Рабочая программа по социально-бытовому ориентированию 5 класс (VIII вид)

Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки РФ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Каменская средняя общеобразовательная школа»





Рассмотрено

на заседании ШМО

протокол № __ от ____20__г.

Согласовано

зам. директора по УВР

_________Бандурист Я.С.

Утверждено

Директор школы

________Ю.А. Ребзон

____________/___________/

__________ 2015 г.

_____________ 2015 г.



Рабочая программа

по социально-бытовому ориентированию

для 5К класса

(уровень: специальное коррекционное обучение)




Учитель: Еккель Гаянэ Баторовна





Рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы, под редакцией В.В.Воронковой. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации

Пояснительная записка

Учебная программа по социально-бытовому ориентированию 5 класс разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы, под редакцией В.В.Воронковой. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014, школьного Положения о составлении рабочих программ по предмету и учебного плана на 2015-2016 учебный год.

Основной целью курса является практическая подготовка детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации в условиях современного общества, на повышение уровня общего развития учащиеся.

Достижение цели предполагает решение ряда задач:

  • формирование и совершенствование у детей необходимых им навыков ориентировки в окружающем: самообслуживании, ведении домашнего хозяйства;

  • формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи;

  • способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса учеников.

Место предмета в федеральном базисном плане

Рабочая программа по социально-бытовому ориентированию в 5 классе разработана на основе государственной программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой М.: ВЛАДОС, 2014, школьного Положения о составлении рабочих программ по предмету и учебного плана на 2015-2016 учебный год.

Программа рассчитана на 34 часа в год ( по 1часу в неделю)

Обоснование отбора содержания

Программа включает теоретические и практические занятия. При составлении программы учтены принципы повторяемости учебного материала и постепенности ввода нового. Программа СБО составлена с учетом возможностей учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, уровня их знаний и умений.

Основными формами и методами обучения являются практические работы, сюжетно-ролевые игры, экскурсии, беседы. На занятиях применяются различные наглядные средства обучения. Все разделы программы предусматривают проведение практических работ или заданий. В зависимости от задач урока и оснащенности кабинета могут использоваться как коллективные, так и индивидуальные методы организации практических работ.

Общая характеристика предмета

Курс СБО направлен на практическую подготовку учащихся к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, навыков, способствующих социальной адаптации в условиях современного общества. Учащиеся получают необходимые знания при обучении тому, как правильно пользоваться услугами транспорта, предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания. С помощью сюжетно-ролевых игр воспроизводятся конкретные жизненные ситуации, где учащиеся применяют усвоенные знания и методы.

Методические рекомендации по изучению курса социально-бытового ориентирования

В целях воспитания рекомендуется применять на уроках коллективные формы труда, обеспечивать взаимопомощь, взаимный контроль, совместное обсуждение результатов работы.

Коррекционная направленность обучения предполагает дополнительные, наряду с основными, задачи:

- планомерное и систематическое наблюдение за психофизическим развитием учащихся;

- обучение учащихся ориентировке в трудовом задании и постоянное совершенствование этих навыков;

- постепенное и целенаправленное обучение учащихся самостоятельному планированию работы, контролю и отчету о ней;

- систематические упражнения по освоению и закреплению трудовых умений и навыков;

- связь теоретических знаний с практической работой;

- совершенствование умственных действий, направленных на внутреннюю организацию процесса труда и самоконтроля своих действий;

- повышение работоспособности и выносливости учеников;

- раскрывать причинно-следственные связи явлений природы на доступном учащимся уровне и расширять их кругозор.

Следует особо обратить внимание на изучение правил техники безопасности, формирование умений пользоваться нагревательными приборами, электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими предметами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т.д.

Логические связи

Обучение ведется с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на уроках математики, истории, естествознания. Эти знания помогают им ориентироваться в окружающей обстановке, пользоваться услугами общественных служб, вести домашнее хозяйство, вникать в положение трудового законодательства и т. д.





Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Кол-во часов на изучение темы

уроки

Практические работы

экскурсии

Сюжетно-ролевые игры

Формируемые знания и умения учащихся/ компетенции (согласно стандарту образования)

I

1.Личная гигиена

6

5

1



-знать последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета, периодичность и правила чистки зубов, ушей, периодичность мытья головы, правила освещения помещения, правила охраны зрения при чтении и просмотре ТВ передач;

-уметь совершать утренний и вечерний туалет, причесывать волосы и выбирать прическу.

2.Одежда и обувь

4

2

2



-знать виды одежды и обуви, правила ухода за ними;

-уметь подбирать одежду, головные уборы, обувь по сезону, различать одежду и обувь(повседневная, праздничная, спортивная), сушить мокрую одежду, чистить, подбирать крем и чистить кожаную обувь, чистить замшевую и текстильную обувь.

3.Питание

12

3

8

1


-знать виды бутербродов, различные меню завтрака, санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления пищи, правила сервировки стола к завтраку, правила заваривания чая, назначение кухонной посуды и инвентаря, правила пользования ножом, плитой, электрическим чайником, санитарно-гигиенические требования к использованию химических средств для ухода за посудой;

-уметь резать ножом продукты для бутербродов, отваривать яйца, жарить яичницу, резать вареные овощи кубиками и соломкой, мыть и чистить кухонные принадлежности и посуду.

II

4.Культура поведения

3

2



1

-знать требования к осанке при ходьбе, в положении сидя и стоя, правила поведения при встрече и расставании, формы обращения с просьбой, вопросом, правила поведения за столом;

-уметь следить за своей осанкой, походкой, жестикуляцией, правильно вести себя при встрече, расставании

со сверстниками, взрослыми в различных ситуациях, тактично и вежливо вести себя во время разговора со старшими и сверстниками, правильно вести себя за столом.

5.Жилище

2

2




-знать виды жилых помещений в городе, деревне, их различие, почтовый адрес своего дома;

-уметь писать адреса на почтовых открытках

III

6.Транспорт

3

2



1

-знать варианты проезда до школы различными видами транспорта, количество времени, затрачиваемого на дорогу, пешеходный маршрут, правила передвижения на велосипеде;

-уметь соблюдать правила поведения в общественном транспорте, соблюдать правила дорожного движения

7.Торговля

4

3


1


-знать основные виды магазинов, их назначение, виды отделов в продовольственных магазинах и правила покупки товаров в них, стоимость продуктов;

-уметь выбирать продукты для приготовления завтрака , оплачивать покупку, соблюдать правила поведения в магазине.







Календарно - тематическое планирование

урока п/п

№ темы

урока по теме

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

прим.

план

факт

1. Личная гигиена

1

1


1

Личная гигиена: значение для здоровья и жизни человека

1




2

2

Практическая работа: Правила и приемы выполнения утреннего и вечернего туалета

1




3

3

Уход за волосами

1




4

4

Санитарно-гигиенические требования при пользовании носовых платков, зубной щетки, мочалки, расчески, полотенца, белья

1




5

5

Гигиена зрения, слуха. Гигиена чтения и как смотреть телевизор

1




6

6

Негативное влияние курения, алкоголя на развитие молодого организма.

1




2. Одежда и обувь


7

2

1

Виды одежды и головных уборов

1




8

2

Практическая работа:Уход за одеждой

1




9

3

Практическая работа:Уход за обувью

1




10

4

Условно- знаковые обозначения на средствах по уходу за одеждой и обувью

1




3. Питание

11

3

1

Продукты питания. Значение разнообразия продуктов питания для здоровья человека

1




12

2

Место и условия приготовления пищи. Кухонные принадлежности и посуда

1




13

3

Правила пользования и ухода за кухонными принадлежностями, приборами, посудой. Химические средства ухода за посудой

1




14

4

Практическая работа: приготовление завтрака. Простые и комбинированные, горячие и холодные бутерброды

1




15

5

Практическая работа: приготовление омлета

1




16

6

Практическая работа: приготовление винегрета

1




17

7

Практическая работа: приготовление салата

1




18

8

Практическая работа: заваривание чая

1




19

9

Практическая работа: сервировка стола к завтраку

1




20

10

Практическая работа: сервировка стола к завтраку

1




21

11

Практическая работа: чистка и мытье кухонных принадлежностей и посуды

1




22

12

Экскурсия на предприятие общественного питания

1




4. Культура поведения

23

4

1

Формы обращения к старшим и со сверстниками

1




24

2

Правила поведения за столом

1




25

3

Речевое общение. Сюжетно-ролевая игра

1




5. Жилище

26

5

1

Виды жилых помещений в городе и деревне

1




27

2

Варианты квартир и подсобных помещений, виды отопления

1




6. Транспорт

28

6

1

Виды транспортных средств

1




29

2

Маршрут из дома в школу

1




30

3

Поведение в транспорте, на улице. Правила дорожного движения. Игра

1




7. Торговля

31

7

1

Виды торговых предприятий

1




32

2

Продуктовые магазины и их отделы.

1




33

3

Порядок приобретения товаров в продовольственном магазине

1




34

4

Экскурсия в продовольственный магазин

1




































Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний

Учитель должен подходить к оценочному баллу индивидуально, учитывая при оценочном суждении следующие моменты:

  • Качество изготовленного школьником объекта работы и правильность применявшихся им практических действий (анализ работы).

  • Прилежание ученика во время работы.

За теоретическую часть:

Оценка «5» ставится ученику, если теоретический материал усвоен в полном объёме, изложен без существенных ошибок с применением профессиональной терминологии.

Оценка «4» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала допущены незначительные пробелы, ошибки, материал изложен не точно, применялись дополнительные наводящие вопросы.

Оценка «3» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала имеются существенные пробелы, ответ не самостоятельный, применялись дополнительные наводящие вопросы.

Оценка «2» ставится ученику, если в ответе допущены грубые ошибки, свидетельствующие о плохом усвоении теоретического материала даже при применении дополнительных наводящих вопросов.

За практическую работу:

Оценка «5» ставится ученику, если качество выполненной работы полностью соответствует технологическим требованиям и работа выполнена самостоятельно.

Оценка «4» ставится ученику, если к качеству выполненной работы имеются замечания и качество частично не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена самостоятельно.

Оценка «3» ставится ученику, если качество выполненной работы не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена с помощью учителя.

Оценка «2» ставится ученику, если работа не выполнена.














Учебно - методическое обеспечение

Технические средства

Компьютер

Проектор

Электроплита

Учебно - методическая литература

1.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./Под ред. В.В. Воронковой.-М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2014

Интернет-ресурсы:

infourok.ru

iro38.ru

nsportal.ru

pedkopilka.ru

twirpx.com














© 2010-2022