Сценарий конкурса по технологии для 5 класса «Мастерок»

"Описание материала: Методическая разработка конкурса по технологии для учащихся 5 классов «Мастерок«предназначена для проведения внеклассного мероприятия по предмету  «Технология» и выполнена в соответствии с требованиями программы по предмету. разработка включает в себя мероприятия по организации , проведению и подведению итогов мероприятия. Время проведения мероприятия соответствует санитарным нормам проведения подобных мероприятий для учащихся средней школы. Уровень заданий не превышает требований программы по предмету для учащихся 5 классов.
Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка

«Мастерок»: конкурс для учащихся 5-х классов по предмету «Технология» выполнил учитель технологии высшей категории Важнёв Евгений Павлович МБОУ СОШ №96 г.Нижний Новгород

Пояснительная записка

В последнее время всё меньше внимания в СМИ и обществе в целом уделяется вопросам пропаганды рабочих профессий, технических знаний и ценностей, развитию творческих способностей детей в области техники. С каждым годом уменьшается количество детей, занимающихся в кружках технического творчества, да и количество таких кружков сокращается из-за нехватки квалифицированных специалистов.

Для развития общетрудовых компетенций, социализации личности ребёнка, его умения адаптироваться к условиям современной жизни, умения творчески применять полученные знания при решении конкретных проблем и задач Федеральным базисным планом предусмотрен предмет «Технология». К сожалению, количество учебных часов на изучение этого предмета также постоянно сокращается, что мешает полноценному усвоению программы и, как следствие, приводит к понижению уровня компетентности обучающихся в области создания изделий из различных конструкционных и поделочных материалов и снижению их мотивации к получению рабочих профессий, которые необходимы обществу.

Проведение этого конкурса будет способствовать более эффективному достижению целей и решению задач, прописанных в программе предмета «Технология», развитию творческой личности ребёнка, его лучшей мотивации в совершенствовании своих универсальных учебных действий.

Условия проведения конкурса изложены в положении о проведении конкурса (см. Положение).







УТВЕРЖДАЮ

Начальник управления образования

администрации ………… района г…………….

« ___» _______________201__ г.

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении районного конкурса «Мастерок» по предмету «Технология»

  1. Цель:

Создание условий для формирования мотивации к занятиям техническими видами творчества на уроках технологии через популяризацию технического моделирования среди младших школьников.



  1. Задачи:

  • Формировать навыки конструкторской деятельности, самостоятельности в принятии решений.

  • Развивать творческий и познавательный потенциал учащихся.

-- Совершенствовать универсальные учебные действия учащихся.



  1. Организаторы конкурса.

-- Управление образования администрации ………………. района города………..

-- Районный информационно-аналитический центр

Участники конкурса.

В конкурсе могут принять участие учащиеся 5 классов образовательных учреждений ……………… района всех видов и типов.

.

Сроки проведения.

Конкурс проводится …………20…. года в 10.00 на базе МБОУ СОШ №….

Условия и порядок проведения конкурса.

Для участия в конкурсе необходимо в срок до …………… года прислать письмо-заявку на электронный адрес ………. или по тел……………..

В заявке должна быть указана следующая информация:

  • фамилия, имя участника (полностью)

  • класс

-- наименование образовательного учреждения

  • Ф.И.О. руководителя (полностью)

Участники выполняют задания индивидуально.

Конкурс состоит из трёх частей, на каждую часть отводится определённое время:

1.Тест по материалам программы 5 класса предмета технология -20 минут;

2.Задание на конструирование предмета и составление его эскиза- 15минут;

3.Практическое задание по обработке древесины - 45 минут.

5.Критерии оценки работ

Первое задание- каждый правильный ответ 1 балл. Всего 12 баллов.

Второе задание-правильное решение - максимум 8 баллов.

Третье задание -- максимум 20 баллов.

Критерии:

-- правильность чтения эскиза- 6 баллов

-- точность разметки- 6 баллов

-- соответствие форме и размерам-6 баллов

-- соблюдение правил техники безопасности-1 балл

-- наличие специальной одежды- 1 балл

6. Подведение итогов конкурса.

Итоги конкурса будут подводиться в день проведения. Состав жюри формируется из присутствующих на конкурсе учителей технологии и организаторов. Победители награждаются грамотами и подарками. Все участники получают сертификат, подписанный начальником районного управления образования.

Подготовка к проведению конкурса

Подготовка к конкурсу начинается с разработки положения о проведении конкурса. В нём указываются организаторы и участники конкурса; прописываются цели и задачи, поставленные перед организаторами конкурса; место, время и условия проведения конкурса; критерии оценки конкурсных заданий и условия награждения победителей.

После этого следует приступить к проработке и составлению заданий. Исходя из того, что общее время проведения конкурса не должно превышать двух астрономических часов, необходимо распределить общее время по трём частям. Первая часть - тест 20 минут; вторая часть - конструкторское задание 15 минут и третья часть - практическое задание 45 минут. С учётом времени на промежутки между заданиями и на подведение итогов как раз и получится около двух часов. В течение этого времени участники, а это будут дети в возрасте 11-12 лет, не будут загружены больше положенного по санитарным нормам и не устанут. Необходимо сделать так, чтобы волнения, которые обязательно будут присутствовать у конкурсантов, были только приятными и радостными.

Первое задание-это тестовое задание по вопросам программы предмета «Технология». Не следует составлять слишком большого теста, состоящего из 25-30 вопросов, как это делается на олимпиаде по технологии в 7-11 классах. Достаточно 10-12 вопросов. За отведённые на выполнение этого задания 20 минут каждый участник сможет проявить свои знания предмета в полной мере.

Второе задание - это задача на конструирование предмета. За отведённые на выполнение этого задания 15 минут много не сделаешь, поэтому задание должно быть не слишком трудным. Это творческое задание, а творчество оценивать трудно и, тем не менее, оно должно иметь конкретное решение и максимальную оценку за его получение.

Третье задание - практическое. Это основное и определяющее задание конкурса. Поскольку большинство учащихся 5-х классов отдаёт предпочтение работе с древесиной, то имеет смысл это задание выполнять, работая именно с древесиной или материалом из древесины, например, фанерой. За отведённые для выполнения работы 45 минут трудно успеть изготовить какую-либо серьёзную деталь, поэтому участникам лучше предложить изготовить несложную деталь, содержащую прямо и криволинейные поверхности для того, чтобы участники показали свои умения по работе с фанерой. Необходимо предусмотреть возможность выполнения участниками комплекса различных работ: разметка по эскизу, пиление и опиливание заготовки, контроль качества и точности изготовления детали.

Необходимым условием успешного проведения конкурса также является наличие хороших инструментов, исправного оборудования, качественных материалов и достаточно большого помещения мастерской. Всё это необходимо заранее проверить, наладить и подготовить.

Помещение мастерской, где планируется проведение конкурса, должно быть чистым, светлым, заранее проветренным и с нормальной рабочей температурой. Хорошо если в мастерской есть витрины с образцами работ учащихся разных классов и сложности, плакаты по технике безопасности, технологии изготовления изделий из различных конструкционных материалов и правильными приёмами выполнения различных технологических операций, литература для учащихся по технике и технологии. Непосредственно перед началом конкурса, пока собираются участники и члены жюри, чтобы не было скучно присутствующим, можно включить телевизор или компьютер с мультфильмами; устроить показ слайдов по различной тематике в области техники и технологии; включить негромкую спокойную музыку.

Для более эффективной работы жюри, заранее нужно составить протокол проведения конкурса, где должны быть указаны фамилии и имена участников (составляется по предварительным заявкам от школ), количество заданий, критерии оценки выполнения заданий и графы для выставления баллов за каждое задание отдельно, сумма баллов за все задания и занятое итоговое место ( см. Приложение ).

Призы, подарки, грамоты, сертификаты-всё это также необходимо предусмотреть для проведения конкурса. Для этого можно привлечь средства спонсоров. Ими могут быть: администрации района и школы, депутаты разных уровней, предприниматели, родители или другие источники.

Ход конкурса

1.Приветствие участников, гостей и всех присутствующих детей и взрослых.

2.Ознакомление участников с условиями проведения начального этапа конкурса, состоящего из первых двух заданий: время, оформление письменной тестовой работы и графической работы конструкторского задания.

3.Проведение начального этапа конкурса. Выполнение первых двух заданий подряд, без перерыва.

4.Ознакомление с условиями проведения практической работы: время, объяснение задания и критериев его оценки.

5. Проведение практической работы.

6. Проверка выполненных работ и выставление итоговых баллов.

7. Подведение итогов, награждение победителей, вручение сертификатов участникам, напутствие всем присутствующим детям и взрослым.

8.Общий круглый стол с чаепитием.

Мероприятия после окончания конкурса

После окончания конкурса необходимо узнать мнения присутствующих учителей технологии, гостей, родителей о проведении данного мероприятия; выяснить что понравилось, что нет и почему? Какие есть замечания и пожелания по процедуре подготовки и проведения конкурса, по предложенным заданиям, по подведению итогов. Если таковые имеются, то желательно всё выяснить для того, чтобы следующий раз не делать тех же ошибок.

По итогам конкурса желательно вывесить поздравления победителям на школьной доске объявлений, а также поздравить и поблагодарить победителей на ближайшем уроке технологии в классе при одноклассниках. Это будет способствовать повышению и вашего авторитета, как учителя, и авторитета учащихся, добившихся определённых успехов.

На ближайшем заседании районного методического объединения также необходимо подвести итоги проведения конкурса, сообщить о полученных результатах; о школах, принявших и не принявших участие в конкурсе; наметить мероприятия, способствующие привлечению новых участников в следующем году.

Первый этап конкурса -- тест

Модуль «Изготовление изделий из конструкционных и поделочных материалов»

Выберите один правильный ответ

№1. Какая сторона пиломатериала называется пласть?

А) концевая поперечная б)узкая продольная в)широкая продольная

№2. Для чего применяется кернер ?

А) для пиления б) для строгания в)для сверления г)для разметки

№3.Для чернового строгания заготовок из древесины применяется

А)шерхебель б)рубанок в)ярунок г) косяк

№4. Для изготовления фанеры используют …. шпон

А)строганный б)пилёный в)лущёный г)расщеплённый

№5.Какая передача используется в сверлильном станке для вращения патрона со сверлом?

А)ремённая б)цепная в)зубчатая г)реечная

№6.Тонколистовой металл получают

А)ковкой б)резанием в)прокаткой г)пилением

№7.Модель объекта выполнена в масштабе 1:50. Её длина 100мм. Какова длина самого объекта?

А) 50м б)5м в)500м г)1м

№8. Консервные банки делают из

А)чёрной жести б)белой жести в)оцинкованной стали г) чистого железа

№9.Штрихпунктирная линия - это линия

А)невидимых контуров детали б)центра детали в)видимых контуров детали г) сгиба

№10.Условное изображение предмета, выполненное от руки с соблюдением пропорций на глаз называется

а) набросок б)чертёж в)рисунок г)эскиз

№11.Для сгибания круглых колец из тонкой металлической проволоки применяют

А)оправки б)обжимки в)пассатижи г)натяжки

№12. Все размеры на чертежах проставляются только в

А)сантиметрах б)метрах в)миллиметрах г)любых единицах

Правильные ответы

1В 2Г 3А 4В 5А 6В 7Б 8Б 9Б 10Г 11А 12В

Второй этап конкурса -- конструкторское задание

Составьте эскиз или технический рисунок (по вашему выбору) и определите габаритные размеры прямоугольного ящика для рассады, собранного на гвоздях, если его боковые стороны будут сделаны из одной доски с размерами 1200х70х20мм, а длина одной из его сторон равна 350мм. Толщину пропила и дна не учитывайте.



Правильное решение (эскиз и технический рисунок)

Сценарий конкурса по технологии для 5 класса «Мастерок»



Третий этап конкурса -- практическое задание

Из листа фанеры толщиной 4мм изготовьте деталь, показанную на эскизе.Сценарий конкурса по технологии для 5 класса «Мастерок»

Протокол проведения районного конкурса «Мастерок»

дата проведения_________________________

Ф.И.О. участника

Школа

Ф.И.О. руководителя

Б а л л ы

Сумма баллов

Место

Тест

Конструкторское

задание

Практическое задание

Чтение эскиза

Точность разметки

Форма размеры

Правила ТБ

Спец. одежда





















Члены жюри 1._________________________

2._________________________

3._________________________

Сценарий конкурса по технологии для 5 класса «Мастерок»Сценарий конкурса по технологии для 5 класса «Мастерок»

Сценарий конкурса по технологии для 5 класса «Мастерок»Сценарий конкурса по технологии для 5 класса «Мастерок»

Сценарий конкурса по технологии для 5 класса «Мастерок» Сценарий конкурса по технологии для 5 класса «Мастерок»

Сценарий конкурса по технологии для 5 класса «Мастерок»Сценарий конкурса по технологии для 5 класса «Мастерок»

Проведение конкурса «Мастерок» среди учащихся 5 классов школ Канавинского района города Нижний Новгород 2013 года.



© 2010-2022