Преподавание уроков технологии в школе и ИКТ

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Преподавание уроков технологии в школе и ИКТ.

Биштова Ф.Н.

В основу преподавания технологии положен деятельностный подход к изучению трудовых процессов. При организации уроков предполагается создание у учащихся наглядно-образных представлений по изучаемой теме, а при выполнении практических работ о необходимых для этого трудовых действиях. Применение средств информационных технологий позволяют, учителю повысить наглядность в обучении.
Информационные технологии являются современными наглядными средствами. К ним относятся аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения. «Есть несколько методических условий, выполнение которых обеспечивает успешное использование наглядных средств обучения:
1) хорошее обозрение;
2) чёткое выделение главного, основного при показе иллюстраций;
3) детальное продумывание пояснений, необходимых для выяснения сущности демонстрационных явлений, а также для обобщения усвоенной учебной информации;
4) привлечение самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии, постановка перед ними проблемных заданий наглядного характера».
Выполнение данных условий при использовании средств информационных технологий значительно повышает эффективность уроков технологии.
Учитель, гармонично сочетая звуковые и аудиовизуальные потоки в процессе преподавания теоретического материала и практических умений, может добиться большего эффекта при освоении знаний и умений учащимися.

Применение средств информационных технологий, где используются подвижные образы, графические объекты, текст, видеорамки, диаграммы, графики, делают организацию познавательной деятельности учащихся более эффективной, превращает учащихся в активных участников учебного процесса.
Урок технологии с использованием компьютерных средств обладает своеобразной спецификой. Примерно треть урока занимает теория, мотивационная деятельность, а в конце анализ и рефлексия результатов, остальное время индивидуальная самостоятельная практическая работа учащихся. Объяснение теоретического материала происходит посредством лекции-диалога, на которой учащиеся погружаются в проблемную ситуацию.
Презентация лекции создаётся средствами Power Point и содержит слайды различного типа: содержащих текстовую и графическую информацию, фильмы с разъяснениями, с показом объектов недоступных непосредственному наблюдению. Учащиеся, опираясь на данную информацию, обдумывают и совместно решают поставленную перед ними проблему, учитель же ненавязчиво направляет их деятельность.
Предваряет практическую работу вводный инструктаж, который содержит видеофрагмент с динамическим показом приёмов и последовательности работы. После чего учащиеся переходят к активному повторению. «Активное повторение состоит в том, что ученик самостоятельно, не воспринимая впечатлений из внешнего мира, воспроизводит в самом себе следы воспринятых им прежде представлений».
Каждый ребёнок работает на своём уровне и в присущем ему темпе. Тем учащимся, которые не могут выполнить активное повторение предлагается пассивное повторение, они ещё раз просматривают видеофрагмент, либо презентацию.
Если в начале использования данных средств и методов обучения только 60 % учащихся могли выполнить активное повторение, теперь же это могут делать 98 % учащихся.
Мультимедийная поддержка уроков технологии предоставляет учащимся возможность активного «визуального » овладения учебным материалом, позволяет узнавать свойства изучаемого объекта, связать его зримый образ с физическими или техническими параметрами, задающими его.
Применение средств информационных технологий на уроках технологии:
• Повышает эффективность учебного процесса;
• Облегчает понимание и восприятие материала учащимися;
• Увеличивает психологическую обоснованность принятия необходимых выводов, решений, обобщений;
• Сокращает время на подачу учебного материала и на вводный инструктаж;
• Развивает активность и самостоятельность учащихся;
• Дает возможность ученикам, пропустившим занятие, самостоятельно в удобном для них темпе ознакомиться с учебным материалом;
• Способствует развитию внимания, памяти учащихся, информационно-коммуникативной компетенции, логического мышления;
• Уменьшает количество ошибок допущенных ребятами при практической работе, что ведёт к повышению качества изделия.
От учителя, использующего средства информационных технологий «требуется развитое умение вводить учащихся в круг изучаемых проблем, направляя их деятельность, делать обобщающие выводы, оказывать индивидуальную помощь в процессе самостоятельной работы».

Общеизвестно, что урок - это логически законченный, целостный, ограниченный во времени отрезок учебно- воспитательного процесса. Строя урок, необходимо определить не только какие знания должны быть усвоены, но и на каком уровне они должны быть усвоены на уроке: на уровне восприятия, осмысления и запоминания, на уровне применения знаний по образцу или на уровне применения знаний в новой ситуации.
А какой урок мы можем назвать современным уроком?
Во-первых, современный урок должен отвечать ряду непременных требований. Урок должен предусматривать не только изложение материала, но и задания на применение усвоенных знаний. Изложение материала на уроке может быть вариативным по своей структуре. В одних случаях готовая информация излагается в форме объяснения, а в других - изучение происходит путем постановки учителем проблемы и раскрытия им путей ее доказательного решения.
Содержание урока должно быть научным, условием научности содержания является ознакомление учащихся с доступными им методами научного познания.
Современный урок предполагает использование учебного материала различной степени сложности, при этом самое сложное содержание может оказаться не под силу слабым учащимся; подготовку заданий для самостоятельной работы разной степени трудности, но таких, чтобы слабые учащиеся могли постепенно переходить от менее трудных заданий к более сложным; возвращение слабых учащихся к более сложным заданиям предшествующих тем, когда задания могут быть решены на новом уровне подготовки.
Важно осознавать какое место урок занимает в системе учебного

предмета, каковы его дидактические цели. Урок должен отличаться единой логикой деятельности учителя и учащихся. Структура урока должна быть четкой, со строгим переходом от одной части урока к другой. На уроке должно иметь место закрепление знаний через воспроизведение их учащимися, выполнение практических упражнений.
На уроках необходим контроль качества усвоения знаний учащимися. Главный критерий качества урока - не применение тех или иных видов работы, а высокий уровень обученности учащихся и достижение целей урока. Кстати, культура учителя, его интеллектуальный и нравственный облик является одним из главных условий эффективности урока.
Во-вторых, современный урок просто немыслим без применения информационных технологий. И это не случайно, ведь потенциал, заложенный в информационных технологиях успешно используются при:
1) изучении нового материала:
• демонстрационно-энциклопедические программы;
• программы Power Point, Excel, СУБД;
• видеолекция: достоинством такого способа изложения материала является возможность прослушать лекцию в удобное время, повторно обращаясь к наиболее трудным местам;
• мультимедиалекция: это интерактивные учебные пособия, в которых материал структурирован так, что обучающийся может выбрать для себя оптимальную траекторию изучения материала, удобный темп работы и способ изучения;
• аналоговые обучающие издания: электронные тексты лекций, опорные конспекты, методические пособия для изучения теоретического материала.


2) формировании умений используются такие виды информационных технологий как обучающие программы - элемент формирования системы знаний и умений учащихся.

3) закреплении знаний используются игровые тренажеры, которые имеют особое значение для развития профессиональных навыков у учащихся, а также обучающие программы и лабораторные работы.


4) организации проверки знаний и умений используются учебные компакт-диски, контролирующие программы и тестирование. Тестирование является одним из самых эффективных способов оценки знаний и умений учащихся.
Эффективность проявляется, прежде всего, в том, что по сравнению с очным опросом преподаватель может провести опрос гораздо большего числа учеников за меньшее время.


5) выполнении самостоятельной работы учащимися (обучающие программы, энциклопедии, развивающие программы, дистанционное обучение);


6) возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов, результатом которых будет, например, создание web-страниц, проведение телеконференций.


© 2010-2022