- Преподавателю
- Технология
- Внеурочная деятельность-Художественная обработка древесины
Внеурочная деятельность-Художественная обработка древесины
Раздел | Технология |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Зариев В.В. |
Дата | 30.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-гимназия №39»
Рассмотрена и рекомендована к утверждению
школьным методическим объединением учителей
художественно-эстетического цикла
протокол №______ от «_____» ______________2015 г.
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
« Художественная обработка древесины »
для 5 классов
на 2015-2016 учебный год
количество часов в неделю: 1
количество часов в год: 34
Составитель: учитель технологии,
Зариев Владимир Владимирович
г. Симферополь
2015 г.
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Художественная обработка древесины» разработана с учетом требований Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования к общим целям изучения курса. В качестве концептуальных основ данного учебного предмета использованы системно - деятельностный, здоровье сберегающий, гуманно-личностный, культурологический подходы.
Программа относится к спортивно-технической направленности - направлена на развитие прикладных, конструкторских способностей обучающихся, с наклонностями в области технического творчества (сфера деятельности «человек-машина»), с упором на подбор моделей и их конструирование и выходом с продуктами собственного творчества на выставки и конкурсы.
Нормативные документы
1. Закон Российской Федерации «Об образовании».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;
3. Авторской программы дополнительного образования «Художественная обработка
древесины» И.В. Домрачев , Томск, 2013г.
4. Методические рекомендации Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодёжи Минобразования России по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях. (Приложение к письму Минобразования России от 11.06.2002 г. № 30-15-433/16).
5. Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844.
6. СанПиН 2.4.4. 1251-03 (введённые 20.06.2003 г. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 3.04.2003 г. № 27с).
7. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей. (Письмо Министерства образования РФ от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16).
Цели курса
Основная цель изучения данного курса заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
Задачи изучаемого курса
-
В процессе преподавания учебного курса «Художественная обработка древесины» решены следующие задачи:
Образовательные:
- Помочь сформировать глубокие, прочные знания и умения;
- Научить применять полученные знания на практике;
- Научить оценивать результаты работы на каждом этапе.
Воспитательные:
- Способствовать воспитанию уважения к труду, дисциплине, чувства коллективизма, бережного отношения к оборудованию и инструментам, сознательного отношения к порученному делу;
- Способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к людям, к себе, умению адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира, творческой реализации;
- Содействовать в воспитании гармонично-развитой личности.
Развивающие:
- Развить у детей элементы технического мышления, изобретательности,
самостоятельности, творчества;
- развить способность видеть прекрасное.
Общая характеристика курса
Данная модифицированная программа разработана на основе авторской программы дополнительного образования «Художественная обработка древесины» И.В. Домрачев и анализа концепций художественного - эстетического образования и программ, представленных в общеобразовательных областях «искусство» и «технология», наряду с общими идеями:
- Возрождения утраченной в период технократии духовности.
- Формирования у учащихся целостной картины мира.
- Развития общей способности к творчеству.
- Умение найти свое место в жизни.
В этом курсе широко и многосторонне раскрывается художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, символика орнамента, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы состоит в том, что занятия художественной обработкой древесины позволят обучающимся приобщиться к интересному делу, которое обогатит их, уведет в мир прекрасного, заполнит интересным творческим трудом. Эстетическое воспитание начинается с создания определенного запаса элементарных эстетических впечатлений и знаний, без которых не могут возникнуть склонности и интерес к эстетическим значимым предметам и явлениям. Получение таких знаний определены в программе «Художественная обработка древесины». Кроме того, программа способствует формированию у детей навыков ремесленных работ. В настоящее время домашними ремеслами владеет единичное количество мужчин, из семьи ушли не только сами ремесла, исчезла и связанная с ними эстетическо-художественная сторона ремесла «искусство создания радостных вещей». На решение этой проблемы направлена данная программа, которая способствует воспитанию у детей желания и умения трудиться, приносить пользу семье и окружающим. Знания и умения, полученные на занятиях, пригодятся в дальнейшей жизни, при выборе профессии, при подготовке обучающихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.
Новизна и отличительные особенности программы заключаются в том, что она направлена на творческое развитие обучающихся, на создание интегрированного воспитательно-образовательного пространства в творческом объединении. Комплексное использование общепедагогических методов, приемов и средств воспитания и образования детей позволяет привить им обще трудовые, специальные знания и умения, способствует эстетическому физическому развитию, а также формированию активной жизненной позиции.
Место курса в учебном плане
Данная программа рассчитана на один год обучения, комплектуется из учащихся
11-12 лет, не имеющих специальных знаний и навыков в практической деятельности по «Художественной обработке древесины».
Согласно базисному учебному плану начального общего (полного) образования, определенному ФГОС, на изучение учебного курса внеурочного образования отводится 1 час в неделю. Продолжительность занятий - 1 час. Количество часов в год - 34 часа.
Ценностные ориентиры содержания учебного курса
Представленная программа отличается от уже существующих: в программу внесен раздел по токарной обработки, так как точенное изделие отличается красотой и законченностью форм, идеально гладкой поверхностью. За последние годы в деревообработке появились новые материалы, новые технологии, оборудование, и наряду с ручной обработкой все больше места занимает механическая обработка. Обработка точением привлекает всех учеников простотой и быстротой изготовления.
Точение - это один из наиболее распространенных видов обработки дерева.
Программа позволяет вносить изменения в содержание деятельности в зависимости от уровня усвоения, знаний каждым обучающимся. Темы занятий могут видоизменяться в зависимости от поставленных педагогом задач в определенный период и в соответствии с высоким или низким уровнем программного материала.
В процессе обучения были выработаны общие принципы обучения, которые определяют, каким образом следует обеспечивать достижение целей обучения.
При проведении занятий применяются принципы:
-наглядности;
- последовательности;
- систематичности;
- доступности;
- связи теории с практикой;
- научности.
Формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная;
- коллективная (звеньевая).
Методы обучения
- Словесные: рассказ, беседа, объяснение;
- Наглядные: иллюстрации, демонстрации;
- Практические: практические занятия;
- Репродуктивные, проблемно-поисковые: повторение, конструирование
- Эвристический: продумывание будущей работы.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
Программа предусматривает следующие способы проверки знаний и умений: тестирование, участие в выставках, конкурсах, устные зачеты.
Итогом освоения программы является:
- участие обучающихся в выставках (школьного и городского уровня);
- развитие творческой активности обучающихся;
- формирование необходимых специальных технических умений и знаний и использование их на практике;
- воспитание личности, обладающей стремлением к активной
жизненной позиции, способной к творческой деятельности и
настроенной на самосовершенствование.
Условия реализации программы курса
Для реализации программы необходимы условия - техническое оснащение учебного кабинета, наличие наглядных пособий, обеспечение материалами для занятий.
Оборудование: Токарные станки по дереву; сверлильные станки; электродрель; электролобзик; продольная пила; поперечная пила; верстаки; электровыжигатель.
Инструменты: резцы; рубанки; молотки; лобзики; стамески; штангенциркули; сверла перовые; сверла спиральные; угольники; рейсмусы; линейки; ножовки; киянки.
Приспособления: для выпиливания; лобзиком; для пиления; стусло.
Дидактические материалы: плакаты по темам - пиление, сверление, разметка, строгание, долбление, точение и другие; технологические карты на изготовление изделий вручную; технологические карты на токарные работы.
Контролирующие материалы (тесты, кроссворды, сканворды, карточки задания).
Книги, техническая литература по обработке древесины и др.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
1. Личностные результаты.
У учащихся будут сформированы:
положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке;
уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;
понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире;
представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном) у разных народов и их отражении в предметном мире;
понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;
чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания;
Могут быть сформированы:
устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности;
привычка к организованности, порядку, аккуратности;
адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность;
чувство сопричастности с культурой своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов;
2. Метапредметные
Регулятивные результаты.
Учащиеся научатся:
самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;
руководствоваться правилами при выполнении работы;
устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получение необходимых результатов;
осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы;
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;
прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения;
Познавательные результаты.
Учащиеся научатся:
находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями;
Учащиеся получат возможность научиться:
осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);
самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале;
понимать особенности проектной деятельности, выдвинуть несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создать конструктивный замысел, осуществить выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументированно защищать продукт проектной деятельности;
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;
выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы;
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита.
3. Предметные результаты.
Учащиеся научатся:
использовать в работе приемы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими ( шило);
правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов;
на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;
отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборки и отделки изделия;
работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
изготавливать плоскостные и объемные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;
решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;
понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность - и уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности;
Учащиеся получат возможность научиться:
определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;
творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;
понимать, что вещи заключают в себе историческую и культурную информацию (т.е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);
понимать наиболее распространенные традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах.
Содержание программы курса
Тема 1. Введение. Презентация объединения.
Цели и задачи объединения. Деревообработка - одна из древнейших профессий. Дерево в истории отечественной архитектуры. Деревянные конструкции в современном мире. Охрана лесных богатств. Безопасность труда при деревообработке.
Тема 2. Древесные материалы. Основные породы деревьев. Пороки древесины. Классификация пиломатериалов. Материалы на основе древесины. Свойства древесины.
Практическая работа: Лабораторно-практическая работа по определению пород древесины, твердости древесины. Ознакомление с материалами. Определение видов пиломатериалов. Изготовление заготовок.
Тема 3. Инструменты, приспособления и станки для работы с древесиной.
Классификация инструмента, ознакомление с ним. Приспособления для работы с древесиной. Станки для работы с древесиной. Классификация инструмента, ознакомление. Отработка приемов работы с деревообрабатывающим инструментом. Ремонт деревообрабатывающих инструментов. Изготовление оснастки приспособлений.
Практическая работа: Отработка приёмов работы с деревообрабатывающим инструментом. Ремонт деревообрабатывающих инструментов (стамески, рубанки, малки, столярные угольники, шаблоны). Изготовление оснастки приспособлений.
Тема 4. Изготовление деталей из древесины.
Чертеж и технология обработки поверхности материалов. Чтение чертежа,
Изготовление деталей. Технология изготовления детали. Черновая обработка материалов. Разметка. Распиливание вдоль и поперек волокон
Распиливание по локальным линиям. Ремонт деревянных конструкций.
Изготовление деталей вращения.
Практическая работа: Черновая обработка поверхности материалов перед их разметкой. Разметка. Распиливание вдоль и поперёк волокон. Распиливание по локальным линиям. Чтение чертежа и изготовление по нему детали. Ремонт деревянных конструкций. Изготовление детали вращения.
Тема 5. Сборка изделий из древесины.
Способы соединения деталей: шурупами, винтами, нагелями, стяжками, шиповое соединение. Виды клеев для древесины. Прочность клеевого соединения. Технология склеивания. Точность сопряжения деталей.
Практическая работа: Соединение деревянных деталей шурупами. Соединение деревянных деталей винтами. Соединение деревянных деталей нагелями (деревянными стержнями). Соединение деревянных деталей на шипах. Сборка изделия из заготовленных деталей. Подготовка поверхности древесины и фанеры к нанесению клея. Сборка на клей соединений в шип.
Тема 6. Отделка изделий из древесины и фанеры.
Приёмы чистовой обработки. Инструменты, используемые для чистовой обработки. Классификация лаков и красок. Безопасность труда при отделочных работах.
Практическая работа: Чистовая обработка поверхности материалов. Нанесение лакокрасочного покрытия. Травление древесины. Лакировка древесины. Шлифовка поверхности древесины. Отделка ремонтируемого оборудования из древесины. Отделка древесины в зависимости от условий эксплуатации ремонтируемого оборудования.
Тема 7. Художественная обработка древесины.
Подбор материала. Устройство станка по дереву. Подготовка заготовок.
Точение древесины. Фасонное точение. Сборка изделий. Выжигание. Мозаика.
Практическая работа: Подбор материала. Подготовка заготовок к точению. Фасонное точение заготовок. Сборка изделий. Обжиг и гравировка изделий. Роспись деревянных изделий и ознакомление с готовыми изделиями местных художественных промыслов. Выполнение различных видов художественной обработки древесины.
Тема 8. Выставка.
Подведение итогов работы кружка за год. Выставка работ воспитанников объединения.
Учебно-тематический план
№
Название разделов и тем
Всего, часов
Теория, часы
Практика, часы
Тема 1. Введение. Презентация объединения
1
1
---
1.
Введение. Организация рабочего места. Цели и задачи объединения. Деревообработка - одна из древнейших профессий. Деревянные конструкции в современном мире. Безопасность труда при деревообработке.
1
1
---
Тема 2. Древесные материалы
2
1
1
2.
Основные породы деревьев. Пороки древесины.
1
---
1
3.
Классификация пиломатериалов. Материалы на основе древесины.
1
1
---
Тема 3. Инструменты, приспособления и станки для работы с древесиной.
6
2
4
4.
Инструменты для работы с древесиной. Приспособления для работы с древесиной.
1
1
---
5.
Приспособления для работы с древесиной.
1
---
1
6.
Станки для работы с древесиной.
1
1
---
7.
Станки для работы с древесиной.
Классификация инструмента, ознакомление.
1
---
1
8.
Отработка приемов работы с деревообрабатывающим инструментом.
1
---
1
9.
Ремонт деревообрабатывающих инструментов. Изготовление оснастки приспособлений.
1
---
1
Тема 4. Изготовление деталей из древесины.
13
1
12
10.
Технология изготовление деталей.
1
1
---
11.
Черновая обработка материалов.
12.
Чтение чертежа. Разметка. Изготовление деталей.
1
---
1
13.
Чтение чертежа. Разметка. Изготовление деталей.
1
---
1
14.
Черновая обработка материалов. Изготовление деталей.
1
---
1
15.
Распиливание вдоль и поперек волокон.
1
---
1
16.
Распиливание вдоль и поперек волокон. Технология изготовление деталей.
1
---
1
17.
Распиливание по локальным линиям. Изготовление деталей.
1
---
1
18.
Распиливание по локальным линиям. Изготовление деталей.
1
---
1
19.
Изготовление деталей.
1
---
1
20.
Изготовление деталей.
1
---
1
21.
Изготовление деталей вращения.
1
---
1
22.
Изготовление деталей вращения.
1
---
1
Тема 5. Сборка изделий из древесины
4
1
3
23.
Соединение деталей шурупами. Соединение
винтами. Соединение деталей нагелями.
1
1
---
24.
Виды клеев. Подготовка поверхностей, склеивание.
1
---
1
25.
Шиповое соединение. Изготовление деталей.
1
---
1
26.
Отделка изделий. Изготовление деталей.
1
---
1
Тема 6. Отделка изделий из древесины и фанеры.
3
1
2
27.
Инструменты для чистовой обработки древесины. Чистовая обработка.
1
---
1
28.
Классификация лаков и красок. Травление древесины.Лакировка древесины.
1
1
---
29.
Шлифовка.Отделка древесины.
1
---
1
Тема 7. Художественная обработка древесины
4
---
4
30.
Подбор материала. Подготовка заготовок. Точение древесины на токарном станке.
1
---
1
31.
Фасонное точение.
1
---
1
32.
Сборка изделий. Выжигание.
1
---
1
33.
Мозаика.
1
---
1
Тема 8. Выставка
1
1
---
34.
Подведение итогов работы. Выставка работ обучающихся.
1
1
---
ИТОГО
34
8
26
Приложение 1
Методические рекомендации
При выполнении учебной программы используются традиционные методы обучения:
Словесные:
-
Устное изложение (рассказ, лекция)
-
Беседа
-
Самостоятельная работа с литературой
-
Письменное инструктирование
-
Аудио-видео средства
Наглядные:
-
Демонстрация пособий
-
Показ трудовых приемов
-
Самостоятельные наблюдения
Практические:
-
Упражнения по выполнению приемов, операций
-
Самостоятельная работа
-
Лабораторно- практические работы
Наряду с ними применяется метод проектов. Под проектом понимается творческая, завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям учащегося. Важно, что при выполнении проектов учащиеся участвовали в выявлении потребностей семьи, школы, общества в той или иной продукции, оценке имеющихся технических возможностей, целесообразности, в выдвижении идей разработки конструкции и технологии изготовления.
Работа над проектом начинается с начала учебного года. Проект формируется и уточняется на протяжении всего учебного года и включает в себя элементы деятельности по конструированию, планированию, наладке оборудования, изготовлению изделий. В задачу проекта также входит экономическая и экологическая оценка выполняемых работ. Объекты проектирования и изготовления - должны быть посильны учащимся, не следует стремиться к сложным изделиям. Необходимо подобрать объекты труда с учетом материально-технической базы, спроса, санитарно- гигиенических требований.
Приложение 2
Дидактические материалы
4.1 Список ключевых понятий.
Базовая линия (или базовая поверхность) - главная, максимально выверенная, служащая основой для последующей разметки.
Береза - лиственная порода дерева. Используется для изготовления мебели, спортинвентаря, ручек инструментов, в производстве фанеры.
Боек молотка - головка молотка, которой осуществляют удары по материалу.
Брусок - пиломатериал толщиной 50-100 мм и шириной не более двойной толщины 100-200 мм.
Брус - пиломатериал, имеющий ширину и толщину более 100мм.
Бук - лиственная порода дерева. Применяется в производстве мебели, музыкальных инструментов, шпона и т. д.
Верстак - специальный стол для надежного и удобного закрепления и обработки заготовки
Камбий - тонкий слой живых клеток, расположенных между корой и древесиной. За счет камбия происходит прирост древесины и коры.
Кедр - хвойная порода дерева. Применяется для производства карандашей и для изготовления мебели.
Кора - "одежда" для дерева, состоит из лубяного и пробкового слоев.
Криволинейная форма - непрямая, изогнутая форма заготовки, детали, изделия.
Выжигание - один из видов декоративной отделки изделий из фанеры и древесины
Горбыль - боковые части бревна, оставшиеся после его продольной распиловки.
Доски - пиломатериал, у которых ширина больше толщины в два и более раза. Толщина досок 13-100 мм, ширина 80-250 мм.
Древесина - это природный материал, получаемый из ствола дерева при его распиливании.
Дрель - ручной механизм для сверления отверстий в металле, древесине и других материалах.
Дуб - лиственная порода дерева. Применяется в производстве мебели, паркета, фанеры, художественно-прикладных изделий.
Ель - хвойная порода дерева. Применяется для изготовления музыкальных инструментов, мебели.
Круглогубцы - инструмент для сгибания проволоки диаметром до 3 мм.
Крышка - верстачная доска, столешница. Одна из основных частей столярного верстака.
Культура труда - умение следовать избранной последовательности изготовления изделия и соблюдать условия безопасного труда.
Курковка - основной инструмент для выполнения сквозных пропилов и пропильной резьбы
Лесоматериалы - материалы из спиленных деревьев и их частей. Необработанные лесоматериалы - кряжи, бревна, чурки. Обработанные - пиломатериалы и шпон.
Липа - лиственная порода дерева. Применяется для изделий с художественной резьбой, игрушек.
Лиственница - хвойная порода дерева. Широко используется в производстве мебели и т. д.
Лобзик - приспособление, предназначенное для криволинейного пиления тонкого материала.
Лучковая пила - инструмент, применяемый для продольного и поперечного распиливания древесины.
Лущение - способ получения шпон
Приложение 3
1. Учебно-методическое обеспечение
1.1. Список литературы для педагогов
1 . Антонов В.П. Технология производства мебели. - Высшая школа, 2001. - 182 с.
2 . Арефьев В.П. Занимательные уроки технологии. - Школьная пресса , 2005. - 56 с.
3 . Бобровская А.Н. Выпиливание лобзиком. - Дрофа , 2005. - 148 с.
4. Казакевич В.М. Технический труд. -Дрофа , 2014. - 186 с.
5 . Коваленко В.И. Объекты труда.- М: Просвешение , 1993. -158 с.
6 . Новиков, С.И. Мастерим вместе с папой. - М.: Просвещение, 1998. - 124 с.
1.2. Литература для обучающихся
1 . Арефьев, В.П. Занимательные уроки технологии. - Школьная пресса , 2005. - 56 с.
2 . Коваленко, В.И. Объекты труда.- М.: Просвешение , 1993. -158 с.
3 . Миклешевская, С.А. Хозяин в доме. - Высшторгиздат, 1993. - 221 с.
4 . Новиков, С.И. Мастерим вместе с папой. - М.: Просвещение, 1998. - 124 с.
5 . Симоненко, В. Д. Технология 5 - 6 класс. - Вентана Граф, 1996. - 112 с.
1.3. Интернет-ресурсы
1. parta.com.ua/
2. stranamasterov.ru
3. allforchildren.ru
4. trud-ovik.ucoz.net
5. lobzik.ru
2. Материально-техническое обеспечение кабинета технологии
2.1. Учебно-практическое оборудование
- ученические столярные верстаки;
- токарный станок по обработки древесины СТД-120;
- сверлильный станок;
- заточной станок;
- наборы столярного инструмента;
- разметочный и измерительный инструмент;
- инструмент для выпиливания по древесине;
- набор слесарного инструмента;
- материал (фанера, ДВП, ДСП, древесина, тонколистовой металл и проволока, сортовой
прокат, пластмасса);
- набор материала по электротехнике;
- клей, лак, краски;
- выжигатель.
2.2. Наглядные пособия
- Плакат «Приёмы работы измерительным инструментом»;
- Плакат «Инструмент для пиления»
- Стенд Столярные инструменты».
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 | ||||||||
Календарно-тематический план
| ||||||||
№ п/п | Дата | Тема занятия.
| Планируемые результаты | Характер основных видов деятельности учащихся | Вид контроля | |||
предметные | метапредметные | личностные | ||||||
п | ф | |||||||
Тема 1. Введение. Презентация объединения. 1 час.
| ||||||||
1. |
01.09 |
| Введение. Организация рабочего места. Цели и задачи объединения. Деревообработка - одна из древнейших профессий. Деревянные конструкции в современном мире. Безопасность труда при деревообработке. | В познавательной сфере: - рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
| - планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
|
|
|
|
Тема 2. Древесные материалы. 2 часа.
| ||||||||
2. | 08.09 |
| Основные породы деревьев. Пороки древесины.
| - оценка технологических свойств материалов и областей их применения; - ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда; | - определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов.
|
|
|
|
3. |
15.09 |
| Классификация пиломатериалов. Материалы на основе древесины. | |||||
Тема 3. Инструменты, приспособления и станки для работы с древесиной. 6 часов.
| ||||||||
4. |
22.09 |
| Инструменты для работы с древесиной. Приспособления для работы с древесиной. | - владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач; - классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства; | -формирование умений продуктивно работать, общаться и взаимодействовать друг с другом, планировать и выполнять совместную коллективную работу, корректировать результаты совместной деятельности | ♦сформированность личностных познавательных, интеллектуальных и творческих способностей и интересов в предметной технологической деятельности и необходимости непрерывного образования в современном обществе ; ♦ самостоятельность в приобретении новых знаний, практических умений и навыков. | ♦ Знакомство с учебной мастерской. Знакомство содержанием и приемами работы с рабочей тетрадью, учебником. Освоение организации рабочего места. Подготовка инструментов к работе. Планирование деятельности, составление последовательности выполнения работ Выполнение лабораторно-практической работы. Определение по внешнему признаку 3-5 пород древесины и листовых древесных материалов Оформление и чтение однодетального чертежа. Выполнение разметки по шаблонам, развёрткам, эскизам и простейшим чертежам. | тест |
5. | 29.09 |
| Приспособления для работы с древесиной. |
| ||||
6. | 06.10 |
| Станки для работы с древесиной. | тест | ||||
7. |
13.10 |
| Станки для работы с древесиной. Классификация инструмента, ознакомление. | тест | ||||
8. |
20.10 |
| Отработка приемов работы с деревообрабатывающим инструментом. | тест | ||||
9. |
03.11 |
| Ремонт деревообрабатывающих инструментов. Изготовление оснастки приспособлений. | - распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в техническом труде; - владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической и технологической информации;
| - соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства; - соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
| Чтение чертежей деталей. Организация рабочего места. Изготовление деталей из тонколистового металла и проволоки по чертежу и технологической карте.
Освоение приемов наладки строгальных инструментов, приёмов разметки и ручного строгания заготовок из древесины. Сверление древесины ручными инструментами. Соединение деталей на гвоздях, шурупах, клею.
Освоение основных технологических приёмов измерения, разметки, пиления и зачистки заготовок из древесины. |
| |
10. | 10.11 |
| Технология изготовление деталей. |
| ||||
11. | 17.11 |
| Черновая обработка материалов.
|
| ||||
12. | 24.11 |
| Чтение чертежа. Разметка. Изготовление деталей. |
| ||||
13. | 01.12 |
| Чтение чертежа. Разметка. Изготовление деталей. |
| ||||
14. |
08.12 |
| Черновая обработка материалов. Изготовление деталей. |
| ||||
15. | 15.12 |
| Распиливание вдоль и поперек волокон. |
| ||||
16. |
22.12 |
| Распиливание вдоль и поперек волокон. Технология изготовление деталей. |
| ||||
17. |
12.01 |
| Распиливание по локальным линиям. Изготовление деталей.
|
| ||||
18. |
19.01 |
| Распиливание по локальным линиям. Изготовление деталей.
| - владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технол. культуре производства;
| - проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
|
| Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения. Соблюдение правил безопасности труда.
| тест |
19. | 26.01 |
| Изготовление деталей.
|
| ||||
20. | 02.02 |
| Изготовление деталей.
|
| ||||
21. | 09.02 |
| Изготовление деталей вращения. |
| ||||
22. | 16.02 |
| Изготовление деталей вращения. |
| ||||
Тема 5. Сборка изделий из древесины. 4 часа
| ||||||||
23. |
23. 02 |
| Соединение деталей шурупами. Соединение винтами. Соединение деталей нагелями.
|
| -формирование умений продуктивно работать, общаться и взаимодействовать друг с другом, планировать и выполнять совместную коллективную работу, корректировать результаты совместной деятельности
|
| Изготовление и сборка и выполнение декоративной отделки изделий из древесины. Презентация проектов. |
|
24. | 01.03 |
| Виды клеев. Подготовка поверхностей, склеивание.
| тест | ||||
25. | 08.03 |
| Шиповое соединение. Изготовление деталей.
|
| ||||
26. | 15.03 |
| Отделка изделий. Изготовление деталей.
|
| ||||
Тема 6. Отделка изделий из древесины и фанеры. 3 часа
| ||||||||
27. | 22.03 |
| Инструменты для чистовой обработки древесины. Чистовая обработка. | В трудовой сфере: ♦ знание моральных и правовых норм, относящихся к трудовой деятельности, готовность к их исполнению; ♦ понимание роли трудовой деятельности в развитии общества и личности. | ♦ использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личную, общественно значимую и потребительскую стоимость; ♦ овладение нормами и правилами культуры труда на рабочем месте и правилами безопасности при выполнении различных технологических процессов. | ♦ развитие теоретического, технико-технологического, экономического и исследовательского мышления ; ♦ развитие трудолюбия и ответственности, стремление к эффективной трудовой деятельности. | Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения. Соблюдение правил безопасности труда.
|
|
28. |
05.04 |
| Классификация лаков и красок. Травление древесины. Лакировка древесины. | тест | ||||
29. |
12.04 |
| Шлифовка. Отделка древесины. |
| ||||
Тема 7. Художественная обработка древесины. 4 часа
| ||||||||
30. |
19.04 |
| Подбор материала. Подготовка заготовок. Точение древесины на токарном станке.
| ♦ умение планировать процесс труда, технологический процесс с учетом характера объекта труда и применяемых технологий. | ♦ проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса.
| ♦ Самост. в приобретении новых знаний, практических умений |
Использование основных технологических приёмов ручной обработки конструкционных материалов. Изготовление и сборка и выполнение декоративной отделки изделий из древесины. | тест |
31. | 26.04 |
| Фасонное точение.
| ♦ выполнять подбор материалов, инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов. | ♦ использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личную, общественно значимую и потребительскую стоимость; ♦ овладение нормами и правилами культуры труда на рабочем месте и правилами безопасности при выполнении различных технологических процессов. | ♦ развитие теоретического, технико-технологического, экономического и исслед. мышления ; ♦ развитие трудолюбия и ответственности, стремление к эффективной трудовой деятельности |
| |
32. | 03.05 |
| Сборка изделий. Выжигание.
|
| ||||
33. |
10.05 |
| Мозаика.
| тест | ||||
Тема 8. Выставка
| ||||||||
34. |
17.05 |
| Подведение итогов работы. Выставка работ обучающихся.
| ♦ В мотивационной сфере: - оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности.
| ♦- оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам; |
мышления при организации своей деятельности; самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда. | Изготовление и сборка и выполнение декоративной отделки изделий из древесины. Презентация проектов. |
|
|