- Преподавателю
- Технология
- Рабочая программа по технологии. 9 класс
Рабочая программа по технологии. 9 класс
Раздел | Технология |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шумаков А.А. |
Дата | 10.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Ревенская средняя общеобразовательная школа
Технология
Рабочая программа для учащихся 9 класса
Рассмотрена: Составитель:
Педагогическим советом Шумаков Александр Алексеевич
Протокол № ____ I квалификационная категория
От «___» ____________ 2014 г.
Согласовано: Утверждена
Завуч ______ И.А.Шумакова Приказ № _____
От «___» ___________ 2014 г.
Директор _________ В.Д.Чижикова
д.Лужецкая 2014 г.
Пояснительная записка
Статус документа
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
-
федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
-
примерная программа Министерства образования и науки РФ основного общего образования по направлению «Технология. Технический труд»;
-
рекомендации по изучению курса «Профессиональное самоопределение школьников». Книга для учителя (автор - М.В.Ретивых, В.Д.Симоненко);
-
учебник « Профессиональное самоопределение школьников: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений» (автор - М.В.Ретивых, В.Д.Симоненко);
-
базисный учебный план общеобразовательных учреждений Брянской области на 2014-2015 учебный год
Учебно-методический комплекс
-
Учебник М.В.Ретивых, В.Д.Симоненко. Профессиональное самоопределение школьников: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений. - Брянск: Издательство БГУ.
-
М.В.Ретивых, В.Д.Симоненко: Рекомендации по изучению курса «Профессиональное самоопределение школьников». Книга для учителя. - Брянск: БИПКРО
Место предмета в базисном учебном плане
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Брянской области отводит для организации предпрофильной подготовки в 9 классе 1 час в неделю по предмету «Технология» для преподавания курса «Самоопределение (35 учебных часов в год).
Цели и задачи курса
Проблема выбора профессии стара как мир. С изменением экономической, политической, социально-культурной ситуации в стране необходимо и новое понимание его содержания.
Неопределенность ценностных представлений о самой профессии смещает ориентиры на выбор образа жизни с помощью профессии. Профессия уже выступает как средство для достижения желаемого образа жизни. Все это приводит к трудностям в помощи педагогов, психологов, родителей, пытающихся оказать помощь старшеклассникам, которые находятся в состоянии неопределенности, либо сделать сомнительный и примитивный профессиональный выбор, попадая под влияние средств массовой информации и общественных стереотипов. При этом подростки считают, что располагают достаточным количеством информации о той или иной профессии для выбора профиля дальнейшего обучения.
Подготовка молодёжи к профессионально-трудовой деятельности всегда являлась и остаётся важной социально-педагогической задачей, от решения которой во многом зависит уровень экономического и культурно-технологического развития общества. Кроме того, профессия оказывает большоё влияние на образ жизни, нравственные качества и поведение человека.
В новых социально-экономических условиях, создавшегося рынка труда резко обострилась проблема подготовки кадров, обладающих функциональной грамотностью и профессиональной мобильностью, способных быстро адаптироваться к изменяющейся социальной и профессионально-производственной среде.
Новое теоретическое осмысление позволило разработать и использовать адекватные психодиагностические методики, методические блоки, технологии индивидуальной и групповой работы со старшеклассниками, способствующей выбору профессии. Удачный выбор повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе, сокращает частоту физических и психических проблем, усиливает удовлетворенность жизнью. Данная программа направлена на решение вышеизложенных вопросов.
Основная цель курса - развития учащихся как субъектов будущей профессиональной деятельности, формирования у них адекватного профессионального самоопределения в соответствии со своими интересами, способностями и с учётом потребностей рынка труда в кадрах.
Задачи программы:
-
Создание условий для успешной социализации школьника в образовательном пространстве.
-
Вооружение знаниями о социуме.
-
Развитие умений и навыков, необходимых для успешной интеграции во взрослое общество.
-
Выявление основных способностей выпускников для последующего сознательного выбора профессии.
-
Соотношение школьниками своих способностей, личностных особенностей возможностей с предполагаемой профессией.
Исходя из вышеуказанных задач, общий замысел программы состоит в том, чтобы выпускник приспособился к тем или иным условиям, активно включиться в поиск своего места в жизни сообразно своим возможностям и психологическим особенностям, ориентироваться и успешно трудиться в жизни.
Программа включает в себя изучение четырёх разделов:
- основы жизненного и профессионального самоопределения;
- мир труда и профессий;
- человек и профессия;
- слагаемые успеха в профессиональном самоопределении.
Программой так же предусмотрено выполнение творческого проекта «Мой выбор».
Основным методом изучения курса «Профессиональное самоопределение школьников» является метод проектов, основными конструктами которого являются понятия «проект» и «проектная деятельность». Выполненные проекты обсуждаются и защищаются.
Выполнение учащимися в процессе занятий по курсу творческого проекта «Мой выбор» позволяет:
- осуществлять в единстве теоретическую и практическую подготовку школьников к обоснованному профессиональному самоопределению;
- реализовать все компоненты профессиональной ориентации (профпросвещение, профдиагностику, профконсультацию, профотбор (подбор), профадаптацию, профвоспитание);
- активировать деятельность учащихся по подготовке к адекватному профессиональному самоопределению. Во время защиты проекта учащиеся представляют его печатную или электронную презентацию.
В процессе выполнения творческого проекта «Мой выбор» учащиеся должны осуществлять профессиональные пробы, моделирующие в той или иной степени их будущую профессиональную деятельность. В качестве профпроб могут выступать материальные изделия, информационные продукты, доклады, номера художественной самодеятельности, воспитательные мероприятия и др.
Значительная часть занятий (29%) отводится на развивающую профдиагно-стику, которая предполагает использование комплекса психологических методик, обеспечивающих, с одной стороны, диагностирование профессионально важных качеств учащихся, и их развитие, с другой стороны.
Программа развивающей профдиагносгики охватывает следующие сферы личности:
- мотивационную (интересы, склонности, мотивы выбора профессии);
- психологическую (особенности психических процессов);
- типологическую (темперамент, характер, тип личности);
- когнитивную (знание мира профессий, своих профессиональных способностей и возможностей, основ жизненного и профессионального самоопределения);
- эмоционально-волевую (чувства, эмоции, воля).
В процессе изучения курса используются следующие профдиагностические методики:
- опросник для выявления уровня готовности школьников к профессиональному самоопределению;
- карта интересов;
- опросник профессиональной готовности (ОПГ);
- анкета мотивов выбора профессии;
- шкала потребностей в достижении;
- опросник темперамента;
- методика «Мой характер»;
- методика определения склонностей;
- тест Дж. Холланда «Тип личности»;
- карта здоровья;
- тест «Уровень самооценки»;
- карта самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению.
Помимо вышеперечисленных, в процессе изучения курса используются и другие методы: беседа, рассказ, объяснение, диспут, викторина, наблюдение, профконсультация и др.
В ходе изучения курса широко применяются мнемосхемы. Применение мнемосхем дает возможность не только оперативно развивать память учащихся, но и другие психические процессы, такие, как мышление, восприятие, наблюдательность. Мнемосхемы возбуждают мыслительную деятельность школьников, обеспечивают переход информации из кратковременной памяти в долговременную и обратно, а также развивают мыслительные процессы, последовательность и логику мышления. Они выполняют опорную функцию мышления. Мнемосхемы позволяют также более целенаправленно организовать самостоятельную работу учащихся.
По каждому разделу курса проводится тестовый контроль знаний с помощью специально разработанных контрольно-измерительных материалов.
Учебно-тематический план
Четверть
№
п/п
Раздел курса
Количество часов
Контрольный тест
1-2 четверть
1
Основы жизненного и профессионального самоопределения
5
1
2
Мир труда и профессий
6
1
2-3 четверть
3
Человек и профессия
12
1
3-4 четверть
4
Слагаемые успеха в профессиональном самоопределении
8
1
5
Творческий проект «Мой выбор»
3
-
Резерв
1
-
Всего
35
4
Краткое содержание изучаемого материала
Основы жизненного и профессионального самоопределения (5ч)
Жизненное самоопределение человека. Сущность жизненного самоопределения. Смысл и цель жизни человека. Смысл жизни и выбор профессии.
Сущность и структура процесса профессионального самоопределения и развития. Компоненты процесса профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение и профессиональное развитие.
Значение, ситуация и правила выбора профессии. Значение выбора профессии. Ситуация выбора профессии. Правила выбора профессии.
Типичные ошибки при выборе профессии. Незнание мира профессии. Незнание себя. Незнание правил выбора профессий.
Сущность и назначение проекта. Структура и содержание проекта.
Мир труда и профессий (6ч)
Происхождение профессий. Современные формы разделение труда. Сущность понятий профессия, специальность, квалификация, должность.
Сущность и виды труда. Сферы, отрасли и секторы экономики. Предпринимательство как сфера трудовой деятельности.
Способы классификации профессий. Классификация профессий по предмету, цели, средствам и условиям труда. Формула профессий.
Профессиональная деятельность. Профессиональная карьера.
Сущность и принципы формирования рынка труда. Безработица. Требования к современному профессионалу. Профессии XXI века. Рынок труда Брянской области.
Человек и профессия (12ч)
Сущность и структура профессионально важных качеств человека. Виды профессионально важных качеств человека.
Сущность интереса и склонности. Профессиональные интересы. Мотивы выбора профессии.
Познавательные психические процессы. Эмоции, чувства и воля.
Сущность и типы темперамента. Роль темперамента в профессиональной деятельности человека.
Сущность, черты и типы характера. Роль характера в профессиональной деятельности человека.
Сущность и виды способностей. Способности и профессиональная деятельность человека.
Социально-профессиональные типы людей.тип личности и профессиональная деятельность.
Влияние профессиональной деятельности на здоровье человека.медицинские противопоказания к профессиям.
Сущность и степени профессиональной пригодности. Сущность и уровни самооценки.
Слагаемые успеха в профессиональном самоопределении (8ч)
Источники информации о профессиях. Профессиограмма - комплексная характеристика профессии.
Сущность, функции и содержание профессиональных проб. Творческие проекты как средство подготовки учащихся к профессиональному самоопределению.
Цель, задачи и содержание профильного обучения старшеклассников. Цель, задачи и содержание предпрофильной подготовки выпускников основной школы.
Сущность и уровни профессионального образования. Система профессиональной подготовки кадров.
Сущность и задачи профессиональной консультации. Виды и содержание профессиональной консультации. Подготовка учащихся к профконсультации.
Профессиональное саморазвитие и самовоспитание. Человеческие ресурсы. Методы и способы профессионального саморазвития и самовоспитания.
Показатели готовности к профессиональному самоопределению. Принятие решения о профессиональном выборе.
Творческий проект «Мой выбор» (3ч)
Творческий проект «Мой выбор»: оформление и защита.
Календарно-тематическое планирование
По - Технологии
Класс - 9
Количество часов:
всего - 35; в неделю - 1
Плановых контрольных тестов - 4
Планирование составлено на основе примерной программы Министерства образования и науки РФ основного общего образования по направлению «Технология. Технический труд» и рекомендации по изучению курса
«Профессиональное самоопределение школьников». Книга для учителя (автор - М.В.Ретивых, В.Д.Симоненко).
Учебник « Профессиональное самоопределение школьников: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений» (автор - М.В.Ретивых, В.Д.Симоненко);
Тематическое планирование
№
№ урока в разделе
Тема урока
Практическая деятельность
на уроке
Домашнее задание
Дата
проведения урока
По
плану
Факти-чески
Основы жизненного и профессионального самоопределения (5ч)
1
1
Жизненное самоопределение человека
Формирование смысла и цели своей жизни
§ 1
2
2
Сущность и структура процесса профессионального самоопределения и развития
Сформировать начальный уровень готовности к проф.сомоопределению
§ 2
3
3
Значение, ситуация и правила выбора профессии
Карта интересов
§ 3
4
4
Типичные ошибки при выборе профессии
Заполнение таблицы.
§ 4
5
5
Сущность и структура творческого проекта «Мой выбор». Тестовый контроль знаний по разделу.
Компоненты творческого проекта, тестирование.
§ 5
Мир труда и профессий (6ч)
6
1
Профессия и специальность
Игра и викторина
§ 6
7
2
Многообразие мира труда
Заполнение таблицы.
§ 7
8
3
Классификация профессий
Дидактическая игра
§ 8
9
4
Классификация и формула профессий
Заполнение таблицы
§ 8
10
5
Профессиональная деятельность и карьера человека
Заполнение таблицы.
§ 9
11
6
Рынок труда и его требования к профессионалу.
Тестовый контроль знаний по разделу.
Опорные понятия.
§ 10
Человек и профессия (12ч)
12
1
Профессионально важные качества человека
Опорные понятия
§ 11
13
2
Интересы и склонности
Методика ОПГ
§ 12
14
3
Мотивы выбора профессии
Анкета мотивов выбора профессии
§ 12
15
4
Особенности психических процессов и выбор профессии
Тесты пс. процессов, шкала потребности
§ 13
16
5
Темперамент и выбор профессии
Опросник темперамента
§ 14
17
6
Характер и выбор профессии
Мой характер
§ 15
18
7
Роль способностей в профессиональной деятельности
Определение склонностей
§ 16
19
8
Роль способностей в профессиональной деятельности
Опросник «КОС»
§ 16
20
9
Тип личности и выбор профессии
Тип личности
§ 17
21
10
Профессиональная деятельность и здоровье
Карта здоровье
§ 18
22
11
Профессиональная пригодность и самооценка
Уровень самооценки
§ 19
23
12
Тестовый контроль знаний по разделу
Тестирование
Слагаемые успеха в профессиональном самоопределении (8ч)
24
1
Анализ профессиональной деятельности
Опорные понятия
§ 20
25
2
Профессиональные пробы и творческие проекты
Опорные понятия
§ 21
26
3
Профильное обучение и предпрофильная подготовка
Опорные понятия
§ 22
27
4
Пути получения профессионального образования
Приложения 2
§ 23
28
5
Профессиональная консультация
Составление вопросов
§ 24
29
6
Профессиональное развитие и самовоспитание
Опорные понятия
§ 25
30
7
Готовность к профессиональному самоопределению
Карта самоконтроля
§ 26
31
8
Тестовый контроль знаний по разделу
Тестирование
Творческий проект «Мой выбор» (3ч)
32
1
Оформление творческого проекта «Мой выбор»
Работа по творческому проекту.
§ 27
33
2
Оформление творческого проекта «Мой выбор»
Работа по творческому проекту
§ 27
34
3
Защита творческого проекта «Мой выбор»
Защита проекта
35
Резерв времени - 1ч
Требования к уровню подготовки обучающихся
Что нужно знать
Что нужно уметь
-
Особенности профессионального самоопределения в современных условиях;
-
Пути развития профессионально-важных качеств личности для успешного продвижения карьеры;
-
Уровень развития интеллекта;
-
Типы и особенности средних специальных и высших учебных заведений;
-
Особенности приема в различные учебные заведения;
-
Учебные заведения города, региона, страны, зарубежья;
-
Вакансии рабочих мест города, региона, страны, зарубежья;
-
Отраслевую структуру общественного производства;
-
Понятия о профессиях, специальностях, карьере;
-
Профессиограммы и психограммы наиболее распространённых профессий;
-
Особенности профессиональной деятельности в промышленном и сельскохозяйственном производстве;
-
Сферы трудовой деятельности;
-
Содержание и условия трудовой деятельности;
-
Требования профессии к личности;
-
Возможности человека в развитии различных профессионально важных качеств;
-
Свои профессиональные интересы, склонности и способности;
-
Роль психофизических качеств и здоровья в выборе профессии
-
Осуществлять профессиографический анализ профессий и соотносить требования профессий к личным достижениям;
-
Различать понятия: карьера, профессия, должность, специальность;
-
Составлять профессиограммы профессий;
-
Осуществлять самоанализ развития своей личности;
-
Составлять формулы профессий;
-
Проектировать свой профессиональный план
-
Планировать социально-профессиональное развитие карьеры;
-
Заполнять документы для поступления в учебные заведения;
-
Ориентироваться в сфере образовательных услуг;
-
Подавать апелляцию в период вступительных экзаменов;
-
Отбирать информацию о вакансиях рабочих мест города, региона, страны, зарубежья;
-
Составлять резюме в период поступления на работу;
-
Формировать личный имидж для построения карьеры.
Список литературы и учебных пособий
-
Зеер Э.Ф. Психология профессий. - М.: Акад. Проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2008. - 329 с.
-
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов н/Д,.: Феникс, 2008. - 512 с.
-
Педагогическая подготовка профессионального самоопределения старшеклассников / Под ред. С.Н. Чистяковой, Н.Ф. Родичева. - М.: Новая школа, 2007. - 112с.
-
Ретивых Е.М. Культура профессионального самоопределения: Учебно-методическое пособие. - Брянск: Изд-во БГУ, 2003. - 97 с.
-
Ретивых М.В., Симоненко В.Д. Как помочь выбрать профессию. - Тула: Приокск. книжное изд-во, 1990. - 132 с.
-
Ретивых М.В., Симоненко В.Д. Профессиональное самоопределение школьников. - Брянск: Изд-во БГУ, 2007. - 183 с.
-
Симоненко В.Д. Профессиональное самоопределение // Технология: Учебник для учителя.
-
М. В. Ретивых, В, Д, Симоненко: Рекомендации по изучению курса «Профессиональное самоопределение школьников». Книга для учителя. - Брянск: БИПКРО, 2007. - 140 с.