Керамика

Программа адаптирована к таким школам, в которых есть возможность работать с глиной, но первый год мы предлагали детям работать с соленым тестом. С таким материалом легче работать, т.к. его быстро можно приготовить, а обжиг вести в газовой плите.Содержание программы предусматривает ознакомление учащихся с народными художественными промыслами, основами композиции, материаловедения для художественных работ, технологией художественной обработки и декорирования изделий.
Раздел Технология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Авторская программа художественной студии «Керамика»

Керамика

Введение

Самый древний в мире вид искусства и так называемая «наскальная лепнина» возникла еще до появления первых наскальных рисунков. Наверное, кто - то из первобытных людей сперва просто случайно оставил отпечаток пальцев, коснувшись полоски влажной глины на стене пещеры, потом начал водить по этой глине пальцем, вычерчивая абстрактные линии.

Первые скульптуры учились на собственном опыте, и комки глины в их руках постепенно становились все более похожими на человеческие и звериные фигурки. Человек потом понял что глина не пропускает воду и, следовательно, из нее можно сделать горшки и кувшины, глина применялась и просто для лепки посуды. Некоторые глиняные предметы могли случайно попасть в огонь - вот так возникла зачатка гончарного дела. Таким образом, мы видим, что огонь сделал посуду из глины прочной и красивой.

Все изделия, выполненные из обожженной глины, называются одним общим словом - керамика.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок красиво писал, мастерил, рисовал, занимался рукоделием, дайте ему в руку глину, пластилин, другие материалы, сядьте вместе с ним, попробуйте что - нибудь сделать, и вы не заметите, как сами втянулись в это увлекательное занятие.

Занятие лепкой воспитывают художественный вкус ребенка. Умение наблюдать, выделять, главное, характерное, учат не только смотреть. Но и видеть, ведь герои и сюжеты будущих работ находятся рядом снами, идут по улице, в книгах и кинофильмах. Необходима только помочь ребенку их отыскать.

Демократизация школьного процесса сегодня - это предоставление в школе широких возможностей выбора форм, средств и методов работы с детьми.
Мы тоже решили внести свою лепту в обновление содержания общего образования, предложить школе свой методический опыт, расширить его с помощью возможностей художественной школы. Задача сложная, но благородная.

Нам хотелось заняться с детьми индивидуальным художественным творчеством. Но каким и в какой форме?

Художественную студию «Керамика» мы решили открыть в связи с неоднократными просьбами детей и их родителей, которых тяготило недостаточное развитие в области художественного образования и невозможность дальнейшего обучения в художественных учебных заведениях. Кроме того, школа удалена от районного центра, что многим предполагало недоступность обучения в художественной школе города.

Некоторые дети уже осознанно хотели бы поступить учиться в профессиональные художественные училища, а для этого им необходимы были базовые данные.

Поэтому, исходя из интересов детей, мы постарались создать условия для получения углубленных, специализированных знаний, умений и навыков росписи керамики, которые они могли бы применить в начале своего профессионального пути в искусстве, направив все усилия на формирование творчески мыслящей, активно, действующей и легко адаптирующейся в современных условиях личности.

Максимально обеспечить в каждом ученике его возможностей, развить у детей критическое мышление, вооружить их точными знаниями в области керамического искусства, помочь детям выбрать профессию, вплотную подвести к овладению ею, - вот основные задачи, которые мы выделили для себя, как руководителя детской художественной школы.





Авторская программа по керамике.

Таким образом, мы пришли к необходимости создания авторской программы по керамике.

Программа адаптирована к таким школам, в которых есть возможность работать с глиной, но первый год мы предлагали детям работать с соленым тестом. С таким материалом легче работать, т.к. его быстро можно приготовить, а обжиг вести в газовой плите.

Содержание программы предусматривает ознакомление учащихся с народными художественными промыслами, основами композиции, материаловедения для художественных работ, технологией художественной обработки и декорирования изделий.

Данный курс включает в себя теоретическую и практическую части (примерно 30% теории и 70% практики).

Наряду с изучением основ народного декоративно-прикладного искусства, учащиеся проводят работу по изучению и возрождению угасающих художественных ремесел, организуют выставки изделий, проводят встречи и беседы с искусствоведами, народными мастерами.

Научить ребят любить и понимать красоту и совершенство окружающего мира помогут экскурсии на природу, во время которых целесообразно делать карандашные зарисовки и цветные наброски, в основном я уделял внимание на якутских нарядов и посуд (например: илин кэбиьэр, чорооны, кытайа, камыйах и.т.д.).

В практическую часть входят занятия, на которых ученики овладевают приемами изготовления керамических изделий из соленого теста, способами обжига изделий и вариантами росписи.

  1. Первый год обучения ориентирован на формирование основных знаний и практических умений, а также развитие и укрепление навыков в области изготовления керамических изделий.

  2. Второй год обучения предполагает более углубленное изучение способов лепки и росписи керамических изделий.

  3. Третий год обучения - это разработка, выполнение и защита творческого проекта.





Цели и задачи программы:

Цель: Формирование личности человека самостоятельного, творческого, ответственного и эрудированного.

Задачи:

  • Дать учащимся общее понятие о народных традициях в современном искусстве;

  • Познакомить историей керамики, так как она является одним из древнейших ремесел народов мира, выясняем его этнического своеобразия, композиционных, колористических, содержательных особенностей;

  • Научить практическим навыкам овладения технологией керамика и составление орнаментальных композиций и в конечном итоге овладеть керамикой чтобы творчески, самостоятельно создать изделия керамических сосудов, гармоничных по цвету и рисункам;

  • Способствовать творческому росту фантазии, образному мышлению и индивидуальным возможностям;

  • Довести до сведения этническую, художественную ценность рукотворных изделий, что привычное домашнее ремесло «для себя» перерасти в искусство, радующее глаз сердце и что они тоже «могли делать так»;









Соленое тесто

А теперь советы тем, кто решится поэкспериментировать и изготовить изделие из теста.
Рецепт: берем два стакана соли крупного помола и два стакана муки высшего сорта, перемешиваем. Добавим небольшими порциями теплую воду (чуть меньше стакана) - тесто должно получиться густым.

Кусочки теста хорошо размять в руках, накрыть полиэтиленом, чтобы не было доступа воздуха, выдержать 2 часа при комнатной температуре. В процессе лепки прикрывать фигурки чуть влажной тряпочкой, чтобы не образовалась корка.

Обжиг вести в духовке на самом малом огне. Еще лучше обжигать в русской печке. Когда игрушка станет матовой, вынимаем, заделываем трещины и снова ставим в духовку, увеличив нагрев до среднего. Когда получите нужный цвет - обжиг прекратите. Горячие игрушки протираются влажной тряпочкой для блеска.

Роспись ведется гуашевыми красками, можно добавлять водоэмульсионную краску. Очень хорошо расписывать темперой. После того, как изделие высохнет, его необходимо трижды покрыть лаком.

Тесто отлично держит каркас из проволоки, комбинируется со многими материалами: щетина, пластмасса, бусины и прочие. Недостатки данных изделий: боятся влаги, запекать в микроволновой печи нельзя (загорается соль).

Дети быстро научились готовить такое тесто, причем, его можно было приготовить заранее, покрыв мокрой тряпочкой. При работе использовали различные стеки и штампы, которые изготовляли сами. Изготавливали мы и театральные маски, а также маски знаков зодиака. Изготавливали для них рамки, использовали их как настенное панно, украшали тесьмой и тканью. Дети с удовольствием занимались такой работой.

Мы видели, как дети с каждым изделием приобретали навыки обращения с разнообразными художественными материалами, осваивали технологию изготовления, развивали образно-логическое мышление, осваивали композиционную и изобразительную грамотность, изучали и применяли в творчестве знания мировой художественной культуры, у детей появилась возможность самореализоваться в изобразительной студии.

КерамикаКерамикаКерамикаКерамикаКерамика



КерамикаКерамикаКерамика











Загадка.

Материал я не простой,

Из брусочков и цветной,

Из меня лепи, играй,

Руки мыть не забывай. (пластилин)

Лепка из пластилина.


Пластилин - искусственный пластичный материал, дети очень любят играть с пластилином и удобно заниматься с детьми на занятиях.

Выполняя способом лепки различные работы, дети получают не только видение окружающей деятельности.

Пластилин пластичен. Легко обрабатывается, изделия из ничего могут долго сохранять форму, если не ставить их близко к источникам тепла. Работа с ним позволяет познакомить детей с различными видами искусства, такими, как скульптура, графика. При лепке орнаментов и рельефов дети знакомятся с декоративно - прикладным искусством - народным творчеством. Из пластилина можно выполнять объемные игрушки, полуплоскостные композиции и плоские рисунки.

Лепить из пластилина пробовал не каждый, а вот рисовать этим материалом, наверное, умеют не все.

Для работы нам потребуется:

- кусок оргстекла, место бумаги;

- пластилин, вместо красок.

Процесс выполнения:

  1. На листе бумаги нужно выполнить эскиз.

  2. Перенести контур рисунка черной тушью или темным пластилином прямо на стекло.

  3. Заполнить рисунок нужным цветом внутри контура, размазывая пластилин тонким слоем.

  4. Для оформления закроем пластилин сзади карточной и окантуем стекло, используя бумагу, ткань или изоленту.




Объемные изделия из пластилина.

Все рыбки похожи друг на друга они имеют оптикаемое туловище и плавник.

Рассмотрите внимательно предложенные фотографии, продумайте способы и порядок выполнение работы. Туловище можно выполнить из большого сплющенного шарика, плавника - из маленьких шариков другого цвета, формы плавников получают, надрезая заготовки стекой.

КерамикаКерамикаКерамика

КерамикаКерамикаКерамика

КерамикаКерамикаКерамика

Формируем головку и хвост. Вытягиваем и промазываем.

Оформляем изделия

Можно выполнить обычную или сказочную рыбку.



Загадка.

В земле скрывается,

В руках преображается,

Огнем закаляется,

В посуду превращается. (Глина)

Глина


Теперь мы можем поучиться у скульптора лепка из глины.

Для лепки нам потребуется глина, взятая из берега реки или оврага, но не каждая глина пригодна для работы. Прежде чем приступить к лепке, необходимо проверить материал.

Чтобы проверить глину, возьмем не большой кусочек и разомнем его пальцами.

Жирная глина липнет к рукам, и поэтому с ней работать сложно.

Тощая, сухая имеет большое содержание песка, а поэтому трескается и ломается при высыхании.

Для работы необходима выбрать среднюю по составу глину.

Подготовка глину к работе.

Глину для лепки приготавливают следующим образом. Сначала надо очистить ее от мусора, выбрать руками камушки и, если вы хотите получить глину высокого качества, высушить, раздробить, в брезентовом мешке колотушкой или молотком, просеять в ведро через сетку с ячейкой около 2 мм.

Подготовленною глину в равных пропорциях заливают водой и дают ей разбухнуть (1/3 ведро глины на 1/3 воды). Легкий мусор всплывает. Тяжелый - камешки, стекла - оседает на дно. Смесь перемешивают палкой и отстаивают. Когда вода станет прозрачной, ее сливают, а глину выкладывают в таз и оставляют открытой на день два. Когда масса будет подходить на густое однородное тесто, ее тщательно разменяют и укладывают в полиэтиленовый пакет. Случается, что при хранении глина может заплесневеть, тогда ее надо снова перемять и переложить в чистый полиэтиленовый пакет.

Готовая для работы глина должна как тесто, легко отставать от руки.

Инструменты и приспособления.


Для занятия лепки нужны кусочки ткани, чтобы вытирать руки, клеенка, фанерка или пластиковая поставка. Можно взять кусок линолеума, он хорошо моется после работы с глиной, с него изделия можно снять без особого усилия. Для лепки из глины и пластилина необходимы несложные инструменты: нож, стеки - специальные деревянные или пластмассовые лопатки, кисточки, емкость с водой.

Формовка из двух частей


Сделай форму из двух частей и изготовь по ней слепок. Если в качестве образца ты возьмешь утку, то надо вдавить половину вылепленной фигурки в толстую плитку пластилина, сделай вокруг плитки пластилиновые стенки и залить раствором гипса.

Сделай горельеф точно так же, как ранее делали барельеф. Если примерно наполовину вдавить в пластилин четыре стеклянных шарика, а потом их вытянуть, то на первой половине формы получится то, что называется охватывающей частью шпонки. После изготовления второй половины на этом месте образуется выпуклость, плотно входят в углубление и получается охватываемая часть шпонки. Не забывай поместить между первой и второй половинками слой разделителя.

Если принцип шпонки тебе понятен, можно использовать любое подходящее орудие для получения аналогичного конечного результата. Можно сделать в пластилине отверстие, сужающееся по мере углубление, или шпонку с помощью пробки или наперстка.
Керамика Керамика КерамикаКерамика Керамика Керамика Керамика


КерамикаКерамикаКерамикаКерамикаКерамика


КерамикаКерамикаКерамикаКерамикаКерамика


Литье глиняной массы (шликер) в гипсовую форму


КерамикаКерамикаКерамикаКерамикаКерамика





























Барельеф


Сделай барельефное изображение хорошо известного тебе животного. Возьми немного пластилина и плоскую доску размер доски должен быть как минимум 30х20см. начерти на листе плотной бумаги прямоугольник размером примерно 15х10см. нарисуй на этом листке какое - нибудь животное, которое ты действительно хорошо изучил. Сделай несколько набросков, не стирая наверно проведенных линий, до тех пор, пока среди этих линий не проявятся правильные очертание. Обведи эти очертания карандашом с мягким толстым стержнем так, чтобы у тебя получился четкий контур животного с верными пропорциями. Пусть это будет, например, лошадь. Неплохо предварительно найти рисунок крепкой рабочей лошади и сделать эскиз с этого рисунка. Стильные толстые ноги коня тяжеловоза будут хорошо смотреться на барельефе.

Если ты сумеешь сделать на доске набросок от руки, а не под копирку, то поступи именно так. Это поможет тебе избежать потери «живости» рисунка.

Пластилин нужно нарезать нитью на длинные узкие бруски толщиной 5 мм и выложить ими силуэт нарисованной лошади, стараясь не выходить за пределы контура.

Теперь. Сделай из этой плоской фигурки лошади настоящей барельеф. Инструменты для моделирования довольно дешевы, их можно купить в любом художественном салоне. Все края барельефа должно быть покатыми и иметь соответствующий уклон. Лучше всего, если они будут заглажены, словно низкий берег моря, плавно уходящий в воду - на барельефе не должно быть «крутых обрывов».

Если на изображении имеются углубление (например, глаз лошади), то их надо сделать под правильным углом, когда дело дойдет до отливки, такие углубления не позволяет разъединить форму и отлитое изображение.



КерамикаКерамикаКерамикаКерамика


КерамикаКерамикаКерамикаКерамикаКерамика


КерамикаКерамикаКерамикаКерамика


КерамикаКерамикаКерамикаКерамика




























Лепка зверей из глины

Птички тоже похожи друг на друга. Прежде всего выделим детали. Любая птица имеет обтекаемое туловище, гибкую шею различной длины. Хвост и крылья самой разнообразной формы

КерамикаКерамика

КерамикаКерамикаКерамикаКерамика


Млекопитающие животные совершенно не похожие друг на друга, поэтому их лепят по - разному.

Скатаем цилиндр - колбаску и слегка согнем в виде мостика - это туловище. Сформируем лепки, надрезая стекой. Скатаем шарик - головку, слегка вытянем - мордочку. Два шарика расплющим и вытянем - получим ушки. Сделаем хвостик и другие отдельные детали (глаза, нос, язычок).

КерамикаКерамикаКерамикаКерамикаКерамикаКерамика


КерамикаКерамикаКерамика






Роспись керамических изделий.


Одним из интереснейших разделов керамики является ее роспись. Расписывать изделия сложно, так как работа ведется без предварительного рисунка, сразу кистью наносятся элементы украшений. Порой очень непросто повторить один и тот же мотив в росписи. Поэтому мы сначала работали над созданием эскизов к росписи того или иного изделия, а затем изучали технологию росписи на флаконах.

Причем, мы разработали свой способ обработки флаконов под роспись: мы оклеивали их тонкой бумагой, что производило эффект росписи "под дерево". Таким образом, дети совершенствовали свою роспись, "набивая руку", приобретая уверенность. Только после этого мы приступили к главному, к чему стремились все это время - к росписи цветочных горшков. Это были первые настоящие изделия, которые дети смогли расписывать самостоятельно. Хотелось создать самим такие красивые изделия, чтобы нравились окружающим.

Дети справились с работой, научились работать с трафаретами, облегчая роспись. Многие работы мы выставляли на различные выставки, занимая призовые места.

Насколько я смог помочь подросткам, в решении трудных задач и насколько эффективный был мой труд, покажет время. Одно я знаю, точно: я вложил в них частичку своего клада. Будут ли они благодарны этому? Не знаю…

КерамикаКерамикаКерамика

КерамикаКерамикаКерамикаКерамикаКерамикаКерамикаКерамикаКерамикаКерамикаКерамикаКерамикаКерамика

КерамикаКерамикаКерамикаКерамика

КерамикаКерамикаКерамикаКерамикаКерамика









Декоративные изделия из разных материалов

КерамикаКерамикаКерамикаКерамикаКерамикаКерамикаКерамикаКерамика

КерамикаКерамикаКерамикаКерамикаКерамикаКерамикаКерамикаКерамикаКерамикаКерамика




Керамика

Конструктивный способ лепки.

Керамика

Пластический способ лепки.

Керамика

Комбинированный способ лепки.

Керамика

Лепка по техника жгута.

Керамика

Техника методом защипывания.



Обжиг фигур

На этом этапе можно сделать фигурки из терракоты или другого для обжига сорта глины.

Твои модели не требуют для обжига высоких теператур, создаваемых в спецальных печах; их можно обжигать в духовке. Еще более просты в использовании синтетические сорта глины - податливые, нетоксичные, пригодные для сушки на воздухе. Изделия из этих сортов глины чрезвычайно прочны благодоря искусственным добавкам.

Изделия должно быть тщательно подготовлено к обжегу. Если в глине остались крошечные пустоты, то при расширении воздуха произойдет взрыв, который уничтожит не только само изделие, но и те, которые будут обжигается рядом. Возможно, тебе удается найти специалиста по изготовлению изделий из керамики, который согласится время от времени брать на обжиг одну - две твои фигурки. Однако не забывай, что различные сорта глины требуют разных температур обжига.

Глина пачкает одежду, поэтому ты должен соответсвенно одеваться для работы, например, в старую рубашку (предпочтительно большого размера) и старые джинсы. В идеале все работы с глиной следует вести на открытом воздухе, поскольку полы и ковры, испачканные глиной, вряд ли обрадует.

Ты должен научится «чистой работе» и с глиной, и с гипсом. В противном случае тебя ожидает чрезвычайно неприятный урок. Малейшая чистота гипса, попавшая в глину, может вызвать «разрыв» либо при обжиге, либо некоторые время спустя: притаившийся в глине кусочек гипса по каким - то причинам увеличится в объеме и отколет от вылепленного тобой изделия.







Календарно тематический план по керамике

На 1 учебный год

Всего часов в неделю - 4

За год - 144 часов

За первое полугодие -72

За второе полугодие -72

Название темы:

Всего

В том числе

Примечание

Теория

Практика

1

Лепка домашних животных

7 час

2 час

5 час


1

Водая занятие


1



2

Эскизный вариант


1


3

Техника обработка тесты

1



4

Лепка изделия


3


5

Раскраска изделия


1


2

Лепка диких животных

8 час

1 час

8 час


1

Эскизный вариант


1



2

Обработка глины


1


3

Лепка диких животных


4


4

Подготовка изделия к обжигу


2


5

Раскраска керамическими красками


1


3

Лепка птиц

7 час

2

9 час


1

Эскизный вариант


1



2

Приготовление глиняной массы

1



3

Лепка птиц


4


4

Подготовка изделия к обжигу


2


5

Раскраска керамическими красками


1


Автор программы Андросова А.В.
руководителя студии «Керамика».



© 2010-2022