Рабочая программа по технологии. 5 класс (ФГОС)

Рабочая программа составлена с учётом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в начальной школе. Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически...
Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Управление образования администрации

Чебулинского муниципального района

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Усть-Сертинская средняя общеобразовательная школа»



Рассмотрено

на заседании педагогического совета

протокол №________

от «_____»_________2014 г.

Согласовано:

Заместитель директора по УВР:

_____________О.Н. Шемякина

«_______»_________2014 г.

Утверждаю:

директор муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Усть-Сертинская средняя общеобразовательная

школа»

_________________ Ю.В.Захарова

«_______»____________2014 г.

Приказ №____________











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

предмета «Технология»

основного общего образования


5 класс





Составитель: Егорышев А.А., учитель

высшей квалификационной категории












с. Усть-Серта

2014

Пояснительная записка


Данная рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. Конституция Российской Федерации (ст. 43).

  2. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года N 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

  4. Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253

  5. О федеральном перечне учебников / Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548

  6. Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013 г. № 1047

  7. Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067).

  8. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290)

  9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2010 г. «Об утверждении Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»

  10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».

  11. Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».

  12. Приказ Департамента образования и науки Кемеровской области от 10.07.2014 г. № 1243 «О реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и основного общего образования в 2014-2015 учебном году»;

  13. Закон об образовании Кемеровской области от 5 июля 2013 года N 86-ОЗ.

  14. Устав МБОУ «Усть-Сертинская СОШ».

При составлении рабочей программы учтены методические рекомендации Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования «О преподавании технологии в 2014/2015 учебном году в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области».

За основу рабочей программы взята программа Сасовой И.А. Технология: программа: 5-8 классы / И.А.Сасова.- М.: Вентана-Граф, 2013. - 168с. (c CD-диск с тематическим планированием).

Главная цель образовательной области «Технология» - под­готовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики. Это предполагает:

I.. Формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, кото­рые необходимы для деятельности в новых социально экономи­ческих условиях, начиная от определения потребностей в про­дукции до ее реализации.

Для этого учащиеся должны быть способны:

  • определять потребности в той или иной продукции и воз­можности своего участия в ее производстве;

  • находить и использовать необходимую информацию;

  • выдвигать идеи решения возникающих задач (разработка конструкции и выбор технологии);

  • планировать, организовывать и выполнять работу (налад­ка оборудования, операторская деятельность);

  • оценивать результаты работы на каждом из этапов, кор­ректировать свою деятельность и выявлять условия реализации продукции.

II. Формирование знаний и умений использования средств и путей преобразования материалов, энергии и информации в ко­нечный потребительский продукт или услуги в условиях ограни­ченности ресурсов и свободы выбора.

  1. Подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей.

  2. Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.

  3. Развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-эко­номическим условиям.


Задачи учебного предмета

В процессе преподавания предмета «Технология» должны быть решены следующие задачи:

  • формирование политехнических знаний и экологической культуры;

  • привитие элементарных знаний и умений по ведению до­машнего хозяйства и расчету бюджета семьи;

  • ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;

  • развитие самостоятельности и способности учащихся ре­шать творческие и изобретательские задачи;

  • обеспечение учащимся возможности самопознания, изу­чения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;

  • воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллекти­визма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры пове­дения и бесконфликтного общения;

  • овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реали­зации собственной продукции и услуг;

  • использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и деко­ративно-прикладного искусства для повышении конкуренто­способности при реализации. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.



Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа составлена с учётом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в начальной школе.

Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения.

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ изучается в рамках одного из направлений: «Индустриальные технологии».

Базовым для программы является раздел «Технология обработки конструкционных материалов». Программа обязательно включают в себя также разделы «Основы проектирования», «Технология домашнего хозяйства», «Электротехника».

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующая тема по учебному плану программы дается в конце каждого года обучения. Вместе с тем, методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности в учебный процесс с начала или с середины учебного года. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

Основная часть учебного времени (не менее 70%) отводится на практическую деятельность - овладение общетрудовыми уме­ниями и навыками.

Наряду с традиционными методами обучения используется метод проектов и кооперированная деятельность обучающихся.


Место предмета «Технология» в учебном плане

Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет обучающимся возможность войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, называемой техносферой и являющейся главной составляющей окружающей человека действительности.

Рабочая программа на изучение курса «Технология» отводит на этапе общего образования 204 учебных часа для обязательного изучения каждого направления образовательной области «Технология». В том числе: в 5 и 6 классах - 68 ч, из расчета 2 ч в неделю, в 7 и 8 классах - 34 ч, из расчета 1 ч в неделю. Дополнительное время для обучения технологии может быть выделено за счет резерва времени в базисном (образовательном) учебном плане.


Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения предмета «Технология»

Обучение в основной школе является второй ступенью пропедевтического технологического образования. Одной из важнейших задач этой ступени является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В результате обучающиеся должны научиться самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

Содержание технологического образования в определенной степени призвано обеспечивать комплекс знаний и умений, необходимых для успешной жизнедеятельности каждого человека и всей страны.

Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты включают: овладение знаниями умениями предметно-преобразующей деятельности; овладение правилами безопасного труда при обработке различных материалов и изготовлении продуктов труда; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению; сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; овладение системой социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок; способность ставить цели и строить жизненные планы.

Метапредметными результатами являются: освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, способность их использования в предметно-преобразующей деятельности; самостоятельность планирования и осуществления предметно-преобразующей деятельности; организация сотрудничества; построение индивидуальной образовательной траектории.

Предметные результаты включают: освоение умений, специфических для технологического образования; видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета; формирование технологического типа мышления; владение научно-технической и технологической терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами труда.

В результате обучения учащиеся овладевают:

  • трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;

  • умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;

  • навыками использования распространенных ручных инструментов и приборов, планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда;

  • умениями использовать ИКТ и сеть Интернет для выполнения работ, проектов и их презентации.

В результате изучения технологии обучающийся независимо от изучаемого направления или раздела получает возможность:

ознакомиться:

  • с основными технологическими понятиями и характеристиками;

  • назначением и технологическими свойствами материалов;

  • назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

  • видами, приемами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;

  • профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;

выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:

  • рационально организовывать рабочее место;

  • находить необходимую информацию в различных источниках;

  • применять конструкторскую технологическую документацию;

  • составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или выполнения работ;

  • выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;

  • конструировать, моделировать, изготавливать изделия;

  • выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;

  • соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и электрооборудованием;

  • осуществлять доступными мерительными средствами, измерительными приборами и визуально контроль качества изготавливаемого изделия (детали);

  • находить и устранять допущенные дефекты;

  • проводить разработку творческого проекта изготовления изделия с использованием освоенных технологий и доступных материалов;

  • планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;

  • осуществлять работы с использованием технологических карт и чертежей;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека;

  • формирования эстетической среды бытия;

  • развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности человека;

  • получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;

  • составление технологических карт, чертежей и эскизов изделий;

  • организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;

  • изготовление изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;

  • изготовления или ремонта изделий из различных материалов с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;

  • пользования ИКТ и сетью Интернет для разработки проектов и их презентации;

  • контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов;

  • выполнения безопасных приемов труда и правил электробезопасности, санитарии и гигиены;

  • оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги;

  • построения планов профессионального образования и трудоустройства.














Содержание предмета «Технология»

Направление «Индустриальные технологии»

Примерный тематический план

Разделы и темы программы

Количество часов по классам

Всего

5 кл.

6 кл.

7 кл.

8 кл.

  1. Технология в жизни человека и общества

2

2

2

2

8

  1. Основы проектирования. Исследовательская и созидательная деятельность.

    1. Основные компоненты проекта

    2. Этапы проектной деятельности

    3. Способы представления результатов выполнения проекта



8

4

2


2



6

2

2


2



4

-

2


2



4

-

2


2



22

6

8


8

  1. Технологии обработки конструкционных материалов

    1. Графика, черчение

    2. Технологии обработки и создания изделий из древесины и древесных материалов

    3. Технологии обработки и создания изделий из металлов и искусственных материалов

    4. Технологии художественно-прикладной обработки материалов

52


2



24



22


4

52


2



22



20


8

22


2



6



6


8

-


-



-



-


-

126


6



52



48


20

  1. Технологии домашнего хозяйства

    1. Технологии ухода за жилыми помещениями, одеждой и обувью (4 ч)

    2. Эстетика и экология жилища

    3. Семейная экономика. Бюджет семьи

    4. Технологии ремонтно-отделочных работ

    5. Технологии ремонта деталей систем водоснабжения и канализации

4


2

2

-


-


-

6


2

4

-


-


-

4


-

-

4


-


-

16


-

-

-


8


8

30


4

6

4


8


8

  1. Электротехника

    1. Источники, приемники и проводники электрической энергии

    2. Электротехнические работы в жилых помещениях

    3. Бытовые электроприборы

2


-


-

2

2


-


2

-

2


-


2

-

4


2


-

2

10


2


4

4

  1. Современное производство и профессиональное образование

    1. Основы предпринимательства

    2. Сферы современного производства и их составляющие

    3. Пути получения профессионального образования

-


-


-


-

-


-


-


-

-


-


-


-

8


2


2


4

8


2


2


4

ИТОГО

68

68

34

34

204


Содержание программы

Раздел 1. Технология в жизни человека и общества

Нерукотворный и рукотворный мир. Важнейшие человеческие потребности: пища, безопасность и сохранение здоровья, образование, общение, проявление и реализация интересов. Источники удовлетворения потребностей. Виды человеческой деятельности, направленные на удовлетворение потребностей. Технология как вид деятельности. Влияние технологии на общество, а общества на технологию. Влияние технологии на окружающий естественный мир и создание искусственного мира. Связь технологии с ремеслом и народно-прикладным творчеством.

Раздел 2. Основы проектирования. Исследовательская и созидательная деятельность

Тема 2.1. Основные компоненты проекта

Учебный проект. Основные компоненты учебного проекта.

Определение потребностей в изделиях (из древесины, древесных материалов, металла и искусственных материалов), которые может изготовить пятиклассник.

Анализ человеческих потребностей и их технологическое решение в связи со временем, местом и обществом, в котором они формируются.

Краткая формулировка задачи. Оценка интеллектуальных, материальных и финансовых возможностей для выполнения проекта. Разработка критериев для оценки соответствия изделия потребностям пользователя.

Набор первоначальных идей. Их изображение в виде эскизов.

Проработка одной или нескольких идей и выбор лучшей.

Планирование изготовления изделия. Разработка простейшей технологической карты. Изготовление изделия. Испытание изделия в реальных условиях. Оценка процесса и результатов проектирования, качества изготовленного изделия. Оценка изделия пользователем и самооценка учеником. Презентация проекта с использованием компьютерной техники.

Тема 2.2. Этапы проектной деятельности

Поиск и анализ проблемы. Выбор изделия для проектирования. Сопоставление планируемого изделия с существующими. Определение его преимуществ и недостатков. Оценка знаний и умений для изготовления запланированного изделия. Выбор темы проекта. Сбор, изучение и обработка информации по теме проекта. Разработка требований (критериев) для качественного выполнения конечного продукта.

Тема 2.3. способы представления результатов выполнения проекта

Записи в рабочей тетради - тетради творческих работ (ТТР), рисунки, эскизы, чертежи. Выставка проектных работ обучающихся . Устные сообщения школьников в присутствии учителей технологии, изобразительного искусства и др. Демонстрация реальных изделий, изготовленных обучающимися по индивидуальным или коллективным проектам. Составление сообщений о проекте с использованием персонального компьютера (ПК).

Раздел 3. Технологии обработки конструкционных материалов

Тема 3.1. Графика, черчение

Отличия технического рисунка, эскиза и чертежа. Изображение изделий в увеличенном или уменьшенном виде. Масштаб. Чертеж как условное изображение изделия, выполненное по определенным правилам с помощью чертежных инструментов. Линии чертежа: сплошная толстая основная, сплошная тонкая, штрихпунктирная, штрихпунктирная с двумя точками.

Тема 3.2. Технологии обработки и создания изделий из древесины и древесных материалов

Общие сведения о древесине. Виды древесины и пиломатериалов. Оборудование учебной мастерской по обработке древесины. Устройство столярного верстака. Инструменты и приспособления для обработки древесины. Организация рабочего места. Правила безопасной работы при ручной обработке древесины. Устройство и управление сверлильным станком.

Определение потребностей в изделиях из древесины. Выявление необходимых знаний и умений для изготовления этих изделий. Выбор изделия и разработка проекта в соответствии с уровнем знаний и умений обучающихся, наличием необходимых материалов, инструментов и оборудования. Проработка всех компонентов проекта по изготовлению выбранного изделия из древесины. Правила безопасной работы при строгании, разметке заготовок, при сверлении. Выполнение упражнений по отработке операций обработки древесины: строгание, разметка заготовки, сверление, выполнение неподвижных соединений.

Профессии, связанные с обработкой древесины (столяр, плотник).

Тема 3.3. Технологии обработки и создания изделий из металлов

Общие сведения о металлах. Оборудование, инструменты и приспособления для работы с металлом. Устройство слесарного и комбинированного верстака. Инструменты и приспособления для работы с металлами. Правила безопасной работы при ручной обработке металла. Устройство и управление сверлильным станком. Правила безопасной работы на сверлильном станке.

Изучение потребностей в изделиях из тонколистового металла. Упражнения по отработке умений и навыков обработки тонколистового металла, разметки заготовок, резания и опиливания. Соединение деталей из металла. Методы защиты металлов от влияния окружающей среды. Окраска деталей и изделий из металла. Правила безопасной работы с тонколистовым металлом.

Инструменты и приспособления для работы с проволокой. Правка проволоки. Правила безопасной работы с проволокой. Обоснование функциональных качеств изготовленного изделия. Изготовление изделия в соответствии с разработанным проектом.

Профессии людей, связанные с обработкой металлов и искусственных материалов.

Тема 3.4. Технологии художественно-прикладной обработки материалов

Технологии художественно-прикладной обработки материалов. Выпиливание лобзиком. Материалы, инструменты и приспособления для выпиливания. Организация рабочего места. Правила безопасного труда. Технология выжигания по дереву. Материалы, инструменты и приспособления для выжигания. Организация рабочего места. Правила безопасного труда.

Профессии, связанные с художественно-прикладной обработкой материалов.

Раздел 4. Технологии домашнего хозяйства

Тема 4.1. Технология ухода за жилыми помещениями, одеждой и обувью

Представление о необходимости соответствия одежды и обуви времени года. Поддержание чистоты одежды и обуви. Правила и средства ухода за одеждой и обувью (стирка, очистка). Памятка по уходу за одеждой. Условные обозначения, определяющие условия стирки, глаженья и химической чистки. Ремонт одежды как условие удлинения срока ее носки. Пришивание пуговиц, крючков, молний.

Обязанности членов семьи по поддержанию порядка в жилых помещениях, по уходу за одеждой и обувью. Обязанности школьника по поддержанию порядка и культуры дома. Интерьер жилых помещений. Интерьер кухни.

Тема 4.2. Эстетика и экология жилища

Эстетические, экологические, эргономические требования к интерьеру жилища. Регулирование микроклимата в доме. Приборы для поддержания температурного режима, влажности и состояния воздушной среды. Современные системы фильтрации воды. Освещение жилых помещений: общее, местное, подсветка. Стилевые и цветовые решения в интерьере. Цветоведение. Расстановка мебели. Современная бытовая техника и правила пользования ею.

Санитарные условия в жилом помещении.

Раздел 5. Электротехника

Тема 5.3. Бытовые электроприборы

Электроосветительные и электронагревательные приборы, их безопасная эксплуатация. Бытовые светильники. Различные виды ламп. Технические характеристики ламп накаливания и люминесцентных энергосберегающих ламп. Электробытовые приборы (электроплита, электрочайник, тостер, бытовая микроволновая печь (СВЧ-печь)). Пути экономии электрической энергии в быту. Общие сведения об СВЧ-печах, их устройстве и о правилах эксплуатации. Общие сведения о принципе работы, видах и правилах эксплуатации бытовых холодильников и стиральных машин. Правила безопасного пользования бытовыми электроприборами.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности


Тема раздела

программы,
количество отводимых учебных часов

Основное содержание материала темы

Характеристики основных видов деятельности учащихся

Раздел 1. Технологии в жизни человека и общества (2 ч)

Технологии в жизни человека и общества (2 ч)

Нерукотворный и рукотворный мир. Важнейшие человеческие потребности: пища, безопасность и сохранение здоровья, образование, общение, проявление и реализация интересов. Источники удовлетворения потребностей. Виды человеческой деятельности, направленные на удовлетворение потребностей. Технология как вид деятельности. Влияние технологии на общество, а общества на технологию. Влияние технологии на окружающий естественный мир и создание искусственного мира. Связь технологии с ремеслом и народно-прикладным творчеством

Различать продукты природного мира и рукотворного. Приводить примеры влияния технологии на общество и общества на технологию. Выявлять влияние технологии на естественный мир

Раздел 2. Основы проектирования. Исследовательская и созидательная деятельность (8 ч)

2.1. Основные компоненты проекта (4 ч)

Учебный проект. Основные компоненты учебного проекта. Определение потребностей в изделиях, которые может изготовить пятиклассник. Анализ человеческих потребностей и их технологическое решение в связи со временем, местом и обществом, в котором они формируются. Краткая формулировка задачи. Оценка интеллектуальных, материальных и финансовых возможностей для выполнения проекта. Разработка критериев для оценки соответствия изделия потребностям пользователя. Набор первоначальных идей. Их изображение в виде эскизов. Проработка одной или нескольких идей и выбор лучшей. Планирование изготовления изделия. Разработка простейшей технологической карты. Изготовление изделия. Испытание изделия в реальных условиях. Оценка процесса и результатов проектирования, качества изготовленного изделия. Оценка изделия пользователем и самооценка учеником. Презентация проекта с использованием компьютерной техники

Обосновывать основные компоненты проекта.

Проводить исследования потребностей людей (опрос, интервью). Оценивать интеллектуальные, материальные и финансовые возможности выполнения проекта. Производить первоначальный набор идей по выполнению проекта. Выбирать лучшую идею. Разрабатывать простейшие технологические карты для выполнения проектного изделия

2.2. Этапы проектной деятельности (2 ч)

Поиск и анализ проблемы. Выбор изделия для проектирования. Сопоставление планируемого изделия с существующими. Определение его преимуществ и недостатков. Оценка знаний и умений для изготовления запланированного изделия. Выбор темы проекта. Сбор, изучение и обработка информации по теме проекта. Разработка требований (критериев) для качественного выполнения конечного продукта

Проводить сбор информации для выполнения проекта. Пользоваться библиотечной сетью каталогов.

Использовать компьютерные базы данных. Изучать изделия, подобные запланированным в проекте. Разрабатывать критерии для оценки проектируемого изделия

2.3. Способы представления результатов проектирования (2 ч)

Записи в рабочей тетради - тетради творческих работ (ТТР), рисунки, эскизы, чертежи. Выставка проектных работ учащихся. Устные сообщения школьников. Демонстрация реальных изделий, изготовленных обучающимися по индивидуальным или коллективным проектам. Составление сообщений о проекте с использованием персональных компьютеров (ПК)

Готовить устные сообщения о проектировании и об изготовлении продукта труда. Демонстрировать реальные продукты коллективной и индивидуальной проектной деятельности. Проводить самооценку результатов планирования и выполнения проекта. Использовать ПК для презентации работы над проектом

Раздел 3. Технологии обработки конструкционных материалов (52 ч)

3.1. Графика, черчение

(2 ч)

Отличия технического рисунка, эскиза

и чертежа. Изображение изделий в увеличенном или уменьшенном виде. Масштаб. Чертёж как условное изображение изделия, выполненное по определённым правилам с помощью чертёжных инструментов. Линии чертежа: сплошная толстая основная, сплошная тонкая, штрихпунктирная, штрихпунктирная с двумя точками

Выбирать способы графического отображения объекта или процесса. Выполнять чертежи и эскизы, в том числе с использованием средств компьютерной поддержки. Составлять учебные технологические карты. Соблюдать требования к оформлению эскизов и чертежей

3.2. Технологии обработки и создания изделий из древесины и древесных материалов (24 ч)

Общие сведения о древесине. Виды древесины и пиломатериалов. Оборудование учебной мастерской по обработке древесины. Устройство столярного верстака. Инструменты и приспособления для обработки древесины. Организация рабочего места. Правила безопасной работы при ручной обработке древесины. Устройство и управление сверлильным станком.

Определение потребностей в изделиях из древесины. Выявление необходимых знаний и умений для изготовления этих изделий. Выбор изделия и разработка проекта в соответствии с уровнем знаний и умений обучающихся, наличием необходимых материалов, инструментов и оборудования. Проработка всех компонентов проекта по изготовлению выбранного изделия из древесины. Правила безопасной работы при строгании, разметке заготовок, при сверлении. Выполнение упражнений по отработке операций обработки древесины: строгание, разметка заготовки, сверление, выполнение неподвижных соединений.

Профессии, связанные с обработкой древесины (столяр, плотник)

Распознавать материалы по внешнему виду. Читать и оформлять графическую документацию. Организовывать рабочее место. Выбирать объекты труда в зависимости от потребностей людей, наличия материалов и оборудования. Составлять последовательность выполнения работ. Выполнять работу ручными инструментами. Осуществлять изготовление деталей, сборку и отделку изделий из древесины по технологическим рисункам, эскизам, чертежам. Соблюдать правила безопасного труда

3.3. Технологии обработки и создания изделий из металлов (22 ч)

Общие сведения о металлах. Оборудование, инструменты и приспособления для работы с металлом. Устройство слесарного и комбинированного верстаков. Инструменты и приспособления для работы с металлами. Правила безопасной работы при ручной обработке металла. Устройство и управление сверлильным станком. Правила безопасной работы на сверлильном станке.

Изучение потребностей в изделиях из тонколистового металла. Упражнения по отработке умений и навыков обработки тонколистового металла, разметки заготовок, резания и опиливания. Соединение деталей из металла. Методы защиты металлов от влияния окружающей среды. Окраска деталей и изделий из металла. Правила безопасной работы с тонколистовым металлом.

Изготовление изделия в соответствии с разработанным проектом.

Инструменты и приспособления для работы с проволокой. Правка проволоки. Правила безопасной работы с проволокой. Обоснование функциональных качеств изготовленного изделия.

Профессии, связанные с обработкой металлов и искусственных материалов

Распознавать металлы и сплавы. Организовывать рабочее место для слесарных работ. Знакомиться с устройством слесарного верстака и тисков. Читать техническую документацию. Разрабатывать эскизы изделий из металла.

Выполнять упражнения по отработке умений и навыков обработки тонколистового металла. Выполнять разметку заготовок.

Использовать инструменты и приспособления для работы с металлом и проволокой.

Изготовлять изделия в соответствии с разработанным проектом

3.4. Технологии художественно-прикладной обработки материалов (4 ч)

Технологии художественно-прикладной обработки материалов. Выпиливание лобзиком. Материалы, инструменты и приспособления для выпиливания. Организация рабочего места. Правила безопасности труда. Технология выжигания по дереву. Материалы, инструменты и приспособления для выжигания. Организация рабочего места. Правила безопасного труда.

Профессии, связанные с художественно-прикладной обработкой материалов

Разрабатывать изделия с учётом назначения и эстетических свойств. Выбирать материалы и заготовки для работы по дереву. Знать последовательность выполнения работ при выпиливании лобзиком. Выполнять отделку изделия выжиганием. Осуществлять один из распространённых в регионе видов декоративно-прикладной обработки материалов

Раздел 4. Технологии домашнего хозяйства (4 ч)

Тема 4.1. Технологии ухода за жилыми помещениями, одеждой и обувью (2 ч)

Представление о необходимости соответствия одежды и обуви времени года. Поддержание чистоты одежды и обуви. Правила и средства ухода за одеждой и обувью (стирка, чистка). Памятка по уходу за одеждой. Условные обозначения, определяющие условия стирки, глаженья и химической чистки. Ремонт одежды как условие удлинения срока её носки. Пришивание пуговиц, крючков, молний.

Обязанности членов семьи в поддержании порядка в жилых помещениях, в уходе за одеждой и обувью. Обязанности школьника по поддержанию порядка и культуры дома. Интерьер жилых помещений. Интерьер кухни.

Профессии, связанные с уходом за жилыми помещениями, одеждой и обувью

Выбирать рациональные способы и средства ухода за одеждой и обувью. Применять бытовые санитарно-гигиенические средства. Понимать символы, обозначающие способы ухода за текстильными изделиями. Проводить мелкий ремонт одежды. Осваивать технологические операции по удалению пятен с одежды. Соблюдать правила безопасного труда

4.2. Эстетика и экология

жилища (2 ч)

Эстетические, экологические, эргономические требования к интерьеру жилища. Регулирование микроклимата в доме. Приборы для поддержания температурного режима, влажности и состояния воздушной среды. Современные системы фильтрации воды. Освещение жилых помещений: общее, местное, подсветка. Стилевые и цветовые решения в интерьере. Цветоведение. Расстановка мебели. Современная бытовая техника и правила пользования ею.

Санитарные условия в жилом помещении

Оценивать микроклимат в доме. Разрабатывать план размещения осветительных и бытовых приборов. Разрабатывать эскизы оформления стен декоративными элементами.

Закреплять детали интерьера (настенные предметы, стенды, полочки, картины). Пробивать (сверлить) отверстия в стене

Раздел 5. Электротехника (2 ч)

5.3. Бытовые электроприборы (2 ч)

Электроосветительные и электронагревательные приборы, их безопасная эксплуатация. Бытовые светильники. Различные виды ламп. Технические характеристики ламп накаливания и люминесцентных энергосберегающих ламп. Электробытовые приборы (электроплита, электрочайник, тостер, СВЧ-печь). Пути экономии электрической энергии в быту. Общие сведения об СВЧ-печах, их устройстве и правилах эксплуатации. Общие сведения о принципе работы, видах и правилах эксплуатации бытовых холодильников и стиральных машин. Правила безопасного пользования бытовыми электроприборами

Учитывать расход электрической энергии с помощью электросчётчика. Определять пути экономии электроэнергии в быту. Выявлять экологическое воздействие применения электроосветительных и электронагревательных приборов. Оценивать эксплуатационные параметры электроприборов.

Соблюдать правила безопасного пользования бытовыми электроприборами





















Учебно-методическое обеспечение


Учебно-методический комплект:

  1. Сасова, И.А. Технология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / [И.А. Сасова, М.Б. Павлова, М.И. Гуревич и др.]; под ред. И.А. Сасовой. - 4-е изд., перераб. - М. : Вентана-Граф, 2012. - 240 с.: ил.

  2. Сасова, И.А. Технология. Индустриальная технология: 5 класс : тетрадь творческих работ для учащихся общеобразовательных учреждений / [И.А. Сасова, Н.Н. Гоппе, А.Ю. Холодов и др.]; под ред. И.А. Сасовой. - 3-е изд., дораб. - М. : Вентана-Граф, 2013. - 64 с.: ил.


Литература:

  1. Боровых, В.П. Уроки технологии с применением ИКТ. 5-6 классы. Методическое пособие с электронным приложением. - М.: Планета, 2011. - 384 с. - (Современная школа).

  2. Марченко, А.В. Настольная книга учителя технологии: справ.-метод. пособие / сост. А.В. Марченко. - М.: АСТ : Астрель, 2005. - 430 с.

  3. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / Под ред. И.А. Сасовой. - М.: Вентана-Граф, 2003. - 296 с.: ил.

  4. Бешенков, А.К. Технология: Методические рекомендации по оборудованию кабинетов и мастерских технического труда / А.К. Бешенков, В.М. Казакевич. - М.: Дрофа, 2002. - 80 с.: ил.

  5. Симонов Е. Работа по дереву: резьба, выпиливание лобзиком, столярное мастерство (+ CD с видеоуроками). - СПб.: Питер, 2011. - 240 с.: ил.

  6. Резьба по дереву /Авт.-сост. А.Ф. Конев. - Мн.: Харвест, 2004. - 96 с.: ил.

  7. Соколова, М.С. Художественная роспись по дереву: Технология народных художественных промыслов. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 304 с.,16 с. ил.: ил.

  8. Маркуцкая, С.Э. Технология. Обслуживающий труд. Тесты. 5-7 классы / С.Э. Маркуцкая. - М.: Экзамен, 2009. - 126 с.

  9. CD- диски:

- «Технология»;

- «Презентации по технологии»;

- Интерактивная энциклопедия «От плуга до лазера».


Список общеобразовательных сайтов и порталов

edu.ru - Российское образование. Федеральный образовательный портал

rusedu.info

katalog.iot.ru - Каталог образовательных ресурсов сети Интернет

uroki.net

domovodstvo.fatal.ru - учителю технологии:.

rudovik.narod.ru - Технология и трудовое обучение.

bookoliki.gmsib.ru - Библиотечно-информационный центр









Календарно-тематическое планирование по технологии (5 класс)

Дата

урока

Тип урока

Тема урока

Домашнее задание

план

факт


02.09


04.09




09.09


11.09



16.09


18.09

23.09


25.09


30.09

02.10


07.10

09.10

14.10


16.10

21.10


23.10


28.10

30.10

11.11

13.11

18.11

20.11

25.11

27.11


02.12

04.12


09.12

11.12

16.12

18.12

23.12


25.12


13.01

15.01

20.01

22.01

27.01

29.01


03.02


05.02

10.02

12.02

17.02

19.02


24.02

26.02


03.03

05.03

10.03

12.03


17.03

19.03

02.04

07.04


09.04

14.04

16.04

21.04


23.04


28.04




30.04

05.05

07.05

12.05

14.05

19.05

21.05

26.05




1


2




3


4



5


6

7


8


9

10


11

12

13


14

15


16


17

18

19

20

21

22

23

24


25

26


27

28

29

30

31


32


33

34

35

36

37

38


39


40

41

42

43

44


45

46


47

48

49

50


51

52

53

54


55

56

57

58


59


60




61

62

63

64

65

66

67

68

ознакомление с новым мате-риалом

комбинирова-нный урок

ознакомление с новым мате-риалом

комбинирова-нный урок

комбинирова-нный урок

комбинирова-нный урок

комбинирова-нный урок

комбинирова-нный урок

комбинирова-нный урок

комбинирова-нный урок

комбинирова-нный урок

комбинирова-нный урок

комбинирова-нный урок

комбинирова-нный урок

комбинирова-нный урок

комбинирова-нный урок

комбинирова-нный урок

комбинирова-нный урок

комбинирова-нный урок

комбинирова-нный урок

комбинирова-нный урок

комбинирова-нный урок

комбинирова-нный урок

комбинирова-нный урок

комбинирова-нный урок

комбинирова-нный урок

комбинирова-нный урок

комбинирова-нный урок

урок контроля знаний

ознакомление с новым мате-риалом

комбинирова-нный урок

комбинирова-нный урок

комбинирова-нный урок

комбинирова-нный урок

комбинирова-нный урок

комбинирова-нный урок

комбинирова-нный урок

комбинирова-нный урок

комбинирова-нный урок

комбинирова-нный урок

комбинирова-нный урок

комбинирова-нный урок

комбинирова-нный урок

комбинирова-нный урок

комбинирова-нный урок

комбинирова-нный урок

урок контроля знаний

ознакомление с новым мате-риалом

комбинирова-нный урок

комбинирова-нный урок

ознакомление с новым мате-риалом

комбинирова-нный урок

ознакомление с новым мате-риалом

комбинирова-нный урок

комбинирова-нный урок

комбинирова-нный урок

комбинирова-нный урок

урок контроля знаний

  1. Технология в жизни человека и общества (2 часа)

Нерукотворный и рукотворный мир. Виды человеческой деятельности.

Влияние технологии на окружающий естественный мир и создание искусственного мира.

  1. Технология обработки конструкционных материалов (52 часа)

Древесина и ее применение. Лиственные и хвойные породы древесины.

Практическая работа № 1. Распознавание лиственных и хвойных древесных пород по внешним признакам: цвету, текстуре.

Верстак, его устройство. Ручные инструменты и приспособления для обработки древесины.

Практическая работа № 2. Организация рабочего места.

Правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами.

Типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертеж.

Практическая работа № 3. Масштаб. Линии чертежа.

Практическая работа № 4. Чтение чертежа плоскостной детали.

Практическая работа № 5. Выполнение чертежа детали.

Практическая работа № 6. Выполнение эскиза детали.

Основные технологические операции и особенности их выполнения.

Разметка древесины.

Практическая работа № 7. Определение последовательности изготовления детали по технологической карте.

Практическая работа № 8. Составление технологической карты.

Пиление древесины.

Практическая работа № 9. Пиление заготовок.

Строгание древесины.

Практическая работа № 10. Строгание заготовок.

Сверление древесины.

Устройство сверлильного станка.

Практическая работа № 11. Устройство сверлильного станка.

Практическая работа № 12. Сверление технологических отверстий.

Неподвижные соединения.

Практическая работа № 13. Выполнение неподвижных соединений деталей.

Выпиливание лобзиком.

Практическая работа № 14. Выпиливание лобзиком.

Выжигание по дереву.

Практическая работа № 15. Выжигание по дереву.

Профессии, связанные с обработкой древесины (столяр, плотник).

Контрольная работа № 1. Технология обработки древесины.

Металлы, их основные свойства и область применения.

Рабочее место для ручной обработки металла.

Практическая работа № 16. Организация рабочего места.

Инструменты для ручной обработки металла.

Пробивание и сверление отверстий.

Практическая работа № 17. Пробивание пробойником и сверление отверстий.

Основные технологические операции обработки тонколистового металла и особенности их выполнения.

Правка тонколистового металла.

Практическая работа № 18. Правка заготовки.

Разметка металлических заготовок.

Практическая работа № 19. Разметка заготовок из металла.

Практическая работа № 20. Чтение чертежей деталей из тонколистового металла.

Резание тонколистового металла ножницами.

Практическая работа № 21. Резание заготовок слесарными ножницами.

Опиливание деталей из листового металла.

Практическая работа № 22. Опиливание деталей из металла.

Соединение металлических деталей.

Практическая работа № 23. Гибка заготовок в тисках и на оправках.

Отделка изделий из металла.

Проволока и способы ее получения. Изделия из проволоки.

Практическая работа № 24. Гибка проволоки.

Контрольная работа № 2. Технология обработки металла.

  1. Технология домашнего хозяйства (4 часа)

Правила и средства ухода за одеждой и обувью (стирка, чистка)

Интерьер жилых помещений.

Стилевые и цветовые решения в интерьере.

Санитарные условия в жилых помещениях.

  1. Электротехника (2 часа)

Электроосветительные и электронагревательные приборы, их безопасная эксплуатация.

Правила безопасного пользования бытовыми электроприборами.

  1. Основы проектирования. Исследовательская и созидательная деятельность (8 часов)

Учебный проект. Основные компоненты учебного проекта.

Поиск и анализ проблемы.

Выбор темы проекта.

Планирование изготовления изделия.

Изготовление изделия.

Испытание изделия в реальных условиях.

Оценка изделия. Самооценка.

Выставка проектных работ.

с. 7-11

конспект

с.153-157

ТТР: №4

с.158-162

ТТР:№ 5

с. 161

с.162-168

с.44-49

ТТР:№1

с. 44

с. 45-46

с.46,рис.19

с.48,рис.20

конспект

с.180-184

ТТР:№8

Конспект

Составить техн.карту

ТТР:№9

с.162-164

с.176-179

ТТР:№7

с.185-187

с.197-199

ТТР:№10

ТТР:№26(2,3)

с.187-188

ТТР:№11

с.189-191

ТТР:№12

конспект

реферат

с.191

с.192,ТТР:№19

с.193

ТТР:№18(4)

с.194-196

ТТР:№26

конспект

с.198,конспект

с.202-203

ТТР:№22

с.203-204

ТТР:№23

конспект

с.205-206

ТТР:№24

с.206-208

конспект

с.208

ТТР:№25,27

с.209-210

с.229-231

с.232

с.149

с.150-151

с.151

конспект

конспект

плакат по ТБ

с.12-17

ТТР:№2

с.17-26

ТТР:№14

с.27-37

ТТР:№15

ТТР:стр.31


Планируемые результаты изучения предмета «Технология»

Обучающиеся должны знать:

  • основные требования к техническому рисунку, эскизу и чертежу;

  • основные параметры качества детали: форма, шероховатость, размеры каждой элементарной поверхности и их взаимное расположение; способы осуществления их контроля;

  • пути предупреждения негативных последствий трудовой деятельности человека на окружающую среду и собственное здоровье;

  • что представляет собой текстовая и графическая информация;

  • требования к материалам, которые необходимо учитывать при их обработке;

  • общее устройство столярного верстака, уметь пользоваться им при выполнении столярных операций;

  • назначение, устройство и принцип действия простейшего столярного инструмента (разметочного, ударного и режущего) и приспособлений для пиления (стусла); способы пользования ими при выполнении соответствующих операций;

  • основные виды механизмов по выполняемым функциям, а также по используемым в них рабочим частям;

  • виды пиломатериалов;

  • возможности использования микрокалькулятора и ЭВМ в процессе работы для выполнения необходимых расчетов, получения необходимой информации о технологии обработки деталей и сборки изделий;

  • источники и носители информации, способы получения, хранения и поиска информации;

  • основы и принципы ухода за одеждой и обувью.

Обучающиеся должны уметь:

  • рационально организовывать рабочее место, соблюдать привила безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ;

  • выполнять основные операции по обработке древесины ручными налаженными инструментами, изготавливать простейшие изделия из древесины по инструкционно-технологическим картам;

  • читать простейшие технические рисунки и чертежи плоских и призматических деталей и деталей типа тел вращения;

  • понимать содержание инструкционно-технологических карт и пользоваться ими при выполнении работ;

  • графически изображать основные виды механизмов передач;

  • находить необходимую техническую информацию;

  • осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий;

  • читать чертежи и технологические карты, выявлять технические требования, предъявляемые к детали;

  • выполнять основные учебно-производственные операции и изготавливать детали на сверлильном станке;

  • соединять детали склеиванием, на гвоздях, шурупами;

  • владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и лаками);

  • применять политехнические и технологические знания и умения в самостоятельной практической деятельности;

  • набирать и редактировать текст;

  • создавать простые рисунки;

  • работать на ПЭВМ в режиме калькулятора.

Обучающиеся должны владеть компетенциями:

  • ценностно-смысловой;

  • деятельностной;

  • социально-трудовой;

  • познавательно-смысловой;

  • информационно-коммуникативной;

  • межкультурной;

  • учебно-познавательной.

Обучающиеся способны решать жизненно-практические задачи:

  • вести экологически здоровый образ жизни;

  • использовать ПЭВМ для решения технологических, конструкторских, экономических задач и как источник информации;

  • планировать и оформлять интерьер: проводить уборку квартиры, ухаживать за одеждой и обувью; соблюдать гигиену; выражать уважение и заботу членам семьи; принимать гостей и правильно вести себя в гостях;

  • проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкционных и поделочных материалов.










































© 2010-2022