Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности Русские узоры

Образовательная  дополнительная программа «Русские узоры»  художественного направления рассчитана на 2 года, носит индивидуальный и групповой характер обучения. По виду – прикладная; По типу – модифицированная; По уровню освоения –  углубленный уровень. В программе отражается специфика стороны, которая присуща предметам практической деятельности, как мощному средству назначения и развития, учитывающая все требования к декоративно – прикладному образованию, которые до сих пор не используются в си...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа

VIII вида» г. Арзамаса Нижегородской области



Утверждена

Приказом МКС(К)ОУ

«Специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа VIII вида»

г. Арзамаса

от _________№



Дополнительная общеобразовательная программа

художественной направленности

« Русские узоры »


Возраст детей: 11 - 13 лет.

Срок реализации программы: 2 года.


Составил: учитель Каменев С.С.









Арзамас 2012


Пояснительная записка.

Образовательная дополнительная программа «Русские узоры» художественного направления рассчитана на 2 года, носит индивидуальный и групповой характер обучения.

По виду - прикладная;

По типу - модифицированная;

По уровню освоения - углубленный уровень.

В программе отражается специфика стороны, которая присуща предметам практической деятельности, как мощному средству назначения и развития, учитывающая все требования к декоративно - прикладному образованию, которые до сих пор не используются в системе школьного и дополнительного образования.

Актуальность - данной программы заключается в соединении умственного и физического творческого труда, которое является одной из основ здорового и долговременного образа жизни человека. Программа содержит установку на познание многообразия живых существ на земле, свойства и строение дерева - самого распространенного природного материала, на раскрытие потребностей детей творить и осознавать свои возможности.

Новизна данной программы заключается в объединении традиций русского народа в изготовлении декоративно-прикладных изделий из древесины и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося; в программе рассмотрены все элементы технологии плетения из лозы, мозаики, резьбы по дереву, начиная с формирования художественного образа прикладного изделия из природного материала и заканчивая его представлением на выставках.

Цель данной программы- сформировать устойчивую мотивацию к познанию окружающего мира природы с помощью обучения детей творческой, вдумчивой работе с деревом - одним из самых любимых, распространенных материалов для декоративно-прикладного творчества, а также обеспечение всестороннего развития личности подростка, удовлетворение потребности в практической деятельности, осуществляемых по законам красоты.

Образовательная программа модифицирована, так как внесены изменения в ранее существующую программу Министерства образования, 1983 года.

Разработана на основе программы Симоненко В.Д., Неменского Б.М.:

  1. Программы для общеобразовательных школ и гимназий «Основы народного и декоративно- прикладного искусства 1-8 классы;

  2. Технология для 5-9 классов.

  3. Декоративно-прикладное творчество для дополнительных образовательных учреждений.

  4. Программы «Живое дерево» .

Внесены свои разделы с учетом интересов детей и с учетом их возраста. Программа расширена по своему творческому потенциалу, включает в себя разнообразные разделы в декоративно- прикладном творчестве.

Основные учебно - воспитательные задачи дополнительной образовательной программы «Русские узоры»:

1-й год обучения

Обучающие

  • Формировать пространственное представление, художественно - образное восприятие действительности;

  • Научить познавать и использовать красоту и свойства древесины для создания художественных образов и предметов быта;

  • Освоить основы технологии и технику безопасности ручной обработки древесины;

  • Изучить технологию работы лобзиком;

  • Изучить технологию работы выжигателем;

  • Изучить технологию плетения из лозы;

  • Научить работать различными инструментами, приспособлениями;

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать художественно - творческие способности учащихся;

  • Развивать способности работы с инструментом, объемное видение предметов, развивать руки, как важнейшее средство общения человека с окружающим миром;

  • Развивать фантазию, память, эмоционально - эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности;

Воспитательные:

  • Прививать любовь к народным традициям, к истории родного края;

  • Пробуждать интерес к русскому народному творчеству и к новым, современным направлениям народного творчества;

  • Развивать терпение, настойчивость, трудолюбие;

  • Сформировать навыки работы в творческом разновозрастном коллективе, где младшие учатся у старших, а старшие помогают младшим.

2-й год обучения

Обучающие:


  • Возрождать старинные виды декоративно - прикладного творчества;

  • Учить различать породы деревьев, выбирать пригодные для резьбы;

  • Изучить технологию мозаики;

  • Изучить технологию геометрической резьбы;

  • Изучить технологию плоскорельефной резьбы по дереву.

Коррекционно- развивающие:


  • Формировать творческую индивидуальность в различных направлениях декоративно - прикладного творчества;

  • Овладеть различными специальными терминами в разговорной речи;

  • Сформировать представление о народном мастере как творческой личности;

  • Сформировать у детей мировоззрение, открытое российским национальным традициям, проникнутое любовью к природе и народной культуре.

Воспитательные:


  • Приобрести знания основ культуры и искусства наших предков.

  • Развить у обучающихся навыки познавательной, творческой деятельности;

Отличительные особенности программы:

Отличительной особенностью данной программы от других программ работы с древесиной - заключается в том, что она нацелена на освоение работы с лозой, мозаикой из дерева. Обучающиеся могут в максимально возможной мере реализовать свой творческий замысел и фантазию и после первых начальных упражнений обучающиеся смогут создать предметы быта в форме животных и растений, мир которых бесконечно разнообразен. Форма этих изделий может быть близка к природным организмам, упрощена и стилизована или превращена в фантастические образы .


В реализации программы участвуют

Дети в возрасте 11-13 лет.

Разработанная программа по своему тематическому содержанию применима как для учащихся среднего, так и для старшего звена.

Срок реализации программы

2 года.


Форма и режим занятий:

Первый год обучения рассчитан на детей 11-12 лет 148 часов в год (4 часа в неделю, т. е. 2 раза по 2 часа), включая 3 недели каникул.

Второй год обучения рассчитан на детей 12-13 лет 148 часов в год (4 часа в неделю, т.е. 2 раза по 2 часа), включая 3 недели каникул.

Форма занятий:

  • Беседы.

  • Объяснения

  • Рассказы

  • Практические работы

  • Выставки

  • Творческие отчеты



Характеристика ожидаемых результатов 1-го года обучения

В результате прохождения данной программы дети

должны знать:

  • принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;

  • основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);

  • физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;

  • способы разметки по шаблону и чертежу;

  • принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;

  • назначение и устройство станков и электрооборудования (электровыжигателя, электродрели, токарного станка по обработке древесины, сверлильного станка, электролобзика, электрофрезера);

  • иметь понятие о конструировании и моделировании;

  • способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;

  • основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерные особенности;

  • историю возникновения и развития местного промысла по художественной обработке дерева, его роль в экономике области;

  • основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;

  • основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;

  • технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием;

Должны уметь:

  • рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила техники безопасности;

  • уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;

  • определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;

  • производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;

  • применять столярный инструмент по назначению. Производить его наладку;

  • использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;

  • выполнять простейшие столярные операции;

  • производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;

  • самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания, резьбы и выполнять их;

  • экономно расходовать материалы и электроэнергию;

Характеристика ожидаемых результатов 2-го года обучения

Должны знать:

  • основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;

  • основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;

  • технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием;

  • разные виды резьбы и их особенности;

  • способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;

  • правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.

Должны уметь:

  • выполнять контурную, плоскорельефную резьбу и мозаику по дереву;

  • затачивать и править необходимый инструмент для резьбы;

  • выполнять простейшие расчёты стоимости изделия;

  • выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике выжигания, различных видов резьбы;

  • проектировать простые изделия в традициях местного промысла и изготавливать их;

  • бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами;

Воспитанники должны освоить, отработать и закрепить следующие -

Навыки:

  • владения основными ручными инструментами по обработке, точению, выжиганию, резьбе и мозаике по дереву;

  • выполнения операции точения, сверления, выпиливания, резьбы и мозаики;

  • владения основными элементами графической грамотности;

  • выполнения плоскостной разметки;

  • разработки и составление композиции для выжигания, различных видов резьбы;

  • выполнение декорирования изделий - выжиганием, различными видами резьбы;

Формы организации учебной деятельности:

  • индивидуальная;

  • коллективная (звеньевая).

Критерии и показатели оценки знаний воспитанников.

Прямые:

  • теоретический уровень знаний;

  • степень овладения рабочими приёмами при работе с инструментами и приспособлениями;

  • применение полученных знаний на практике;

  • соблюдение технических и технологических требований;

  • качество изготовления изделия - по внешнему виду готового изделия;

  • изготовление изделия в установленные нормы времени;

  • соблюдение правил техники безопасности, пожарной и электробезопасности, производственной санитарии и охраны среды.

Косвенные:

  • экономия материалов;

  • желание трудиться;

  • познавательная активность и творческий подход;

  • самостоятельность;

  • партнёрские отношения при совместной работе.



Методы обучения
  1. Словесные: рассказ, беседа, объяснение;

  2. Наглядные: иллюстрации, демонстрации;

  3. Практические: практические занятия;

  4. Репродуктивные, проблемно-поисковые: повторение, конструирование

  5. Эвристический: продумывание будущей работы.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

  1. Выставки детского творчества

  2. Участие детей в городских, областных выставках декоративно-прикладного творчества, конкурсах различного уровня.

  3. Итоговая аттестация.


Учебно-тематический план

1 год обучения 148 часов

№п/п

Содержание темы

Количество часов

Всего

Теория

Практические работы

Раздел I. Выпиливание лобзиком (60 ч.)

1.1

Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий.

2


2


1.2.

Основы материаловедения.

2

2


1.3.

Материалы, инструменты и приспособления.

8

4

4

1.4.

Виды резьбы по дереву.


8


4


4

1.5

Технология выпиливания лобзиком как разновидность

оформления изделия.

4

2

2

1.6

Технические приёмы выпиливания орнамента.

6

2

4

1.7

Сборочные и отделочные работы.

6

2

4

1.8

Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком.


2


2


1.9

Работа над конструкцией изделия.

4

2

2

1.10

Построение орнамента.

6

2

4

1.11

Отделка изделия.

6

2

4

1.12

Изготовление изделия.

6

2

4

60

28

32

Раздел II. Художественное выжигание (44 ч.)

2.1

Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию.

2

2


2.2

Декорирование изделий выжиганием.

2

2

-

2.3

Основы композиции.

4

2

2

2.4

Подготовка заготовок к работе.

4

2

2

2.5

Технология декорирования художественных изделий выжиганием.

6

2

4

2.6

Основные приёмы выжигания.

6

2

4

2.7

Технология перевода рисунка на заготовку.

4

1

3

2.8

Отделка изделия.

4

1

3

2.9

Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.

12

-

12

44

14

30

Раздел III. Плетение из лозы (26 ч.)

3.1

Организация рабочего места. Заготовка прута.

4

1

3

3.2

Инструменты и вспомогательные материалы

2

1

1

3.3

Технология основных видов плетения

10

4

6

3.4

Круглая корзина для грибов

4

-

4

3.5

Корзина с обручем

5

1

4

25

7

18

Раздел IV.Изделия из текстурной древесины (18 ч.)

4.1

Изделия из древесных спилов с ярко выраженной текстурой.

2

2


4.2

Технология получения спилов текстурной древесины .

4

2

2

4.3

Материалы и их заготовка.

4

1

3

4.4

Изготовление изделия и декорирование текстурной древесиной.

8

2

6

4.5

Выставка детского творчества

1

1


19

8

11


Содержание программы


Раздел I. Выпиливание лобзиком (60часов)

Тема 1.1. Охрана труда, электро- и пожарная безопасность при производстве художественных изделий.

Теория. Введение (2 часа). ТБ, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий. Начальная диагностика.

Тема 1.2. Основы материаловедения

Теория (2 часа). Основы материаловедения. Знакомство с учебно-тематическим планом по выполнению изделий из древесины. Рабочее место и гигиена труда. Древесина: основные свойства и пороки; характеристика пород; фанера, шпон, нетрадиционные и отделочные материалы и клеи.

Тема 1.3. Материалы, инструменты и приспособления

Теория (4 часа). Материалы, инструменты и приспособления. Основные свойства материалов; характеристика инструментов и приспособлений; Струбцина. Лобзик. Пилки.

Практическая работа: Установка пилки, настройка лобзика, упражнения по выпиливанию лобзиком.(4 часа)

Тема 1.4. Виды резьбы по дереву.

Теория (4часа). Народные художественные традиции. Виды и особенности резьбы по дереву. Источники орнаментных узоров. Контурное выпиливание

Практическая работа: Выпиливание лобзиком частей к подвижной игрушке «крестьянин и медведь» (4часа).

Тема 1.5. Технология выпиливания лобзиком как разновидность

оформления изделия.

Теория (4 часа). Технология выпиливания лобзиком как разновидность оформления изделия. Особенности работы лобзиком

Практическая работа: изготовление подвижной игрушки «волк и заяц» (4 часа).

Тема 1.6. Технология выпиливания орнамента.

Теория (2часа) Технология выпиливания орнамента. Виды орнамента применяемые в работах лобзиком. Конструкция, форма изделия. Подготовка материалов и рисунка.

Практическая работа: Перевод рисунка на заготовку, выпиливание лобзиком частей к корзиночке для конфет

(4 часа)

Тема 1.7. Технология сборочных и отделочных работ.

Теория (2 часа) Технология сборочных и отделочных работ. Способы соединения деталей. Форма и конструкция деталей.

Практическая работа: зачистка и протравка морилкой древесины для корзиночки (4 часа).

Тема 1.8 Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком.

Теория (2 часа) Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком. - Назначение и виды орнамента;

- симметрия;

- орнаментальные розетты и полосы;

- сетчатый орнамент.

Тема 1.9. Работа над конструкцией изделия.

Теория (2 часа). Работа над конструкцией изделия.

- Плоские, объёмные изделия;

- изделия округлой формы;

- изделия со сложным орнаментом.

Практическая работа: сборка корзиночки для конфет (2 часа).

Тема 1.10. Построение орнамента. Теория (2часа)

Практическая работа: перевод рисунка и выполнение орнамента простейшей рамки для фотографии. (4 часа)

Тема 1.11. Отделка изделия.

Теория (2 часа)

- Отделочные материалы;

- нетрадиционные материалы;

- облицовывание шпоном;

- циклевание и шлифование;

- устранение дефектов;

- прозрачная отделка.

Практическая работа: отделка изделия.

Отделка рамки для фотографии (4 часа).

Тема 1.12. Изготовление изделия. Теория (2часа).

Практическая работа: выполнение настенного панно (4часа)

Раздел II. Художественное выжигание (44 часа)

Тема 2.1. Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию.

Теория ( 2 часа ). Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. ТБ при работе с электровыжигателем

Правила:

- поведения и техники безопасности;

- пожарной и электробезопасности;

- пром.санитарии и личной гигиены при производстве художественных изделий из дерева.

Тема 2.2. Декорирование изделий выжиганием.

Теория (2 часа). Технология декорирования изделий выжиганием:

- подготовка материалов;

- перевод рисунка;

- приёмы выжигания.

Тема 2.3. Основы композиции.

Теория (2 часа): Технология создания композиции с использованием отдельных элементов выполненных электро выжигателем. Основы композиции, основные принципы композиции;

- форма и конструкция изделия.

Тема 2.4.. Подготовка заготовок к работе. Теория (2 часа). Мелование. Уход за инструментом.

Практическая работа (2 часа): подготовка древесины к выжиганию, выполнение контурного рисунка на изделии.

Тема 2.5. Теория (2 часа) Технология декорирования художественных изделий выжиганием.

- Подготовка материалов;

- перевод рисунка;

- приёмы выжигания;

- способы соединения деталей;

- сборка изделия;

- устранение дефектов;

- прозрачная отделка.

Практическая работа: выполнение контурного выжигания (4 часа)

Тема 2.6. Основные приёмы выжигания.

Теория ( 2 часа) Технология основных приёмов выжигания.

Практическая работа: совершенствование приёмов выжигания. (4 часа)

Тема 2.7. Технология перевода рисунка на изделие. Теория (1 час).

Практическая работа: Перевод рисунка на изделие с помощью копировальной бумаги , выполнение настенного панно ( 3 часа).

Тема 2.8. Отделка изделия. Теория (1 час).

- Отделочные материалы;

- устранение дефектов;

- прозрачная отделка.

Практическая работа: выполнение настенного панно (3 часа)

Тема 2.9. Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.

Практическая работа: выполнение настенного панно

- Форма и конструкция изделия;

- назначение и виды орнамента;

- симметрия;

- изделия со сложным орнаментом. (12 часов)

Раздел III. Плетение из лозы (26 часов)

Тема 3.1 Организация рабочего места.

Теория: технология изготовления изделий из лозы. Организация рабочего места. ТБ при работе с лозой. (1 час)

Практическая работа: заготовка прута. (3 часа)

Тема 3.2. Инструменты и вспомогательные материалы

Теория: знакомить с инструментами и вспомогательными материалами(1 час)

Практическая работа: варка прута и снятие коры (1 час)

Тема 3.3. Технология основных видов плетения

Теория: технология некоторых видов плетения. Знакомить с простым плетением, плетением веревочкой в два прута, плетение веревочкой в три прута с послойным плетением (4 часа)

Практическая работа: изготовление кашпо без дна плетением веревочкой в два прута, (6 часов)

Тема 3.4. Корзина для грибов

Практическая работа: плетение корзины для грибов. Плетение веревочкой в три прута с послойным плетением ( 4 часа)

Тема 3.5. Корзина с обручем

Теория: Технология плетения корзины с обручем (1 час).

Практическая работа: плетение корзины с обручем Плетение веревочкой в три прута с послойным плетением (4 часа).

Раздел IV. Изделия из текстурной древесины.

Тема 4.1. Изделия из древесных спилов с ярко выраженной текстурой. (2 часа.)

Теория: знакомство с изделиями сделанными из торцевых срезов древесины.

Инструмент для работы и Т.Б.при работе с ним.

.

Тема 4.2. Технология получения спилов текстурной древесины .

Теория (2 часа): пиление отрезков веток с помощью стусла с ограничителем;

наклеивание на основу изделия; заполнение стыков и трещин; отделка лакированием.

Практическая работа: изготовление подставки под горячее. (2 часа)

Тема 4.3. Материалы и их заготовка.

Теория (1час): использование веток после обрезки садовых деревьев и кустарников, способы сушки.

Практическая работа(3 часа): заготовка веток деревьев и кустарников .

Тема 4.4. Изготовление изделия и декорирование текстурной древесиной.

Практическая работа(8часов): изготовление подставки под вазу, настенной икебаны на основе древесных спилов.

Тема 4.5 Итоговая аттестация. (знание теории и практики в форме выставки детского творчества).

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

по разделам и темам

№ п/п

Наименование раздела и темы

Форма занятий

Приемы и методы

Форма подведения итогов

Средства обучения

Раздел I. Выпиливание лобзиком

1.1

Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий.

Беседа

Словесно-наглядный. Приучение к выполнению требований

Вводная диагностика

Раздаточный материал

1.2.

Основы материаловедения.

Объяснение

Словесно-наглядный

Обобщающая беседа

Таблицы, инструменты и принадлежности

1.3

Материалы, инструменты и приспособления.

Объяснение

Словесно-наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

1.4.

Виды резьбы по дереву.

Объяснение

Словесно-наглядный

Анализ работ, выставка

Таблицы инструменты и принадлежности

1.5.

Технология выпиливания лобзиком как разновидность

оформления изделия.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

Таблицы инструменты и принадлежности

1.6

Технические приёмы выпиливания орнамента.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

1.7

Сборочные и отделочные работы.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

1.8

Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

1.9

Работа над конструкцией изделия.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

1.10

Построение орнамента.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

1.11

Отделка изделия.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

1.12

Изготовление изделия.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

Раздел II. Художественное выжигание

2.1

Инструменты и приспособления для выжигания.

Беседа

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

2.2

Декорирование изделий выжиганием.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

2.3

Основы композиции.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

2.4

Подготовка заготовок к работе.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

2.5

Технология декорирования художественных изделий выжиганием.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

2.6

Основные приёмы выжигания.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

2.7

Технология перевода рисунка на заготовку

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

2.8

Отделка изделия.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

2.9

Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

Раздел III. Плетение из лозы.

3.1

Организация рабочего места. Заготовка прута.

Беседа

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

3.2

Инструменты и вспомогательные материалы

Беседа

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

3.3

Технология основных видов плетения

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

3.4

Круглая корзина для грибов

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

3.5

Корзина с обручем

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

Раздел IV.Изделия из текстурной древесины .

4.1

Изделия из древесных спилов с ярко выраженной текстурой

Беседа

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

4.2

Технология получения спилов текстурной древесины.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

4.3

Материалы и их заготовка.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

4.4

Изготовление изделия и декорирование текстурной дрквесиной.

Объяснение

Словесно наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

4.5

Выставка детского творчества

Оснащение каждого занятия

Каждый ребенок должен иметь:

Карандаш

Линейка

Ластик

Тетрадь

Ручка

Циркуль

Пилки для лобзика

Электровыжигатель

Акварель или гуашь

Копирка

Кисти

Стакан для воды



Учебно-тематический план


2 год обучения 148 часов

№п/п

Содержание темы

Количество часов

Всего

Теория

Практические работы

Раздел 1 Мозайка (36ч.)


1.1

Виды мозаики по дереву

2

2


1.2.

Материал

2

2


1.3.

Оборудование, инструменты и приспособления для мозаичных работ

2

2


1.4.

Приемы выполнения мозаики

10

4

6

1.5

Орнамент

4

4


1.6.

Сюжетный набор

4

2

2

1.7.

Наклеивание мозаичного набора на основу

6

2

2

1.8

Отделка мозаичного набора

6

2

4

36

22

14

Раздел 2. Резьба по дереву (112ч.)

2.1

Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева.

4

4


2.2

Виды резьбы

4

4


2.3

Материал

8

4

4

2.4

Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву

10

4

6

2.5

Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе.

8

2

6

2.6.

Геометрическая резьба по дереву. Освоение приемов выполнения геометрической резьбы.

10

4

6

2.7

Контурная резьба

10

4

6

2.8.

Рельефная и скульптурная резьба

10

4

6

2.9

Отделка и реставрация резных изделий

10

4

6

2.10

Изготовление простого художественного изделия столярным способом. Составление композиции на шаблоне. Перенос ее на заготовку.

10

4

6

2.11

Изготовление разделочной доски и декорирование ее геометрической резьбой.

8

2

6

2.12

Изготовление набора из двух разделочных досок.

12


12

2.13

Выставка детского творчества

2

2


104

42

62


Содержание программы


Раздел 1. Мозайка

Тема 1.1 Виды мозаики по дереву

Теория (2 часа): Из глубины веков. Основные виды мозаики по дереву Технико-технологические сведения:

- виды резьбы;

- отличительные черты;

- особенности композиции орнаментов;

- подготовка изделия к резьбе;

- приемы и способы выполнения мозаичных наборов;

- отделка изделия;

- требования к качеству работ;

- безопасность труда.

Тема 1.2. Материал

Теория: Материал, текстура древесины. Цвет и блеск древесины(2часа)

Тема 1.3. Оборудование, инструменты и приспособления для мозаичных работ

Теория: Оборудование, инструменты и приспособления для мозаичных работ. Рабочее место.(2 часа)

Тема 1.4. Приемы выполнения мозаики

Теория (4 часа): Технология выполнения мозаики. Подготовка рисунка для мозаичного набора, Изготовление деталей. Фигурный набор шпона. Технико-технологические сведения:

- принципы творческой переработки природных форм в орнаментные мотивы и сюжетные композиции;

- своеобразие трактовки форм растений, фигур птиц и животных выполняемых в технике резьбы и мозаики по дереву;

- зарисовки растений, птиц, животных;

- понятие о колорите;

- цветовой круг;

- цвета в композиции;

- однотонная и многоцветная композиция.

Практическая работа: Выполнение мозаики типа паркета. ( 6 часов)

Тема 1.5. Орнамент

Теория(2 часа): Технология изготовления орнамента Общие сведения об орнаменте. Геометрический, растительный, геральдический.

Практическая работа: Составление орнамента (2 часа).

Тема 1.6. Сюжетный набор

Теория(2 часа): технология выполнения сюжетного набора.

Практическая работа: Выполнение сюжетного набора (2 часа).

Тема 1.7. Наклеивание мозаичного набора на основу

Теория (2 часа): технология наклеивания мозаичного набора на основу.

Практическая работа: Подготовка основы. Прессование. Приготовление и нанесение клея. (4 часа)

Тема 1.8. Отделка мозаичного набора

Теория (2 часа) : технология отделки мозаичного набора Технико-технологические сведения:

- материалы, инструменты, приспособления;

- технология отделки изделия;

- качество мозаичных работ;

- безопасность труда.

Практическая работа: Отделка мозаичного набора (4 часа)

Раздел 2. Резьба по дереву

Тема 2.1. Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева.

Теория :Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева.

Технико-технологические сведения:

- правила поведения в мастерских;

- основные направления работы;

- задачи на год. ( 4 часа)

Тема 2.2. Виды резьбы

Теория (4 часа): технология выполнения плоско-выемчатой, плоскорельефной, рельефной, прорезной, домовой, скульптурной резьбы.

- виды резьбы по дереву;

- их характерные особенности и разновидности;

- правила безопасности труда при работе режущими инструментами.

Тема 2.3. Материал

Теория(4 часа): технология подготовки материала, выбор материала, технико-технологические сведения:

- декоративные свойства дерева;

- клеи, склеивание, облицовывание художественных изделий;

- отделочные материалы и отделка;

- способы предупреждения и устранения дефектов.

Практическая работа (4 часа): сравнительная обработка различных пород дерева.

Тема 2.4. Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву

Теория (4 часа): Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву.

Практическая работа(6 часов): пробное использование различных инструментов для резьбы на отходах материалов.

Тема 2.5. Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе.

Теория (2 часа): Технико-технологические сведения:

- виды ручного инструмента;

- требования к нему;

- технология изготовления;

- подготовка к работе.

Практическая работа(8 часов): Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе:

-Изготовление ножа-косяка;

- одностороннего прокола;

- двухстороннего прокола;

- подготовка к работе .

Тема 2.6. Геометрическая резьба по дереву.

Теория (4часа): Технология выполнения геометрической резьбы по дереву. Технико-технологические сведения:

- история возникновения и развития;

- особенности;

- элементы геометрической резьбы;

- сочетание различных элементов;

- способы вычерчивания орнамента;

- материалы, инструменты;

- способы выполнения резьбы;

- безопасность труда при резьбе.

Практическая работа. ( 6 часов): Освоение приемов выполнения геометрической резьбы.

Подготовка к резьбе. Резьба прямых двухгранных выемок. Резьба трехгранных выемок. Выполнение скобчатых порезок (лунок) Технико-технологические сведения:

Сочетание треугольников:

- с прямыми и кривыми сторонами;

- со сторонами разной длины;

- с миндалевидными углублениями;

- морщинистая резьба;

Тема 2.7. Контурная резьба

Теория (4 часа): Технология выполнения контурной резьбы, технико-технологические сведения:

- своеобразие резьбы;

- особенности композиции орнаментов;

- подготовка изделия к резьбе.

Практическая работа(6 часов): Выполнение орнамента

- освоение приёмов выполнения контурной резьбы;

-


Тема 2.8. Рельефная и скульптурная резьба

Теория (4 часа) : технология выполнения рельефной и скульптурной резьбы Технико-технологические сведения:

- виды плоскорельефной резьбы;

- художественно-стилевые особенности резьбы;

- материалы, инструменты и приспособления;

- приемы выполнения видов резьбы;

- требования к качеству резьбы;

- безопасность труда при ее выполнении.

Практическая работа(6 часов): изготовление старинного узора.

Тема 2.9. Отделка и реставрация резных изделий.

Теория (4 часа): виды и способы реставрации изделий из дерева. Т.Б. при реставрации.

Практическая работа (6 часов): Отделка и реставрация резных изделий, технико-технологические сведения:

-снятие старого лакокрасочного покрытия;

- отделочные материалы;

- нетрадиционные материалы;

- устранение дефектов;

- прозрачная отделка.

Тема 2.10. Изготовление простого художественного изделия столярным способом. Теория(4 часа) : Составление композиции на шаблоне. Перенос ее на заготовку.

Практическая работа (6 часов): Изготовление простого художественного изделия столярным способом. Составление композиции на шаблоне. Перенос ее на заготовку. Технико-технологические сведения:

- составление резной композиции;

- перенос ее на заготовку;

- способы выполнения резьбы;

- безопасность труда при резьбе.

Тема 2.11. Изготовление разделочной доски и декорирование ее геометрической резьбой.

Теория (2 часа): Технико-технологические сведения:

- подбор материала;

- составление резной композиции;

- перенос ее на заготовку;

- способы выполнения резьбы;

- отделка изделия;

- безопасность труда при резьбе.

Практическая работа (6 часов) : Изготовление разделочной доски и декорирование ее геометрической резьбой.

Тема 2.12. Изготовление набора из двух разделочных досок.

Практическая работа( 12 часов) : Изготовление набора из двух разделочных досок. Технико-технологические сведения:

- подбор материала;

- составление резной композиции;

- перенос ее на заготовку;

- выполнение резьбы;

- отделка изделия;

Тема 2.13. Итоговая аттестация .

Выставка работ, их обсуждение. Выставка детского творчества.


Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

по разделам и темам

№ п/п

Наименование раздела и темы

Форма занятий

Приемы и методы

Форма подведения итогов

Средства обучения

Раздел I. Мозаика

1.1

Виды мозаики по дереву

Беседа

Словесно-наглядный. Приучение к выполнению требований

Вводная диагностика

Раздаточный материал

1.2.

Материал

Объяснение

Словесно-наглядный

Обобщающая беседа

Таблицы, инструменты и принадлежности

1.3

Оборудование, инструменты и приспособления для мозаичных работ

Объяснение

Словесно-наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

1.4

Приемы выполнения мозаики

Объяснение

Словесно-наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

1.5

Орнамент

Объяснение

Словесно-наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

1.6.

Сюжетный набор

Объяснение

Словесно-наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

1.7.

Наклеивание мозаичного набора на основу

Объяснение

Словесно-наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

1.8

Отделка мозаичного набора

Объяснение

Словесно-наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

Раздел II. Резьба по дереву

2.1

Охрана труда, производственная санитария, электропожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева.

Беседа

Словесно-наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

2.2

Виды резьбы

Объяснение

Словесно-наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

2.3

Материал

Объяснение

Словесно-наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

2.4

Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву

Беседа

Словесно-наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

2.5

Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе.

Объяснение

Словесно-наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

2.6.

Геометрическая резьба по дереву. Освоение приемов выполнения геометрической резьбы.

Объяснение

Словесно-наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

2.7

Контурная резьба

Объяснение

Словесно-наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

2.8.

Рельефная и скульптурная резьба

Объяснение

Словесно-наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

2.9

Отделка и реставрация резных изделий

Объяснение

Словесно-наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

2.10

Изготовление простого художественного изделия столярным способом. Составление композиции на шаблоне, перенос ее на заготовку.

Объяснение

Словесно-наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

2.11

Изготовление разделочной доски и декорирование ее геометрической резьбой.

Объяснение

Словесно-наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

2.12

Изготовление набора из двух разделочных досок.

Объяснение

Словесно-наглядный

Анализ работ, выставка

инструменты и принадлежности

2.13

Выставка детского творчества. Итоговое занятие.






Ожидаемые результаты:

Итогом каждого года обучения является выставка поделок и изготовление стендов, оформление фойе школы и классов, участие в различных районных конкурсах декоративно-прикладного искусства.

Условия реализации программы.

Направление работы кружка в большой степени зависит от материальной базы школы.

В школе имеется кабинет, который отвечает требованиям санитарии и противопожарной безопасности.

Для воплощения творческих идей учащимся, занимающимся в кружке декоративно-прикладного творчества, требуется большое количество разных материалов, которые приобретаются по договоренности за счет родителей: древесина, лобзики, пилки для лобзиков, наборы резцов для работ с древесиной, наждачная бумага, лак для древесины.










Библиографический список

для инструктора по труду:

1. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу.- М.: Высшая школа, 1978

2. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву.- М.: Легпромбытиздат, 1997.

3. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба.- М.: Культура и традиции, 1999.

4. Бородулин В.А. Художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1988.

5. Внеклассная работа по труду. /Сост. Гукасова А.М./ - М.: Просвещение, 1981.

6. Домовая резьба (Технология. Материалы. Изделия.). /Сост. Рыженко В.И., Теличко А.А./ -М.: Рипол классик, 2004.

7. Ильяев М. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Лукоморье, 2000.

8. Емельянов А.И. Резьба по дереву. Руководство для начинающих. ИД «Владис» 2011.

9. Манжулин А.В., Сафронов М.В. Прорезная резьба (альбом орнаментов. Выпуск 1). - М.: Народное творчество, 2001.

10. Логачёва Л.А. Резчикам по дереву (альбом орнаментов. Выпуск 3). - М.: Народное творчество, 2001.

11. Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву. - М.: Высшая школа, 1993.

12. Франк Нипель. Мастеру на все руки. Книга 1. - М.: Мир, 1993.

13. Паламошнов Ю.М. Резьба по дереву (спецкурс). - Екатеренбург, 1995.

Библиографический список

для воспитанников:

1. Выпиливание лобзиком. /Сост. Рыженко В.И./ - М.: Траст пресс, 1999.

2. Ильяев М.Д. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Экология, 1996.

3. Карабанов И.А. Технология обработки древесины 5 - 9. - М.: Просвещение, 1995.

4. Плетение из лозы. /Сост. Лисин А.С../. - С-Пб.: Корона принт, 1999.

5. Раскраски. /Сост. Вохринцова С./. - Екатеринбург.: 2000.

6. Сафроненко В.М. Вторая жизнь дерева. - Минск.: Полымя, 1990.

7. Справочник по трудовому обучению 5 - 7 /Под ред. Карабанова И.А./.- М.: Просвещение, 1993.

8. Технология 5. /Под ред. Симоненко В.Д./. - М.: Просвещение, 1999.

9. Технология 6. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.

10. Технология 7. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.

11. Технология 8. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.


© 2010-2022