Статья по технологии на тему Роль декоративно-прикладного искусства в формировании личности

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РОЛЬ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В ФОРМИРОВАНИИ

ЛИЧНОСТИ

Декоративно-прикладное искусство-искусство создания предметов быта, предназначенных для удовлетворения как практических, так и художественно-эстетических потребностей человека. Возникло в глубокой древности и в течение многих веков развивалось в форме народных художественных промыслов. (Философский словарь)

Декоративно-прикладное искусство является почвой и основой любой национальной культуры. Оно охватывает многие виды народного промысла и живет вместе с народом, уходя корнями в седую древность и развиваясь в наши дни.

Мы почти не знаем имен народных мастеров. Свое мастерство они передавали из поколения в поколение. Декоративно-прикладное искусство-это особый мир художественного творчества, разнообразная область художественных предметов, которые создавались на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Сфера декоративно-прикладного искусства чрезвычайно широка: от оформления предметов повседневного пользования до облагораживания архитектурно-парковых комплексов. Ряд видов декоративно-прикладного искусства связан со стремлением «украсить» самого человека (одежда, ювелирные изделия, макияж и т.д.).

Вопрос развития декоративно-прикладного искусства актуален еще и потому, что именно оно объединяет в себе культурный и экономический аспект. С одной стороны, возрождение традиций является чем культурно-историческим фундаментом, на котором основывается дальнейшее развитие государства, и является визитной карточкой для мировой общественности, а с другой-это продуктивная ниша для развития малого бизнеса.

Народное декоративно-прикладное искусство богато и разнообразно. Произведения декоративно-прикладного искусства, проникая в быт людей, формируют художественный вкус, воспитывают чуткое отношение к прекрасному, способствуют формированию гармонично развитой личности. Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир.

Современное декоративно-прикладное искусство развивается на лучших традициях народного искусства. В этом огромная сила нравственно-эстетического воздействия на подрастающее поколение.

Знакомя детей с декоративно-прикладным искусством в школе мы удовлетворяем их тягу к знаниям, художественному и техническому творчеству, способствуя гармоничному развитию личности. Образовательной области «Технология» принадлежит первенство в этом вопросе. В настоящее время перед нашим обществом стоит задача воспитания новой личности, свободной, способной к активной, творческой деятельности во всех сферах жизни. Без качественного трудового воспитания нельзя вырастить полноценного гражданина нашей страны. Чтобы стать личностью ребенок должен в деятельности на практике проявить, раскрыть свои способности заложенные природой и сформированные в нем воспитанием и жизнью. Разнообразные произведения декоративно-прикладного искусства, с которыми дети знакомятся на уроках, помогают приобщить подрастающее поколение к народной культуре и традиционным ремеслам, развивают личность, обогащают духовный мир, формируют представление о красоте и гармонии. Декоративно-прикладное искусство дает возможность развития у учащихся творческого потенциала, формирования специальных умений в создании произведений декоративно-прикладного искусства.

На уроках технологии в процессе обучения детям прививаются такие немаловажные качества, как усидчивость, внимательность, целеустремленность, взаимовыручка, взаимопонимание. Полученные знания очень важно научить применять на практике-развивается мышление, кругозор, умение видеть прекрасное и воплотить его в жизнь своими руками. Успешно выполненная работа дает ребенку нравственное удовлетворение. Готовое произведение-это покорение собственной вершины. Идет процесс самоутверждения, поднимается самооценка, растет уверенность в себе. Не каждый может стать художником, но каждый может научиться видеть и понимать красоту, которая преображает душу человека, делает ее более доброй, отзывчивой, творческой

Уроки технологии в школе-это уроки созидания, развития, творчества, исполнения мечты. Открытий, поиска, наработки идей, которые приведут к осмысленной трудовой деятельности. Они дают веру в себя и позволяют раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка. На уроках технологии занятие декоративно-прикладным творчеством требует особого внимания-от того как ребенок относится к рукоделию зависит успех в создании любой поделки. Очень важно в процессе обучения не только давать новые знания, но и учить применять их в жизни, развивать свое особое видение, творческое мышление. Все это приводит к развитию творческих способностей и проявлению одаренности.

Ручной труд является эффективным для развития интеллекта и психики ребенка, сферы чувств и эстетического вкуса. Ребенок очень гордится тем, что изделия, сделанные его руками, могут быть полезным предметом интерьера ил замечательным подарком близкому человеку. В этом случае учащийся не только зритель, он еще и творец. Творческое выражение необходимо способным, одаренным детям, но еще более необходимо детям с какими-либо нарушениями физического или психического развития. Давно известно, что творчество способно исцелять. Роль декоративно-прикладного искусства в воспитании связана с естественной потребностью человека к самовыражению. Для детей все события и переживания являются очень важными. Для правильного развития ребенка необходимо научиться выражать свои впечатления и переживания в каком-либо творчестве. Человек, обделенный в детстве творчеством, испытывает трудности в общении, ему трудно найти свое призвание в жизни. Даже если его будущая профессия не будет связана с творчеством, оно необходимо, т.к. создает условия для гармоничного развития личности. Декоративно-прикладное искусство используется как способ самовыражения. К тому же большинство видов декоративно-прикладного искусства способствуют развитию мелкой моторики, которая стимулирует участки мозга связанные с памятью, вниманием, усидчивостью. Поэтому дети, которые имеют возможность творческого самовыражения, наиболее успешны в учебе и других видах интеллектуальной деятельности. » Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» (В.А. Сухомлинский).

В каждом человеке от природы заложены огромные возможности. Помочь реализовать их, развить способности легче всего в интересном занятии. Для поддержания интереса к предмету и труду школьникам необходимо предложить идею или дело, непривычное для них, способное захватить новизной. В изучении любого материала самое сложное-начать. И тут не обойтись без помощи учителя.

Учить творчеству может не всякий, лишь тот, кто сам увлечен творчеством. Творческий педагог необходим сейчас как никогда. Творческая активность учителя- ценнейшее качество. Учитель трудового обучения должен уметь заранее продумать и спланировать свое воздействие на учащихся, тщательно подбирать задания, учитывая возможные затруднения и ошибки, применять разнообразные методы обучения в комплексе, сочетать различные формы обучения, учитывать индивидуальные возможности и способности своих учащихся. А самое главное-учитель трудового обучения должен владеть в совершенстве теми видами декоративно-прикладного искусства, каким он хочет научить детей.

Компьютеризация сегодня достаточно значима и актуальна. Необходимость применения информационных технологий в школьном образовании очевидна, поэтому учителя активно используют компьютерные технологии. Формы подачи материала и оценивание знаний с помощью компьютера разнообразны: презентация, работа на интерактивной доске, тесты и т.д. Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения, но уроки технологии и хороши тем, что на них дети больше работают руками. Художественный ручной труд-это творческая работа ребенка в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия. Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью учащихся и рассматривается как необходимый элемент нравственного, умственного и эстетического воспитания детей. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь, благотворно влияет на формирование человека будущего.



© 2010-2022