• Преподавателю
  • Технология
  • Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя технологии МОУ «Атемарская средняя общеобразовательная школа» Малышиной Натальи Алексеевны

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя технологии МОУ «Атемарская средняя общеобразовательная школа» Малышиной Натальи Алексеевны

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Публичное представление

собственного инновационного педагогического опыта

учителя технологии

МОУ «Атемарская средняя общеобразовательная школа»

Лямбирского муниципального района

Малышиной Натальи Алексеевны


Проблема, над которой я работаю: «Развитие творческих способностей и познавательного интереса на уроках технологии»

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса

Труд играет немаловажную роль в развитие способностей. Способности развивают главным образом в условиях ведущей деятельности: в дошкольном возрасте - в игре, в младшем и среднем школьном возрасте - в учении. Дальнейшее их развитие происходит в юношеском возрасте, когда наряду с учением дети начинают более или менее систематически трудиться.

Что касается формирования способностей, то оно, по мнению Б. М. Теплова, осуществляется не иначе, как в процессе той или иной практической деятельности. «Способность, - писал он, - не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности».

Уже первые исследования показали, что при соответствующей организации деятельности ребёнка развиваются как элементарные способности (способность ощущать, воспринимать, мыслить и т. д.) Причем развиваются как раз способности, необходимые для успешного осуществления данного вида трудовой деятельности.

Психологическая наука накопила немало ценных фактов, использование которых может заметно обогатить содержание и организацию трудового обучения и производительного труда школьника, более плотно использовать внутренние резервы его личности, обеспечить в трудовом обучении особую систему и тем самым повысить его воспитательную ценность.

Особенно важным в трудовом обучении и производительном труде школьников являются мотивы, которые побуждают детей охотно трудиться, превращает труд в глазах учащихся в значимое и необходимое для них дело. Именно с мотивами связано формирование отношения к труду как главной ценности. Такое же значение имеют знания о закономерностях возвышения потребностей, изменения установок, интересов, самооценок, притязаний и других вершинных образований личности в условиях трудовой деятельности.

Г. Нойнер, В. Калвейт, Х. Клейн определили психические предпосылки для творческого труда: широкое образование, дифференциальные специальные знания, развитые умственные способности и гибкость мышления, радость изобретательства и труда, высокий уровень понимания проблемы и удовлетворения от их решения, эмоциональная стабильность, терпение, умение доводить дело до конца, готовность к риску, сознательность, активная жизненная позиция и высокий уровень общественного сознания.

Терский В. Н. - друг и соратник Макаренко А. С., талантливый педагог, считает, что в творчестве немаловажную роль играет самодеятельность. Но это должна быть именно самодеятельность, а не натаскивание. Если мы, ничему не научив детей, призываем их творить, то или ничего не будет, или в лучшем случае это будет неудачное, искаженное воспроизведение того, что они когда-то умели. Самодеятельность будет тогда, когда дети будут действовать сами. Инициатива не может возникнуть из ничего. Детей надо учить творить, дав им для этого необходимые знания и опыт.

Продолжая учить, надо создавать возможности для творчества, иначе и освоение не будет надежным и процесс будет формальным, скучным, а полученные навязанные знания будут легко забываться, выветриваться, не закрепленного повседневными целеустремленными упражнениями. Надо, чтобы дети всегда хотели учиться, чтобы у них была постоянная хорошая жажда к познанию. Это возможно, когда детская жизнь построена так, что знания эти нужны детям для успешного выполнения самостоятельных действий, для собственного творчества, а оно, в свою очередь, делает учение напряженным, радостным и основательным. Можно сказать, что самодеятельность школьников - это единство обучения и творчества.

Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать "возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов".

Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к творческой познавательной и общественно-трудовой деятельности.


Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становление опыта

Ребенок - не кувшин, который надо наполнить, а лампада, которую надо зажечь. Важным условием развития творческих способностей является настойчивость и инициатива человека, без чего не может быть поиска. Исследования, проводимые в этом направлении, позволяют указать основные условия, необходимые для развития творческих способностей школьников:

-раннее начало (рисование, лепка, конструктор);

-окружение ребенка такой средой, такой системой отношений, которые бы

стимулировали - самую раннюю творческую силу;

-максимальное напряжение сил, то есть ребенок должен добираться до потолка своих возможностей и постепенно поднимать этот потолок;

-большая свобода в выборе деятельности, в чередовании дел;

-умная помощь взрослых;

-эмоциональная сторона дела.

Развивать творчество можно следующими путями:

а) применение в учебном процессе методов, которые способствуют развитию логического мышления, инициативы, активности, самостоятельности. Особая роль в этом принадлежит проблемному обучению;

б) включение элементов исследования в различные виды учебной деятельности;

в) приобщение к изобретательности на уроках и внеклассных занятиях;

г) организация индивидуальных занятий творческого характера.

Задача современной школы - учить детей делать правильный выбор, умению самореализации, самоуправлению, самовоспитанию, то есть учить думать творчески.

Теоретическая база опыта.

Способности - индивидуальное психологическое свойство личности, которое реализует специальную физическую систему головного мозга и которое, в благоприятных условиях в наибольшей мере определяет успешность освоения и продуктивность выполнения.

Творческие способности - система свойств и особенностей личности, характер, степень их соответствия, требующих определенного вида творческой деятельности и обуславливающий уровень ее результативности. Это умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить связь. Развитие у учеников творческих способностей - составная часть воспитания. Творческие способности развиваются на основе продуктивного мышления, глубоких знаний в определенной области, практического опыта, интереса и делу.

«Основой формирования творческих способностей учащихся является правильное понимание педагогом проблемы творчества, как способа бытия человека, как формы его жизнедеятельности».

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения

На основании психолого - педагогической методической литературы, наблюдений за учебной деятельностью своих учеников мной были разработаны конспекты уроков технологии. В основу уроков были положены следующие средства и принципы:

-речь учителя,

-наглядность,

-игровые моменты,

-анализ готовых изделий,

-элементы конструирования, моделирования.

Творчество, индивидуальность, художество проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца. Только разнообразие работ, многократное опробование своих сил позволяет выявить индивидуальные способности каждого и обеспечить условия для развития, сделать процесс обучения интересным для детей.

В своей практике я использую творческие методы:

МЕТОДЫ УЧЕБНОГО ПОЗНАНИЯ (когнитивные):

1) Метод сравнения.

Сравниваться могут любые объекты, понятия, эпохи. При изучении истории костюма, стиля в одежде,

2) Метод эвристических вопросов.

Задаются 7 вопросов: Что? Кто? Зачем? Где? Как? Чем? Когда?

Ответы на эти вопросы и предполагают рождение творческих работ.

3) Метод образного видения.

Результат работы выражается в словесной или графической форме ( эскиз проекта или его словесное описание).

КРЕАТИВНЫЕ МЕТОДЫ:

1) Метод придумывания.

Это способ создания неизвестного ранее продукта в результате творческих действий. Эскиз швейного изделия, сервировка стола, оформление подарка. Эскиз - составная часть любого творческого проекта.

2) Метод вживания.

Средства этого метода позволяют нам почувствовать другую эпоху, представить себя в платье того времени, изучить манеры поведения.

ОРГДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ МЕТОДЫ:

1) Метод ученического планирования.

Этот метод предполагает спланировать свою образовательную деятельность на выполнение творческого проекта, на составление реферата по проекту.

2) Метод самоорганизации обучения.

Работа с первоисточниками, технологическими картами, изготовление творческих проектов (практическая работа).

3) Метод взаимообучения.

Учащиеся работают в парах, группах, выполняют функции учителя (ученики - консультанты), применяя доступный им набор педагогических методов.

4) Метод рецензии.

Рецензия может быть на любой творческий проект по каждому блоку программы. В кабинете есть архивный материал творческих проектов, который при необходимости просматривается и делается анализ выполненных проектов.

В своей работе я практикую не только рецензии детей, но и родительские, которые позволяют мне установить контакт с семьей, а ребенку почувствовать значимость теоретических и практических навыков, получаемых в процессе обучения.

МЕТОДЫ ПРОЕКТОВ:

Ведущее значение я придаю методу проектов, который позволяет развивать и формировать творческую личность. Под методом проектов понимается способ организации познавательно - трудовой деятельности учащихся с целью решения проблем, связанных с проектированием, созданием и изготовлением реального объекта (продукта труда).

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся; в образовательной области «Технология» метод проектов - это комплексный процесс, формирующий у школьников общеучебные умения, основы технологической грамотности, культуры труда и основанный на овладении ими способами преобразования материалов, энергии, информации, технологиями их обработки. Другими словами, метод проектов представляет собой такой способ обучения, который можно охарактеризовать, по словам Дж. Дьюи, как и обучение через делание, когда учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс:

-самостоятельно формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации;

-планирует варианты решения проблемы;

-делает выводы;

-анализирует свою деятельность, формируя « по кирпичикам» новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

Метод проектов является тем средством, которое позволяет отойти от традиционализма в обучении, для которого типичным является пассивность учащегося и стремление учителя «напичкать» своего подопечного стандартным набором готовых знаний. Метод проектов - это дидактический инструмент, который создаёт уникальные предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности учащегося в постижении нового, стимулируя его природную любознательность и тягу к непознанному.

Мои занятия отличаются тем, что ребенку предлагается задание не учебного характера, занятия принимают форму игровой деятельности, где ученик сам оценивает свои успехи, что создает положительный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Используемые мной приемы и методы обучения углубляют знания ребят. Весь урок проходит в эмоциональном и интеллектуальном подъеме, что дает выход творческой энергии учащихся, создает атмосферу сотрудничества, сотворчество учителя и учащихся заражают друг друга творческий энергией. Урок создает для каждого ученика возможность проявить себя в зависимости от умения и желания учиться, поскольку все учащиеся задействованы в различных видах и формах учебной деятельности: (индивидуальная, групповая, фронтальная, игровая, художественная, коммуникативная и т.д.)

На моих уроках:

- мыслительно-поисковая деятельность учащихся стимулируется различными средствами и приемами;

- используются методы исследовательского, эвристического характера, творческие задания;

- учащиеся стремятся прийти к самостоятельному поиску и решению учебной проблемы;

-учащиеся адекватно реагируют на творческие и нестандартные ситуации;

- я создаю проблемные ситуации, эмоциональные кульминации, обогащая учащихся информацией и творческое поле урока;

- учу детей заботиться об этике взаимоотношении, об эстетике оформления помещений;

- в результате у всех появляется желание работать, закрепляется момент сотворчества.

Творческие работы учащихся индивидуальны, в каждой виден характер ребенка, его отношение к миру. Индивидуальный подход важен для каждого ребенка для того, чтобы он просто нормально учился и развивался. Раскрытие индивидуальности ребенка создает благоприятные условия (возможности) для формирования таланта.

В своей работе стараюсь не давать детям готовое, а направляю на то, чтобы найти большее количество вариантов действий. На уроке систематически использую материал, способствующий развитию мышления, творческих способностей, интереса к предмету.

Велика радость творчества. Это поход в неизвестность. Чтобы успешно его провести, нужны фантазия и изобретательность, прочные знания, упорство и труд. Исследования, пусть они еще маленькие, могут стать дорогой к открытию. Несмотря на большое значение природных задатков, и способностей человека, особенностей характера, познавательные возможности, привычки, склонности и интересы формируются не стихийно, а в процессе специально организованной деятельности. Занятия технологии способствуют формированию у детей элементарных основ мировоззрения, помогают развитию творческих способностей и воспитанию многих ценных черт и качеств личности.

В настоящее время в обществе сложилось новое понимание основной цели образования. Учитель в первую очередь должен заботиться о формировании у ученика способности к саморазвитию, которая обеспечит интеграцию личности в национальную и мировую культуру и главу угла при обучении ставится:

а) обучение деятельности - умению ставить цели, организовать свою деятельность, оценивать результаты своего труда;

б) формирование личностных качеств: ума, воли, чувств и эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности;

в) формирование картины мира.

Поэтому в своей работе я опираюсь на основные принципы, современных образовательных задач с учетом запросов будущего:

1. Принцип деятельности включает ребенка в учебно-познавательную деятельность. Самообучение называют деятельностным подходом.

2. Принцип целостного представления о мире в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности, но глубже по отношению к традиционной системе. Здесь речь идет и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям и умении применять их в своей практической деятельности.

3. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.

4. Принцип минимакса заключается в следующем: я предлагаю ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню.

5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в классе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает учеников, и, в которой они чувствуют себя «как дома». У учеников не должно быть никакого страха перед учителем, не должно быть подавления личности ребенка.

6. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, т. е. понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для ее исправления.

7. Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности ученика, приобретение ими собственного опыт творческой деятельности.

Все используемые мной методы, принципы, приемы направлены и благотворно влияют на развитие у ребенка интуиции, образного мышления, а также способности мыслить творчески, не стандартно.


Анализ результативности

Обязательным элементом обучения является анализ. Он не только отражает результаты совместной деятельности учителя и ученика, но также представляет основу для корректировки и дальнейшего ее совершенствования. Эта работа предполагает проведение тестов. В результате учитель получает материал, отражающий уровень обученности класса в целом, групп и отдельных учеников.

Я считаю, что современные образовательные технологии, используемые мной в педагогической деятельности, являются эффективными, так как я вижу результат своей работы: участие ребят в предметных олимпиадах и конкурсах.

Муниципальный уровень:

1. Конкурс учебно - исследовательских, проектных и поисковых работ - Призёр Исаева Даша 2013 год.

2. Конкурс учебно - исследовательских, проектных и поисковых работ среди учащихся общеобразовательных учреждений «Юный исследователь», посвященный 70 - летию Победы в Великой Отечественной войне. Победители: Данилова Вика, Исаева Даша, Сухарева Диана 2014 год

Трудности и проблемы при использовании данного опыта


Заключаются в пересмотре накопленного опыта и выборе наиболее соответствующим задачам технологии обучения (отбор оптимальных методов и приемов, форм, средств организации учебного процесса).

Адресность опыта


Представленный мною материал может быть использован педагогами в развитии творческих способностей и познавательного интереса на уроках технологии для стимуляции образовательной деятельности.

Развитие творческих способностей учащихся является результатом применения элементов творчества в организации учебно-познавательного процесса через творческие работы, проекты, проблемные, игровые ситуации и т.п. Данный опыт позволяет создать качественные критерии результативности: положительный эмоциональный комфорт на уроках, высокий познавательный интерес, большинство учащихся способны перенести ранее усвоенные знания и умения в новую ситуацию, положительное отношение к предмету, учителю.

Наглядное приложение

Познакомиться с моими наработками можно на моих сайте:

Pro Шkоlu.ru:

infourok.ru/user/malishina-natalya-alekseevna

7. Адресность опыта

Представленный мною материал может быть использован педагогами в развитии творческих способностей и познавательного интереса на уроках технологии для стимуляции образовательной деятельности.

Познакомиться с моими наработками можно на моих сайте:

Pro Шkоlu.ru:

infourok.ru/user/malishina-natalya-alekseevna

Заключение.

Развитие творческих способностей учащихся является результатом применения элементов творчества в организации учебно-познавательного процесса через творческие работы, проекты, проблемные, игровые ситуации и т.п. Данный опыт позволяет создать качественные критерии результативности: положительный эмоциональный комфорт на уроках, высокий познавательный интерес, большинство учащихся способны перенести ранее усвоенные знания и умения в новую ситуацию, положительное отношение к предмету, учителю.


© 2010-2022