Разработка урока на тему: ОВОЩИ. ПРИГОТОВЛЕНИЕ ХОЛОДНЫХ БЛЮД

Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

города Корсакова

« Средняя школа №2»










Урок по теме:

«ОВОЩИ. ПРИГОТОВЛЕНИЕ ХОЛОДНЫХ БЛЮД»















Любимова Ирина Борисовна

Учитель технологии.











Пояснительная записка


Урок рассчитан на учащихся 5 класса. Тема урока относится к блоку « Кулинария. Технология обработки продуктов пищевых» Урок закрепляет знания, полученные на предыдущих уроках, поддерживает интерес к изучаемому предмету, разнообразит знания в необычной форме, познакомит с новыми понятиями, явлениями, названиями. Конкурсы во время урока вызовут дух здорового соперничества, побудят школьниц к расширению

кругозора, стремлению знать больше и лучше. Для успешного проведения урока необходимо:

  • Разбить коллектив на бригады

  • Подготовить ученикам опережающие задания.

  • Ученикам иметь: рабочие тетради, санитарную одежду, картинки с изображением овощей, продукты для практической работы.

Подготовка учителя:

  • Разработка урока.

  • Санитарная одежда.

  • Оборудование: компьютер, экран, проектор.

  • Проверить наличие кухонных разделочных досок, и другого необходимого инвентаря.

  • Подготовить основу под коллаж. ( т.е. вырезать из ватмана блюдо, салатницу и кастрюлю).

  • Иметь на уроке клей, магниты, фломастеры.

Тема урока: Овощи. Приготовление холодных овощных блюд.

Цели и задачи: Дать представление о пищевой ценности овощей, значении их в питании человека. Сформировать знания и умения по технологии приготовления овощных блюд. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, эстетические чувства при оформлении готовых блюд. Привить навыки культуры здорового питания.

Наглядные пособия: Овощи, таблицы «Способы нарезки овощей», «Оформление готовых блюд», презентация «овощи».

Межпредметные связи: История, биология, математика, русский язык.

Методы обучения:

  • Информационные технологии

  • Объяснительно- иллюстрированный метод

  • Практический метод

  • Метод контрольных вопросов

  • Игра

  • Викторина

  • Конкурс

Практическая работа: Приготовление салата винегрет.

Форма познавательной деятельности:

Индивидуальная

Групповая

Оборудование: Флеш-карта памяти с презентацией урока

Компьютер, проектор, экран

Набор продуктов для практической работы

Кухонная посуда, инвентарь, приспособления

Набор картинок с изображением овощей

Основа для коллажа.

Ход урока.




1.Организационный момент.

2.Приветствие, проверка наличия учащихся.

3. Актуализация прежних знаний. Сообщение

( слайд 1)

На предыдущих уроках мы с вами много говорили о рациональном питании. Рациональное питание невозможно без овощей. Сегодня на уроке мы обобщим те знания которые вы уже получили в школе, дома, и узнаем много нового. Этот урок будет полезен и интересен тем , что вы сами приготовите салаты, сервируете столы и оцените вкус приготовленного блюда.

1. Салат?

2.Назвать все этапы первичной обработки овощей.

3. Дать определение нарезки.

4. Назвать основные виды нарезки.

4.Ученики определяют тему урока. Предложить ученикам отгадать

загадки. ( слайд 2-8)

Лежит меж грядок Заставит плакать всех вокруг хоть

Зелен и сладок / Огурец/ и не драчун а ….. ( лук)

Как на нашей грядке выросли загадки Что за скрип? Что за хруст?

Сочные да крупные. Вот такие круглые Это что еще за куст?

Летом зеленеют к осени краснеют? Как же быть без хруста если я …

/ томаты/ /капуста/

И зелен и густ на грядке вырос куст! Хоть я сахарной зовусь,

Покопай немножко : под кустом… Но то дождя я не размокла.

/картошка/ Крупна, кругла, сладка на вкус.

Вы узнали кто я …..

/ свекла/


5.Лекция с элементами беседы.

(слайд 9-12)

Овощи - основной источник витаминов, минеральных веществ, углеводов. Почти все овощи обладают лечебными свойствами, вызывают аппетит, улучшают усвояемость пищи. Овощи нужно есть ежедневно. Институт РАМН разработал годовые примерные нормы овощей для человека: картофель-120 кг.

другие овощи-110 кг.

Плоды (тыква, кабачки)- 106 кг.

Значение овощных блюд определяется, конечно, их составом, и в первую очередь содержанием углеводов. Блюда из картофеля служат источником крахмала. Большое количество сахаров содержат блюда из свеклы, моркови, горошка. В большинстве овощей преобладают такие элементы как калий, натрий, кальций. Поэтому блюда из овощей поддерживают кислотно-щелочной баланс в организме. Блюда из свеклы являются источником кроветворных элементов( меди , цинка, магния). В разных овощах содержится разное количество микроэлементов, поэтому лучше использовать при приготовлении не один овощ, а их смесь. ( сложные гарниры, овощные рагу). Хотя витамины и теряются при тепловой обработке , овощные блюда покрывают основную часть потребности человеческого организма в витамине С.( петрушка, укроп, лук). Рекордсменом в наличии витамина С является квашенная капуста. Витамина С в ней больше чем в смородине и апельсине!


6.Сообщения учащихся. Овощи малокалорийны, в них нет жира, поэтому полезны всем. Все мы любим овощи, и не задумываемся, откуда они к нам пришли, с каких времен появились.

(слайд 13)

4 ученицы делают сообщение о родине капусты, картофеля, огурца, томата.

7. Познавательная викторина (слайд 14-26)

Картофель используют в зависимости от сорта, клубни с рассыпчатой мякотью белого цвета используют для пюре протертой массы , супов пюре. Клубни с плотной массой используют для заправочных супов , гарниров, жарки. Белокочанную капусту используют в зависимости от сорта : раннюю для салатов, позднюю для супов и жарки. Краснокочанную капусту используют в основном для салатов. Брюссельскую отваривают и запекают, кольраби- припускают и тушат. Репчатый лук используют от остроты вкуса, острый- пассируют,. Лук сладких сортов используют в салаты и винегреты. У моркови лучшими свойствами является ярко оранжевая мякоть, гладкая поверхность. Свеклу желательно использовать темноокрашенную и без колец . Для борща свеклу тушат.

8.Сообщение учителя о видах механической обработки овощей

( слайд 27)

9..Сообщение учителя о видах тепловой обработки овощей

( слайд 28,29,30)

10. Конкурс « Я веселый поваренок ».

Учитель объясняет условия конкурса: ученики делятся на три бригады. Необходимо расшифровать пиктограмму, где зашифрованы овощные блюда. На заранее приготовленную основу в виде кастрюли из ватмана наклеить картинки овощей, соответствующих расшифрованному блюду. Побеждает та бригада, которая выполнит коллаж быстрее всех. ( слайд 31, 32)

11.Сообщение учителя о разнообразии блюд из овощей

( слайд33)

Блюда из отварных овощей: картофель отварной, картофельное пюре, тыква отварная, фасоль отварная, горох овощной отварной, кукуруза отварная, спаржа отварная, артишоки, пюре из моркови и свеклы.

Блюда из тушеных овощей: капуста тушеная, свекла тушеная, рагу из овощей, картофель тушеный с грибами.

Блюда из жареных овощей: картофель жареный, картофель- фри, лук- фри, зелень- фри, кабачки жареные, баклажаны, помидоры, тыква- жареные, котлеты морковные, свекольные, капустные, картофельные, зразы картофельные, крокеты картофельные, оладьи картофельные, из тыквы, кабачков.

Запеченные овощи: запеканки картофельные, капустные, морковные, суфле, пудинги из картофеля, фаршированные перцы, кабачки, репа, баклажаны, помидоры , голубцы овощные.

12. Практическая работа

(слайд34-39)

  • Приготовление салата Винегрет.

  • Познакомить учащихся с технологической картой салата « Винегрет».

  • Обратить внимание на правописание этого слова.

  • Напомнить технику безопасности и соблюдений правил гигиены.

  • Проверить наличие санитарной одежды.

  • Сервировка стола

  • Органолептическая оценка блюда.

13.Организационно - заключительная часть

  • Закрепление материала ( слайд 40-41)

Вопросы для проверки:

Овощи Блюда из овощей

а. капуста а. винегрет

б. морковь б. омлет

в. свекла в. борщ

г. картофель г. картофель фри

д. лимон д. капуста тушеная

Тепловая обработка овощей Механическая обработка овощей

а. варка а. нарезка

б. жарение б. мойка

в. запекание в. сервировка

г. сушка г. очистка

д. пассерование д. сортировка

Ответы: Овощи- а, б, в, г.

Блюда - а, в, г, д.

Тепловая обработка - а, б, в, д.

Механическая обработка- а, б, г, д.

  • Оценка бригадам

  • Обсуждаются типичные ошибки при выполнении практической работы.

  • Уборка рабочих мест.

  • Дежурные сдают технологические карты учителю.

14. Домашнее задание.

( слайд 42)

1. Записать и оформить рецепт холодного блюда в тетради.

2. Приготовить дома салат из овощей и угостить семью.

Список использованной литературы.

  • Технология. Учебник для учащихся 5 классов общеобразовательных учреждений (вариант для девочек) Симоненко В. Д. « Вента-Граф» 2007

  • Технология. Элективные курсы, конспекты уроков-5-9 класс. Брылкина. Л. П. ,Соколова. С. Е. Москва ООО «5 за знания».

  • Технология. 5 класс. Поурочные планы по учебнику Ю. В. Крупской. , Н.И. Лебедевой. 2007. Волгоград.

  • Каталог семян Овощи « Русский огород» 2008.

  • Технология приготовления пищи. Н. И. Ковалева., М. Н. Куткина., В. А. Кравцова. Москва. 1999.

  • Советы по домоводству. Владивосток. 1990.

  • Интернет-ресурсы good- cod. run

1 september. ru.







© 2010-2022