Из опыта работы с детьми ОВЗ

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

В 2003 году мною была создана программа «Рукодельница», которая предназначена для детей с ограниченными возможностями здоровья и направлена на решение проблем их социальной адаптации.

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от сверстников, которые есть у обычного ребёнка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены . Поэтому для поддержания активности ребёнка я чередую виды занятий: работаем с пластилином, и бумагой.

Побуждать пальчики работать - одна из важнейших моих задач.. Данные техники хороши тем, что они позволяет быстро достичь желаемого результата.
Тренировка и моторика пальцев в первую очередь происходит с помощью лепки из пластилина, таким образом быстро развиваются творческие способности ребенка, а еще пластилин хорошо развивает мелкую моторику рук.

У детей, имеющих отставание в развитии, часто нарушена тонкая координация рук, поэтому самостоятельно пользоваться ножницами могут не все, и часть заготовок для аппликаций готовлю сама. Также бумагу можно просто рвать на мелкие кусочки, что доставляет детям огромную радость оттого, что они это делают самостоятельно, это улучшает мелкую моторику, увеличивает силу мышц кисти, улучшает координацию пальцев рук, формирует захваты пальцев. Затем эти кусочки дети смазывают клеем и наклеивают на лист бумаги.


Главное в работе- не переоценить силы ребенка, дать ему интересное и увлекательное задание. Тогда он ощутит максимум удовольствия от процесса и от результатов своей работы. А это - залог будущего успеха. Обучение происходит поэтапно с возрастанием уровня сложности - от простого к сложному.

С 2012 года я работаю со слабовидящими детьми. Одной из основных задач обучения этих детей является формирование у них представления об окружающем мире на основе чувственного опыта. Чувственное познание свойств и отношений окружающих предметов является непременным условием формирования полноценных представлений ребенка об окружающем мире, развития его речи, интеллекта, которое осуществляется- на основе осязательного обследования предмета.

Применение наглядного метода в обучении слепых детей - это прежде всего их знакомство с окружающими предметами с помощью осязания. Я учу ребенка обследовать предмет двумя руками, выделяя основные части.

При ведущей роли осязательного восприятия наиболее важным и доступным видом трудовой деятельности является лепка, «поскольку в лепке предмет передается в объемном изображении» Образ предмета становится более четким и полным.

В процессе лепки особое внимание следует уделить пространственному расположению деталей предмета, так как именно его понимание вызывает трудности у детей с глубоким нарушением зрения. Это относится как к простым изделиям типа корзинки с ручкой, так и к изделиям, содержащим большое количество различных деталей. К последним относятся, в частности, изображения животных. Незрячему ребенку бывает непросто правильно прикрепить к туловищу голову, лапы и хвост. Еще труднее найти место для таких мелких деталей, как глаза, уши, нос. При этом необходимо заострить внимание детей на том факте, что у животного уши расположены наверху (на макушке), в то время как у человека они находятся сбоку. Глаза у человека располагаются спереди, а у животных - сбоку.

Обучение лепке строится по принципу от простого к сложному. Вначале дети учатся лепить предметы простой формы, не имеющие дополнительных деталей. Такими предметами могут быть мяч, палочка, блюдце. Затем лепятся простые по форме предметы, имеющие дополнительные детали, которые выполняются из другого куска пластилина и затем прикрепляются основной части изделия. Это яблоко с веточкой, грибок, пирамидка, состоящая из шариков или из колечек.

Занятия по лепке должны согласовываться по содержанию с занятиями аппликацией. Занятия аппликацией начинаются со знакомства детей с геометрическими фигурами.

На занятиях, в воспитательных целях полезно готовить с детьми подарки к праздникам. Например, к празднику 8 марта можно составить следующую композицию: ветки мимозы в вазе. Вылепляется веточка, а к ней прижимаются желтые шарики. Такие упражнения в лепке снимают напряжение рук.

Особый ребенок нуждается в доброжелательном и уважительном отношении. Необходимо постоянно хвалить его, говорить о его старании, правильном выполнении задания и хорошем поведении. Доверие и искренность оказывают на него сильное воздействие, они необходимы в процессе совместного творчества ребенка и педагога.

Выводы: Занятия лепкой и работа с бумагой служат важным средством всестороннего развития детей и эффективным способом коррекции отклонений в развитии .Систематические занятия (при условии дифференцированного подхода) помогают детям с различными нарушениями реализовать свои потенциальные возможности. Коррекционно-развивающий эффект занятий может быть достигнут в том случае, если учитываются особенности детей с конкретными нарушениями и применяется соответствующее программное содержание.


© 2010-2022