Внеурочная деятельность-Художественная обработка древесины

Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа-гимназия №39»



Рассмотрена и рекомендована к утверждению

школьным методическим объединением учителей

художественно-эстетического цикла

протокол №______ от «_____» ______________2015 г.






Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

« Художественная обработка древесины »


для 5 классов

на 2015-2016 учебный год


количество часов в неделю: 1

количество часов в год: 34








Составитель: учитель технологии,

Зариев Владимир Владимирович















г. Симферополь

2015 г.

Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Художественная обработка древесины» разработана с учетом требований Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования к общим целям изучения курса. В качестве концептуальных основ данного учебного предмета использованы системно - деятельностный, здоровье сберегающий, гуманно-личностный, культурологический подходы.
Программа относится к спортивно-технической направленности - направлена на развитие приклад­ных, конструкторских способностей обучающихся, с наклонностя­ми в области технического творчества (сфера деятельности «человек-машина»), с упором на подбор моделей и их конструирование и выходом с продуктами собственного творчества на выставки и конкурсы.
Нормативные документы
1. Закон Российской Федерации «Об образовании».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;

3. Авторской программы дополнительного образования «Художественная обработка

древесины» И.В. Домрачев , Томск, 2013г.

4. Методические рекомендации Управления воспитания и допол­нительного образования детей и молодёжи Минобразования России по развитию дополнительного образования детей в общеобразо­вательных учреждениях. (Приложение к письму Минобразования России от 11.06.2002 г. № 30-15-433/16).
5. Примерные требования к программам дополнительного образо­вания детей. Письмо Департамента молодежной политики, воспита­ния и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844.
6. СанПиН 2.4.4. 1251-03 (введённые 20.06.2003 г. Постановлени­ем Главного государственного санитарного врача РФ от 3.04.2003 г. № 27с).
7. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей. (Письмо Министер­ства образования РФ от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16).


Цели курса
Основная цель изучения данного курса заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
Задачи изучаемого курса
  1. В процессе преподавания учебного курса «Художественная обработка древесины» решены следующие задачи:

Образовательные:
- Помочь сформировать глубокие, прочные знания и умения;
- Научить применять полученные знания на практике;
- Научить оценивать результаты работы на каждом этапе.
Воспитательные:
- Способствовать воспитанию уважения к труду, дисциплине, чувства коллективизма, бережного отношения к оборудованию и инструментам, сознательного отношения к порученному делу;
- Способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к людям, к себе, умению адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира, творческой реализации;
- Содействовать в воспитании гармонично-развитой личности.
Развивающие:
- Развить у детей элементы технического мышления, изобретательности,
самостоятельности, творчества;
- развить способность видеть прекрасное.





Общая характеристика курса

Данная модифицированная программа разработана на основе авторской программы дополнительного образования «Художественная обработка древесины» И.В. Домрачев и анализа концепций художественного - эстетического образования и программ, представленных в общеобразовательных областях «искусство» и «технология», наряду с общими идеями:

- Возрождения утраченной в период технократии духовности.
- Формирования у учащихся целостной картины мира.
- Развития общей способности к творчеству.
- Умение найти свое место в жизни.
В этом курсе широко и многосторонне раскрывается художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, символика орнамента, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.


Актуальность и педагогическая целесообразность программы состоит в том, что занятия художественной обработкой древесины позволят обучающимся приобщиться к интересному делу, которое обогатит их, уведет в мир прекрасного, заполнит интересным творческим трудом. Эстетическое воспитание начинается с создания определенного запаса элементарных эстетических впечатлений и знаний, без которых не могут возникнуть склонности и интерес к эстетическим значимым предметам и явлениям. Получение таких знаний определены в программе «Художественная обработка древесины». Кроме того, программа способствует формированию у детей навыков ремесленных работ. В настоящее время домашними ремеслами владеет единичное количество мужчин, из семьи ушли не только сами ремесла, исчезла и связанная с ними эстетическо-художественная сторона ремесла «искусство создания радостных вещей». На решение этой проблемы направлена данная программа, которая способствует воспитанию у детей желания и умения трудиться, приносить пользу семье и окружающим. Знания и умения, полученные на занятиях, пригодятся в дальнейшей жизни, при выборе профессии, при подготовке обучающихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.

Новизна и отличительные особенности программы заключаются в том, что она направлена на творческое развитие обучающихся, на создание интегрированного воспитательно-образовательного пространства в творческом объединении. Комплексное использование общепедагогических методов, приемов и средств воспитания и образования детей позволяет привить им обще трудовые, специальные знания и умения, способствует эстетическому физическому развитию, а также формированию активной жизненной позиции.

Место курса в учебном плане
Данная программа рассчитана на один год обучения, комплектуется из учащихся
11-12 лет, не имеющих специальных знаний и навыков в практической деятельности по «Художественной обработке древесины».
Согласно базисному учебному плану начального общего (полного) образования, определенному ФГОС, на изучение учебного курса внеурочного образования отводится 1 час в неделю. Продолжительность занятий - 1 час. Количество часов в год - 34 часа.
Ценностные ориентиры содержания учебного курса
Представленная программа отличается от уже существующих: в программу внесен раздел по токарной обработки, так как точенное изделие отличается красотой и законченностью форм, идеально гладкой поверхностью. За последние годы в деревообработке появились новые материалы, новые технологии, оборудование, и наряду с ручной обработкой все больше места занимает механическая обработка. Обработка точением привлекает всех учеников простотой и быстротой изготовления.
Точение - это один из наиболее распространенных видов обработки дерева.
Программа позволяет вносить изменения в содержание деятельности в зависимости от уровня усвоения, знаний каждым обучающимся. Темы занятий могут видоизменяться в зависимости от поставленных педагогом задач в определенный период и в соответствии с высоким или низким уровнем программного материала.
В процессе обучения были выработаны общие принципы обучения, которые определяют, каким образом следует обеспечивать достижение целей обучения.
При проведении занятий применяются принципы:
-наглядности;
- последовательности;
- систематичности;
- доступности;
- связи теории с практикой;
- научности.
Формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная;
- коллективная (звеньевая).
Методы обучения
- Словесные: рассказ, беседа, объяснение;
- Наглядные: иллюстрации, демонстрации;
- Практические: практические занятия;
- Репродуктивные, проблемно-поисковые: повторение, конструирование
- Эвристический: продумывание будущей работы.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
Программа предусматривает следующие способы проверки знаний и умений: тестирование, участие в выставках, конкурсах, устные зачеты.
Итогом освоения программы является:
- участие обучающихся в выставках (школьного и городского уровня);
- развитие творческой активности обучающихся;
- формирование необходимых специальных технических умений и знаний и использование их на практике;
- воспитание личности, обладающей стремлением к активной
жизненной позиции, способной к творческой деятельности и
настроенной на самосовершенствование.
Условия реализации программы курса
Для реализации программы необходимы условия - техническое оснащение учебного кабинета, наличие наглядных пособий, обеспечение материалами для занятий.
Оборудование: Токарные станки по дереву; сверлильные станки; электродрель; электролобзик; продольная пила; поперечная пила; верстаки; электровыжигатель.
Инструменты: резцы; рубанки; молотки; лобзики; стамески; штангенциркули; сверла перовые; сверла спиральные; угольники; рейсмусы; линейки; ножовки; киянки.
Приспособления: для выпиливания; лобзиком; для пиления; стусло.
Дидактические материалы: плакаты по темам - пиление, сверление, разметка, строгание, долбление, точение и другие; технологические карты на изготовление изделий вручную; технологические карты на токарные работы.
Контролирующие материалы (тесты, кроссворды, сканворды, карточки задания).
Книги, техническая литература по обработке древесины и др.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
1. Личностные результаты.
У учащихся будут сформированы:
 положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
 осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке;
 уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;
 понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире;
 представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном) у разных народов и их отражении в предметном мире;
 понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;
 чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания;
Могут быть сформированы:
 устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
 установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности;
 привычка к организованности, порядку, аккуратности;
 адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность;
 чувство сопричастности с культурой своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов;
2. Метапредметные
Регулятивные результаты.
Учащиеся научатся:
 самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
 планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
 следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;
 руководствоваться правилами при выполнении работы;
 устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получение необходимых результатов;
 осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы;
Учащиеся получат возможность научиться:
 самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;
 прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения;
Познавательные результаты.
Учащиеся научатся:
 находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
 анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
 анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
 выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
 использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями;
Учащиеся получат возможность научиться:
 осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);
 самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
 создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале;
 понимать особенности проектной деятельности, выдвинуть несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создать конструктивный замысел, осуществить выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументированно защищать продукт проектной деятельности;
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
 организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
 формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;
 выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
 в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы;
Учащиеся получат возможность научиться:
 самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита.
3. Предметные результаты.
Учащиеся научатся:
 использовать в работе приемы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими ( шило);
 правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов;
 на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;
 отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборки и отделки изделия;
 работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
 изготавливать плоскостные и объемные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;
 решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;
 понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность - и уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности;
Учащиеся получат возможность научиться:
 определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;
 творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;
 понимать, что вещи заключают в себе историческую и культурную информацию (т.е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);
 понимать наиболее распространенные традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах.









Содержание программы курса

Тема 1. Введение. Презентация объединения.

Цели и задачи объединения. Деревообработка - одна из древнейших профессий. Дерево в истории отечественной архитектуры. Деревянные конструкции в современном мире. Охрана лесных богатств. Безопасность труда при деревообработке.


Тема 2. Древесные материалы. Основные породы деревьев. Пороки древесины. Классификация пиломатериалов. Материалы на основе древесины. Свойства древесины.

Практическая работа: Лабораторно-практическая работа по определению пород древесины, твердости древесины. Ознакомление с материалами. Определение видов пиломатериалов. Изготовление заготовок.


Тема 3. Инструменты, приспособления и станки для работы с древесиной.
Классификация инструмента, ознакомление с ним. Приспособления для работы с древесиной. Станки для работы с древесиной. Классификация инструмента, ознакомление. Отработка приемов работы с деревообрабатывающим инструментом. Ремонт деревообрабатывающих инструментов. Изготовление оснастки приспособлений.

Практическая работа: Отработка приёмов работы с деревообрабатывающим инструментом. Ремонт деревообрабатывающих инструментов (стамески, рубанки, малки, столярные угольники, шаблоны). Изготовление оснастки приспособлений.


Тема 4. Изготовление деталей из древесины.

Чертеж и технология обработки поверхности материалов. Чтение чертежа,

Изготовление деталей. Технология изготовления детали. Черновая обработка материалов. Разметка. Распиливание вдоль и поперек волокон

Распиливание по локальным линиям. Ремонт деревянных конструкций.

Изготовление деталей вращения.

Практическая работа: Черновая обработка поверхности материалов перед их разметкой. Разметка. Распиливание вдоль и поперёк волокон. Распиливание по локальным линиям. Чтение чертежа и изготовление по нему детали. Ремонт деревянных конструкций. Изготовление детали вращения.


Тема 5. Сборка изделий из древесины.

Способы соединения деталей: шурупами, винтами, нагелями, стяжками, шиповое соединение. Виды клеев для древесины. Прочность клеевого соединения. Технология склеивания. Точность сопряжения деталей.

Практическая работа: Соединение деревянных деталей шурупами. Соединение деревянных деталей винтами. Соединение деревянных деталей нагелями (деревянными стержнями). Соединение деревянных деталей на шипах. Сборка изделия из заготовленных деталей. Подготовка поверхности древесины и фанеры к нанесению клея. Сборка на клей соединений в шип.


Тема 6. Отделка изделий из древесины и фанеры.

Приёмы чистовой обработки. Инструменты, используемые для чистовой обработки. Классификация лаков и красок. Безопасность труда при отделочных работах.

Практическая работа: Чистовая обработка поверхности материалов. Нанесение лакокрасочного покрытия. Травление древесины. Лакировка древесины. Шлифовка поверхности древесины. Отделка ремонтируемого оборудования из древесины. Отделка древесины в зависимости от условий эксплуатации ремонтируемого оборудования.


Тема 7. Художественная обработка древесины.

Подбор материала. Устройство станка по дереву. Подготовка заготовок.

Точение древесины. Фасонное точение. Сборка изделий. Выжигание. Мозаика.

Практическая работа: Подбор материала. Подготовка заготовок к точению. Фасонное точение заготовок. Сборка изделий. Обжиг и гравировка изделий. Роспись деревянных изделий и ознакомление с готовыми изделиями местных художественных промыслов. Выполнение различных видов художественной обработки древесины.

Тема 8. Выставка.

Подведение итогов работы кружка за год. Выставка работ воспитанников объединения.



Учебно-тематический план

Название разделов и тем

Всего, часов

Теория, часы

Практика, часы

Тема 1. Введение. Презентация объединения


1

1

---


1.

Введение. Организация рабочего места. Цели и задачи объединения. Деревообработка - одна из древнейших профессий. Деревянные конструкции в современном мире. Безопасность труда при деревообработке.


1


1


---

Тема 2. Древесные материалы


2

1

1

2.

Основные породы деревьев. Пороки древесины.

1

---

1

3.

Классификация пиломатериалов. Материалы на основе древесины.

1

1

---

Тема 3. Инструменты, приспособления и станки для работы с древесиной.



6


2


4

4.

Инструменты для работы с древесиной. Приспособления для работы с древесиной.

1

1

---

5.

Приспособления для работы с древесиной.

1

---

1

6.

Станки для работы с древесиной.

1

1

---

7.

Станки для работы с древесиной.

Классификация инструмента, ознакомление.

1

---

1

8.

Отработка приемов работы с деревообрабатывающим инструментом.

1

---

1

9.

Ремонт деревообрабатывающих инструментов. Изготовление оснастки приспособлений.


1


---


1

Тема 4. Изготовление деталей из древесины.


13

1

12

10.

Технология изготовление деталей.

1

1

---

11.

Черновая обработка материалов.




12.

Чтение чертежа. Разметка. Изготовление деталей.

1

---

1

13.

Чтение чертежа. Разметка. Изготовление деталей.

1

---

1

14.

Черновая обработка материалов. Изготовление деталей.

1

---

1

15.

Распиливание вдоль и поперек волокон.

1

---

1

16.

Распиливание вдоль и поперек волокон. Технология изготовление деталей.

1

---

1

17.

Распиливание по локальным линиям. Изготовление деталей.

1

---

1

18.

Распиливание по локальным линиям. Изготовление деталей.

1

---

1

19.

Изготовление деталей.

1

---

1

20.

Изготовление деталей.

1

---

1

21.

Изготовление деталей вращения.

1

---

1

22.

Изготовление деталей вращения.

1

---

1

Тема 5. Сборка изделий из древесины


4

1

3

23.

Соединение деталей шурупами. Соединение

винтами. Соединение деталей нагелями.

1

1

---

24.

Виды клеев. Подготовка поверхностей, склеивание.

1

---

1

25.

Шиповое соединение. Изготовление деталей.

1

---

1

26.

Отделка изделий. Изготовление деталей.

1

---

1

Тема 6. Отделка изделий из древесины и фанеры.


3

1

2

27.

Инструменты для чистовой обработки древесины. Чистовая обработка.

1

---

1

28.

Классификация лаков и красок. Травление древесины.Лакировка древесины.

1

1

---

29.

Шлифовка.Отделка древесины.

1

---

1

Тема 7. Художественная обработка древесины


4

---

4

30.

Подбор материала. Подготовка заготовок. Точение древесины на токарном станке.

1

---

1

31.

Фасонное точение.

1

---

1

32.

Сборка изделий. Выжигание.

1

---

1

33.

Мозаика.

1

---

1

Тема 8. Выставка


1

1

---

34.

Подведение итогов работы. Выставка работ обучающихся.

1

1

---

ИТОГО


34

8

26



Приложение 1

Методические рекомендации


При выполнении учебной программы используются традиционные методы обучения:

Словесные:

  • Устное изложение (рассказ, лекция)

  • Беседа

  • Самостоятельная работа с литературой

  • Письменное инструктирование

  • Аудио-видео средства

Наглядные:

  • Демонстрация пособий

  • Показ трудовых приемов

  • Самостоятельные наблюдения

Практические:

  • Упражнения по выполнению приемов, операций

  • Самостоятельная работа

  • Лабораторно- практические работы

Наряду с ними применяется метод проектов. Под проектом понимается творческая, завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям учащегося. Важно, что при выполнении проектов учащиеся участвовали в выявлении потребностей семьи, школы, общества в той или иной продукции, оценке имеющихся технических возможностей, целесообразности, в выдвижении идей разработки конструкции и технологии изготовления.

Работа над проектом начинается с начала учебного года. Проект формируется и уточняется на протяжении всего учебного года и включает в себя элементы деятельности по конструированию, планированию, наладке оборудования, изготовлению изделий. В задачу проекта также входит экономическая и экологическая оценка выполняемых работ. Объекты проектирования и изготовления - должны быть посильны учащимся, не следует стремиться к сложным изделиям. Необходимо подобрать объекты труда с учетом материально-технической базы, спроса, санитарно- гигиенических требований.





Приложение 2

Дидактические материалы

4.1 Список ключевых понятий.

Базовая линия (или базовая поверхность) - главная, максимально выверенная, служащая основой для последующей разметки.

Береза - лиственная порода дерева. Используется для изготовления мебели, спортинвентаря, ручек инструментов, в производстве фанеры.

Боек молотка - головка молотка, которой осуществляют удары по материалу.

Брусок - пиломатериал толщиной 50-100 мм и шириной не более двойной толщины 100-200 мм.

Брус - пиломатериал, имеющий ширину и толщину более 100мм.

Бук - лиственная порода дерева. Применяется в производстве мебели, музыкальных инструментов, шпона и т. д.

Верстак - специальный стол для надежного и удобного закрепления и обработки заготовки

Камбий - тонкий слой живых клеток, расположенных между корой и древесиной. За счет камбия происходит прирост древесины и коры.

Кедр - хвойная порода дерева. Применяется для производства карандашей и для изготовления мебели.

Кора - "одежда" для дерева, состоит из лубяного и пробкового слоев.

Криволинейная форма - непрямая, изогнутая форма заготовки, детали, изделия.

Выжигание - один из видов декоративной отделки изделий из фанеры и древесины

Горбыль - боковые части бревна, оставшиеся после его продольной распиловки.

Доски - пиломатериал, у которых ширина больше толщины в два и более раза. Толщина досок 13-100 мм, ширина 80-250 мм.

Древесина - это природный материал, получаемый из ствола дерева при его распиливании.

Дрель - ручной механизм для сверления отверстий в металле, древесине и других материалах.

Дуб - лиственная порода дерева. Применяется в производстве мебели, паркета, фанеры, художественно-прикладных изделий.

Ель - хвойная порода дерева. Применяется для изготовления музыкальных инструментов, мебели.

Круглогубцы - инструмент для сгибания проволоки диаметром до 3 мм.

Крышка - верстачная доска, столешница. Одна из основных частей столярного верстака.

Культура труда - умение следовать избранной последовательности изготовления изделия и соблюдать условия безопасного труда.

Курковка - основной инструмент для выполнения сквозных пропилов и пропильной резьбы

Лесоматериалы - материалы из спиленных деревьев и их частей. Необработанные лесоматериалы - кряжи, бревна, чурки. Обработанные - пиломатериалы и шпон.

Липа - лиственная порода дерева. Применяется для изделий с художественной резьбой, игрушек.

Лиственница - хвойная порода дерева. Широко используется в производстве мебели и т. д.

Лобзик - приспособление, предназначенное для криволинейного пиления тонкого материала.

Лучковая пила - инструмент, применяемый для продольного и поперечного распиливания древесины.

Лущение - способ получения шпон

















Приложение 3

1. Учебно-методическое обеспечение

1.1. Список литературы для педагогов

1 . Антонов В.П. Технология производства мебели. - Высшая школа, 2001. - 182 с.

2 . Арефьев В.П. Занимательные уроки технологии. - Школьная пресса , 2005. - 56 с.

3 . Бобровская А.Н. Выпиливание лобзиком. - Дрофа , 2005. - 148 с.

4. Казакевич В.М. Технический труд. -Дрофа , 2014. - 186 с.

5 . Коваленко В.И. Объекты труда.- М: Просвешение , 1993. -158 с.

6 . Новиков, С.И. Мастерим вместе с папой. - М.: Просвещение, 1998. - 124 с.

1.2. Литература для обучающихся

1 . Арефьев, В.П. Занимательные уроки технологии. - Школьная пресса , 2005. - 56 с.

2 . Коваленко, В.И. Объекты труда.- М.: Просвешение , 1993. -158 с.

3 . Миклешевская, С.А. Хозяин в доме. - Высшторгиздат, 1993. - 221 с.

4 . Новиков, С.И. Мастерим вместе с папой. - М.: Просвещение, 1998. - 124 с.

5 . Симоненко, В. Д. Технология 5 - 6 класс. - Вентана Граф, 1996. - 112 с.

1.3. Интернет-ресурсы

1. parta.com.ua/

2. stranamasterov.ru

3. allforchildren.ru

4. trud-ovik.ucoz.net

5. lobzik.ru


2. Материально-техническое обеспечение кабинета технологии

2.1. Учебно-практическое оборудование

- ученические столярные верстаки;

- токарный станок по обработки древесины СТД-120;

- сверлильный станок;

- заточной станок;

- наборы столярного инструмента;

- разметочный и измерительный инструмент;

- инструмент для выпиливания по древесине;

- набор слесарного инструмента;

- материал (фанера, ДВП, ДСП, древесина, тонколистовой металл и проволока, сортовой

прокат, пластмасса);

- набор материала по электротехнике;

- клей, лак, краски;

- выжигатель.


2.2. Наглядные пособия


- Плакат «Приёмы работы измерительным инструментом»;

- Плакат «Инструмент для пиления»

- Стенд Столярные инструменты».

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Календарно-тематический план


№ п/п

Дата

Тема занятия.


Планируемые результаты

Характер основных видов деятельности учащихся

Вид

контроля

предметные

метапредметные

личностные

п

ф


Тема 1. Введение. Презентация объединения. 1 час.





1.




01.09


Введение. Организация рабочего места. Цели и задачи объединения. Деревообработка - одна из древнейших профессий. Деревянные конструкции в современном мире. Безопасность труда при деревообработке.

В познавательной сфере:

- рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;


- планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;


  • проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;


  • Организация рабочего места.

  • Соблюдение правил безопасности труда.

  • Подготовка инструментов к работе





Тема 2. Древесные материалы. 2 часа.


2.

08.09


Основные породы деревьев. Пороки древесины.


- оценка технологических свойств материалов и областей их применения;

- ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда;

- определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов.






  • выражение желания учиться и трудиться;

  • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

  • овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда.


  • Распознавание древесных пород.

  • Чтение технического рисунка.

  • Изготовление плоскостных деталей по техническим рисункам и технологическим картам.

  • Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения.












3.


15.09


Классификация пиломатериалов. Материалы на основе древесины.

Тема 3. Инструменты, приспособления и станки для работы с древесиной. 6 часов.



4.


22.09


Инструменты для работы с древесиной. Приспособления для работы с древесиной.

- владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;

- классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;

-формирование умений продуктивно работать, общаться и взаимодействовать друг с другом, планировать и выполнять совместную коллективную работу, корректировать результаты совместной деятельности

♦сформированность личностных познавательных, интеллектуальных и творческих способностей и интересов в предметной технологической деятельности и необходимости непрерывного образования в современном обществе ;

♦ самостоятельность в приобретении новых знаний, практических умений и навыков.

♦ Знакомство с учебной мастерской. Знакомство содержанием и приемами работы с рабочей тетрадью, учебником. Освоение организации рабочего места. Подготовка инструментов к работе. Планирование деятельности, составление последовательности выполнения работ Выполнение лабораторно-практической работы. Определение по внешнему признаку 3-5 пород древесины и листовых древесных материалов Оформление и чтение однодетального чертежа. Выполнение разметки по шаблонам, развёрткам, эскизам и простейшим чертежам.

тест

5.

29.09


Приспособления для работы с древесиной.


6.

06.10


Станки для работы с древесиной.

тест


7.


13.10


Станки для работы с древесиной. Классификация инструмента, ознакомление.

тест


8.



20.10


Отработка приемов работы с деревообрабатывающим инструментом.

тест



9.



03.11


Ремонт деревообрабатывающих инструментов. Изготовление оснастки приспособлений.

- распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в техническом труде;

- владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической и технологической информации;


- соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

- соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.


Чтение чертежей деталей.

Организация рабочего места.

Изготовление деталей из тонколистового металла и проволоки по чертежу и технологической карте.


Освоение приемов наладки строгальных инструментов, приёмов разметки и ручного строгания заготовок из древесины. Сверление древесины ручными инструментами. Соединение деталей на гвоздях, шурупах, клею.


Освоение основных технологических приёмов измерения, разметки, пиления и зачистки заготовок из древесины.


10.

10.11


Технология изготовление деталей.


11.

17.11


Черновая обработка материалов.



12.

24.11


Чтение чертежа. Разметка. Изготовление деталей.


13.

01.12


Чтение чертежа. Разметка. Изготовление деталей.



14.


08.12


Черновая обработка материалов. Изготовление деталей.


15.

15.12


Распиливание вдоль и поперек волокон.



16.


22.12


Распиливание вдоль и поперек волокон. Технология изготовление деталей.


17.


12.01


Распиливание по локальным линиям. Изготовление деталей.




18.


19.01


Распиливание по локальным линиям. Изготовление деталей.


- владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технол. культуре производства;


- проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;


  • самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;

  • становление профессионального самоопределения в выбранной сфере профессиональной деятельности;


Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения.

Соблюдение правил безопасности труда.


тест

19.

26.01


Изготовление деталей.



20.

02.02


Изготовление деталей.



21.

09.02


Изготовление деталей вращения.


22.

16.02


Изготовление деталей вращения.


Тема 5. Сборка изделий из древесины. 4 часа



23.


23.

02


Соединение деталей

шурупами. Соединение

винтами. Соединение

деталей нагелями.



-формирование умений продуктивно работать, общаться и взаимодействовать друг с другом, планировать и выполнять совместную коллективную работу, корректировать результаты совместной деятельности



Изготовление и сборка и выполнение декоративной отделки изделий из древесины. Презентация проектов.


24.

01.03


Виды клеев. Подготовка поверхностей, склеивание.


тест

25.

08.03


Шиповое соединение. Изготовление деталей.



26.

15.03


Отделка изделий. Изготовление деталей.




Тема 6. Отделка изделий из древесины и фанеры. 3 часа



27.

22.03


Инструменты для чистовой обработки древесины. Чистовая обработка.

В трудовой сфере:

♦ знание моральных и правовых норм, относящихся к трудовой деятельности, готовность к их исполнению;

♦ понимание роли трудовой деятельности в развитии общества и личности.

♦ использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личную, общественно значимую и потребительскую стоимость;

♦ овладение нормами и правилами культуры труда на рабочем месте и правилами безопасности при выполнении различных технологических процессов.

♦ развитие теоретического, технико-технологического, экономического и

исследовательского мышления ;

♦ развитие трудолюбия и ответственности, стремление к эффективной трудовой деятельности.

Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения.

Соблюдение правил безопасности труда.




28.


05.04


Классификация лаков и красок. Травление древесины. Лакировка древесины.

тест

29.



12.04


Шлифовка. Отделка древесины.



Тема 7. Художественная обработка древесины. 4 часа



30.



19.04


Подбор материала. Подготовка заготовок. Точение древесины на токарном станке.


♦ умение планировать процесс труда, технологический процесс с учетом характера объекта труда и применяемых технологий.

♦ проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса.


♦ Самост. в приобретении новых знаний, практических умений


Использование основных технологических приёмов ручной обработки конструкционных материалов. Изготовление и сборка и выполнение декоративной отделки изделий из древесины.

тест

31.

26.04


Фасонное точение.


♦ выполнять подбор материалов, инструментов и оборудования с учетом требова­ний технологии и материально-энергетических ресурсов.

♦ использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личную, общественно значимую и потребительскую стоимость;

♦ овладение нормами и правилами культуры труда на рабочем месте и правилами безопасности при выполнении различных технологических процессов.

♦ развитие теоретического, технико-технологического, экономического и исслед. мышления ;

♦ развитие трудолюбия и ответственности, стремление к эффективной трудовой деятельности


32.

03.05


Сборка изделий. Выжигание.



33.



10.05


Мозаика.


тест

Тема 8. Выставка







34.





17.05


Подведение итогов работы. Выставка работ обучающихся.


♦ В мотивационной сфере:

- оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности.


♦- оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

  • ♦ проявление технико-технологического и экономического

мышления при организации своей деятельности;

самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.

Изготовление и сборка и выполнение декоративной отделки изделий из древесины. Презентация проектов.





© 2010-2022