Урок в 5 классе на тему Приготовление блюд из яиц

Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок технологии в 5-м классе.

Тема: "Приготовление блюд из яиц.Подготовка к практической работе»


Борисова Елена Николаевна,

учитель технологии

МКОУ «Кожильская СОШ с\х направления »


Тип урока: урок «открытия нового знания».

Структура урока:

Цели урока:

  • Предметные: способствовать формированию представлений обучающихся о видах и питательной ценности яиц, навыков технологии проверки качества яиц, возможностях использования их в кулинарии.

  • Создать условия для овладения обучающимися УУД в процессе учебной деятельности

  • Личностные: развивать умения и навыки самостоятельной работы с информацией.

  • Регулятивные учебные действия: развитие умения определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; формирование умения взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности; способствовать адекватному суждению о причинах своего успеха (неуспеха) в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием.

  • Познавательные действия:формирование умения извлекать необходимую информацию из разных источников и творчески перерабатывать; формирование умения проводить анализ первоначальных идей и выбору лучшей идеи, учить формулировать проблему, определять тему урока.

  • Коммуникативные учебные действия: формирование умения работать в группах, слушать и слышать друг друга, умение обосновывать и доказывать своё мнение, умение учитывать позицию собеседника

Оборудование:

  • Компьютер

  • Проектор

  • Учебник

  • Рабочая тетрадь

  • Для лабораторной работы: стакан, вода, соль,яйца,ложка, набор кухонной посуды, овоскоп.

Конспект урока

  1. Мотивационно - целевой этап

Приветствиеобучающихся, настрой на урок

Учитель: Здравствуйте, садитесь

Дежурный докладывает о готовности класса к уроку.

Прием «Улыбнись!»

Учитель:Я рада видеть вас на уроке в хорошем настроении. Начнем урок?

Учитель: Вы обратили внимание на чашу? Что в ней? - Овощи! Возьмите по одному виду и опишите все, что о нем знаете.

Учащиеся характеризуют свойства овоща.

Учитель: Молодцы!Девочки, а как вы думаете, витамины находятся только в овощах.

Учащиесяназывают продукты.

А сегодня мы познакомимся еще с одним из самых удивительных продуктов. О чем пойдет речь? Угадаете загадки, и вы сами сможете догадаться о теме сегодняшнего урока (раздает загадки)

Ученицы работают в парах.

1.Какая еда хоть вари ее в пяти пудах соли, никогда не будет соленой.

2. Пробил я стенку-увидел серебро, пробил серебро -увидел золото

3. На столе бело -упало со стола -желто.

4.Маленький, кругленький, беленький, упадет со стола, разобьется - никакой столяр не подчинит.

5.Может и разбиться

Может и свариться

Если хочешь, в птицу может превратиться.

По окончании работы ученицы называют слово-это яйцо.

Учитель: Молодцы! Совершенно верно. Давайте все вместе сформулируем тему урока, о чем пойдет речь?

Ученицы называют темы («Яйца в питании человека», «Блюда из яиц»).

Учителькорректирует и озвучивает тему урока «Приготовление блюд из яиц»(слайд 2)

Что вам известно по этой теме? Заполните таблицу в графе «Уже знал»

(слайд 3)

Уже знал

Новое для меня

Есть вопрос


Каждая учащаяся выясняет все, что знает по теме.

А что хотели быузнать в течение урока, чему научиться? Продолжите предложения, начало которых видите на слайде.(слайд 4)

1.Узнать, почему полезны яйца.

2. Вспомнить, какие виды яиц бывают.

3. Выяснить,

4.Определять полезные вещества.

5.Научиться…

6.Уметь готовить блюда.

Учитель: Вот это и будут задачи нашего сегодняшнего урока.

Учитель: На парте у каждого лежит лист самооценки, который будете заполнять в течение всего урока. Прямо сейчас мы начнем. Оцените себя.

Работа с листами самооценки «Контроль умения ставить цели»

2.Ориентировочный этап

Учитель:Акак мы все это узнаем и этому научимся?

Ученики предполагают, прогнозируют:

- будем слушать рассказ учителя;

- читать задания в учебнике и рабочей тетради;

- поработаем самостоятельно;

Учитель дополняет: Проведем практические работы. Все это вам поможет справиться с домашним заданием по приготовлению блюд из яиц. Об этом позже.

3. Поисково - исследовательский(Изучение нового материала)

Учитель: Предлагаю вамсамостоятельно поработать с текстомв учебнике, дополнительной информацией в группах. Вашазадача: найти в тексте важную, на ваш взгляд, информацию о яйце, определить, новая она для вас или уже известная, заполнить таблицу.

Ученицы читают текст в учебнике на стр.49-50, дополнительный материал, заполняют таблицу. (Прием «Инсерт»)

Уже знал

Новое для меня

Есть вопрос

Виды яиц

Блюда из яиц

Варка яиц

Заслушиваются ответы учениц - ответчициз обеих групп.

Учитель: Возникли ли у вас вопросы? Был ли ответ в тексте? Давайте мы его оставим, возможно, в течение урока найдем ответ.

Учитель: Отдохнем. Физкультминутка (слайд 5)

Учитель: Итак, какие выводы по прочитанному мы можем сделать?Одна из групп систематизирует и обобщит положительные (полезные) качества яйца, вторая группа - риски, связанные с употреблением яйца (чем может оно навредить человеку). Результатом вашей работы будет кластер.

Выступление будет оцениваться по следующим критериям:















- информационное содержание

- четкое выступление

- наличие вывода в рассказе.

Предположительнное содержание выступлений

1 группа - Положительные результаты

  • В яйце содержатся все питательные вещества, необходимые для жизнедеятельности человека: вода -74%, белки 12,5%, жиры 12 %, углеводы 5%,Минеральные вещества 1%, витамины А, группы ВРР,Е и др

  • Все питательные вещества яиц легко усваиваются организмом ;

  • В желтке содержится значительное количество жироподобного вещества- лецитина, которое необходимо человеку для нормального состояния нервной системы ;

  • Укрепляют кости и суставы;

  • Стимулируют иммунную систему;

  • Повышают умственную работоспособность

2 группа - Отрицательные моменты

1.При употреблении яиц в большом количестве лецитин может оказать вредное действие и стать причиной заболевания диатезом;

2.В яйцах имеется холестерин.

Контроль умения работать с источниками информации (Лист самооценки)

Оценим свою работу в группе (Лист самооценки)

Учитель: А какие яичные продукты поступают в продажу(слайд 6)

В целях сохранения питательных свойств яиц как можно дольше, используют яичные продукты: Меланж- это замороженная масса из желтков и белков и яичный порошок- высушенная смесь белков и желтков или отдельно белков и желтков. Меланж чаще всего используют на предприятиях общественного питания.

Некоторые люди, считают, если яйца продаются в магазине, значит они нормальные. Так ли это? Давайте попробуем узнать, что скрывается под маркировкой? Какую информацию содержит штамп?

Ученицы высказывают: Если крупные яйца -штамп- красный

Учитель дополняет: по принятым нормам каждое яйцо, продаваемое в магазине и произведенное на птицефабрике должна иметь два знака.

Первый знак допустимый срок хранения «Д»- обозначает яйцо диетическое должно реализовано в течение недели. «С» -столовое реализовано в течение 30 дней.

Второй знак показывает категорию масса 45 гр- 1 категория. Чуть поменьше -синий штамп -масса -40гр-2 категория.

Учитель:Где же используют яйца и какими свойствами они обладают?

Ответы учениц

Яйца используют при приготовлении разнообразных блюд, салатов, выпечек

Учитель:(слайд 7) Белок обладает хорошимисвязующими свойствами, поэтому яйца добавляют в тесто, запеканки, котлеты.

Осветляющими-добавляют в бульон, желе,заливное.

Пенообразующие-для десертов, зефира,крема.

Рассмотрим способы варки яиц (работа с таблицей).(слайд 8)

Способ приготовления

Время приготовления, мин

Готовность

Всмятку

2

Белок жидкийнаполовину, желток жидкий

«В мешочек»

4 - 5

Белок твердый, желток жидкий

Вкрутую

8 - 10

Желток и белок твердый

В зависимости от температуры варки яйца могут быть сварены всмятку-жидкие белок и желток (2-3 мин)

В мешочек-твердый белок и жидкий желток(4-5 мин)

Вкрутую-твердый белок и желток (8-10 мин)

Учитель:Очень важно, чтобы яйца были свежими, а как это узнать? Можно ли определить качество яйца при покупке в магазине?

Ответ учащихся: Определяют по внешнему виду: целостность, цвет, чистота скорлупы, отсутствие запаха.

Учитель продолжает:

Для определения доброкачественности можно использовать несколько способов:

  1. Поднести к уху яйцо и потрясите его, если услышите или почувствуете движение яйца под скорлупой, значит испорченное яйцо

  2. Погружение воду

  3. При помощи овоскопа.

Девочки есть специальный электроприбор с галогенной лампочкой -овоскоп, в который вкладывают яйца и рассматривают их содержимое. Тут полностью видна раздельность желтка и белка и пятна, а также воздушная камера, т. е пуга, а испорченное яйцо не высвечивается. Прибор применяется для определения качества яиц и пригодности для инкубации - т.е выведения цыплят. Давайте определим свежесть яйца при помощи овоскопа.

Работа с таблицей, дополняют информацию из услышанного.

3 этап. Практический

Учитель: мы многое узнали из текстов, а теперь поработаем практически.

Лабораторная работа «Определение доброкачественности яиц»

Вводный инструктаж учителя

Цель ЛР: Вам необходимо определить доброкачественность яйца.

Текущий инструктаж

Комментирование условий выполнения лабораторной работы:

-определить доброкачественность яйца при помощи солевого раствора

-консультирование правил безопасного труда

-контроль и помощь в работе учащимся

Выполнение практической работы по инструкционной карте.

Яйца пронумерованы. Девочки самостоятельно работают в паре, используют источники информации, изучают основные правила и рекомендации, отбирают наиболее важные и заносят в свою тетрадь; обобщают и систематизируют результаты исследования: выбирают вариант ответа и выступают перед классом с отчетом о проделанной работе.

Определение доброкачественности яиц

Проведём опыт и определим качество яиц в подсоленной воде.

(работа по инструкционной карте)

Ход работы.

1. В стакан с водой всыпьте столовую ложку соли и размешайте.

2. Осторожно, чтоб яйцо не разбилось, опустите в стакан яйцо и определите его качество в соответствии с таблицей.

3. Оформите результаты опыта: зарисуйте положение яйца в стакане с водой и охарактеризуйте его качество.

Качество яйца

Положение яйца

Яйцо свежее

Опустилось на дно стакана

Недостаточно свежее

Плавает чуть выше дна

Недоброкачественное

Находится на поверхности жидкости

в подсоленной воде №1 свежее, №2-несвежее. Ученики высказывают свое мнение: через поры скорлупы испаряется вода и на тупом конце образуется пуга- пространство, заполненное воздухом. Чем дольше яйцо хранится, тем больше эта пуга. На этом основывается опыт с плавучестью несвежих яиц: если свежее идет ко дну. Несвежее всплывает тупым концом вверхего выталкивает слишком большое количество воздуха внутри скорлупы. Вместе с воздухом в яйцо проникают микробы, которые вызывают его порчу. Яйца надо хранить в холодильнике острым концом вниз, чтобы желток располагался на воздушной камере яйца, быстро не высыхал.

Контроль работы групп

Одна группа выступает, другая оценивает.

Контроль усвоения предметных знаний, умений

Прием «Проверь себя»» (слайд 9)

Каждая ученица самостоятельно распределяет ответы на тестовом листе.

Самоконтроль проводится по образцу.(слайд 10)

16-15 оценка «5»

10-14 оценка «4»

7-9 оценка «3»

4 этап. Рефлексия. Домашнее задание

Учитель:Итак, урок подходит к концу. Вернемся, девочки, к нашим вопросам и задачам урока. На все ли вопросы нашли ответы? Все ли задачи решены? (слайд11)

Ученицы: отвечают, дают свои варианты ответов.

Учитель: Проанализируйте Листы самооценки, посчитайте баллы, найдите сумму. (На (слайде12)дается описательнаяоценка деятельности учащихся на уроке в зависимости от суммы баллов:

Отлично. Молодец! -от 10 до 9 б.

Хорошо. Так держать! -от 8 до 9 б.

Не расстраивайся. Тебя еще ждут новые открытия!-от 6 до 8 б.

Комментарий домашнего задания (слайд13)

  1. Приготовить дома 1 салат с использованием яиц совместно с родителями (обязательное).

  2. Подготовить фото - видео презентацию работы (по желанию)

  3. Создать буклет «Секреты нашей семьи» (по желанию)

  4. Разработать советы по использованию и хранению яиц (по желанию).

Кто хочет высказаться по уроку - продолжим фразу(слайд14)

1.Мне было интересно ….

2.Теперь я знаю……

3.Я научилась……..

4. Я затруднялась….

5.Теперь я смогу …….

1-2 человека делятся с ответами.

Учитель прощается с учащимися.

Конец урока.






Приложение 1

1.Какая еда хоть вари ее в пяти пудах соли, никогда не будет соленой.

2. Пробил я стенку-увидел серебро, пробил серебро -увидел золото

3. На столе бело -упало со стола -желто.

4.Маленький, кругленький, беленький, упадет со стола, разобьется - никакой столяр не подчинит.

5.Может и разбиться

Может и свариться

Если хочешь, в птицу может превратиться.


Приложение 2

Уже знал

Новое для меня

Есть вопрос




Приложение 3

Лист самооценки

Умения

Критерии

Балл

Умею формулировать тему урока

  1. Участвовала в формулировании темы

  2. Предлагала свои варианты

  3. Не принимала участие

2





1



0

Умею ставить цели урока

  1. Участвовала в формулировании цели

  2. Предлагала свои варианты

  3. не принимала участие

2





1



0

Умею работать с источниками информации

1. Затрудняюсь находить нужную информацию

2. Нашла не всю необходимую информацию

3. Самостоятельно определила и выписала важную информацию

0





1





2

Умею работать в группе

  1. не проявляю интереса к работе

  2. выдвигаю идеи

  3. участвую в обсуждении, активно высказываю свое мнение

0



1



2

Умею работать с инструкцией во время практической работы

  1. Не смогла пользоваться

  2. Справилась, помогли товарищи в группе

  3. Пользовалась инструкционной картой, помогала другим, делала все быстро

0



1





2


Приложение 4

Урок в 5 классе на тему Приготовление блюд из яиц

Яйцо - это, прежде всего, натуральный источник белка и питательных веществ, что делает его практически незаменимым продуктом питания для каждого из нас. Результаты проведенных научных исследований кардиологов показали, что холестерин, входящий в состав яиц, безвреден для человека.

Содержащийся в составе яйца витамин Е обладает противоопухолевым действием, укрепляет сосуды и сердце. Витамин D в сочетании с фосфором полезен для зубов и костной ткани. Яичный желток в избытке содержит уникальное вещество - сильнейший антиоксидант лютеин. Употребление яиц - это отличная профилактика проблем со зрением, а катаракты особенно. Польза яиц для беременных женщин, тем более не подлежит никакому сомнению, так как в них находятся все необходимые для правильного развития плода вещества. Яйца, как ни странно, обладают низкой калорийностью, а благодаря лецитину и холину, способствуют выводу жиров и холестерина из организма, что не маловажно для людей заботящихся о своем весе. . А баланс витаминов, жиров, микроэлементов и белка, делает его весьма ценным диетическим продуктом. Яйцо является самостоятельным и полноценным продуктом питания, процент усваивания которого составляет почти 97-98%. Следует отметить, что для оптимального усвоения яйца, готовить его желательно всмятку. Яичный желток - источник витамина D. . Кроме того, желток содержит железо - минерал, который помогает человеку бороться с усталостью и плохим настроением, а также предотвращает развитие онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний. Еще в желтке есть лецитин, необходимый для нормализации работы печени и желчевыводящих путей.

Желток содержит в себе лецитин, что является антисклеротическим средством, которое питает мозг и улучшает память. Также лецитин необходим для нормальной работы печени. Железо и витамин Е, которыми богат желток, помогают бороться с усталостью и поднимают настроение. Вещество лютеин, что содержится в яичных желтках, позволяет избежать проблем со зрением.

Питательные вещества и аминокислоты, в оптимальных пропорциях, поддерживают важные функции жизнедеятельности организма. Еще одна незаменимая польза яиц заключается в их энергетической ценности, в которой нуждаются спортсмены

Урок в 5 классе на тему Приготовление блюд из яиц

Холестерин в яйцах - это вредно?

Нескончаемые споры о пользе и вреде яиц объясняют наличием в этом продукте холестерина. Этот едва ли не единственный и главный аргумент противников употребления яиц. Переизбыток холестерина в организме может привести к закупорке сосудов, возникновению инфаркта и инсульта.

Необходимо знать, что если есть яйца в сыром виде, можно нанести серьезный вред здоровью и заразиться сальмонеллёзом. Сальмонеллёз - это кишечная инфекция, клинически протекает довольно тяжело. Сопровождается сильной болью в животе, диареей и температурой. Лечится это заболевание сложно, с применением сильных антибиотиков, летальные исходы нередки, особенно при эпидемиях. Употребление яиц, в большом количестве может спровоцировать появление детской аллергии. Естественно, если это произошло, необходимо исключить яйца из рациона ребенка или снизить количество съедаемых яиц. Также можно заболеть диатезом.

Избыток белка также вреден для почек, он влияет на кровообращение и вредит здоровью.

Приложение 5

План работы группы 2

Девочки, вы объединились в группы. Для плодотворной работы вам необходимо выбрать писаря, ответчика, хранителя времени. Будьте все активны! Помогайте друг другу.

Выполняйте задания по плану

1.Систематизируйте и обобщитериски, связанные с употреблением яйца (чем может оно навредить человеку).

  1. Заполните кластер

  2. Придумайте название

Выступление будет оцениваться по следующим критериям:

- информационное содержание

- четкое выступление

- наличие вывода в рассказе


План работы группы 1

Девочки, вы объединились в группы. Для плодотворной работы вам необходимо выбрать писаря, ответчика, хранителя времени. Будьте все активны! Помогайте друг другу.

Выполняйте задания по плану

  1. Систематизируйте и обобщите положительные (полезные) качества яйца,

  2. Заполните кластер

  3. Придумайте название

Выступление будет оцениваться по следующим критериям:

- информационное содержание

- четкое выступление

- наличие вывода в рассказе.







Приложение 6

Ход работы.

1. В стакан с водой всыпьте столовую ложку соли и размешайте.

2. Осторожно, чтоб яйцо не разбилось, опустите в стакан яйцо и определите его качество в соответствии с таблицей.

3. Оформите результаты опыта: зарисуйте положение яйца в стакане с водой и охарактеризуйте его качество.

Качество яйца

Положение яйца

Яйцо свежее

Опустилось на дно стакана

Недостаточно свежее

Плавает чуть выше дна

Недоброкачественное

Находится на поверхности жидкости







Приложение 7

«Проверь себя»

Урок в 5 классе на тему Приготовление блюд из яиц

Урок в 5 классе на тему Приготовление блюд из яиц


    • Поставьте на рисунке номера элементов строения яйца

Урок в 5 классе на тему Приготовление блюд из яиц


Урок в 5 классе на тему Приготовление блюд из яиц

какое яйцо самое свежее?

Определите,






Приложение 8

Домашнее задание

  1. Приготовить дома 1 салат с использованием яиц совместно с родителями (обязательное).

  2. Подготовить фото - видео презентацию работы (по желанию)

  3. Создать буклет «Секреты нашей семьи» (по желанию)

  4. Разработать советы по использованию и хранению яиц (по желанию).

Домашнее задание

  1. Приготовить дома 1 салат с использованием яиц совместно с родителями (обязательное).

  2. Подготовить фото - видео презентацию работы (по желанию)

  3. Создать буклет «Секреты нашей семьи» (по желанию)

  4. Разработать советы по использованию и хранению яиц (по желанию).


Домашнее задание

  1. Приготовить дома 1 салат с использованием яиц совместно с родителями (обязательное).

  2. Подготовить фото - видео презентацию работы (по желанию)

  3. Создать буклет «Секреты нашей семьи» (по желанию)

  4. Разработать советы по использованию и хранению яиц (по желанию).

Домашнее задание

  1. Приготовить дома 1 салат с использованием яиц совместно с родителями (обязательное).

  2. Подготовить фото - видео презентацию работы (по желанию)

  3. Создать буклет «Секреты нашей семьи» (по желанию)

  4. Разработать советы по использованию и хранению яиц (по желанию).



© 2010-2022