Тезисы Формирование технологической культуры и творческое развитие личности

Убеждена в том, что именно на уроках технологии формируется технологическая культура и творчески развивается личность ученика. Эта тема неисчерпаема, как неисчерпаемы возможности совершенствования самой работы на уроках. Учителю предоставлена большая свобода в выборе изучаемых технологий и объектов труда, уровня технологической подготовленности и интересов учащихся. На уроках технологии особое внимание уделяю специфике взаимоотношений в коллективе, содержанию в чистоте и порядке инструментов, одежды, помещения. Всё это отражается на работоспособности и настроении всех, кто приходит в кабинет, заставляет задуматься каждого не только о себе, но и о находящихся рядом. Это и есть воспитание добрых отношений в коллективе, красоты поступков поведения.
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ложкина Елена Николаевна -

учитель технологии МБОУ СОШ № 13

г.Кунгур


Тема: «Формирование технологической культуры

и творческое развитие личности»

Я работаю учителем технологии 25 лет. Убеждена в том, что именно на уроках технологии формируется технологическая культура и творчески развивается личность ученика. Эта тема неисчерпаема, как неисчерпаемы возможности совершенствования самой работы на уроках. Учителю предоставлена большая свобода в выборе изучаемых технологий и объектов труда, уровня технологической подготовленности и интересов учащихся. С целью развития у обучаемых творческих способностей предусмотрено широкое вовлечение их в проектно-конструкторскую и дизайнерскую деятельность по созданию изделий, имеющих реальную личностную и общественную значимость.

Изделие должно отвечать своему назначению и технологичности. При этом под технологичностью я понимаю наиболее рациональный и доступный способ изготовления отдельных деталей или изделия в целом.

На уроках технологии особое внимание уделяю специфике взаимоотношений в коллективе, содержанию в чистоте и порядке инструментов, одежды, помещения. Всё это отражается на работоспособности и настроении всех, кто приходит в кабинет, заставляет задуматься каждого не только о себе, но и о находящихся рядом. Это и есть воспитание добрых отношений в коллективе, красоты поступков поведения.

Высокая трудовая культура - одна из характерных черт передовых работников производства. Образцовый, культурный рабочий всегда работает по плану, бережно относится к расходованию материалов и рабочего времени, заботится о сохранности инструментов и приспособлений, стремится к усовершенствованию технологий.

На своих уроках я уделяю внимание грамотности письма и речи школьников. Работаю над формированием у детей умения правильно и грамотно говорить.

В целях приобщения учащихся к творчеству нужна хорошо продуманная система эстетического воспитания на уроках технологии, которая помогает развивать художественный вкус учащихся, учит понимать народное искусство, побуждает строить жизнь по законам красоты. Учащиеся только тогда переживают по-настоящему радость труда, когда они своими руками создают красивые изделия.

Меня радует выдумка, фантазия, проявленная детьми в ходе работы. Каждому человеку свойственно желание внести что-то новое, выполнить, украсить вещь по своему, ощутить результат собственного поиска. Воплощая свои замыслы в конкретные изделия, учащиеся как бы заново открывают не только себя, но и своих товарищей по учебе и работе на уроках. Они убеждаются в своих возможностях, преодолевают трудности.

Развитие творческой личности учащихся осуществляется всей системой трудового обучения и воспитания. Необходимо, чтобы дети почувствовали себя творцами и могли реализовать свои творческие возможности в конкретных трудовых делах.

Стараюсь, чтобы дети проявляли творчество, фантазию, выдумку, но и сама стремлюсь к тому, чтобы мои уроки были интересны для учащихся.

Так, например, на уроках я использую групповую и самостоятельную деятельность, различные формы и методы обучения. Например, дети с интересом выполняют творческие задания:

- Кто быстрей достроит дом?

На доске рисую два дома. Стены домов сложены из кирпичей. Задаю вопрос командам. Чья команда быстрее ответит, тот кирпич дома закрашиваю, и тд.

- Эстафета по партам.

Соревнуются две команды, так как в кабинете два ряда парт.

Задаю вопрос последним партам, ответившие ученики передают эстафету предпоследним партам и т.д.

- Графический диктант.

На один вопрос дается несколько ответов. Предлагаю графическое изображение на ответы «да» и «нет». Итогом работы становится определенный график.

- Черный мешочек.

Эту игру использую в 5-6х классах на уроках кулинарии. В мешочек кладу разные овощи. Задание: на ощупь правильно определить овощи.

Кроссворды использую для 5-7 классов по разным темам. Использую тесты по разделам программы «технология», а также тесты на уроках проф. ориентации в 8 классах.

Именно на уроках технологии виден конкретный результат труда детей. По кулинарии - готовые блюда, при работе с тканью - образцы и готовые изделия. Дети проявляют фантазию и творчество при вязании на спицах, крючком, работе с мехом, тканью. К празднику 8 Марта девочки с большим желанием делают подарки своим мамам, бабушкам - это вышитые салфетки, салфетки с аппликациями, носовые платки, игольницы и другое. К новому году дети своими руками оформляют подарки, игрушки, украшения. Стало традицией ежегодное проведение школьного конкурса «Защиты творческих проектов». А победители участвуют в городской олимпиаде по технологии.

С целью анализа деятельности учащихся на уроках технологии я провела анкетирование учащихся 8-х классов. По результатам анкет можно сделать вывод: учащиеся серьёзно относятся к предмету технология. Любят этот предмет - 53,7 % учащихся; хотят заниматься предметом - 84,6 %; признают, что предмет полезен - 94 %.

В перспективе необходимо укреплять материальную базу кабинетов, больше внимания уделять предмету технология.

© 2010-2022