Планирование кружка Очумелые ручки

Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по народному декоративно - прикладному искусству. Народное декоративно - прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно - прикладного искусства проникают в быт людей.

Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?

В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд этим требованиям отвечает курс декоративно-прикладного искусства.

Образовательная программа дополнительного образования детей актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями.

Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Предлагаемая программа по различным видам рукоделия предназначена для обучения

детей 11-17 лет.

Программа рассчитана на 34 час , 1 час в неделю.

В программе органически сочетаются разнообразные досуговые и образовательные формы деятельности.

Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает

формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности. Она дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно- прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

Цель программы

- формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства.

- Воспитание способности осмысления ребенком роли и значения традиций в жизни народа, в быту и в повседневной жизни.

- Формирование у подрастающего поколения бережного отношения к культурному

наследию, к истории и традициям России, уважения к людям труда.

- Самопознание ребенком своей личности и своих творческих способностей и

возможностей.

- Обеспечение условий для творческой активности, саморазвития и самореализации

учащихся.

- Создание предпосылок для изучения обучающимися основ декоративно- прикладного

творчества посредством знакомства с разными видами рукоделия

- Содействие жизненному самоопределению учащихся.

- Овладение теоретическими знаниями и практическими навыками работы с различными

материалами, направленными на воспитание художественно-эстетического вкуса.

Задачи программы:

Обучающие:

- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно - прикладного искусства;

- раскрыть истоки народного творчества;

- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;

- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;

- приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

- Познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития

декоративно-прикладного творчества.

- Научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.

- Обучить технологиям различных видов рукоделия.

Воспитательные:

Воспитывающие:

- осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;

- воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;

- добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

- Приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство

общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной; формировать потребность в

высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении.

- Способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной

самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения.

- Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной

творческой деятельности.

- Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности,

добиваться успешного достижения поставленных целей.

Развивающие:

- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;

- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;

- формирование творческих способностей, духовной культуры;

- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

- Развивать воображение, представление, глазомер, эстетический вкус, чувство меры;

-Развивать положительные эмоции и волевые качества.

Мотивационные:

- Создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества.

- Социально-педагогические:

- Формирование общественной активности.

Реализация в социуме.

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализоваться в нем.

Программа по целевой направленности является прикладной. По содержательной направленности - художественно-эстетической.

Формы и методы работы

Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, для реализации

программы используются различные формы и методы обучения: рассказ, беседа, объяснение, а также практические упражнения.

В обучении используется разновидность рассказа-объяснения, когда рассуждения и

доказательства сопровождаются учебной демонстрацией.

Практические упражнения - целью этих упражнений является применение теоретических

знаний обучающихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию.

Структура программы

Программа кружка «Умелые руки» основана на принципах природосообразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.

Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.

Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.

В программу включены следующие разделы:

  • Роспись и лепка по дереву

  • Работа с бумагой (скрапбукинг)

  • Плетение из газет

  • Работа с тканями (чулочная техника)

  • Работа с новыми материалами (фоамиран, холодный фарфор и т.п.).

  • Выставка.

Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму:

Исторический аспект

Связь с современностью

Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий.

Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).

Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по плану:

Эскиз; воплощение в материале; выявление формы с помощью декоративных фактур.

Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.

Программой предусмотрен творческий проект по теме декоративно-прикладного искусства, а также в нее включены участие в конкурсах -выставках .

Формы и методы

Приоритет отдается активным формам преподавания:

- Практическим: упражнения, практические работы, практикумы;

- Наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов;

- Нестандартным: эстафета творческих дел, конкурс, выставка-презентация.

Сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы.

Условия реализации программы.

Есть дети, желающие получить дополнительные знания по рукоделию.

Есть специальные подборки методического и иллюстративного материала, художественные изобразительные материалы.

Дидактический материал:

Журналы, статьи, публикации с описанием техники изготовления изделия из бумаги и природного материала. Чертежи, схемы, эскизы будущих изделий.


Ожидаемый результат.

В результате обучения в кружке в уч-ся должны получить знания:

-основные элементы составления композиции,

-основные цвета спектра;

- о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

- о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;

- о видах декоративно- прикладного искусства( лепка, роспись и.т.п.);

- о плетении из бумажных трубочек;

- о лепке из соленого теста, холодного фарфора;

- о куклах;

- о проектной деятельности.

умения:

- работать нужными инструментами и приспособлениями;

- последовательно вести работу ( замысел, эскиз, выбор материала)

- применять разные формы лепки;

- подбирать материалы для композиции,

-готовить материалы к работе,

-выполнять эскизы,

-выполнять простые творческие работы(аппликации, панно и т.д.)

-оценивать выполненные работы, выявлять особенности,

- работать в программе Power Point.

Реализация этих принципов будет достигнута при внедрении в практику следующих путеводных положений:

1. Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела.

2. Превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше - это "что-то" нужно искать.

3. Неизбежность перемен: ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

4. Успех рождает успех: основная задача - создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.

5. Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного материала.

6. Максимум поощрения, минимум наказания.

7. Обучение детей посильным приемам регуляции поведения

Результатом реализации данной учебной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы, поселка). Поделки, сувениры используются в качестве подарков для друзей, учителей, родителей и т.д.

Реализация этих принципов будет достигнута при внедрении в практику следующих путеводных положений:

1. Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела.

2. Превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше - это "что-то" нужно искать.

3. Неизбежность перемен: ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

4. Успех рождает успех: основная задача - создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.

5. Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного материала.

6. Максимум поощрения, минимум наказания.

7. Обучение детей посильным приемам регуляции поведения.

Форма подведения итогов реализации программы дополнительного образования детей - выставки.




Содержание курса.

1.Введение. Вводный инструктаж Знакомство с детьми, режим работы, инструменты, материалы, техника безопасности.

2 .Изготовление открыток . Теория - первоначальные сведения о свойствах бумаги, технология изготовления рельефных и объёмных форм. Практика - изготовление аппликаций и объёмных форм

3. «Сказочное дерево». Теория - первоначальные сведения о материалах. Практика - изготовление поделок из всевозможного материала (бумага, дерево, пластик, фоамиран, ткань).

4. Изготовление игрушек в чулочной технике. Виды кукол и их изготовление. Практика - отработка технических приёмов, швов, утяжки в чулочной технике. Изготовление кукол.

5.Росписьи лепка по дереву «Краски радуги». Теория - первоначальные сведения о материале и оборудование ( лепка из солёного теста, холодного фарфора). Технология изготовления. Практика - изготовление поделок: панно.

6.«Новогодняя сказка». Теория - первоначальные сведения о материале.

Технология изготовления поделок. Практика - изготовление елочных украшений и открыток.

7. Работа с газетными трубочками. Теория - сведения о кручении бумаги. Технология изготовления поделок из газетных трубочек. Практика - изготовление кашпо, корзиночки.

8.« Работа с новыми материалами. « Цветы»» Первоначальные сведения о материалах. Изготовление поделок из фоамирана, холодного фарфора.

9. Индивидуальные занятия. Изготовление поделок по выбору детей.







Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Название разделов и тем

Форма занятия

Количество часов


план

факт



теория

практика

всего

1

1.09


Введение. Вводный инструктаж. Материалы необходимые для поделок.

Теория


1


1

2

08.0915.09


Скрапбукинг. Изготовление открыток .

Практическое занятие

Картон, цветная бумага, клей и т.п.

0,5

1,5

2

3

22.09

29.09

06.10

13.10




Изготовление топиария. «Сказочное дерево»

Практическое занятие

Дерево «Счастья» - топиарий.



0,5



3,5



4

4

20.10

03.11

10.11

17.11

24.11




Изготовление игрушек в чулочной технике.



Практическое занятие




0,5



4,5



5

5

01.12 08.12

15.12

22.12

29.12




Изготовление ёлочных игрушек, открыток. «Новогодняя сказка»



Изготовление ёлочных игрушек, открыток



0,5



4,5



5

6

12.01

19.01 26.01 02.02


Роспись и лепка по дереву

«Краски радуги»»

Практическое занятие

Разделочная доска, кисти, краски, соленое тесто, холодный фарфор.



0,5



3,5



4

7

09.02

16.02 23.02

01.03

08.03

Так как 23 .02 и 08.03 выпадают на праздничные дни, то темы объединяем, и проводим 16.02 и 01.03 соответственно плану.





Работа с газетными трубочками



Практическое занятие.

Объёмные композиции из газетных трубочек



0,5



4,5



5

8

15.03

05.04 12.04

19.04


Работа с новыми материалами. «Цветы»

Практические занятия

- Изготовление цветов из фоамирана, холодного фарфора.



0,5



3,5



4

9

26.04

10.05 17.05

24.05




Творческий проект

«Подарок другу»



Изготовление поделок по выбору детей



0,5



3,5



4




Итого:


5,0

29,0

34



Учебно-методическое обеспечение

1. Декоративно-прикладное искусство в школе. А.С. Хворостов»., «Просвещение», Москва, 1996 г.

2. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. «Изд. Акад.развития», Ярославль, 2001

3. Чудесные поделки из бумаги, «Просвещение», Москва 1992

4 Журнал «Школа и производство

5 Мягкая игрушка. Игрушки в подарок.»ЭКСМО» Москва,2005

6. Рукоделие. Умелые руки. «Фолио», Харьков

7.Учим детей мастерить , Э.К. Гульянс, «Просвещениеп», Москва

8. Необычные Игрушки и сувениры. Самоделки из природных материалов.»ЭКСМО» Москва, 2005

9. pawy.jimdo.com

© 2010-2022