- Преподавателю
- Технология
- Рабочая программа (10 класс)
Рабочая программа (10 класс)
Раздел | Технология |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Арнаутова О.В. |
Дата | 19.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Данная рабочая программа по технологии для 10 класса составлена на основе следующих документов: Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004, Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089; примерная программа, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта; утвержденный приказом от 7 декабря 2005 г. № 302, федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования; требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Программа составлена в соответствии с программой учебника «Технология. 10 класс» под редакцией В. Д. Симоненко (Москва, Издательский центр «Вентана-Граф» 2005г.) и рассчитана на 1 час в неделю, 35 часов в год.
Цели и задачи программы:
-
освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; методах творческой, проектной деятельности; способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;
-
овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;
-
развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;
-
воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда;
-
формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.
Основным предназначением образовательной области «Технология» в старшей школе на базовом уровне является: продолжение формирования культуры труда школьника; развитие системы технологических знаний и трудовых умений; воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности; уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях рынка труда.
Программа включают в себя разделы «Технология решения творческих задач» (11 часов), «Экологические проблемы. Природоохранные технологии» (6 часов), «Технология профессионального самоопределения и карьеры» (12 часов), «Проектная деятельность» (5 часов).
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда. При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.
Основной принцип реализации программы - обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности школьников. Основными методами обучения являются упражнения, решение прикладных задач, практические работы, планирование различных видов деятельности, моделирование, конструирование.
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности являются:
-
Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
-
Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
-
Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности.
-
Выбор и использование средств коммуникации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей.
-
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных.
-
Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.
-
Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных и правовых норм, эстетических ценностей.
Основными результатами освоения учащимися образовательной области "Технология" являются:
-
овладение знаниями о влиянии технологий на общественное развитие, о составляющих современного производства товаров и услуг, структуре организаций, нормировании и оплате труда, спросе на рынке труда.
-
овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
-
умения ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
-
формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональному самоопределению.
Интегрированный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций, с химией при характеристике свойств материалов, с физикой при изучении устройства и принципов работы машин и механизмов, с современными технологиями, с историей и искусством при выполнении проектов, связанных с воссозданием технологий традиционных промыслов.
Перечень знаний и умений
Учащиеся должны знать:
-
место предпринимательства в экономической структуре общества; принципы и формы предпринимательства, источники его финансирования;
-
ресурсы и факторы производства; условия прибыльного производства; нормативную базу предприятия;
-
роль менеджмента и маркетинга в деятельности предпринимателей;
-
специфику работы офисного сотрудника; основные требования, предъявляемые к офисным сотрудникам, технологии создания имиджа;
-
нормы служебно-делового этикета и этикет телефонных разговоров;
-
основы создания бизнес-плана, его составляющие;
-
информационные средства коммуникации; периферийное оборудование ПК;
-
основы художественного проектирования изделий; законы художественного конструирования изделий
Учащиеся должны уметь:
-
выдвигать, развивать и обосновывать деловые идеи;
-
изучать конъюнктуру рынка, определять себестоимость произведенной продукции;
-
разрабатывать примерный бизнес-план;
-
работать с офисной оргтехникой;
-
разрабатывать простые проекты изготовления изделий;
-
соблюдать правила безопасности труда.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.
Основы предпринимательства (11 часов).
Предпринимательство в экономической структуре общества. Субъекты предпринимательства. Сущность, цели, задачи. История становления предпринимательства в России. Предпринимательство. Физическое и юридическое лицо. Самостоятельность и инициативность. Частная собственность, конкуренция, система свободного предпринимательства, прибыль. Закон о предпринимательстве РФ.
Задание. Практическая работа: оценка собственного потенциала предпринимателя (тестирование).
Ресурсы и факторы производства. Природные, материальные, трудовые и финансовые ресурсы. Факторы производства. Земля, труд, капитал - факторы производства.
Задание. Практическая работа: определить необходимые ресурсы небольшого предприятия (по выбору - хлебобулочного, тепличного и т.п.).
Трудовой коллектив. Производительность и система оплаты труда. Коллектив. Коллективный договор. Защита трудовых прав работника. Производительность труда. Оплата труда: индивидуальная, коллективная, бригадная; сдельная, повременная, по конечному результату, договорная. Коэффициент трудового участия (КТУ).
Практическая работа: составить график работы любого предприятия нашего поселка.
Налогообложение в России. Налог. Назначение налогов. Прогрессивные, регрессивные, пропорциональные налоги. Разновидности налогов и объекты налогообложения . Льготы, налог на доход физических лиц.
Задание. Практическая работа: расчет размеров налогов, итог занести таблицу и сравнить (прогрессивные, регрессивные, пропорциональные налоги).
Предпринимательская фирма. Нормативная база предприятия. Основы создания предприятия. Виды предпринимательской деятельности: производственное, коммерческое, финансовое и посредническое, страховое предпринимательство. Физическое и юридическое лицо. Юридический адрес, расчетный счет, печать и штамп, товарный знак, устав и учредительный договор.
Задание. Опрос. Практическая работа: привести примеры каждого вида предпринимательства (занести в таблицу). Деловая игра: «Товарный знак продукции».
Менеджмент в деятельности предприятия. Организация и уровни управления на предприятии. Управление: планирование, организация, мотивация и контроль. Основная цель - результат на основе согласованных действий. Составляющие менеджмента. Характеристики системы управления
Задание. Практическая работа: составить подробный план действий для решения одной из проблем: продать старый велосипед; сшить юбку; принять гостей. Тестирование (проверка расположенности к деятельности менеджера).
Маркетинг в деятельности предприятия. Сущность и стратегия маркетинга. Процесс управления маркетингом. Маркетинг. сущность и задачи. Разработка комплекса маркетинга. Товар. Ценообразование. Стратегия цен. Реклама. Отбор целевых рынков.
Задание. Практическая работа: разработать примерный план маркетинга по продвижению товаров (любых, по выбору) на рынках сбыта.
Себестоимость продукта. Понятие о себестоимости продукции. Производственная и полная себестоимость. Формула расчета себестоимости продукта. Амортизация. Калькуляция.
Задание. Практическая работа: решение задач по определению себестоимости продукции.
Бизнес-план. Бизнес-план ученической компании «Мастерица». Новаторская идея. Бизнес-план, как документ. Его задачи и основные разделы. Пример бизнес плана ученической компании «Мастерица». Базовые области производства и круг услуг. Возможные формы товаров народного потребления. Составление проекта бизнес-плана «Мое собственное дело».
Задание. Составить основные разделы бизнес-плана с кратким описанием для следующих идей.
Творческий проект «Мое собственное дело». Обоснование проекта. Цели бизнес-плана. Характеристика продукции. Спрос и рынок сбыта. Производственные мощности. Оценка рисков.
Задание. Работа над проектом бизнес-плана «Мое собственное дело».
Презентация творческого проекта «Мое собственное дело». Презентация творческого проекта и оценка проектов одноклассников.
Имидж и этикет современного делового человека (6 часов).
Имидж офиса. Технология «имиджирования»: кодекс поведения человека. Модель поведения. Этикет и этика. Имидж. Модель формирования имиджа организации. Имидж помещения фирмы. Морально - психологический климат. Фирменный стиль.
Задание. Практическая работа: разработка составляющих имиджа офиса.
Дизайн офиса. Дизайнер. Планировка здания, интерьер. Решения, меняющие зрительное восприятие. Фактуры и колор. Освещение, мебель, офисное оборудование. Вывеска предприятия. Организация приема посетителей. Персонал. Фирменный стиль.
Задание. Практическая работа: разработка эмблемы фирмы по выбору учащегося.
Имидж сотрудников. Сотрудники - поведение; одежда; взаимоотношения. Подтянутость, энергичность и собранность. Деловая одежда для мужчин и женщин.
Задание. Практиче6ская работа: описать предполагаемую внешность будущего руководителя.
Служебно-деловой этикет. Правила хорошего тона. Служебно-деловой этикет. Имидж делового человека. Шесть правил Дейла Карнеги. Субординация в деловых отношениях. Организация деловых контактов. Ведение деловых бесед. Деловая переписка.
Задание. Письменная работа: составить деловое письмо на предложенные темы по выбору.
Офисный работник. Секретарь-референт. Его роль в офисе. Секретарь-референт - лицо фирмы. Квалифицированность, инициативность, организованность, осведомленность, ответственность, пунктуальность, дипломатичность, хорошая память. Корректность, вежливость и доброжелательность. Чувство такта. Этикет телефонных переговоров. Деловая культура секретаря.
Практическая работа: Тест «Секретарь референт». Реферат.
Творческий проект «Вывеска для офиса», «Визитка», «Форменная одежда» (по выбору учащихся). Обоснование проекта. Выбор модели. Выбор и анализ вариантов. Последовательность выполнения операций. Себестоимость, реклама, оценка качества проекта.
Задание. Выполнение творческого проекта.
Информационные технологии (12 часов).
Техника для телефонной связи. Аналоговые и цифровые телефоны. Их функции. Беспроводные телефоны, интерком, перевод разговора, режим конференции. Автоответчики, автоматические определители номера. Коммуникационные системы связи, офисные мини-АТС, цифровые гибридные системы.
Задание. Практическая работа: используя рекламную информацию, проанализируйте имеющиеся модели телефонов и их возможности.
Офисная оргтехника. Факс. Принцип работы, обслуживания. Копировальный аппарат. Принцип работы, обслуживания.Бумага для офисной техники .
Задание. Изучение работы офисной оргтехники.
Периферийное оборудование Задачи оборудования: ввод информации, ее отображение, обработка, хранение и передача. Ввод: клавиатура, мышь, сканер, модем, световое перо, джойстик. Отображение: монитор (дисплей), принтер, графопостроитель (плоттер). Обработка: центральный процессор. Хранение: запоминающие постоянные и оперативные устройства.
Задание. Практическая работа: Изучение работы оборудования.
Печатающие устройства, подключаемые к компьютерам. Принтер, его основные характеристики. Струйные и лазерные принтеры. Графопостроители и плоттеры.
Задание. Практическая работа. Определить тип вашего принтера, качество печати, его производительность.
Сетевые коммуникации на основе компьютерной техники. Локальные и глобальные компьютерные сети. Система телекоммуникаций. Одноранговая сеть, сеть типа «клиент-сервер».
Задание. Практическая работа: проанализировать соотношение «производительность - цена» для различных сетевых соединений.
Всемирная компьютерная сеть INTERNET. Единая мировая компьютерная сеть INTERNET. Способ подключения. Адрес, домен. Электронная почта. Удаленный доступ. Сервис
Задание. Практическая работа: создание своего адреса в сети Интернет.
Компьютерная поддержка предпринимательства. Информация как основной ресурс. Внедрение автоматизированных систем. Цели. Пакеты офисных приложений. Список услуг, оказываемый сетью предпринимателям. Требования к оборудованию.
Задание. Практическая работа.
Информационные услуги в маркетинге. Исследование рынка. Настольная издательская система, система управления базами данных. Майкрософт. Значение Интернета для маркетинга.
Задание. Практическая работа: Разработка схемы передачи информации.
Информационные технологии в швейном производстве и рукоделии. Информационные технологии в швейном производстве и рукоделии. Швейные машины со встроенными микропроцессорами. Проектирование моделей одежды, конструкции изделия. Автоматизация раскроя. Применение информационных технологий в бытовых условиях. Вышивка.
Задание. Практическая работа: при помощи графического редактора создать рисунок для вышивки.
Возможности использования компьютерной техники в офисах фирм. Организация локальной сети для совместной работы сотрудников; работа с электронной почтой, изготовление чертежей; создание баз данных, каталогов, оформление презентаций, дизайн-анализ продукции. Задание. Реферат.
Творческий проект «Компьютерная открытка-поздравление». Обоснование проекта. Технологическая карта выполнения работы. Творческий проект «Компьютерная открытка-поздравление».
Основы художественного проектирования изделий (6 часов).
Понятие об основах проектирования. Алгоритм дизайна. Законы художественного конструирования - единство формы и содержания. Пропорции, симметрия, динамичность, статичность, контраст, равновесие формы, цветовое оформление. Экспертиза и оценка изделий. Таблица контрольных вопросов «Алгоритм дизайна».
Задание. Сбор материала для дизайн-проекта.
Банк идей. Потребности изменяют изделие. Мысленное создание нового изделия. Материализация проекта, Учебный дизайн-проект. Банк идей и предложений. Потребности и требования. Изменение функций и облика. Определение цели изделия. Макетирование изделий. Испытания. Стоимость и цена проектов. Экспертиза изделия, выбор материалов, составление спецификации. Изучение учебного дизайн-проекта.
Задание. Практическая работа: описание своего воображаемого изделия.
Выполнение дизайн-проекта .Выполнение проекта. Расчет себестоимости изделия. Отбор материала.
Выполнение дизайн-проекта. Выполнение дизайн-проекта.
Защита и оценка проекта. Защита (презентация) проекта.
Задание. Защита и оценка проектов.
Темы проектов:
-
Мое собственное дело.
-
Компьютерная открытка-поздравление.
-
Мебель: стулья, лавки, кресла, стеллажи, шкафчики для обуви, шкафчики для детской комнаты, полки.
-
Игры и игрушки: компьютерные игры, развивающие и развлекательные игры, мягкие игрушки.
-
Авто- и робототехника; мини-модели; луноходы, роботы, игровые автоматы.
-
Осветительные приборы: светомузыка, люстры, абажуры, бра, торшеры, рекламное освещение, садовые светильники, различная подсветка.
-
Украшения и аксессуары: из бисера, кожи, чеканка, макраме; украшения для дома: флористика, различные вазы.
Учебно-тематическое планирование
Название раздела
Кол-во часов по программе
Кол-во
практических
работ
Кол-во
контрольных
работ
Основы предпринимательства
11
Имидж и этикет современного делового человека.
6
Информационные технологии.
12
Основы художественного проектирования изделий.
6
итого
35
Тематическое поурочное планирование
№ урока
Тема урока
Виды деятельности обучающихся ( практические лабораторные контрольные работы экскурсии и др)
Планируемые образовательные результаты изучения темы
домашнее задание
Основы предпринимательства 11часов
1
Предпринимательство в экономической структуре общества. Субъекты предпринимательства. Сущность, цели, задачи. История становления предпринимательства в России.
Практическая работа: оценка собственного потенциала предпринимателя (тест).
Предпринимательство, предприниматель, предпринимательская деятельность, предприимчивость, бизнес, конкуренция, собственность, инновация, физическое лицо, юридическое лицо, закон о предпринимательстве РФ.
1,2стр.7-18
2
Ресурсы и факторы производства.
Практическая работа: определить необходимые ресурсы небольшого предприятия (по выбору - хлебобулочного, тепличного и т.п.).
Производство, ресурсы производства, факторы производства.
3стр.18-22
3
Трудовой коллектив. Производительность и система оплаты труда.
Тестирование. Практическая работа:
составить график работы любого предприятия нашего поселка.
Контракт, коллективный договор, производительность труда, выработка, сдельная оплата труда, договорная оплата, косвенная оплата труда.
4стр.22-28
4
Налогообложение в России
Опрос. Практическая работа: определение размера налога. Заполнить таблицу.
Налог, прогрессивные налоги, пропорциональные налоги, прямые и косвенные налоги, плательщик, объекты налогообложения, федеральные налоги, республиканские налоги, местные налоги, налог на прибыль, налог на доходы с физических лиц, НДС.
5стр.28-37
5
Предпринимательская фирма. Нормативная база предприятия.
Опрос. Практическая работа: привести примеры каждого вида предпринимательства (занести в таблицу).
Деловая игра: «Товарный знак продукции».
Предпринимательство, предприниматель, предпринимательская деятельность, предприимчивость, конкуренция, собственность, реестр, устав, учредительный договор, юридический адрес предприятия, расчетный счет, товарный чек.
6стр.37-47
6
Менеджмент в деятельности предприятия. Организация и уровни управления на предприятии.
Тестирование. Практическая работа: составить подробный план действий для решения одной из проблем: продать старый велосипед; сшить юбку; принять гостей. Тестирование (проверка расположенности к деятельности менеджера).
Управление, менеджмент, рационалистический и ситуационный менеджмент, коммуникация, мотивация, менеджер, организация, технический уровень управления, управленческий и институционный уровни, линейная структура управления, внешняя среда, внутренняя среда.
8стр.50-56
7
Маркетинг в деятельности предприятия.
Опрос. Практическая работа: разработать примерный план маркетинга по продвижению товаров (любых, по выбору) на рынках сбыта.
10стр.63-68
8
Себестоимость продукта.
Опрос по карточкам. Практическая работа: решение задач по определению себестоимости продукции.
Себестоимость продукции, единица калькуляции, смета, элементы затрат, амортизация, материальные затраты.
11стр.68-94
9
Бизнес-план. Бизнес-план ученической компании «Мастерица».
Опрос по карточкам. Опрос. Составить основные разделы бизнес-плана с кратким описанием для следующих идей. Выбор сферы деятельности.
Бизнес-план, цель бизнес-плана, резюме.
13,14стр.107-116
10
Творческий проект «Мое собственное дело»
Работа над проектом бизнес-плана «Мое собственное дело».
Резюме, цели бизнес-плана, характеристика продукции(услуг), спрос и рынок сбыта, производственные мощности, финансовый план, источники финансирования деятельности на кредитуемый период, оценка рисков, контракты предприятия под кредит, расчет эффективности использования кредита, календарный план доходов и расходов за период пользования кредитом, оценка качества и защита проекта.
15стр.116-133
11
Презентация творческого проекта «Мое собственное дело»
Презентация творческого проекта «Мое собственное дело»
Резюме, цели бизнес-плана, характеристика продукции(услуг), спрос и рынок сбыта, производственные мощности, финансовый план, источники финансирования деятельности на кредитуемый период, оценка рисков, контракты предприятия под кредит, расчет эффективности использования кредита, календарный план доходов и расходов за период пользования кредитом, оценка качества и защита проекта.
Имидж и этикет современного делового человека. 6часов
12
Имидж офиса.
Опрос. Практическая работа:
Разработка составляющих имиджа офиса.
Имидж, офис, этика, этикет, фирменный стиль.
16стр.133-136
13
Дизайн офиса.
Опрос по карточкам. Практическая работа: разработка эмблемы фирмы по выбору учащегося.
Дизайнер, интерьер, композиция, мебель, цвет, окраска помещения, системы искусственного освещения, фирменный стиль.
17стр.136-142
14
Имидж сотрудников.
Опрос по карточкам. Практиче6ская работа: описать предполагаемую внешность будущего руководителя.
Должностная инструкция, поза, жесты, манера сидеть, макияж.
18стр.142-149
15
Служебно-деловой этикет.
Тестирование. Письменная работа: составить деловое письмо на предложенные темы по выбору.
Деловой этикет, манера поведения, стиль отношений, доброжелательность, субординация, нейтральность, фиксирование время, визит.
19стр.149-156
16
Офисный работник. Секретарь-референт, его роль в офисе.
Практическая работа:
Тест «Секретарь референт». Реферат.
Мастерство, инициативность, организованность, ответственность, пунктуальность, осведомленность, дипломатичность, хорошая память, любезность, доброжелательность, чувство такта, речь, этикет телефонных переговоров, уровень компетенции, организация рабочего места, обязанности светского характера.
20стр.156-172
17
Творческий проект.
Выполнение творческого проекта.
Обоснования проекта, выбор модели, выбор и анализ вариантов, себестоимость изделия, реклама, оценка качества проекта, защита проекта.
21стр.165-172
Информационные технологии. 12 часов
18
Техника для телефонной связи.
Опрос по карточкам. Практическая работа: используя рекламную информацию, проанализируйте имеющиеся модели телефонов и их возможности.
Радиотелефон, автоответчик, биппер.
22стр.173-180
19
Офисная оргтехника.
Опрос по карточкам. Практическая работа: Изучение работы офисной оргтехники.
Факсимильный аппарат(факс), копировальный аппарат(ксерокс).
24стр.183-185
20
Периферийное оборудование.
Опрос по карточкам. Изучение работы оборудования.
Сканер, модем, бод, мультимедио, виртуальная реальность.
25стр.185-188
21
Печатающие устройства, подключаемые к компьютерам.
Тестирование. Практическая работа. Определить тип вашего принтера, качество печати, его производительность.
Матричные, струнные, лазерные принтеры, картридж, тонер, графопостроитель.
26стр.188-192
22
Сетевые коммуникации на основе компьютерной техники.
Опрос. Практическая работа: проанализировать соотношение «производительность - цена» для различных сетевых соединений.
Компьютерные сети, локальные сети и глобальные сети, телекоммуникация, сервер, клиент, рабочая станция.
27стр.192-196
23
Всемирная компьютерная сеть INTERNET.
Опрос. Практическая работа: создание своего адреса в сети Интернет.
Провайдеры.
28стр.196-201
24
Компьютерная поддержка предпринимательства
Опрос. Реферат.
Internet, домен, электронная почта, телеконференция, www, гипертекст, провайдер.
29стр.201-205
25
Информационные услуги в маркетинге.
Практическая работа:
Разработка схемы передачи информации.
Настольное издательская система, электронная почта, глобальная сеть, база данных, маркетинговая информация.
30стр.205-209
26
Информационные технологии в швейном производстве и рукоделии.
Опрос. Практическая работа: при помощи графического редактора создать рисунок для вышивки.
Микропроцессор, дигитайзер, плоттер, графический редактор.
31стр.209-215
27
Возможности использования компьютерной техники в офисах фирм.
Опрос по карточкам. Реферат.
Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point, Microsoft Outlock, Microsoft Access.
32стр.215-219
28
Творческий проект «Компьютерная открытка-поздравление»
Опрос по карточкам. Реферат.
Обоснование проекта. Технологическая карта выполнения работы. Творческий проект «Компьютерная открытка-поздравление».
33,34стр.219-224
29
Творческий проект «Компьютерная открытка-поздравление»
Творческий проект «Компьютерная открытка-поздравление»
Обоснование проекта. Технологическая карта выполнения работы. Творческий проект «Компьютерная открытка-поздравление».
33,34стр.219-224
Основы художественного проектирования изделий. 6 часов
30
Понятие об основах проектирования. Алгоритм дизайна.
Опрос. Сбор информационного материала для дизайн-проекта.
Алгоритм дизайна. Законы художественного конструирования - единство формы и содержания. Пропорции, симметрия, динамичность, статичность, контраст, равновесие формы, цветовое оформление. Экспертиза и оценка изделий. Таблица контрольных вопросов «Алгоритм дизайна».
35,36стр.224-235
31
Банк идей. Потребности изменяют изделие. Мысленное создание нового изделия. Материализация проекта. Учебный дизайн-проект.
Практическая работа:
описание своего воображаемого изделия.
Потребности изменяют изделие. Мысленное создание нового изделия. Материализация проекта, Учебный дизайн-проект. Банк идей и предложений. Потребности и требования. Изменение функций и облика. Определение цели изделия. Макетирование изделий. Испытания. Стоимость и цена проектов. Экспертиза изделия, выбор материалов, составление спецификации. Изучение учебного дизайн-проекта.
32
Выполнение дизайн-проекта
Работа над проектом.
Выполнение проекта. Расчет себестоимости изделия. Отбор материала.
49стр.279-284
33
Выполнение дизайн-проекта
Работа над проектом.
Выполнение дизайн-проекта.
49стр.279-284
34-35
Защита и оценка проекта
Защита и оценка проекта
Защита (презентация) проекта.
Виды и формы контроля:
Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины и практические задания, выполнение нормативов в практических видах деятельности - главная составляющая учебного процесса.
Критерии оценки знаний и умений
Примерные нормы оценок знаний и умений учащихся по устному опросу
Оценка «5» ставится, если учащийся:
полностью освоил учебный материал;
умеет изложить его своими словами;
самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «4» ставится, если учащийся:
в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся:
не усвоил существенную часть учебного материала;
допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
слабо отвечает на дополнительные вопросы.
Оценка «2» ставится, если учащийся:
почти не усвоил учебный материал;
не может изложить его своими словами;
не может подтвердить ответ конкретными примерами;
не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
Оценка «1» ставится, если учащийся:
полностью не усвоил учебный материал;
не может изложить знания своими словами;
не может ответить на дополнительные вопросы учителя.
Примерные нормы оценок выполнения учащимися графических заданий и лабораторно-практических работ
Отметка «5» ставится, если учащийся:
творчески планирует выполнение работы;
самостоятельно и полностью использует знания программного материала;
правильно и аккуратно выполняет задание;
умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.
Отметка «4» ставится, если учащийся:
правильно планирует выполнение работы;
самостоятельно использует знания программного материала;
в основном правильно и аккуратно выполняет задание;
умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, приборами и другими средствами.
Отметка «3» ставится, если учащийся:
допускает ошибки при планировании выполнения работы;
не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;
допускает ошибки и неаккуратно выполняет задание;
затрудняется самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.
Отметка «2» ставится, если учащийся:
не может правильно спланировать выполнение работы;
не может использовать знания программного материала;
допускает грубые ошибки и неаккуратно выполняет задание;
не может самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.
Отметка «1» ставится, если учащийся:
не может спланировать выполнение работы;
не может использовать знания программного материала;
отказывается выполнять задание.
Проверка и оценка практической работы учащихся
«5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески;
«4» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный;
«3» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); изделие оформлено небрежно или не закончено в срок;
«2» - ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.
Оценивание теста учащихся производится по следующей системе:
«5» - получают учащиеся, справившиеся с работой 100 - 90 %;
«4» - ставится в том случае, если верные ответы составляют 80 % от общего количества;
«3» - соответствует работа, содержащая 50 - 70 % правильных ответов.
Критерии оценки проекта:
1. Оригинальность темы и идеи проекта.
2. Конструктивные параметры (соответствие конструкции изделия; прочность, надежность; удобство использования).
3. Технологические критерии (соответствие документации; оригинальность применения и сочетание материалов; соблюдение правил техники безопасности).
4. Эстетические критерии (композиционная завершенность; дизайн изделия; использование традиций народной культуры).
5. Экономические критерии (потребность в изделии; экономическое обоснование; рекомендации к использованию; возможность массового производства).
6. Экологические критерии (наличие ущерба окружающей среде при производстве изделия; возможность использования вторичного сырья, отходов производства; экологическая безопасность).
7. Информационные критерии (стандартность проектной документации; использование дополнительной информации).
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.
Список научно-методического обеспечения.
-
Примерная программа среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень). Сайт МО РФ: mon.gov.ru/
-
Программы общеобразовательных учреждений. Технология. 5-11 кл. - М.: Просвещение, 2005
-
Сборник нормативных документов. Технология. / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2004.
-
Технология: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательной школы / Под. ред. В.Д. Симоненко. - М. Вента- Граф, 2005.
-
Технология профессионального успеха: Учебник для 10-11 кл. /В.П. Бондарев, А.В. Гапоненко, Л.А. Зингер и др.; Под ред. С.Н. Чистяковой.- М.: Просвещение, 2004.
-
Технология: Рекомендации по использованию учебников: Профильная школа. - М.: Вентана-Граф, 2005.
-
Симоненко В.Д. Технология: Рекомендации по использованию учебников. - М. Вента- Граф, 2005.
Список литературы.
-
Джонс Дж. Методы проектирования. - М.: Мир, 1986.
-
Климов Е.А. Как выбирать профессию. - М.: Просвещение, 1990.
-
Кудрявцев Т. В. Психология творчества. - М.: Педагогика, 1974.
-
Технология. Метод проектов в технологическом образовании школьников./ Под. ред. Павлова М. Б., Дж. Питт, Гуревич М. И., Сасова И. А..- М.: Вента-Граф, 2003.
-
Толяко В. А. Психология решения школьниками творческих задач. - Киев: Изд. Школа, 1983.
-
Технология. Метод проектов в технологическом образовании школьников./ Под. ред. Павлова М. Б., Дж. Питт, Гуревич М. И., Сасова И. А..- М.: Вента-Граф, 2003.
-
Хейне П. Экономический образ мышления.
Печатные пособия:
Учебно-наглядные пособия: плакаты, таблицы, схемы, технологические карты.
Цифровые образовательные ресурсы:
-
Единая коллекция - collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
-
Детские электронные книги и презентации - viki.rdf.ru/
-
Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности, используемые при изучении курса технологии (эл. носители).
-
Презентации: по темам курса.