Конспект внеурочного занятия для учащихся 5 класса Тема: «Семья и семейные ценности»

Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Максатихинская СОШ №1»

Тверской области п.Максатиха, Россия





Конспект внеурочного занятия для учащихся 5 класса

Тема: «Семья и семейные ценности»











Разработал:

учитель технологии

Смирнова Виктория

Сергеевн




Внеурочные занятия на тему: «Семья и семейные ценности».

Цель: Определить понятие «семья», формировать понятие «счастливая семья», формирование убеждения о важности роли семьи.

Задачи:

1. Раскрыть понятия «семья» и «счастливая семья», выявить ее особенности;

2. Учить детей дорожить своими близкими: выражать им благодарность, относиться с уважением;

3. Объяснить детям суть терминов «родословная», «родовое дерево».

1.Организация деятельности учащихся.

2.Введение в тему урока.

Сегодня мы разговариваем о семье. Скажите, пожалуйста, как вы думаете, почему у нас на доске изображение старого ветвистого дерева? Как он относится к теме нашего урока?

(Размышления детей)

Конспект внеурочного занятия для учащихся 5 класса Тема: «Семья и семейные ценности»

3. Работа с понятиями род и семья.

Каким старинным словом можно заменить слово «семья»? (Подвести детей к понятию «род».) Это слово можно заменить еще словом «династия» (Слова «род» и «династия» помещаются на доске.) В одиночку каждому трудно жить. Только в семье, в единстве с родственниками человек счастлив по-настоящему. Каждый человек должен быть кому-то нужен, должен о ком-то заботиться, кому-то помогать. Людям хочется с кем-то разделить радость и печаль, хочется, чтобы их ждали и любили. Фамилия человека, которая передаётся из поколения в поколение,- его гордость. Сейчас я прочитаю вам сказку В.А.Сухомлинского «Сказка о человеке и стрекозе" «Человек пошел на кладбище к могиле Отца. Вырвал несколько появившихся из земли сорняков, полил траву. Потом выкопал яму и посадил куст розы. На стебельке травы сидела Стрекоза. Она внимательно наблюдала за работой Человека и думала: что он делает? Ведь здесь не огород и не цветник. Прошло несколько дней. Человек опять пришел на кладбище. Сорвал несколько сорняков, полил розу. Улыбнулся, увидев на розовом кусте первый цветок. - Человек, - не утерпела Стрекоза,- что это ты делаешь? Зачем ты насыпал этот холмик? Зачем сажаешь на нем цветы, поливаешь траву? - Под этим холмиком мой Отец, - ответил Человек. - Это его могила. - А что такое Отец? - опять спрашивает Стрекоза. - Что такое могила? Человек объяснил. Но стрекоза не смогла ничего понять. Она стала просить: - Человек, скажи мне ,что надо сделать, чтобы понять всё, о чём ты говоришь?

- Для этого надо быть Человеком,- ответил Человек.

Понравилась вам сказка? Какие выводы вы сделали из услышанного?

Только люди знают своих родственников, помнят их.

Род состоит из поколений. Как называются старшие поколения? А младшие? (На доске появляются слова «предки», «потомки».) Каждый из вас - вершина своего дерева, его молоденькая веточка. А кто же составляет ветви, могучие стволы и корни вашего семейного дерева?

Конспект внеурочного занятия для учащихся 5 класса Тема: «Семья и семейные ценности»

А теперь отгадайте загадки:

1. Кто на кухне с поварёшкой

У плиты всегда стоит,

Кто нам штопает одёжку,

Пылесосом кто гудит?

Кто на свете всех вкуснее

Пирожки всегда печёт,

Даже папы кто главнее

И кому в семье почёт? (бабушка)

2. Он - мужчина, и он сед,

Папе - папа, мне он - …

(Дед)

3. Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

- Всех милее наша... (мама)

4. Кто научит гвоздь забить,

Даст машину порулить

И подскажет, как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете, ребята, -

Это наш любимый... (папа)

5. Кто веселый карапузик -

Шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка -

Это младший мой... (братишка)

6. Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться? -

Очень модная девчонка -

Моя старшая... (сестренка)

7. Мамы старшая сестра -

С виду вовсе не стара,

С улыбкой спросит: «Как живете?»

Кто в гости к нам приехал? (Тетя)

8. Кто же с маминой сестрой

Приезжает к нам порой?

На меня с улыбкой глядя,

«Здравствуй!» - говорит мне... (дядя)

9. Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная... (семья)

- Молодцы, ребята. Отгадали все загадки. Ребята, а кто в вашей семье для вас ближе всех?

- Почему мама и папа ближе всех на свете? Расскажите, какие же они, ваши мамы? Что делает мама для своих детей?

Мама. Она всегда тревожится и заботится о своих детях. В каком бы настроении она не была, как бы не устала, мама всегда вас накормит, напоит, выслушает, приласкает. Даст вам добрый совет. Не так ли?

Вспомните: когда вы больны, и лежите в постели, и у вас высокая температура, как внимательна и заботлива с вами в эти дни мама! Дает вам лекарство. Ставит горчичники и градусник. И шепчет - говорит вам такие добрые - ласковые слова, от которых стихает боль и болезнь уходит.

А сколько всяких разных дел мамы успевают сделать за один только день! Приготовить утром завтрак. Убрать со стола. Проводить вас в школу. Много часов мамы на работе. Но они ещё успевают сходить в магазин и приготовить ужин. Привести всё в порядок в доме. Почитать с вами книжку и поиграть. Помыть и уложить вас в постель. Потом постирать, пошить, и повязать, и посмотреть немного телевизор. Ни одна сказочная волшебница не успевает за день переделать столько дел! Хоть у волшебницы есть волшебная палочка… А у мамы такой палочки нет. Впрочем… Может быть, мама со всеми этими делами и не справилась бы, если бы ей не помогал… Кто? (папы)

-Папы - умные, добрые, сильные. Про все на свете знают. Они могут многому научить, что-то подсказать.

Не огорчайте своих мам и пап, берегите их.

- А как вы помогаете своим родителям?

- Каждый из вас обязан своим рождением маме и папе, а они, в свою очередь, появились благодаря бабушкам и дедушкам, а раньше бабушек и дедушек на Земле появились ваши прабабушки и прадедушки. В каждой семье есть старшее поколение. Они прожили гораздо дольше вас и ваших родителей, больше видели и знают.

-Поднимите руки, у кого есть бабушка и дедушка. Как часто вы их видите? Как общаетесь? (ответы учащихся)

- Старших членов своей семьи - бабушек и дедушек, а может и прабабушек и прадедушек, надо любить и уважать, относиться к ним с почтением, не огорчать, заботиться о них. Ведь они очень любят своих внуков.

- Что такое семья?

(Дети высказывают мнения)

- Это мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, тётя, дядя.

«Семья - это дом, где тепло и уютно, где тебя любят ».

«Семья - это родные друг другу люди».

«Семья - это близкие друг другу люди, которых объединяют общие интересы».

- Какая может быть семья?

На каждую букву к слову «Семья» подберите ответ на вопрос.

Конспект внеурочного занятия для учащихся 5 класса Тема: «Семья и семейные ценности»

- Где можно узнать значение слова семья?

Ученики: Из словаря

- Перед вами словари С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, Д.М. Ушаковой

«Семья - группа живущих вместе близких родственников».

- Скажите, дети, какая семья называется дружной?

(Дети называют признаки дружной семьи).

(Мнения детей).

О дружных семьях слагают легенды. Послушайте одну из них.

Чтение учителем легенды « Как появилась дружная семья».

Давным - давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств:

Понимание

Любовь

Уважение

Доверие

Доброта

Забота

Помощь

Дружба

- Запомните, ребята, эту легенду. Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить: мир, согласие. А значит, все будут счастливы.

Работа с пословицами, «строительство» дома.

Посмотрите на доску. - Как вы понимаете эту пословицу?

В гостях хорошо, а дома лучше. (Как бы хорошо не было гостить у кого-либо, а дома все-таки лучше)

И стены в доме помогают.

- А эту? (дома все воспринимается лучше; все вещи и предметы нам знакомы, близки, душа успокаивается.)

Родной дом- это исток, начало начал.- А эту? (У каждого он свой. Родной дом- это и детство в нем, и сказки, и домовой, что незримо охраняет очаг).

Я предлагаю вам поиграть в «Строителей», будем строить дом.

Для этого нужно распределиться на 4 команды (бригады). (Учащиеся распределяются).

(Учитель распределяет между «бригадами» задания; «бригады» выбирают своего прораба).

Задание для 1 бригады: найти слова которые можно связать со словом «Дом».- «Дом» - это… .

Задание для 2 бригады: найти слова, которые можно связать со словом «Семья». «Семья - это… .

Задание для 3 бригады: найти слова , которые вы можете предложить для крепости семейных отношений.

Задание для 4 бригады: найти слова , которые вы можете предложить для создания «Техники безопасности» в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье: «Что можно»…, «Что нельзя»…

(на подготовку 5 - 10 минут)

- Все бригады готовы, осталось только построить дом.

- Строительство дома начинается с фундамента. I бригада готова.

«Прораб» зачитывает ответы: Дом - это… (крепость, очаг, начало начал, кров, причал).

- Молодцы, фундамент дома готов. Начинаем строительство стен дома.

Ученики II бригады: «Прораб» зачитывает ответы: Семья - это… (мама, папа, я, бабушка, дедушка, сестра, брат, тётя, дядя, другие родственники).

- Молодцы, строительство стен в доме завершено. Осталось покрыть дом крышей.

- Что нужно для крепости семейных отношений? Об этом нам расскажет «прораб» III бригады.

Ученики зачитывают ответы: понимание, уважение, любовь, доверие, верность, терпимость, доброта, сочувствие.

- IV бригада расскажет нам «Технику безопасности» в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье: «Что можно»…, «Что нельзя»…

Можно быть: внимательным, заботливым; помогать, ласковым, добрым, уверенным в себе, любить свою семью.

Нельзя: огорчать; ругаться; предавать; грубить; повышать голос; быть агрессивным; выплёскивать на других свой гнев, обиду; бездельничать, когда взрослые трудятся.

- Наш дом построен. Молодцы ребята! Вы выбрали прочный строительный материал. Каждый из вас отдал частичку души.

- Каким должен быть дом?

Конспект внеурочного занятия для учащихся 5 класса Тема: «Семья и семейные ценности»

(теплым, светлым, радостным)

-Какие качества могут сплотить вашу семью?

Конспект внеурочного занятия для учащихся 5 класса Тема: «Семья и семейные ценности»

- Скажите, ребята, а какие праздники вы отмечаете всей вашей дружной семьей?

- Как вы готовитесь к праздникам?

- Ребята, как вы думаете, можно ли наш класс назвать семьёй?

- Мы с вами только вступаем на долгий учебный путь. Много времени проведем мы с вами вместе. Нашей большой и дружной семьей. Не зря ведь классного руководителя называют классной мамой. Правильно вы сказали, наш класс можно назвать семьей. Ведь мы будем проводить вместе очень много времени, будем помогать друг другу, радоваться нашим успехам, проводить праздники и ходить на экскурсии.

- А как вы считаете, какую семью можно назвать счастливой? Что нужно делать, чтобы семья была счастливой? Или семья счастлива без труда?

- Счастливой можно назвать семью, в которой все члены семьи любят и уважают друг друга, готовы поддержать друг друга в трудной ситуации, вместе решают все проблемы и отмечают праздники. Добро, доверие, взаимопонимание, помощь, поддержка, дружба - вот основа счастливой семьи. Счастливая семья - это ежедневный труд всех родственников. Без взаимопонимания, любви и уважения друг к другу не будет счастливой семьи.

В завершение нашей встречи мы начнём делать ваше родовое дерево, которое вы доделаете дома с родными. Оно поможет вам лучше познать вашу семью.

Конспект внеурочного занятия для учащихся 5 класса Тема: «Семья и семейные ценности»

Закончить наш общение мне бы хотелось стихотворением В. Берестова, в котором поэт обращается к своим потомкам с такими словами:

Любили тебя без особых причин:

За то, что внук,

За то, что ты сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на маму и папу похож…

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей…



© 2010-2022