Элективный курс по черчению Основы черчения

 Элективный курс по черчению "Основы черчения" Целью обучения черчению является приобщение школьников к графической культуре, совокупности достижений человека в области освоения графических способов передачи информации. Цель обучения конкретизируется в основных задачах: - освоение графического языка общения, передачи и хранения информации о предметном мире с помощью различных методов и способов отображения ее на плоскости и правил считывания; - освоение правил и приемов выполнения и чтения черте...
Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Управление образования администрации муниципального образования городского округа «Усинск»


«Усинск» кар кытшын муниципальнöй юкöнлöн администрацияса йöзöс велöдöмöн веськöдланiн


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4

с углубленным изучением отдельных предметов» г. Усинска

(МБОУ «СОШ № 4 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Усинска)


«Öткымын предмет пыдiсянь велöдан 4 №-а шöр школа» Усинск к.

муниципальнöй велöдан сьöмкуд учреждение



ИНН 1106011519 КПП 110601001 БИК 048702001 ОГРН 1021100897322


169712 Российская Федерация, Республика Коми, г. Усинск, ул. Молодежная 10, ' (82144) 46-8-93, 24-3-78, 42-6-16; е-mail: [email protected]

Элективный курс по черчению Основы черчения





Элективный курс

по черчению

«Основы черчения»

(срок реализации 10 уроков)














Составитель: Агишева Вера Степановна





Усинск

2010



Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации примерной программы по черчению. (Программы общеобразовательных учреждений. Черчение, 7 - 11 классы/ Сост. Степакова В.В. - М.: Просвещение, 2008) Рабочая учебная программа разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования 2004 года.

Основные положения

  1. Преподавание черчения в школе направлено на формирование и развитие графической культуры учащихся, их мышления и творческих качеств личности через решение разнообразных графических задач, направленных на формирование технического, логического, абстрактного и образно-пространственного мышления.

  2. В процессе обучения черчению должны быть соблюдены все этапы формирования, развития и применения полученных знаний на практике по правилам решения графических задач как репродуктивного, так и творческого характера. Работа по решению творческих задач (требующих применения знаний в нестандартных заданиях) должна быть во всех разделах курса.

  3. Для реализации принципа связи с жизнью в преподавании черчения, во-первых, необходимо при подборе учебных заданий стремиться к тому, чтобы их содержание максимально соответствовало реальным деталям и элементам сборочных единиц, которые существуют в технике, во-вторых, осуществлять межпредметные связи с технологией, информатикой и другими учебными дисциплинами через интегрированные уроки.

  4. Пространственное мышление у разных учащихся находится на разном уровне развития в силу индивидуальных психологических особенностей, поэтому необходимо учитывать эти особенности при обучении черчению.

  5. Для преподавания данного предмета в современных общеобразовательных учреждений, учителю необходимо владеть ИКТ и использовать данные технологии на уроках.

  6. Основная часть учебного времени отводится на освоение учащимися практического материала.

Целью обучения черчению является приобщение школьников к графической культуре, совокупности достижений человека в области освоения графических способов передачи информации.

Цель обучения конкретизируется в основных задачах:

- освоение графического языка общения, передачи и хранения информации о предметном мире с помощью различных методов и способов отображения ее на плоскости и правил считывания;

- освоение правил и приемов выполнения и чтения чертежей различного назначения;

- развитие логического и пространственного мышления, статических, динамических пространственных представлений;

- развитие творческого мышления и формирование элементарных умений преобразовывать форму предмета, изменять их положение и ориентацию в пространстве.

Согласно учебному плану школы программа элективного курса «Основы черчения» реализуется в количестве 10 часов: в 9 классе (по 1 часу в неделю за 1 триместр)

Планирование учебного материала ориентировано на учебник Черчение: Учеб. для 7 - 8 кл. общеобразоват. учреждений / А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнеполский. 2008

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

В результате изучения элективного курса «Основы черчения» учащиеся должны иметь представление:

о форме предметов и геометрических тел, их составе, структуре, размерах (формы, положения и ориентации в пространстве).

В результате изучения курса учащиеся должны знать:

- методы графического отображения геометрической информации о предмете (метод проецирования, метод развертывания поверхности);

- метод ортогонального проецирования на одну, две, три плоскости проекций;

- способы построения проекций;

- аксонометрические проекции (изометрическую, фронтальную, диметрическую проекцию), технический рисунок.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

- рационально пользоваться чертежными инструментами;

- грамотно оформлять чертеж в соответствии со стандартами;

- выполнять геометрические построения (деление окружности на равные части, сопряжение);

- наблюдать и анализировать форму предметов (с натуры и по графическим изображениям);

- читать и выполнять проекционные изображения, развертки простых геометрических тел и моделей деталей);

- осуществлять преобразования простой геометрической формы, изменять положение и ориентацию в пространстве, отображать перечисленные преобразования на чертеже.

Содержание элективного курса «Основы черчения».


Содержание курса составляют:

- когнитивный компонент, раскрывающий основные понятия, относящийся к области изучения форм трехмерных объектов, методов и способов графического отображения информации о них, а так же правил чтения графических изображений;

- деятельностный компонент, в котором представлены умения, формируемые в процессе обучения черчению;

- творческий компонент, обеспечивающий развитие логического и пространственного мышления, пространственных представлений, творческих способностей, а также приобретения некоторого опыта в решении задач с элементами преобразования формы предметов;

- эмоционально-чувственный компонент, направленный на создание положительной мотивации к изучению курса черчения, активизации познавательного интереса школьников.

Тематическое планирование учебного материала

элективного курса «Основы черчения»

УЧЕБНИК: «Черчение»,

авт. А.Д. Ботвинников, В.И. Виноградов, И.С. Вышнепольский. 2008


  1. Техника выполнения чертежей и правила их оформления ( 3 ч).

Понятие о стандартах. Типы линий. Формат. Шрифты чертежные. Масштабы.

Графические работа № 1, № 2.

2.Чертежи в системе прямоугольных проекций (3 ч).

Проецирование. Способы получения изображения на чертеже. Проецирование на две плоскости. Проецирование на три плоскости. Расположение видов на чертеже. Моделирование по чертежу. Получение аксонометрических проекций. Аксонометрические проекции плоскогранных предметов. Аксонометрические проекции окружностей. Технический рисунок.

Практическая работа № 3.


  1. Чтение и выполнение чертежей (2ч).

Деление окружности на равные части. Сопряжения. Чертежи с геометрическими построениями. Чертеж и аксонометрическая проекция предмета. Цилиндр. Конус. Пирамида. Проекции вершин, ребер и граней предмета. Построение точек на поверхности предмета. Построение видов.

Графические работы № 4, № 5,


  1. Эскизы (2 ч).

Выполнение эскизов деталей. Правила их составления. Порядок чтения чертежей. Построение трех видов. Выполнение чертежа предмета в трех видах с преобразованием формы. Выполнение технического рисунка с изменением формы детали. Выполнение технического рисунка детали с натуры.

Графические работы № 6 Практическая работа, № 7






Список литературы:

  1. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 7-8 кл. - М.: АСТ: Астрель, 2008..

  2. Василенко Е. А., Жукова Е. Т. Карточки-задания по черчению для 7 класса. - М.: Просвещение, 2004

  3. Василенко Е. А., Жукова Е. Т. Карточки-задания по черчению для 8 класса. - М.: Просвещение, 2004

  4. Воротников И.А. «Занимательное черчение» - М., Просвещение, 2004.

  5. Вышнепольский И.С. Техническое черчение: Учебник для профессиональных учебных заведений.-4-е изд., перераб. и доп.-М.: Высшая школа; Издательский центр «Академия», 2005

  6. Гервер В.А. Творчество на уроках черчения: Кн.для учителя.-М.: Владос, 2004.

  7. Занимательное черчение на уроках и внеклассных занятиях/авт.-сост. С.В. Титов.-Волгоград: Учитель, 2006

  8. Методическое пособие по черчению: К учебнику А. Д. Ботвинникова и др. «Черчение. 7-8 классы»/ А. Д. Ботвинников, В. Н. Виноградов, И. С. Вышнепольский и др. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2006

  9. Николаев Н. С. Проведение олимпиад по черчению: пособие для учителей. М.: Просвещение, 2005

  10. Подшибякин В. В. Черчение. Практикум. - Саратов: Лицей, 2006.-144с.

  11. Презентации по темам курса черчения.


Для учащихся:

  1. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 7-8 кл. - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 224с.









Примерное календарно-тематическое планирование

учебного материала по элективному курсу «Основы черчения»

в 9 классе

(при 1 уроке в неделю за 1 триместр, всего 10 уроков за год)

Учебник: Ботвинников А.Д., Виноградов В.И., Вышнепольский И.С. Черчение: Учеб. для 8 - 9 кл. общеобразоват. учреждений - ООО «Издательство Астрель», 2008 г.

№ уро-

ка


Содержание

Количество

часов


Контроль и учет знаний


Сроки

по разд.

по тем.


Техника выполнения чертежей и правила их оформления

3 ч


1

Учебный предмет «Черчение»

Понятие о стандартах. Типы линий.


1 ч

Графическая работа № 1 по теме «Типы линий»

2

Форматы Основная надпись. Шрифты чертежные. Прописные и строчные буквы. Заполнение основной надписи.


1 ч

Практическая работа «заполнение основной надписи»

3

Нанесение размеров на чертеж. Масштабы.

Техника выполнения чертежей и правила их оформления.


1 ч

Графическая работа № 2 по теме «Чертеж плоской детали»


Чертежи в системе прямоугольных проекций

3 ч


4

Проецирование. Способ получения изображений на чертеже.

Проецирование на две и три плоскости проекции. Расположение видов на чертеже. Местный вид.


1 ч

5

Моделирование по чертежу


1 ч

Практическая работа №3

«Моделирование по чертежу»

6

Получение аксонометрических проекций. Аксонометрические проекции плоскогранных предметов, окружности. Технический рисунок.


1 ч


Чтение и выполнение чертежей

2 ч


7

Геометрические построения. Деление окружностей на равные части. Сопряжения.

Чертеж, наглядное изображение и развертка. Цилиндр, конус, пирамида. Анализ геометрической формы предмета.


1 ч

Графическая работа № 4 по теме «Выполнение геометрических построений»

8

Проекции вершин, ребер, граней предмета. Построение точек на поверхности. Чертежи и аксонометрические проекции предметов. Чтение чертежей.


1 ч

Графическая работа № 5 по теме «Чертежи и аксонометрические проекции предметов»


Эскизы

2 ч.


9

Выполнение эскизов деталей. Порядок их выполнения и чтения чертежей. Построение трех видов. Выполнение чертежа предмета в трех видах с преобразованием формы. Выполнение технического рисунка с изменением формы детали


1 ч

Графическая работа № 6 по теме «Эскиз и технический рисунок детали с преобразованием формы детали»

10

Выполнение эскиза и технического рисунка детали с натуры.


1 ч

Практическая работа №7

«Выполнение эскиза и технического рисунка детали с натуры2





































Нормы оценок

при устной проверке знаний у учащихся по черчению.

Оценка «5» ставится, если учащийся

- полностью овладел программным материалом, ясно пространственно представляет форму предметов по их изображениям, твердо знает изученные правила и условности изображения и обозначения;

- дает четкий и правильный ответ, выявляющий понимание и осознание учебного материала и характеризующий прочные знания, изложенные в логической последовательности с использованием принятой в курсе черчения терминологии;

- не делает ошибок, но допускает обмолвки и оговорки по невнимательности при чтении чертежей, которые легко исправляет по требованию учителя.

Оценка «4» ставится, если учащийся

- полностью овладел программным материалом, но чертежи читает с небольшими затруднениями, вследствие недостаточно развитого пространственного представления; знает правила изображения и условные обозначения;

- дает правильный ответ в определенной логической последовательности;

- при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и ошибки второстепенного характера, исправление которых осуществляет с помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся

- основной программный материал знает не твердо, но большинство изученных условностей изображений и обозначений усвоил;

- дает неполный ответ, построенный несвязно, но выявивший общее понимание вопроса;

- неуверенно читает чертежи, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности.

Оценка «2» ставится, если учащийся

- обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала;

- строит ответы несвязно, допускает существенные ошибки, которые не исправляет даже при помощи учителя.




Нормы оценок

при проверке графических и практических работ учащихся

по черчению.


Оценка «5» ставится, если учащийся

- вполне самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические и практические работы и аккуратно ведет рабочую тетрадь;

- свободно читает чертежи;

- при необходимости умело пользуется справочным материалами; не делает ошибок в изображениях, но допускает незначительные неточности и описки.

Оценка «4» ставится, если учащийся

- самостоятельно читает и выполняет чертежи, но с небольшими затруднениями, сравнительно аккуратно ведет рабочую тетрадь;

  • пользуется справочными материалами, но ориентируется в них неуверенно;

  • при выполнении чертежей и практических работ допускает ошибки второстепенного характера, которые исправляет после замечаний учителя и устраняет их самостоятельно без дополнительных пояснений.

Оценка «3» ставится, если учащийся

  • выполняет и читает чертежи неуверенно, но основные правила их оформления соблюдает, обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет не вполне своевременно, рабочую тетрадь ведет небрежно;

  • в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет по указанию и с помощью учителя.

Оценка «2» ставится, если учащийся

  • не выполняет обязательные графические и практические работы, не ведет рабочую тетрадь;

  • чертежи читает и выполняет только с помощью учителя и систематически допускает существенные ошибки.







© 2010-2022