую ,на этот раз смертельную пулю.
3-я остановка
(9).Напрягая последние силы ,олень поплелся в глубь леса.(10)И - о чудо! (11).Он увидел то ,что так долго искал : бурлящий голубой источник ! (12).Он опустился на землю ,приник головой к ручью и напился свежей ,шумящей ,как сама жизнь ,воды.
4-я остановка
(13). Но было поздно .(14) Олень умирал.(15).И тогда он услышал голос: «Тебе, наверное,страшно .Ты был неосторожен ,ты оставил следы .Если бы не они ,смерть не настигла бы тебя…»
5-я остановка
(16)Задыхаясь, олень ответил : « Нет, это счастье, когда оставляешь следы. По этим следам меня настигла смерть, и тут ничего не поделаешь, но по ним мои оленята найдут дорогу к источнику. Это стоит всей жизни».
(17) И олень умер.(По М. Разумному.)
_____________________________________________________________________________
Следы.
(1).В то лето жара испепелила все вокруг. 1- я остановка. (2).Олени ,как и все животные ,страдали без воды. (3).Вожак большого оленьего стада ,выбиваясь из сил ,блуждал в поисках источника. (4).Гонимый жаждой ,он совсем потерял осторожность. (5).И случилось так : его выследил охотник и послал ему вдогонку пулю.
2-я остановка
(6).С горячим свинцом в боку ,корчась от боли ,олень медленно побрел к ближайшему лесу и пропал. (7).Но охотник не успокаивался ,он шёл по кровавым следам ,он выслеживал раненого. (8). Когда олень вновь появился на поляне ,охотник послал в него вторую ,на этот раз смертельную пулю.
3-я остановка
(9).Напрягая последние силы ,олень поплелся в глубь леса.(10)И - о чудо! (11).Он увидел то ,что так долго искал : бурлящий голубой источник ! (12).Он опустился на землю ,приник головой к ручью и напился свежей ,шумящей ,как сама жизнь ,воды.
4-я остановка
(13). Но было поздно .(14) Олень умирал.(15).И тогда он услышал голос: «Тебе, наверное,страшно .Ты был неосторожен ,ты оставил следы .Если бы не они ,смерть не настигла бы тебя…»
5-я остановка
(16)Задыхаясь, олень ответил : « Нет, это счастье, когда оставляешь следы. По этим следам меня настигла смерть, и тут ничего не поделаешь, но по ним мои оленята найдут дорогу к источнику. Это стоит всей жизни».
(17) И олень умер.(По М. Разумному.)
Приложение 2
Структура урока по технологии продуктивного чтения
I этап. Работа с текстом до чтения.
-
Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения); ученики прогнозируют содержание текста, предполагают о чем он по его названию, иллюстрации, портрету писателя. Возникает мотивация к чтению.
Работа в классе начинается с вопросов учителя:
какими были ваши ожидания?
Какие вопросы до чтения у вас возникали?
На что обратили внимание перед чтением и почему?
-
Постановка цели урока.
II этап. Работа с текстом во время чтения:
Цель этапа: понимание текста и создание его читательской интерпретации
-
Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение (дома или в классе), чтение - слушание, чтение с остановками. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, текста, фиксации первичных впечатлений, письменных ответов на вопросы.
-
Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Постановка вопросов к тексту и автору. Необходимый комментарий текста (словаря, подтекста). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
-
Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Выявление совпадений первоначальных предложений учащихся с окончательными выводами по тексту. Обращение к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Читаем и ведем диалог с автором, задаем вопросы, прогнозируем
ответы, проверяем себя по тексту. Возникает читательская
интерпретация.
Ш. Работа с текстом после чтения.
Цель этапа: достигнуть понимания текста на уровне смысла,
корректировка читательской интерпретации, доведение
читательских впечатлений до уровня законченной мысли
-
Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. Беседуем и уточняем позицию автора.
-
Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
-
Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
-
Творческие задания, опирающиеся на какую-то сферу читательской деятельности учащихся: эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы.
Приложение 3
Виды и приемы чтения
Просмотровое чтение
Ознакомительное чтение
Изучающее чтение
Цель
самое общее представление о содержании и смысле текста
извлечение основной информации
проникновение в смысл при помощи анализа текста
Конечный результат
решение: читать или не читать текст
решение: достаточно информации или текст нужно перечитывать и анализировать
Понимание всех уровней текста
Приемы
- анализ заголовка, прогнозирование темы;
- анализ подзаголовков, просмотр рисунков, схем, подписей к ним (если таковые имеются) шрифтовых и графических выделений,
- знакомство со структурой текста;
- просмотр первого и последнего абзацев текста;
- знакомство с оглавлением (если оно есть)
- чтение аннотации (если она есть)
- чтение текста по абзацам, фиксирование внимания на существительных, первом и последнем предложении каждого абзаца;
- выделение по ходу чтения значимой информации;
- расстановка по ходу чтения условных графических знаков, принятых самим читающим (например, ? - непонятно, надо вернуться; ! - интересно, важно и т.д.)
- выделение смысловых частей текста;
- прогнозирование содержания или смысла последующих частей текста при опоре на прочитанное;
- выделение ключевых слов,
- замена смысловых частей их свернутыми вариантами, эквивалентами,
- выявление деталей текста, подтекстовой информации;
- определение принадлежности текста к тому или иному функциональному стилю,
- составление вопросов проблемного характера во время и после чтения текста,
- выписки основных суждений;
- составление плана и граф-схемы, которая выявляет структуру текста и взаимосвязь отдельных его частей,
- переработка: создание вторичных текстов на основе данного;
- читательские комментарии к тексту
Приложение 4
Подготовка урока по технологии продуктивного чтения
1. Выберите текст, который вам необходимо предложить ученикам для чтения на уроке (от полноценного рассказа до абзаца, формулировки правила, таблицы, схемы и т.п.)
2. Прочитайте текст, выделите в нем три уровня информации:
-фактуальную (то, что говорится напрямую)
- подтекстовую (то, что сказано в не явном виде, между строк). Внимание !!!Данный уровень может быть не во всех текстах.
- концептуальную (основная идея, о которой думал автор, создавая текст)
3. Определите роль данного текста на уроке:
- используется на этапе введения нового знания или отработки изученного?
- в чем основная цель чтения этого текста учениками на уроке:
- например: ставится специальное продуктивное задание к тексту (составить список особенностей, причин, доказать что-либо, вывести формулировку понятия, заполнить таблицу, преобразовать текст в схему и т.д.)
4. Сформулируйте задания для работы с текстом ДО чтения, с целью предвосхищения будущего содержания текста, создания мотива для знакомства с текстом.
- Например: судя по заглавию (иллюстрациям / автору) - о чем будет этот текст?
- Например: из каких частей состоит, есть ли выделенные слова, иллюстрации и т.п.
Внимание !!! Для каждого конкретного текста должны быть свои вопросы - нельзя пользоваться только однотипными приведенными выше примерами.
Внимание!!! Этап должен быть коротким, плавно перетекающим в собственно
чтение!
5. Выделите в тексте места остановок ВО ВРЕМЯ чтения текста (вслух, по очереди разными учениками)
- короткие комментарии для облегчения понимания каких-то слов, оборотов
- краткие реплики, которые позволяют включить механизм антиципации (предвосхищение, предугадывание будущего текста)
- вопросы, облегчающие ученикам ведение диалога с автором:
+ В - вопрос к автору текста, возникающий после прочтения определенных фраз. Или обращение учителя классу, побуждающее задать такой вопрос.
+ О - предложение ученикам предположить свой ответ, на возникший вопрос к автору.
+ П - предложение ученикам проверить свои предположения после прочтения тех фрагментов текста, которые позволяют увидеть авторские ответы на возникшие вопросы.
Внимание!!! Все вопросы к тексту, комментарии должны быть предельно краткими, чтобы «не заболтать» текст, не отвлечься от него, а наоборот - способствовать его глубокому пониманию.
6. Сформулируйте главный смысловой вопрос ПОСЛЕ чтения:
- вопрос на осмысление концептуальной информации, идеи текста (или система вопросов для беседы)
- или проверка выполнения продуктивного задания к тексту …
Виды информации в художественном тексте
Фактуальная. Факты, события, место и время действия (фабула). Передаётся пересказом текста.
Подтекстовая. Скрытый смысл, который передаётся с помощью порядка слов, интонации, языковых средств художественной изобразительности (подтекст). Пересказом не передаётся.
Концептуальная. Система взглядов автора на жизнь, его мировоззрение (концепт, идея, главная мысль). У разных читателей разная концептуальная информация. (И.Гальперин)
Приложение 5
Формирование УУД
До чтения
Во время чтения
После чтения
-
Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
-
Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
-
Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
-
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
-
Слушать и понимать речь других.
-
Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
-
Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
-
Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
-
Ориентироваться в учебнике;
-
Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
-
Выразительно читать и пересказывать текст;
-
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
-
Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
-
Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
-
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
-
Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.
-
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Приложение 5
Марк Разумный -еврейский прозаик, поэт, драматург. Писал на идиш (язык, на котором говорили ашкеназские евреи).
Родился 24 сентября 1896 года. Когда М. Разумному было два года, его родители переехали в Ригу ,надеясь найти там свое счастье. Но надежда не сбылась, бедность сопровождала их и на новом месте. Марк стал учиться в местной гимназии. Обнаружив тягу к рисованию, он перешел в школу искусств. Однако стесненное материальное положение вынудило М. Разумного покинуть ее.
Родители нашли выход из положения. В Германии в то время жил их состоятельный родственник. Он согласился приютить у себя племянника и помочь Марку продолжить учебу. Юноша поступает на университетские курсы. Именно тогда и проявились его литературные способности.
В 1920-е годы юморески Марка Разумного стали публиковаться в еженедельной газете "Найецайт", в юмористическом журнале "Амидай" и других изданиях, а также в литературном журнале "Дивох» .
В 1924 году в Риге выходит в свет его первая книга новелл, спустя 5 лет - вторая. Разумный ездит по странам Европы, посещает США, всюду знакомится с жизнью еврейских общин, с разными слоями общества. Свои впечатления М. Разумный переносит в рассказы, позже они вошли в книгу "Эйнерцувиснмильонен" и "Ди ланд фунтойзнтгешталтн".
С 1937 г. являлся редактором основанного им журнала «Идишебилдер». Параллельно писал стихи, короткие рассказы, в которых достиг большого мастерства, переводил на идиш произведения Н. Гарина, Э. М. Ремарка, Я. Райниса и т.д.
Разумный создал новый жанр в литературе на идиш - сверхкороткие рассказы, названные им новеллеттами.
В позднесталинскую эпоху, как и большинство деятелей еврейской культуры, М. Разумный попал под каток репрессий и приговорен военным трибуналом к 10 годам лагерей. Отбывал наказание в Иркутской области.
В конце 1956 г. Разумный был освобожден и реабилитирован, вернулся в Ригу. Колоритный идиш его произведений, чистота речи привлекают читателей. Марк Разумный был активным пропагандистом языка и культуры идиш и делал это с любовью, показывая красоту и богатство языка, который жил в нем с детства.
Марк (Мовше) Абрамович Разумный умер 21 октября 1988 года, оставив нам большое и богатое наследие - свои произведения, в которых - жизнь и судьба. Еврейская жизнь и еврейские судьбы.
Приложение 6
Афоризмы о чтении
«Читай не затем, чтобы противоречить и опровергать, не затем, чтобы принимать на веру; и не затем, чтобы найти предмет для беседы; но чтобы мыслить и рассуждать». Ф. Бзкон
«Как много людей, которые по прочтении иной хорошей книги открывали новую эру своей жизни!» Г. Торо
«Читать не размышляя, все равно, что есть и не переваривать» Э.Борк
«Как из копеек составляются рубли, так и из крупинок прочитанного составляется знание.» Даль В.
Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.
В. Сухомлинский
Читать и не понимать - то же, что совсем не читать. Я. Коменский
Все хорошие книги сходны в одном, - когда вы дочитаете до конца, вам кажется, что все это случилось с вами, и так оно навсегда при вас и останется. Э. Хемингуэй
Чтение делает человека знающим, беседа - находчивым, а привычка записывать - точным. Бэкон Фрэнсис.
Книги следует читать так же неторопливо и бережно, как они писались.
Генри Дейвид Торо
Читая, ты должен основательно продумывать, чтобы прочитанное обратилось в твою плоть и кровь, а не было сложено в одной памяти, как в каком-нибудь словаре.
Эразм Роттердамский
Читать означает «брать в долг», а сделать на основе этого открытие - значит «уплатить долг». Георг Кристоф Лихтенберг