Рабочая программа по технологии для 8 класса

Раздел Технология
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования администрации Канашского района Чувашской Республики

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Хучельская основная общеобразовательная школа» Канашского района Чувашской Республики

Рассмотрено

на заседании

МО ________

Протокол №

«___»_________ 20__ г.

Согласовано

Зам. директора МБОУ «Хучельская ООШ»

_______ Э.В.Фомина

«___»_________ 20__ г.

Утверждено

Директор МБОУ «Хучельская ООШ» _______ Л.Г.Ильина

«___»_________ 20__ г.







Рабочая программа

по предмету «Технология» в 8 классе

(1 час в неделю)

Авторы учебного курса Технология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В.Д.Симоненко, А.А.Электов, Б.А.Гончаров и др.; под. ред. В.Д.Симоненко -

М. : Вентана-Граф, 2013

2013 - 2014 учебный год





Рабочая программа составлена на основе Программы основного общего образования с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта начального образования и с учетом программы по учебному предмету «Технология» для 5-8(9) классов общеобразовательных учреждений / Н.В.Синица, П.С.Самородский. -

М. :Вентена-Граф, 2013.







Учитель: Григорьева Г.Ю.

2013 год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:

  • федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по технологии (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. №03- 1263).

  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.12.2008 № 379 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;

  • «Образовательной программы муниципального бюджетного общеобщеобразовательного учреждения « Хучельская основная общеобразовательная школа» Канашского района Чувашской республики на 2013 - 2014 учебный год», утвержденной приказом по школе № 38 от 29 августа 2013г.

Изучение технологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда;

  • развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

  • получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

В процессе преподавания предмета «Технология» решаются следующие задачи:

Образовательные:

  • приобретение графических умений и навыков, графической культуры;

  • знакомство с наиболее перспективными и распространенными технологиями преобразования материалов, энергии и информации в сферах домашнего хозяйства, а также освоение этих технологий;

  • знакомство с принципами дизайна, художественного проектирования, а также выполнение проектов.

Воспитательные:

  • формирование технологической культуры и культуры труда, воспитание трудолюбия;

  • формирование уважительного и бережного отношения к себе и окружающим людям;

  • формирование бережного отношения к окружающей природе с учетом экономических и экологических знаний и социальных последствий;

  • формирование творческого отношения в преобразовании окружающей действительности.

Решение задач творческого развития личности учащихся обеспечивается включением в программу творческих заданий, которые выполняются методом проектов как индивидуально, так и коллективно. Ряд заданий направлен на решение задач эстетического воспитания учащихся, раскрытие их творческих способностей.

Программа дает возможность осуществить высокий эстетический уровень образования без понижения технико-технологического уровня. При изготовлении изделий, наряду с технологическими требованиями, уделяется большое внимание требованиям эстетическим, экологическим и эргономическим.

Основной формой организации учебного процесса является сдвоенный урок, который позволяет организовать практическую творческую и проектную деятельность, причем проекты могут выполняться учащимися как в специально выделенное в программе время, так и интегрироваться с другими разделами программы.

Учитывая региональные особенности нашего района, 10 % от учебного времени отводится для изучения чувашских ремесел и промыслов, для изучения национальных традиций, праздников, технологий изготовления элементов национального костюма, элементов декоративно-прикладного искусства. Познавательные сведения и практическая работа НРК проводятся параллельно с изучаемой темой, совпадающей с темой урока.

В соответствии с БУП на изучение курса «Технология» в 8 классе выделяется 35 часов (1 час в неделю), на изучение тем НРК отводится 3 часа.

Базовыми для рабочей программы для 5-8 классов являются разделы «Кулинария», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», «Создание изделий из древесины», «Технология ведения дома».

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок.

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

Достижение этих целей и решение задач предполагается осуществлять посредством использования метода проектов и его дидактически обоснованного сочетания с традиционными методами, способами и формами обучения.

Метод проектов позволяет школьникам в системе овладеть организационно-практической деятельностью по всей проектно-технологической цепочке - от идеи до её реализации в модели, изделии, услуге; интегрировать знания из разных областей; применять их на практике, получая при этом новые знания, идеи, создавая материальные ценности.


Требования к уровню подготовки обучающихся

знать/понимать:

  • основные технологические понятия;

  • назначения и технологические свойства материалов;

  • назначение применяемых ручных инструментов, приспособлений, правила безопасной работы с ними;

  • виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций;

  • влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;

  • профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;

уметь:

  • рационально организовывать рабочее место;

  • находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию;

  • составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта;

  • выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;

  • выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов и приспособлений;

  • соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами;

  • осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали);

  • находить и устранять допущенные дефекты;

  • проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;

  • планировать работу с учетом имеющихся ресурсов и условий;

  • распределять работу при коллективной деятельности;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для получения технологических сведений из разнообразных источников информации;

  • для организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;

  • для изготовления или ремонта изделий из различных материалов;

  • для создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов и приспособлений;

  • для обеспечения безопасности труда;

  • для оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или услуги.




Учебно-тематический план

Разделы и темы программы

Количество часов

Творческая проектная деятельность

2

Семейная экономика

6

Художественная обработка материалов

10

Технология ведения дома

5

Черчение и графика

4

Электротехнические работы

6

Радиоэлектроника

2

Итого

35

Учебно-методический комплекс:

  1. Технология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В.Д.Симоненко, А.А.Электов, Б.А.Гончаров и др.; под. ред. В.Д.Симоненко - М.: Вентана-Граф, 2013

  2. «Технология» для 5-8(9) классов общеобразовательных учреждений / Н.В.Синица,П.С.Самородский. - М. :Вентена-Граф, 2013.









Календарно - тематическое планирование

Наименование раздела и темы урока

Кол-во часов

Тип урока

Вид контроля

НРК

Требования к уровню подготовки обучающихся

Дата проведения

Семейная экономика (6 часов)

Семья как экономическая ячейка общества

1

Урок изучения нового материала

текущий

- знать понятия домашняя экономика, семья, потребности семьи, материальные и духовные потребности

- уметь определять функции семьи в обществе и в экономическом пространстве, классифицировать человеческие потребности и выстраивать иерархическую лестницу


Информация о товарах

1

Урок изучения нового материала

текущий

- знать понятие информация о товарах;

- уметь ориентироваться на рынке товаров и услуг; рассказать о правах потребителя и их защите; охарактеризовать основные источники информации о товарах; извлекать информацию из сертификата качества


Бюджет семьи

и цены

1

Комбинированный

текущий

НРК

- знать о доходах и расходах семьи, ценах на товары и услуги;

- уметь рационально рассчитывать бюджет семьи.


Расходы на питание

1

Комбинированный

текущий

- знать каким должно быть питание; планирование расходов на продукты питания;

- уметь перечислить правила, которые следует соблюдать при покупке; определять пути снижения затрат на питание


Сбережения. Личный бюджет

Комбинированный

текущий

- знать составные части бюджета школьника;

- уметь перечислять способы сбережения денежных средств.


Предпринимательство в семье. Экономика приусадебного участка

Комбинированный

текущий

- знать значение приусадебного участка

- уметь перечислять варианты использования приусадебного участка в целях предпринимательства; выполнять расчет примерных затрат и возможной прибыли в соответствии с ценами местного рынка и покупательной способностью населения.

Художественная обработка материалов (10 часов)

Инструктаж по технике безопасности при работе в учебных мастерских.

Ручная художественная вышивка

1

Комбинированный

текущий

- знать виды национальной художественной вышивки;

- уметь составлять схемы вышивки; переносить рисунок на ткань


Атласная гладь

1

Комбинированный


- уметь выполнять атласную гладь; закреплять ткань в пальцы.


Штриховая гладь. Швы «узелки» и «рококо». Двусторонняя гладь

1

Комбинированный

текущий

- уметь выполнять штриховую гладь; закреплять ткань в пальцы; выполнять швы: «узелки» и «рококо».


Художественная гладь. Вышивание натюрморта. Вышивание пейзажа

1

Комбинированный

текущий

- уметь выполнять двухстороннюю глад разными приемами.


Домашний компьютер в вышивке

1

Комбинированный

текущий

- уметь составлять схемы получения вышивки с помощью компьютера.


Изготовление панно в технике ручной художественной вышивки

1

Урок - практикум

текущий

- уметь изготавливать панно в технике ручной художественной вышивки


Изготовление панно в технике ручной художественной вышивки

1

Урок - практикум

текущий

- уметь изготавливать панно в технике ручной художественной вышивки


Чувашская кукла. История

1

Урок изучения нового материала

Сообщение новых знаний

НРК

- знать историю чувашской вышивки, национальной одежды, последовательность выполнения куклы


Изготовление чувашской куклы

1

Урок - практикум

Практическая работа

НРК

- знать последовательность выполнения куклы

- уметь выполнять основные приемы работы


Изготовление чувашской куклы

1

Урок - практикум

Практическая работа

НРК

- знать последовательность выполнения куклы

- уметь выполнять основные приемы работы

Технология ведения дома (5 часов)


Инженерные коммуникации в доме. Водопровод и канализация

1

Комбинированный

текущий

- знать инженерные коммуникации в доме. Водопровод и канализация


Ремонт оконных блоков и дверных блоков

1

Комбинированный

текущий

- знать как делать ремонт оконных блоков и дверных блоков


Технология установки врезного замка

1

Комбинированный

текущий

- знать технологию установки врезного замка


Утепление дверей и окон.

1

Комбинированный

текущий

- уметь применять необходимый материал для обивки окон и дверей.


Современный ручной электроинструмент

1

Комбинированный

текущий

- знать современные ручные электроинструменты

Черчение и графика (4 часа)

Чертеж детали

1

Урок изучения нового материала

текущий

- знать правила построения чертежа детали;

- уметь выполнять построение чертежа несложной детали с натуры.


Нанесение размеров

1

Урок комбинированный

текущий

- знать принципы нанесение размеров на чертежах


Выполнение чертежа детали

1

Урок- практикум

текущий

- уметь выполнять чертеж деталей.


Выполнение чертежа детали

1

Урок комбинированный

текущий

- уметь выполнять чертеж деталей. Достраивание третьего вида по двум данным

Электротехнические работы (6 часов)

Электрический ток и его использование. Принципиальные и монтажные электросхемы

1

Комбинированный

текущий

- знать источники и потребители электрической энергии; назначение и виды устройств защиты бытовых электроустановок от перегрузки;

- уметь читать электрические схемы; перечислять основные элементы электрической цепи и функции, которые они выполняют при прохождении тока.


Потребители и источники злектроэнергии. Электроизмерительные приборы

1

Комбинированный

текущий

- знать параметры потребителей и источников электроэнергии; виды соединения проводников; устройства защиты электрических цепей;

- уметь пользоваться электроизмерительными приборами.


Электрические провода. Соединение электрических проводов. Монтаж электрической цепи

Комбинированный

текущий

- знать назначение электромонтажных инструментов и материалы; виды соединения проводов, графическое обозначение элементов электрических цепей; правила электробезопасности;

- уметь читать и собирать простейшие электрические схемы.


Электромагниты и их применение. Электроосветительные приборы

Комбинированный

текущий

- знать устройство и применение электромагнитов в технике; виды электроосветительных приборов; устройство современной лампы накаливания, мощность, срок службы; люминесцентное и неоновое освещение; достоинства и недостатки люминесцентных ламп и ламп накаливания.


Бытовые нагревательные приборы

Комбинированный

текущий

- знать устройство, принцип работы наиболее используемые в быту электроприборы; правила безопасной работы бытовой техники;

- уметь объяснять работу простых электротехнических устройств и электробытовых приборов.


ТБ при работе с электроприборами Электрические двигатели и инструменты

Комбинированный

текущий

- знать устройство и принцип действия двигателей постоянного и переменного тока ;схемы подключения электродвигателей источнику тока;

- уметь подключать электродвигатели разных конструкций к сети.

Радиоэлектроника (2 часа)

Электромагнитные волны и передача информации.

Урок изучения нового материала

текущий

- знать схему распространения радиоволн различного диапазона; спутниковой связи;

- уметь изготовить несколько вариантов наружных антенн.


Цифровые приборы нашего окружения

Урок изучения нового материала

текущий

- знать цифровые приборы нашего окружения.

Творческая проектная деятельность (2 часа)

Выполнение проекта

1

Урок- практикум

текущий

- знать основные требования к проектированию изделий;

- уметь выдвигать идеи для выполнения творческого проекта


Выполнение проекта

1

Урок- практикум

текущий

- знать основные требования к проектированию изделий;

- уметь выдвигать идеи для выполнения творческого проекта


Итого

35






Критерии оценивания учащихся 8 классов

№ п.п

оценки

Знание учебного материала

Точность обработки изделия

Норма времени выполнения

Правильность выполнения трудовых приемов

Организация рабочего времени

Соблюдение правил дисциплины и т/б

1

2

3

4

5

6

7

8

1

«5»

Ответы отличаются глубокими знанием учебного материала, свидетельствуют о способности самостоятельно находить причинно-следственные зависимости и связь с практикой

Точность размеров изделия лежит в пределах 1/3 допуска

Норма времени меньше или равна установленной

Абсолютная правильность выполнения трудовых операций

Учащийся показал грамотное соблюдение правил организации рабочего места

Нарушений дисциплины и правил т/б в процессе занятия учителем замечено не было

2

«4»

В ответах допускаются незначительные неточности, учащиеся почти самостоятельно находят причинно-следственные зависимости в учебном материале, связи его с практикой

Точность размеров изделия лежит в пределах ½ поля допуска

Норма времени превышает установленного на 10-15 %

Имеют место отдельные случаи неправильного выполнения трудовых приемов, которые после замечания учителя не повторяются

Имели место отдельные случаи нарушения правил организации рабочего места, которое после замечания учителя не повторяются

Имели место отдельные случаи нарушения дисциплины и т/б, которые после замечания учителя не повторяются

3

«3»

В ответах допускаются неточности, исправляемые только с помощью учителя, учащиеся не могут сами выделить в учебном материале причинно-следственные связи, связать его с практикой

Точность размеров изделия лежит в пределах поля допуска

Норма времени превышает установленную на 20% и более

Имеют место случаи неправильного выполнения трудовых приемов, часть из которых после замечания учителя повторяются снова

Имели место случаи неправильной организации рабочего места, которые после замечания учителя повторяются снова

Имели место нарушения дисциплины и правил т/б, которые после замечания учителя повторялись снова

4

«2»

Ответы свидетельствуют о значительном незнании учебного материала, учащийся не может без учителя найти в нем причинно-следственные связи, относящиеся к классу простейших

Точность изделия выходит за пределы поля допуска

Учащийся не справился с заданием в течении бюджета времени урока

Почти все трудовые приемы выполняются не верно и не исправляются после замечания

Почти весь урок наблюдались нарушения правил организации рабочего места

Имели место многократные случаи нарушения правил т/б и дисциплины

5

«1»

Учащийся абсолютно не знает учебный материал, отказывается от ответа

Учащийся допустил неисправимый брак

Учащийся отказался от выполнения так и не смог к нему приступить

Учащийся совершенно не владеет трудовыми приемами

Полное незнание правил организации рабочего места

Имели место нарушения дисциплины и т/б, повлекшие за собой травматизм



Примерные нормы оценки практической работы

Организация труда

Отметка «5» ставиться, если полностью соблюдались правила трудовой и технической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд, предложенный учителем, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались общие правила техники безопасности, отношение к труду добросовестное, к инструментам - бережное, экономное.

Отметка «4» ставиться, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые исправлялись самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технологической дисциплины, правила техники безопасности.

Отметка «3» ставиться, если самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины, организации рабочего места.

Отметка «2» ставится, если самостоятельность в работе отсутствовала, допущены грубые нарушения правил трудовой и технологической дисциплины, правил техники безопасности, которые повторялись после замечаний учителя.

Приемы труда

Отметка «5» ставиться, если все приемы труда выполнялись правильно, не было нарушений правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

Отметка «4» ставиться, если приемы выполнялись в основном правильно, допущенные ошибки исправлялись самостоятельно, не было на рушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

Отметка «3» ставиться, если отдельные приемы труда выполнялись неправильно, но ошибки исправлялись после замечания учителя, допущены незначительные нарушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

Отметка «2» ставится, если неправильно выполнялись многие виды работ, ошибки повторялись после замечания учителя, неправильные действия привели к травме учащегося или поломке инструмента (оборудования).

Качество изделий (работы)

Отметка «5» ставиться, если изделие выполнено точно по чертежу; все размеры выдержаны; отделка выполнена в соответствии с требованиями инструкционной карты или по образцу.

Отметка «4» ставиться, если изделие выполнено по чертежу, размеры выдержаны, но качество отделки ниже требуемого.

Отметка «3» ставиться, если изделие выполнено по чертежу с небольшими отклонениями; качество отделки удовлетворительное.

Отметка «2» ставится, если изделие выполнено с отступлениями от чертежа, не соответствует образцу. Дополнительная доработка не может привести к возможности использования изделия.

Норма времени (выработки)

Отметка «5» ставиться, если задание выполнено в полном объеме и в установленный срок.

Отметка «4» ставиться, если на выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме на 10%.

Отметка «3» ставиться, если на выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме на 25%.

Отметка «2» ставится, если на выполнение работы затрачено времени против нормы больше чем на 25%.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА УЧАЩИХСЯ

Критерии оценивания

Баллы

  1. Оценка пояснительной записки (10 баллов)

1.1 Общее оформление

1



1.2 Актуальность. Обоснование проблемы, формулировка темы проекта

1



1.3 Сбор информации по теме проекта, анализ прототипов

0,5



1.4 Анализ возможных идей, выбор оптимальной идеи

1



1.5 Выбор технологии изготовления изделия

1



1.6 Экономическая и экологическая оценка будущего изделия и технологии его изготовления

1



1.7 Разработка конструкторской документации, качество графики.

1



1.8 Описание изготовления изделия (технологическая карта)

1



1.9 Описание окончательного варианта изделия

0,5



1.10 Эстетическая оценка выбранного изделия

0,5



1.11 Экономическая и экологическая оценка выполненного (готового) изделия.

0,5



1.12 Реклама изделия

1




  1. Оценка готового изделия(25 баллов)

2.1 Оригинальность конструкции

5



2.2 Качество изделия

10



2.3 Соответствие изделия проекту

5



2.4 Практическая значимость

5




  1. Оценка защиты проекта (15 баллов)

3.1 Формулировка проблемы и темы проекта

2



3.2 Анализ прототипов и обоснование выбранной идеи

1



3.3 Описание технологии изготовления изделия

3



3.4 Четкость и ясность изложения

1



3.5 Глубина знаний и эрудиция

2



3.6 Время изложения (7-8 мин)

1



3.7 Самооценка

2



3.8 Ответы на вопросы

3



ИТОГО:

50 баллов





Содержание НРК в учебном процессе

№ урока

Тема НРК

3

Бюджет семьи и цены

7

Чувашская вышивка

15

Ремонт оконных блоков и дверных блоков

30

Цифровые приборы нашего окружения

Литература для реализации НРК

  1. Данилов В.Д., Павлов Б.И. История Чувашии. Чебоксары: чув. кн. изд., 2003.

  2. Родной край: Учебное пособие для 5 класса: Енькка Е. - Чебоксары: чув. кн. изд., 2005.

  3. Родной край. Материальная и духовная культура чувашского народа XVI¬-XIX вв.: Учебное пособие для 6-7 классов: Енькка Е. - Чебоксары: чув. кн. изд., 2004.

  4. Тафаев Г.И. История чувашского народа и Чувашии. Чебоксары: чув. кн. изд., 2003.

  5. Чувашский костюм от древности до современности/ Сост.:В.В.Николаев, Г.Н.Иванов-Орков, В.П.Иванов. - Москва-Чебоксары-Оренбург, 2002.


© 2010-2022