Описание опыта работы по авторской программе

  Работа представляет собой описание опыта работы учителя технологии по проблеме «Развитие социально-трудовой познавательной активности и профессионального самоопределения обучающихся с помощью реализации программы элективного курса «Национальный женский костюм». Элективные курсы являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последу...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Развитие социально-трудовой познавательной активности и профессионального самоопределения обучающихся с помощью реализации программы элективного курса «Национальный женский костюм».

Гайнуллина А.Я., учитель технологии

первой квалификационной категории

МБОУ «Старокутлумбетьевская СОШ»

Элективные курсы являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов.

Оценивая возможность и педагогическую целесообразность введения тех или иных элективных курсов, следует помнить и о таких важных их задачах, как формирование при их изучении умений и способов деятельности для решения практически важных задач, продолжение профориентационной работы, осознание возможностей и способов реализации выбранного жизненного пути и т.д. Данные особенности элективных курсов делают их важным средством реализации компетентностного подхода в образовательном процессе.

В современных условиях возрос интерес обучаемых к истории национального костюма, к моделированию одежды с элементами национального стиля. В условиях МБОУ «Старокутлумбетьевская средняя общеобразовательная школа» остро стояла необходимость введения данного курса, так как это школа, реализующая целевую программу «Сохранение этнокультурных традиций». Существующие школьные программы по технологии не предусматривают целенаправленного изучения этнокультурных традиций, истории национального костюма. Социальный заказ на сегодняшний день предусматривает выделение часов, отведенных на предпрофильную подготовку, на изучение истории развития женского национального костюма.

Возрождение и развитие национально-культурных традиций в России сегодня приобретает особую актуальность. Духовный кризис, переживаемый человеком, может быть преодолен только на путях возвращения к истокам национальной самобытности. Система предпрофильного образования обладает поистине уникальными возможностями воздействия на процесс формирования у молодежи высокой нравственности, духовности.

Изучение истории национального костюма дает возможность взглянуть на историю родного народа, проследить важные моменты в становлении его менталитета, особенностей материальной культуры. Богатая культура татарского народа, материально выраженная в различных вариантах национального костюма - неисчерпаемый источник вдохновения для современных художников, дизайнеров одежды, стилистов. Красота и благородство национальной одежды, выразительные детали отделки, украшений и сегодня поражают наше воображение. Занятия истории костюма помогают воспитать уважение к родному народу, его истории и культуре, чувство гордости за родной народ, который на протяжении веков создавал и из поколения в поколение передавал и улучшал это чудо - национальный татарский костюм.

Костюм - наиболее яркий и самобытный определитель национальной принадлежности, где материальное начало целостно сочетается с духовным миром прошлого. В костюме как в зеркале отразились занятия предков; климат и пути торговли; идеалы красоты и религия; изменение социально-экономических условий и контакты с другими народами. Костюм - воплощение народа об идеальном облике людей своей нации. В разные периоды истории в костюме сочетались сила традиций, моральных норм, историческая память народа с естественным стремлением человека к новизне и совершенству. В силу эмоциональности женщин, внутренней потребности к красоте женский костюм отличается особым своеобразием. В силу этого в программе представлена история создания женского комплекта одежды.

Овладевая знаниями по истории костюма, обучающиеся учатся творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозировать возможные варианты решения поставленных задач, оценивать результаты своего труда. Через изучение истории татарского национального костюма происходит приобщение к богатству культуры родного народа.

Источниками содержания программы являются работы известных исследователей истории развития татарского национального костюма, декоративно-прикладного искусства казанских татар, художественных промыслов татарского народа. При проведении занятий основным является именно метод проектов, а также практические занятия, способствующие максимальному развитию творческих способностей обучающихся.

Работа по реализации программы не только способствуют сохранению национальной культуры, художественных промыслов, но и помогают поддерживать связь поколений. Новизна опыта состоит в том, что в программе «Женский национальный костюм» предусмотрена система занятий, направленных не только на изучение истории и основных особенностей национального женского костюма, но и на создание собственных оригинальных моделей одежды в татарском национальном стиле. Одной из основных форм занятий по предпрофильной подготовке является проектно-исследовательская работа, в ходе которой исследуются разнообразные источники, тексты произведений, ресурсы Интернета, документы, архивный материал, материал школьного музея и другие, создаются оригинальные коллекции костюмов в национальном татарском стиле.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в неразрывной связи теории и практики, в реализации системно-деятельностного подхода к процессу обучения технологии как школьного предмета. Она основывается на принципах научности, системности, учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, их активности и перспективности.

В основе опыта лежит творческое применение метода проектов. По логике проектной методики работа делится на ряд этапов:

1.Подготовительный этап. Изучение истории женского народного костюма, распределение обязанностей между членами коллектива, сбор материала.

2.Этап практической реализации: выполнение эскизов и зарисовок. Разработка и пошив костюмов. Подбор украшений, различных аксессуаров. Изготовление головных уборов. Разработка причесок, украшений. Вышивка, подбор орнамента. Изготовление чехлов для обуви в стиле коллекции. Изучение подиумного шага. Подбор музыкального сопровождения. Постановка выступления на сцене, репетиции. Выступление на сцене, презентация коллекции.

3.Контрольно-аналитический этап. Анализ выступления, различных элементов коллекции, окончательная обработка коллекции и деталей выступления.

В результате работы по апробации программы элективного курса «Национальный женский костюм» в условиях МБОУ «Старокутлумбетьевская СОШ» были достигнуты устойчивые положительные результаты: значительно повысилась познавательная активность обучающихся, возросло качество их знаний, увеличилось количество победителей и призеров муниципального и регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников. Созданные в процессе реализации проекта коллекции костюмов регулярно демонстрируются на конкурсах и фестивалях регионального и межрегионального уровней, ежегодно занимая призовые места. За годы работы созданы четыре коллекции: «Изящество», «Чудо - узоры», «Нежные мотивы», «Мелодия цвета».

Реализация проекта способствует сохранению национальной культуры, одежды, искусства, художественных промыслов, поддерживает связь поколений. Занятия по предпрофильной подготовке по программе «Национальный женский костюм» развивают социально-трудовую компетентность обучающихся, способствуют повышению их познавательной активности и профессионального самоопределения.

Не следует забывать традиций, перешедших к нам от наших прадедов и прабабушек. Для этого нужно очень внимательно изучать произведения прикладного искусства народа, искать собственную дорогу к роднику народного творчества и черпать из него полной пригоршней. В коллекциях нашего школьного театра моды мы стараемся отразить то лучшее, что характеризует национальную одежду, сохранить и передать неповторимое очарование народного искусства. В современных условиях роста интереса к истории и культуре родного народа такие работы становятся более актуальными.



© 2010-2022