Рабочая программа по технологии. 9 класс

Раздел Технология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Ревенская средняя общеобразовательная школа










Технология

Рабочая программа для учащихся 9 класса








Рассмотрена: Составитель:

Педагогическим советом Шумаков Александр Алексеевич

Протокол № ____ I квалификационная категория

От «___» ____________ 2014 г.


Согласовано: Утверждена

Завуч ______ И.А.Шумакова Приказ № _____

От «___» ___________ 2014 г.

Директор _________ В.Д.Чижикова







д.Лужецкая 2014 г.


Пояснительная записка


Статус документа

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  • федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;

  • примерная программа Министерства образования и науки РФ основного общего образования по направлению «Технология. Технический труд»;

  • рекомендации по изучению курса «Профессиональное самоопределение школьников». Книга для учителя (автор - М.В.Ретивых, В.Д.Симоненко);

  • учебник « Профессиональное самоопределение школьников: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений» (автор - М.В.Ретивых, В.Д.Симоненко);

  • базисный учебный план общеобразовательных учреждений Брянской области на 2014-2015 учебный год

Учебно-методический комплекс

  1. Учебник М.В.Ретивых, В.Д.Симоненко. Профессиональное самоопределение школьников: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений. - Брянск: Издательство БГУ.

  2. М.В.Ретивых, В.Д.Симоненко: Рекомендации по изучению курса «Профессиональное самоопределение школьников». Книга для учителя. - Брянск: БИПКРО


Место предмета в базисном учебном плане

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Брянской области отводит для организации предпрофильной подготовки в 9 классе 1 час в неделю по предмету «Технология» для преподавания курса «Самоопределение (35 учебных часов в год).


Цели и задачи курса

Проблема выбора профессии стара как мир. С изменением экономической, политической, социально-культурной ситуации в стране необходимо и новое понимание его содержания.

Неопределенность ценностных представлений о самой профессии смещает ориентиры на выбор образа жизни с помощью профессии. Профессия уже выступает как средство для достижения желаемого образа жизни. Все это приводит к трудностям в помощи педагогов, психологов, родителей, пытающихся оказать помощь старшеклассникам, которые находятся в состоянии неопределенности, либо сделать сомнительный и примитивный профессиональный выбор, попадая под влияние средств массовой информации и общественных стереотипов. При этом подростки считают, что располагают достаточным количеством информации о той или иной профессии для выбора профиля дальнейшего обучения.

Подготовка молодёжи к профессионально-трудовой деятельности всегда являлась и остаётся важной социально-педагогической задачей, от решения которой во многом зависит уровень экономического и культурно-технологического развития общества. Кроме того, профессия оказывает большоё влияние на образ жизни, нравственные качества и поведение человека.

В новых социально-экономических условиях, создавшегося рынка труда резко обострилась проблема подготовки кадров, обладающих функциональной грамотностью и профессиональной мобильностью, способных быстро адаптироваться к изменяющейся социальной и профессионально-производственной среде.

Новое теоретическое осмысление позволило разработать и использовать адекватные психодиагностические методики, методические блоки, технологии индивидуальной и групповой работы со старшеклассниками, способствующей выбору профессии. Удачный выбор повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе, сокращает частоту физических и психических проблем, усиливает удовлетворенность жизнью. Данная программа направлена на решение вышеизложенных вопросов.

Основная цель курса - развития учащихся как субъектов будущей профессиональной деятельности, формирования у них адекватного профессионального самоопределения в соответствии со своими интересами, способностями и с учётом потребностей рынка труда в кадрах.

Задачи программы:

  1. Создание условий для успешной социализации школьника в образовательном пространстве.

  2. Вооружение знаниями о социуме.

  3. Развитие умений и навыков, необходимых для успешной интеграции во взрослое общество.

  4. Выявление основных способностей выпускников для последующего сознательного выбора профессии.

  5. Соотношение школьниками своих способностей, личностных особенностей возможностей с предполагаемой профессией.

Исходя из вышеуказанных задач, общий замысел программы состоит в том, чтобы выпускник приспособился к тем или иным условиям, активно включиться в поиск своего места в жизни сообразно своим возможностям и психологическим особенностям, ориентироваться и успешно трудиться в жизни.

Программа включает в себя изучение четырёх разделов:

- основы жизненного и профессионального самоопределения;

- мир труда и профессий;

- человек и профессия;

- слагаемые успеха в профессиональном самоопределении.

Программой так же предусмотрено выполнение творческого проекта «Мой выбор».

Основным методом изучения курса «Профессиональное самоопределение школьников» является метод проектов, основными конструктами которого являются понятия «проект» и «проектная деятельность». Выполненные проекты обсуждаются и защищаются.

Выполнение учащимися в процессе занятий по курсу творческого проекта «Мой выбор» позволяет:

- осуществлять в единстве теоретическую и практическую подготовку школьников к обоснованному профессиональному самоопределению;

- реализовать все компоненты профессиональной ориентации (профпросвещение, профдиагностику, профконсультацию, профотбор (подбор), профадаптацию, профвоспитание);

- активировать деятельность учащихся по подготовке к адекватному профессиональному самоопределению. Во время защиты проекта учащиеся представляют его печатную или электронную презентацию.

В процессе выполнения творческого проекта «Мой выбор» учащиеся должны осуществлять профессиональные пробы, моделирующие в той или иной степени их будущую профессиональную деятельность. В качестве профпроб могут выступать материальные изделия, информационные продукты, доклады, номера художественной самодеятельности, воспитательные мероприятия и др.

Значительная часть занятий (29%) отводится на развивающую профдиагно-стику, которая предполагает использование комплекса психологических методик, обеспечивающих, с одной стороны, диагностирование профессионально важных качеств учащихся, и их развитие, с другой стороны.

Программа развивающей профдиагносгики охватывает следующие сферы личности:

- мотивационную (интересы, склонности, мотивы выбора профессии);

- психологическую (особенности психических процессов);

- типологическую (темперамент, характер, тип личности);

- когнитивную (знание мира профессий, своих профессиональных способностей и возможностей, основ жизненного и профессионального самоопределения);

- эмоционально-волевую (чувства, эмоции, воля).

В процессе изучения курса используются следующие профдиагностические методики:

- опросник для выявления уровня готовности школьников к профессиональному самоопределению;

- карта интересов;

- опросник профессиональной готовности (ОПГ);

- анкета мотивов выбора профессии;

- шкала потребностей в достижении;

- опросник темперамента;

- методика «Мой характер»;

- методика определения склонностей;

- тест Дж. Холланда «Тип личности»;

- карта здоровья;

- тест «Уровень самооценки»;

- карта самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению.

Помимо вышеперечисленных, в процессе изучения курса используются и другие методы: беседа, рассказ, объяснение, диспут, викторина, наблюдение, профконсультация и др.

В ходе изучения курса широко применяются мнемосхемы. Применение мнемосхем дает возможность не только оперативно развивать память учащихся, но и другие психические процессы, такие, как мышление, восприятие, наблюдательность. Мнемосхемы возбуждают мыслительную деятельность школьников, обеспечивают переход информации из кратковременной памяти в долговременную и обратно, а также развивают мыслительные процессы, последовательность и логику мышления. Они выполняют опорную функцию мышления. Мнемосхемы позволяют также более целенаправленно организовать самостоятельную работу учащихся.

По каждому разделу курса проводится тестовый контроль знаний с помощью специально разработанных контрольно-измерительных материалов.


Учебно-тематический план



Четверть


п/п


Раздел курса



Количество часов


Контрольный тест

1-2 четверть

1

Основы жизненного и профессионального самоопределения

5

1

2

Мир труда и профессий

6

1

2-3 четверть

3

Человек и профессия

12

1

3-4 четверть

4

Слагаемые успеха в профессиональном самоопределении

8

1

5

Творческий проект «Мой выбор»

3

-

Резерв

1

-

Всего

35

4



Краткое содержание изучаемого материала

Основы жизненного и профессионального самоопределения (5ч)


Жизненное самоопределение человека. Сущность жизненного самоопределения. Смысл и цель жизни человека. Смысл жизни и выбор профессии.

Сущность и структура процесса профессионального самоопределения и развития. Компоненты процесса профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение и профессиональное развитие.

Значение, ситуация и правила выбора профессии. Значение выбора профессии. Ситуация выбора профессии. Правила выбора профессии.

Типичные ошибки при выборе профессии. Незнание мира профессии. Незнание себя. Незнание правил выбора профессий.

Сущность и назначение проекта. Структура и содержание проекта.

Мир труда и профессий (6ч)

Происхождение профессий. Современные формы разделение труда. Сущность понятий профессия, специальность, квалификация, должность.

Сущность и виды труда. Сферы, отрасли и секторы экономики. Предпринимательство как сфера трудовой деятельности.

Способы классификации профессий. Классификация профессий по предмету, цели, средствам и условиям труда. Формула профессий.

Профессиональная деятельность. Профессиональная карьера.

Сущность и принципы формирования рынка труда. Безработица. Требования к современному профессионалу. Профессии XXI века. Рынок труда Брянской области.

Человек и профессия (12ч)

Сущность и структура профессионально важных качеств человека. Виды профессионально важных качеств человека.

Сущность интереса и склонности. Профессиональные интересы. Мотивы выбора профессии.

Познавательные психические процессы. Эмоции, чувства и воля.

Сущность и типы темперамента. Роль темперамента в профессиональной деятельности человека.

Сущность, черты и типы характера. Роль характера в профессиональной деятельности человека.

Сущность и виды способностей. Способности и профессиональная деятельность человека.

Социально-профессиональные типы людей.тип личности и профессиональная деятельность.

Влияние профессиональной деятельности на здоровье человека.медицинские противопоказания к профессиям.

Сущность и степени профессиональной пригодности. Сущность и уровни самооценки.

Слагаемые успеха в профессиональном самоопределении (8ч)

Источники информации о профессиях. Профессиограмма - комплексная характеристика профессии.

Сущность, функции и содержание профессиональных проб. Творческие проекты как средство подготовки учащихся к профессиональному самоопределению.

Цель, задачи и содержание профильного обучения старшеклассников. Цель, задачи и содержание предпрофильной подготовки выпускников основной школы.

Сущность и уровни профессионального образования. Система профессиональной подготовки кадров.

Сущность и задачи профессиональной консультации. Виды и содержание профессиональной консультации. Подготовка учащихся к профконсультации.

Профессиональное саморазвитие и самовоспитание. Человеческие ресурсы. Методы и способы профессионального саморазвития и самовоспитания.

Показатели готовности к профессиональному самоопределению. Принятие решения о профессиональном выборе.


Творческий проект «Мой выбор» (3ч)

Творческий проект «Мой выбор»: оформление и защита.

Календарно-тематическое планирование



По - Технологии

Класс - 9

Количество часов:

всего - 35; в неделю - 1

Плановых контрольных тестов - 4

Планирование составлено на основе примерной программы Министерства образования и науки РФ основного общего образования по направлению «Технология. Технический труд» и рекомендации по изучению курса

«Профессиональное самоопределение школьников». Книга для учителя (автор - М.В.Ретивых, В.Д.Симоненко).

Учебник « Профессиональное самоопределение школьников: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений» (автор - М.В.Ретивых, В.Д.Симоненко);


Тематическое планирование



урока в разделе



Тема урока


Практическая деятельность

на уроке


Домашнее задание

Дата

проведения урока

По

плану

Факти-чески

Основы жизненного и профессионального самоопределения (5ч)

1

1

Жизненное самоопределение человека

Формирование смысла и цели своей жизни

§ 1



2

2

Сущность и структура процесса профессионального самоопределения и развития

Сформировать начальный уровень готовности к проф.сомоопределению

§ 2



3

3

Значение, ситуация и правила выбора профессии

Карта интересов

§ 3



4

4

Типичные ошибки при выборе профессии

Заполнение таблицы.

§ 4



5

5

Сущность и структура творческого проекта «Мой выбор». Тестовый контроль знаний по разделу.

Компоненты творческого проекта, тестирование.


§ 5



Мир труда и профессий (6ч)

6

1

Профессия и специальность

Игра и викторина

§ 6



7

2

Многообразие мира труда

Заполнение таблицы.

§ 7



8

3

Классификация профессий

Дидактическая игра

§ 8



9

4

Классификация и формула профессий

Заполнение таблицы

§ 8



10

5

Профессиональная деятельность и карьера человека

Заполнение таблицы.

§ 9



11

6

Рынок труда и его требования к профессионалу.

Тестовый контроль знаний по разделу.


Опорные понятия.


§ 10



Человек и профессия (12ч)

12

1

Профессионально важные качества человека

Опорные понятия

§ 11



13

2

Интересы и склонности

Методика ОПГ

§ 12



14

3

Мотивы выбора профессии

Анкета мотивов выбора профессии

§ 12



15

4

Особенности психических процессов и выбор профессии

Тесты пс. процессов, шкала потребности

§ 13



16

5

Темперамент и выбор профессии

Опросник темперамента

§ 14



17

6

Характер и выбор профессии

Мой характер

§ 15



18

7

Роль способностей в профессиональной деятельности

Определение склонностей

§ 16



19

8

Роль способностей в профессиональной деятельности

Опросник «КОС»

§ 16



20

9

Тип личности и выбор профессии

Тип личности

§ 17



21

10

Профессиональная деятельность и здоровье

Карта здоровье

§ 18



22

11

Профессиональная пригодность и самооценка

Уровень самооценки

§ 19



23

12

Тестовый контроль знаний по разделу

Тестирование

Слагаемые успеха в профессиональном самоопределении (8ч)

24

1

Анализ профессиональной деятельности

Опорные понятия

§ 20



25

2

Профессиональные пробы и творческие проекты

Опорные понятия

§ 21



26

3

Профильное обучение и предпрофильная подготовка

Опорные понятия

§ 22



27

4

Пути получения профессионального образования

Приложения 2

§ 23



28

5

Профессиональная консультация

Составление вопросов

§ 24



29

6

Профессиональное развитие и самовоспитание

Опорные понятия

§ 25



30

7

Готовность к профессиональному самоопределению

Карта самоконтроля

§ 26



31

8

Тестовый контроль знаний по разделу

Тестирование




Творческий проект «Мой выбор» (3ч)

32

1

Оформление творческого проекта «Мой выбор»

Работа по творческому проекту.

§ 27



33

2

Оформление творческого проекта «Мой выбор»

Работа по творческому проекту

§ 27



34

3

Защита творческого проекта «Мой выбор»

Защита проекта




35

Резерв времени - 1ч


Требования к уровню подготовки обучающихся



Что нужно знать


Что нужно уметь



  • Особенности профессионального самоопределения в современных условиях;

  • Пути развития профессионально-важных качеств личности для успешного продвижения карьеры;

  • Уровень развития интеллекта;

  • Типы и особенности средних специальных и высших учебных заведений;

  • Особенности приема в различные учебные заведения;

  • Учебные заведения города, региона, страны, зарубежья;

  • Вакансии рабочих мест города, региона, страны, зарубежья;

  • Отраслевую структуру общественного производства;

  • Понятия о профессиях, специальностях, карьере;

  • Профессиограммы и психограммы наиболее распространённых профессий;

  • Особенности профессиональной деятельности в промышленном и сельскохозяйственном производстве;

  • Сферы трудовой деятельности;

  • Содержание и условия трудовой деятельности;

  • Требования профессии к личности;

  • Возможности человека в развитии различных профессионально важных качеств;

  • Свои профессиональные интересы, склонности и способности;

  • Роль психофизических качеств и здоровья в выборе профессии


  • Осуществлять профессиографический анализ профессий и соотносить требования профессий к личным достижениям;

  • Различать понятия: карьера, профессия, должность, специальность;

  • Составлять профессиограммы профессий;

  • Осуществлять самоанализ развития своей личности;

  • Составлять формулы профессий;

  • Проектировать свой профессиональный план

  • Планировать социально-профессиональное развитие карьеры;

  • Заполнять документы для поступления в учебные заведения;

  • Ориентироваться в сфере образовательных услуг;

  • Подавать апелляцию в период вступительных экзаменов;

  • Отбирать информацию о вакансиях рабочих мест города, региона, страны, зарубежья;

  • Составлять резюме в период поступления на работу;

  • Формировать личный имидж для построения карьеры.




Список литературы и учебных пособий


  1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - М.: Акад. Проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2008. - 329 с.

  2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов н/Д,.: Феникс, 2008. - 512 с.

  3. Педагогическая подготовка профессионального самоопределения старшеклассников / Под ред. С.Н. Чистяковой, Н.Ф. Родичева. - М.: Новая школа, 2007. - 112с.

  4. Ретивых Е.М. Культура профессионального самоопределения: Учебно-методическое пособие. - Брянск: Изд-во БГУ, 2003. - 97 с.

  5. Ретивых М.В., Симоненко В.Д. Как помочь выбрать профессию. - Тула: Приокск. книжное изд-во, 1990. - 132 с.

  6. Ретивых М.В., Симоненко В.Д. Профессиональное самоопределение школьников. - Брянск: Изд-во БГУ, 2007. - 183 с.

  7. Симоненко В.Д. Профессиональное самоопределение // Технология: Учебник для учителя.

  8. М. В. Ретивых, В, Д, Симоненко: Рекомендации по изучению курса «Профессиональное самоопределение школьников». Книга для учителя. - Брянск: БИПКРО, 2007. - 140 с.


© 2010-2022