Исследовательская работа Школьная форма: вчера и сегодня

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Кожильская СОШ с\х направления»









Информационно - исследовательский проект по технологии на тему:


« Школьная форма: вчера и сегодня»










Выполнила: Борисова Л.,

ученица 10 класса

Руководитель: Борисова Е.Н.,

учитель технологии




Кожиль, 2012

Содержание

Введение ______________________________________________________3

Из истории школьной формы

Форма дореволюционной России _____________________________4

Школьная форма образца 1948 года ___________________________4

Школьная форма СССР _____________________________________5

Форма для старшеклассников ________________________________6

Дополнения к школьной форме _______________________________7

Форма современной России __________________________________8

Мнения жителей Кожиля ________________________________________9

Вывод _________________________________________________________11

Список используемой литературы ________________________________14
























Введение


Люди ещё помнят то время, когда в школу ходили в специальной одежде - школьной форме. Некоторые застали то время, когда школьную форму отменили и разрешили ходить в любой одежде. Потом некоторые учебные заведения (например, гимназии) ввели свою форму или стали регламентировать ношение обычной одежды (например, разрешали только белые рубашки и блузки и чёрные брюки и юбки). Все эти изменения произошли буквально за 20 последних лет.

Меня также заинтересовала эта тема. Что же такое форма? По толковому словарю C.B. Ожегова, «форма» - это одинаковая по покрою, цвету одежда. Так нужна ли такая форма ребенку, учащемуся в школе? Я перед собой поставила цели:

  • выявление и обобщение информации по истории развития школьной формы;

  • выявление необходимости школьной формы в настоящее время;

Задачи:

  • Изучить различные источники по теме.

  • Выявить роль и значение школьной формы в жизни.

  • Изучить, проанализировать и обобщить мнения жителей деревни о необходимости школьной формы в наше время.






Из истории школьной формы


Форма дореволюционной России


ВИсследовательская работа Школьная форма: вчера и сегодняИсследовательская работа Школьная форма: вчера и сегодня 1918 году гимназическая форма дореволюционной России была признана буржуазным пережитком и отменена вместе со многими другими разумными наработками в области образования. С точки зрения «классовой борьбы» старая форма считалась символом принадлежности к высшим сословиям (была даже презрительная кличка для сентиментальной девочки - «гимназистка»). С другой стороны - форма символизировала абсолютную несвободу ученика, его униженное и подневольное положение.

Но у этого отказа от формы была и другая, более понятная, подоплёка - бедность. Ученики ходили в школу в том, что могли предоставить им родители, а государство в тот момент активно боролось с разрухой, классовыми врагами и пережитками прошлого.



Школьная форма образца 1948 года

ОИсследовательская работа Школьная форма: вчера и сегодняднако со временем, когда эпоха экспериментов уступила место иным реалиям, было решено возвратиться к былому образу - к коричневым строгим платьям, фартукам, ученическим курточкам и отложным воротничкам. Произошло это в 1948 году, в период всеобщего «обмундиривания», когда ведомство за ведомством одевались в форму. Школьная форма образца 1948 года фактически копировала фасон формы классических гимназий - и по цвету, и по покрою, и по аксессуарам. Дожила она до конца 1962 учебного года. Первоклассники-мальчики сентября 1962 года пошли в школу уже в новой форме - без фуражек с кокардой, без поясных ремней с массивной пряжкой, без гимнастерок. Форма для девочек практически не изменилась. Теперь уже «свободная форма одежды» стала ассоциироваться с буржуазной разнузданностью, а всех дерзких экспериментаторов 1920-х было решено объявить «вредителями» и «врагами народа».

ШИсследовательская работа Школьная форма: вчера и сегоднякольная форма в СССР


ВИсследовательская работа Школьная форма: вчера и сегодняИсследовательская работа Школьная форма: вчера и сегодня СССР школьная форма несколько раз менялась. Существовало несколько моделей. У девочек - классическое коричневое платье с чёрным (повседневным) или белым (для торжественных мероприятий) фартуком, завязывавшимся сзади на бант. Школьные платья были скромно украшены кружевными отложными воротничками и манжетами. Ношение воротника и манжетов было обязательным. В дополнение к этому девочки могли носить чёрные или коричневые (повседневные) или белые (парадные) банты. Банты других цветов по правилам не допускались. В целом, форма для девочек практически полностью копировала форму российской дореволюционной женской гимназии, за исключением того, что гимназистки носили соломенные шляпки. Строгость нравов эпохи Сталина распространялась, разумеется, и на школьную жизнь. Самые незначительные эксперименты с длиной или иными параметрами школьной формы сурово карались администрацией учебного заведения. Даже причёска должна была отвечать требованиям пуританской морали - «модельные стрижки» до конца 1950-х были под строгим запретом, не говоря уже об окраске волос. Девочки обязательно носили косы с бантами. Школьную форму эпохи И. В. Сталина можно увидеть в фильмах «Первоклассница», «Алёша Птицын вырабатывает характер», и «Васёк Трубачёв и его товарищи».

Покрой формы стал более тождествен тем направлениям моды, которые имели место в 1960-х. Правда, повезло только мальчикам (школьников конца 1960-х мы можем видеть в культовом фильме «Доживём до понедельника»).

УИсследовательская работа Школьная форма: вчера и сегодня мальчиков с середины 1970-х серые шерстяные брюки и курточки были заменены на брюки и куртки из полушёрстяной ткани синего цвета. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки (в мире набирала обороты так называемая «джинсовая мода») с погончиками на плечах и нагрудными карманами с клапанами в форме фигурной скобки (}). Куртка застёгивалась на алюминиевые пуговицы. На боковой части рукава была нашита эмблема из мягкого пластика с нарисованным открытым учебником и восходящим солнцем - символ просвещения.


Школьная форма для старшеклассников

В начале 1980-х была введена форма для старшеклассников. (Такую форму начинали носить с восьмого класса). Девочки с первого по седьмой класс носили коричневое платье, как и в предыдущий период. Только оно стало ненамного выше колен.

УИсследовательская работа Школьная форма: вчера и сегодня мальчиков-старшеклассников брюки и куртка заменялись на брючный костюм. Цвет ткани был по-прежнему синий. Также синей была эмблема на рукаве. На этой эмблеме, помимо солнца и раскрытой книги, присутствовало стилизованное изображение атома. Очень часто эмблему срезали, так как она выглядела не слишком эстетично, особенно по прошествии некоторого времени - краска на пластике начинала стираться. Также были очень редкие рельефно-выпуклые эмблемы, изготовленные из пластика на тканевой основе. Они не теряли цвета и смотрелись очень нарядно. В 80-х годах, когда контроль за соблюдением школьной формы стал менее строгим, некоторые школьники заменяли стандартные эмблемы армейскими нарукавными нашивками. Для девочек в 1984 году был введён костюм-тройка синего цвета, состоящий из юбки-трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами (без нарукавной эмблемы) и жилетки. Юбку можно было носить либо с пиджаком, либо с жилетом, либо весь костюм сразу. В 1988 году для Ленинграда, районов Сибири и Крайнего Севера было разрешено ношение синих брюк в зимнее время.

Именно эта форма для девочек способствовала тому, что они начинали рано осознавать свою привлекательность. Плиссированная юбка, жилет и главное - блузки, с которыми можно было экспериментировать, превращали практически любую школьницу в «юную даму». Разрешалось носить распущенные волосы.







Обязательные дополнения к школьной форме

ОИсследовательская работа Школьная форма: вчера и сегодняИсследовательская работа Школьная форма: вчера и сегодняИсследовательская работа Школьная форма: вчера и сегодняИсследовательская работа Школьная форма: вчера и сегоднябязательным дополнением к школьной форме, в зависимости от возраста ученика, были октябрятский (в начальных классах), пионерский (в средних классах) или комсомольский (в старших классах) значки. Пионеры должны были также обязательно носить пионерский галстук. Помимо обычного пионерского значка существовал особый вариант для пионеров, активно занимающихся общественной работой. Он был немного больше обычного, и на нём была надпись «За активную работу». В сентябре 1991 года ношение пионерских галстуков и октябрятских значков было отменено в связи с упразднением Пионерской организации СССР. Ношение комсомольских значков прекратилось несколько раньше.

ШИсследовательская работа Школьная форма: вчера и сегоднякольную форму 1980-х можно увидеть, например, в фильмах «Гостья из будущего», «Приключения Электроника» (форма младших классов с красной нашивкой) и «Плюмбум, или Опасная игра» (форма старшеклассников с синей нашивкой).


Обязательное ношение школьной формы в России было отменено весной 1992 года.




















ФИсследовательская работа Школьная форма: вчера и сегодняИсследовательская работа Школьная форма: вчера и сегодняорма современной России

В современной России нет единой школьной формы, как было в СССР, но многие лицеи и гимназии, особенно наиболее престижные, а также некоторые школы имеют свою собственную форму, подчеркивающую принадлежность учеников к тому или иному учебному заведению. Кроме того, в учебных заведениях, не имеющих школьной формы, могут существовать правила ношения одежды. Советскую школьную форму принято надевать выпускницам школ на Последний звонок.

























Мнения жителей деревни Кожиль о необходимости школьной формы в наше время


Главатских Яна (ученица 10 класса): я всегда мечтала носить школьную форму и банты тоже потому, что это здорово! Я считаю, что сегодня школьная форма нужна. Это будет красиво, эстетично, гармонично. В школе не будет деления, все будут равны. Еще форма - это удобно, не надо покупать кучу разных вещей. А еще, по-моему, форма будет учить нас, детей, ответственности и аккуратности.

Захарова Дария (ученица 9 класса): Я бы не хотела носить школьную форму. Мне кажется, что она сегодня не нужна, так как не все родители могут приобрести ее, это не практично, так как наша школа сельскохозяйственного направления, ей очень не выгодно вводить ее, потому что дети будут жаловаться на то, как им в такой одежде работать. Мы живем в деревне, какая форма может быть?!!!

Поздеева Христина (ученица 9 класса): Я бы не хотела носить форму. Мне кажется, что сегодня она не нужна, потому что изменилось время.

Веретенникова Ксения (ученица 9 класса): Я хочу носить школьную форму. Наверно она сегодня не нужна, потому что сейчас это уже не актуально.

Гораева Татьяна (ученица 7 класса): Я не хочу носить школьную форму. Она сегодня не нужна, потому что появляются новые тенденции в одежде, и никто не захочет ее носить.

Поздеева Вероника (ученица 5 класса): Я хочу носить школьную форму. Я считаю, что она сегодня нужна, потому что не будет деления на бедных и богатых, все будут равны. Если будет форма, то все изменится к лучшему.

Данилова Ольга Юрьевна: Я бы хотела, чтобы школьники носили форму. Мне кажется, что школьная форма сегодня нужна, потому что она дисциплинирует, развивает эстетический вкус, выделяет школьников из всей массы. Когда носят школьную форму, нет различия между социальным уровнем. Форма - это красиво!

Максименко Ольга Ивановна: Я бы хотела, чтобы школьники носили форму. Она сегодня нужна, потому что дисциплинирует, у ребят становится аккуратный внешний вид, форма объединяет всех школьников.

Сергеева Надежда Андреевна: Я бы хотела, чтобы школьники носили форму, потому что она дисциплинирует.

Ленчукова Татьяна Александровна: я бы хотела, чтобы школьники носили школьную форму. Она сегодня нужна, потому что дисциплинирует, и нет отличия в социальном уровне.





Итоги опроса жителей деревни о необходимости школьной формы


  1. Хотели бы вы, чтобы наши школьники носили школьную форму?

Исследовательская работа Школьная форма: вчера и сегодня

















  1. Нужна ли сегодня школьная форма?

Исследовательская работа Школьная форма: вчера и сегодня


















Вывод


Так нужна школьная форма или нет?

Теперь уже можно подвести определённые итоги и сделать выводы. Ясно, что за эти годы сильно изменился мир и наша страна. Изменилась и система образования, да и люди стали другими. Но проблема школьной формы вновь и вновь обсуждается в СМИ, в разговорах обычных людей, педагогов и чиновников. Мнения людей о школьной форме диаметрально противоположны. Есть, конечно, и те, кто придерживается умеренных взглядов, но мы рассмотрим именно диаметрально противоположенные точки зрения.

Сейчас принято считать, что школьная форма - это принятый учебным заведением стиль одежды, служащий для того, чтобы школьники не отвлекались на внешний вид, а полностью посвящали себя учебному процессу. Это довольно узкий взгляд на вещи. Ведь школьная форма - это обычная униформа, аналогичная униформам любых других организаций или ведомств. Ведь не зря форму для школяров (гимназистов) ввели ещё в царское время. И, после свержения царского режима, эта форма просуществовала ещё очень долго. Причём, мальчикам полагались ремни и картузы (фуражки), чего уже не было в 1970-1980-е годы.

Противники введения школьной формы ссылаются на некоторых психологов и данные опросов самих школьников. Эти некоторые психологи высказываются против повсеместного введения в учебных заведениях школьной формы. Свою позицию они объясняют тем, что отказ от ношения разной одежды плохо скажется на мироощущениях детей. Школьники перестанут тянуться за теми из своих сверстников, которые умеют красиво, со вкусом, одеваться.

СИсследовательская работа Школьная форма: вчера и сегодняейчас, если задуматься о пользе школьной формы, многие откажутся от своих слов против неё. Что кстати, и происходит с теми, кто переводится в престижные гимназии, имеющие свои школьные формы. Те, кто учится в них, носят форму и не рассуждают о том, плохо это или хорошо. Поэтому эти учебные заведения и престижны. Они дают знания, а не учат праздным рассуждениям. Школьная форма дисциплинирует. Это как костюм для делового человека. Когда работник банка собирается на работу, он не мечется по квартире в поисках того, что бы одеть. Он загодя приготовил костюм, который одевает и едет на работу. Так и со школьной формой. Ребёнок приучается к взрослой жизни. Он с вечера чистит и гладит брюки (или юбку), стирает и гладит рубашку (или блузку), чистит ботинки (или туфли). А в самом учебном заведении те, кто носит форму, не озадачиваются тем, как выделиться. Человек всегда найдет, как выделиться внешне. Спросите об этом Зайцева или Юдашкина, которые, в своё время, как и все, ходили в школьной форме.

К тому же, в школе нужно учиться, получать новые знания, а не выделяться одеждой. А одеться со вкусом можно и в форму. Например, если у человека дорогой костюм, но он мятый, грязный и потёртый, то, что в нём стильного? Народная мудрость гласит, что встречают по одёжке, а провожают по уму. Но ведь не возмущаются врачи или пожарные, что им приходится работать в форме. Поэтому, считаю, что разговоры о пользе или вреде школьной формы нужно прекратить. К тому же, в престижных Гарварде, Оксфорде и других элитных европейских учебных заведениях сотни лет существует общий стиль одежды, который отличает абитуриентов и студентов от обычных прохожих. И за последние сто лет никто не оспаривал необходимость ношения этой "формы".

Внешний вид ученика, его одежда требует соблюдения определенных правил. Пирсинг, помятые футболки с устрашающими рисунками на груди и прочее не украшают их обладателей. Если школьная форма станет обязательной для всех учеников, возможно, останется единственный критерий, по которому будут их различать - интеллект. А для развлечений и отдыха есть другие места, где можно демонстрировать свой гардероб.





























Рекомендации психологов

Психологи рекомендуют выбирать для школьной одежды спокойные цвета, которые позволяют детям лучше концентрироваться и не раздражают окружающих: серый, бежевый или темно-синий (самый немаркий и потому удобный для родителей). Категорически не рекомендуются красный, вишневый и контрастное сочетание черного и белого. Наиболее предпочтительные материалы - шерсть и хлопок. Но поскольку и то и другое в чистом виде - не самый практичный выбор (шерсть вытягивается и блестит, а хлопок надо каждый день гладить), то лучше пойти на компромисс: 30% синтетики.

Главный критерий - удобство ребенка. Приталенный пиджак, может, и делает мальчика похожим на маленького пэра, но ему неудобно в нем бегать на переменах и писать на уроках - высокие проймы режут подмышки.

«Форма прививает девочкам хороший вкус и сдержанную манеру поведения».

К сожалению, большая часть «одежды, похожей на школьную форму» очень плохого качества. Потому что фирмы-изготовители ориентируются на «малообеспеченные слои населения», которые покупают школьную форму из соображений экономии. А за 600 рублей, которые она стоит, не найдешь ни приличной ткани, ни мало-мальски пристойных аксессуаров. Так что школьная форма или, вернее, разные формы останутся принадлежностью «особенных» школ, в которых все родители готовы покупать своим детям одинаковую одежду хорошего качества. Массовая некачественная и неудобная школьная форма уходит в прошлое.





















Список используемой литературы


  1. Научно - методический журнал «Школа и производство» № 5 2007 год

  2. Научно - методический журнал «Школа и производство» № 7 2004 год

  3. Интернет - ресурсы








14

© 2010-2022