Мультимедийная разработка урока Физиология питания. Микроорганизмы. 7 класс

Раздел: Кулинария. Физиология питания 7 класс.Тема урока: Физиология питания. Микроорганизмы.Цель урока: познакомить с полезным и вредным воздействием микроорганизмов на пищевые продукты.Задачи урока: дать учащимся понятие о микроорганизмах; познакомить с источниками и путями проникновения болезнетворных микробов в организм человека;заболеваниями, передающимися через пищу, способами профилактики инфекций;учить приёмам оказания первой помощи при пищевых отравлениях;формировать навыки соблюдения с...
Раздел Технология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мультимедийная разработка урока Физиология питания. Микроорганизмы.7 классМультимедийная разработка урока Физиология питания. Микроорганизмы.7 классРаздел: Кулинария. Физиология питания 7 класс.

Тема урока: Физиология питания. Микроорганизмы.

Цель урока:

познакомить с полезным и вредным воздействием микроорганизмов на пищевые продукты.

Задачи урока:

дать учащимся понятие о микроорганизмах;

познакомить с источниками и путями проникновения болезнетворных микробов в организм человека;

заболеваниями, передающимися через пищу, способами профилактики инфекций;

учить приёмам оказания первой помощи при пищевых отравлениях;

формировать навыки соблюдения санитарно-гигиенических правил при работе с пищевыми продуктами.

Оборудование: учебник по технологии 7 класс, рабочая тетрадь, компьютер, экран, мультимедийный проектор.

Тип урока: объяснение нового материала, урок с использованием новых информационных технологий.

Ход урока

1.Организационная часть.

1. Приветствие.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

3. Сообщение темы, цели урока (слайд 2).

2.Изучение нового материала.

Словесно - иллюстративный рассказ.

Ребята, скажите кто такой Антон Левенгук. Давайте найдем о нем информацию… Молодцы. Так вот…

(Слайд 2 ) Однажды голландский естествоиспытатель Антон Левенгук (1632 - 1723), собственноручно шлифовавший линзы и собиравший простейшие микроскопы, с удивлением обнаружил в дождевой капле воды мельчайшие живые организмы - микроорганизмы, или микробы.

Что же такое микроорганизмы (м.о.). Теперь разделимся на 3 группы и найдем информацию о бактериях, плесени, дрожжах.

(Слайд 3 ) М.О - живые существа, жизнь которых зависит от условий внешней среды, в которой они находятся.

Учитель: Ребята, так кто же относится к м.о.?

Ответы учащихся.

Учитель: Молодцы. К м.о. относятся бактерии, плесени, дрожжи.

М.о. насыщена вся окружающая человека среда: вода, почва, воздух, продукты питания и т. д.

Учитель: Как вы думаете м.о.полезны или вредны.

Ответы учащихся.

Со времени открытия Левенгука ученые стремятся глубже изучить свойства микроорганизмов и использовать полученные знания в хозяйственной деятельности.

Из всего многообразия м. о. большинство безвредно, а нередко даже полезно для человека. Так, благодаря жизнедеятельности микробов происходит разложение и минерализация животных и растительных остатков, попадающих в почву. Без м.о. наша планета выглядела бы совсем по-другому. Они творцы процесса круговорота веществ в природе. Микробы разлагают все отмершее и умершее, превращая их в почву. Почва же снова рождает и питает новые поколения растений, которые, в свою очередь, питают животных, а животные дают пищу человеку.


МО (бактерии, плесени, дрожжи)


ПОЛЕЗНЫЕ ВРЕДНЫЕ


Учитель: а где же используют полезные м.о. Самостоятельный поиск информации.

Ответы учащихся.

(Слайд 4 -10)Полезные м.о. работают на человека, их используют:

  1. В кулинарии в процессах приготовления теста (процесс брожения);

  2. Дрожжи применяют в хлебопечении, улучшая качество мучных изделий.

  3. Возбудители спиртового брожения - дрожжи - в различных отраслях пищевой промышленности;

  4. Молочнокислые бактерии участвуют в производстве кисломолочных продуктов, квашении овощей, изготовлении кваса.

  5. Широкое применение находят и продукты жизнедеятельности м.о.- ферменты. Они применяются более чем в 20 отраслях легкой, пищевой и медицинской промышленности.

(Слайд 11 )Учитель: а как могут влиять вредные м.о.

Ответы учащихся.

(Слайд 12 )Помимо полезных, существуют вредные микроорганизмы и ферменты, вызывающие порчу пищевых продуктов. При этом происходят главным образом процессы гниения, брожения и плесневения. Поэтому, занимаясь приготовлением пищи в домашних условиях, необходимо учитывать постоянное вмешательство бактерий и микробов во все процессы обработки и сохранения продуктов.

Кроме того, существует большое количество болезнетворных микроорганизмов, способных вызывать заболевания. При попадании в организм человека они могут вызвать пищевые инфекции.

(Слайд 13)Инфекция - совокупность явлений, возникающих и развивающихся в организме при внедрении и размножении болезнетворных микробов.

К заболеваниям, передающимся через пищу, относится брюшной тиф, дизентерия, холера, сальмонеллез, инфекционный гепатит и др. Признаки заболевания - это боль в области живота, рвота, понос, головная боль, головокружение, резкая слабость, а в тяжелых случаях потеря сознания.

(Слайд 14 )Заражение может происходить при контакте с больными, при употреблении загрязненной воды или инфицированных пищевых продуктов, кроме того, возбудителями болезни могут быть мухи, тараканы и грызуны. Пищевые инфекции имеют второе название - «Болезни грязных рук». Патогенные микробы долго сохраняют жизнеспособность. Срок выживания их зависит от вида продукта и условий внешней среды, особенно температуры хранения.

А сейчас немного отдохнем: физминутка

Комплекс 1.

Упражнение 1.

И.п. - руки за голову.

1-3 - поднимаясь на носки, руки вверх, потянуться,

4 - и.п.

Упражнение 2.

И.п. - то же.

1-2 - присед, руки на пояс,

3-4 - и.п.

Упражнение 3.

И.п. - стойка ноги врозь, руки на пояс.

1 - поворот туловища вправо, руки вправо.

2 - и.п.

3-4 - то же влево.

Упражнение 4.

И.п. - основная стойка.

1-4 - поднимаясь на носки, руки вверх, сжимая и разжимая пальцы,

5-8 - и.п. (6-8 повторений).

(Слайд 15 ) Болезнетворные м.о. гораздо опаснее гнилостных. Если на продукты попали гнилостные микробы и в результате продукты испортились, эту порчу можно обнаружить . Болезнетворные же м.о.распознаются труднее. Самые опасные из них- бактерии ботулизма, которые попадая на пищевые продукты, вначале не дают видимых признаков порчи, но вырабатывают сильнодействующий яд, вызывающий отравление. Заражение пищевыми инфекциями происходит при употреблении в пищу зараженных болезнетворными м.о. продуктов питания, продуктов с истекшим сроком годности, а так же при несоблюдении правил личной и санитарной гигиены.

Пищевые отравления можно разбить на три группы:

Микробные - не передаются от больного человека здоровому, а имеют только пищевой путь передачи.

(Слайд 16-19) Немикробного происхождения - могут быть вызваны

а) продуктами растительного и животного происхождения, ядовитыми по своей природе;

  • Отравление несъедобными грибами - это очень тяжелое заболевание, сопровождающееся поражением нервной системы и высокой смертностью.

  • Отравление ядовитыми растениями - чаще у детей беленой, белодонной, болиголовом.

  • Отравление ядовитыми продуктами животного происхождения. Некоторые виды рыб во время нереста вырабатывают ядовитые для человека веществ.

б)продуктами растительного и животного происхождения, съедобными по своей природе, но проявившими по какой-либо причине ядовитые свойства:

  • Отравления соланином - ядом, содержащимся в картофеле; бобами фасоли, горькими ядрами косточковых плодов.

в) ядовитыми примесями к пищевым продуктам:

  • Ядовитые примеси растительного происхождения - семена растений софоры, гелиотропа, грибками (спорыньей и головней)

  • Отравления примесями химического происхождения происходит при переходе их в пищевые продукты из материалов, оборудования, тары и упаковки

  • Нитратами и нитритами, используемыми в качестве добавок при производстве колбасных изделий или в качестве консервантов.

Неуточненного происхождения.

В пищевые продукты растительного и животного происхождения химические вещества могут попасть из окружающей среды.

Пищевые отравления характеризуются следующими признаками:

внезапным началом, острым течением, болью в области живота, рвотой, поносом, слабостью.

Если же случилось пищевое отравление, необходимо вызвать врача, а до его прихода оказать первую медицинскую помощь пострадавшему:

1)Выяснить, какой продукт стал причиной отравления, и изъять его.

2)Промыть желудок пострадавшему бледно-розовым раствором марганцево-кислого калия (дать выпить 3-4 стакана ), вызвать рвоту(надавливая на корень языка пальцем или черенком ложки).

3)Дать пострадавшему активированный уголь.

4)Через 2-3 часа повторно промыть желудок и повторить этот процесс 2-3 раза.

(Слайд 20 )Чтобы избежать или предупредить пищевые инфекции, необходимо соблюдать санитатно-гигиенические требования:

  1. Перед приемом и приготовлением пищи обязательно мыть руки с мылом.

  2. При приготовлении пищи пользоваться инструментами и приспособлениями с соответствующей маркировкой.

  3. После работы тщательно убирать рабочее место.

  4. Инвентарь и посуду хранить в строго отведенном месте.

  5. Не допускать совместного хранения сырья и готовой продукции.

  6. Не употреблять в пищу продукты с истекшим сроком хранения и сомнительного происхождения.

  7. Соблюдать правила и сроки хранения продуктов.

  8. Применять достаточную тепловую обработку пищевых продуктов.

  9. Если продукты не требуют дальнейшей тепловой обработки, тщательно промыть их теплой, а затем горячей водой.

Сейчас еще немного отдохнем: физминутка

Комплекс 2.

Упражнение 1.

И.п. - основная стойка.

1-4 - круг руками наружу,

5-8 - круг руками внутрь (4-6 повторений).

Упражнение 2.

И.п. - руки на пояс.

1-4 - круговое движение туловищем вправо,

5-8 - то же влево (4-6 повторений).

Упражнение 3.

И.п. - руки на пояс.

1-3 - три пружинящих приседания,

4 - и.п. (6-8 повторений).

Упражнение 4.

И.п. - основная стойка.

1-2 - правую руку вверх за голову, левую вниз за спину,

3-4 - смена положения рук (6-8 повторений).

Практическая работа.

Подготовка посуды и инвентаря к приготовлению пищи.

На кухне имеется посуда и инвентарь выполненная из различных материалов. Ваша задача заключается в следующем: используя информацию, размещенную в Интернете, найти ответы на следующие вопросы

1. Гигиена изделий с тефлоновым покрытием.

2. Гигиена деревянных изделий.

3. Гигиена пластмассовых изделий.

4. Гигиена изделий из нержавеющей стали.

5. Гигиена посуды.

6. Гигиена поверхностей ( из металла, кафельная плитка, краска, стекло, винил или линолеум)

(Слайд 21 )Закрепление материала.

Домашнее задание. Оформить буклет «Чистота на кухне - преграда для микробов » с рекомендациями по уходу за посудой из различных материалов.

Используемая литература:

Технология: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений( вариант для девочек) Авт.:В.Д. Симоненко, О.В.Табурчак, Н.В.Синица и др./ под ред. В.Д.Симоненко-М,: Вентана -Граф, 2005.

Технология. 7 класс (девочки): поурочные планы по учебнику под ред. В.Д. Симоненко/авт.-сост. О.В.Павлова.- Волгоград: Учитель,2009.

© 2010-2022