Планирование Рабочая программа. Информационная работа, 9 класс

Раздел Технология
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Важной составляющей предпрофильной подготовки учащихся является информационная работа, которая предполагает знакомство учащихся основной школы с профессиональным учебным пространством региона, что, безусловно, необходимо для осуществления школьниками взвешенного, самостоятельного выбора сферы своей будущей профессиональной деятельности.

Программа предназначена для осуществления информационной работы с учащимися 9 классов в рамках предпрофильной подготовки и рассчитана на 17 часов.

Основной целью данного курса является содействие профессиональному самоопределению учащихся путем знакомства их с различными вариантами продолжения образования по окончании основной школы.

Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:

  • определить наиболее существенные факторы, влияющие на выбор подростком направления продолжения образования;

  • способствовать формированию у учащихся навыков самостоятельного конструирования альтернативных версий совершаемого выбора;

  • научить учащихся сравнивать эти версии по выделенным индивидуальным критериям и осуществлять выбор оптимального варианта.

В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать:

  • понятия «образовательное учреждение», «образовательная программа», «профессиональная образовательная программа»; типы образовательных учреждений; виды образовательных программ;

  • классификацию профессиональных образовательных программ;

  • понятия «универсальное обучение», «профильное обучение»;

  • виды профилей;

  • понятие «элективный курс»;

  • виды и задачи элективных курсов;

  • предметы, изучаемые углубленно на каждом профиле;

  • понятия «профессиональная подготовка», «начальное профессиональное образование», «высшее профессиональное образование», «послевузовское профессиональное образование»;

  • возможности приобретения профессии;

  • возможные пути получения профессионального образования;

  • возможности рынка образовательных услуг региона;

  • особенности приема и обучения в учреждениях профессионального образования.

На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:

  • определять предмет и задачи курса;

  • различать формы обучения;

  • определять типы образовательных учреждений;

  • различать особенности универсального и профильного обучения;

  • ориентироваться в задачах обучения на различных профилях;

  • находить алгоритм оптимального пути получения профессии;

  • определять уровень образования, который они могут получить в конкретном образовательном учреждении.

Проведение занятий с учащимися по программе курса предполагает использование видеофильмов, представляющих образовательные учреждения города. На каждом занятии предусматривается включение учащихся в практическую деятельность, включающую в себя работу с диагностическими методиками, выполнение упражнений.





Календарно-тематический план


n/n

Наименование тем

Количество
часов

Дата

план

факт

1.

Введение

1



Что я знаю об образовании?

5



2.

Формы реализации среднего общего образования

1



3.

Учреждения профессионального образования. Государственные образовательные стандарты.

1


4.

Формы и сроки обучения. Присваиваемые квалификации. Правила поступления.

1



5

Система профессиональных учебных заведений

ХМАО - Югры.

1



6.

Деловая игра «Выбор»

1




Что я знаю о рынке труда?

4



7.

Современный рынок труда

1



8.

Особенности и тенденции развития рынка труда ХМАО - Югры

1



9.

Многообразие форм занятости.

Программы временной занятости молодежи

1



10.

Деловая игра «Престижные профессии: миф или реальность?»

1




Как выбрать профессию?

6



11.

Мотивы и потребности

1



12.

Ошибки в выборе профессии

1



13.

Навыки самопрезентации

1



14.

Стратегия выбора профессии

1



15.

Ценностные ориентации

1



16.

Моя профессиональная карьера

1


17.

Обобщающий урок-конференция «Моя будущая профессия»

1




ИТОГО:

17





















Содержание программы

Программа рассчитана на 17 часов и включает в себя введение, 3 раздела и заключение.


Тема 1. Введение

Теоретические сведения. Структура, цели и задачи курса. Особенности социокультурного и экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (обзор).


Тема 2. Формы реализации среднего общего образования

Теоретические сведения. Образовательные учреждения, реализующие программы общего образования. Образовательные учреждения, осуществляющие универсальное обучение (непрофильное) и профильное обучение. Возможные профили обучения.

Понятие элективного курса. Виды элективных курсов, их задачи. Перечень предметов, изучаемых углубленно на каждом профиле.

Практическая работа. Упражнение «Твои любимые предметы»


Тема 3. Учреждения профессионального образования.

Государственные образовательные стандарты

Теоретические сведения. Виды учреждений профессионального образования. Государственные образовательные стандарты.

Практическая работа. Составление индивидуального образовательного маршрута

Тема 4. Формы и сроки обучения. Присваиваемые квалификации. Правила поступления.

Теоретические сведения. Формы и сроки обучения. Присваиваемые квалификации. Правила приема в учебные заведения.

Сбор и анализ информации, необходимой при выборе учебного заведения.

Практическая работа. Экскурсия в училище

Тема 5. Система профессиональных учебных заведений ХМАО - Югры

Теоретические сведения. Обзор учебных заведений высшего, среднего и начального профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Филиалы и негосударственные учебные заведения.

Тема 6. Деловая игра «Выбор»

Тема 7. Современный рынок труда

Теоретические сведения. Понятия «рынок труда», «спрос и предложение на рынке труда».

Механизм функционирования рынка труда.

Кадровое планирование. Банки данных о рабочей силе (спрос и предложение). Прогнозирование состояния рынков рабочей силы.

Занятость населения. Безработица.

Перспективы изменения мира профессий в связи с НТП. Новые профессии 21 века

Практическая работа. Экскурсия в центр занятости

Тема 8. Особенности и тенденции развития рынка труда ХМАО - Югры

Теоретические сведения. Особенности рынка труда ХМАО. Проблема трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования ХМАО. Специфические черты экономического развития ХМАО.

Тема 9. Многообразие форм занятости.

Программы временной занятости молодежи

Теоретические сведения. Основные формы занятости. Временная занятость молодежи в ХМАО.

Тема 10. Деловая игра «Престижные профессии: миф или реальность?»


Тема 11. Мотивы и потребности

Теоретические сведения. Понятие мотива. Потребности и мотивы как условие активности личности. Виды мотивов.

Практическая работа. Иерархия потребностей

Тема 12. Ошибки в выборе профессии

Теоретические сведения. Типичные ошибки при выборе профессии. Способы избегания типичных ошибок при выборе профессии.


Тема 13. Навыки самопрезентации

Теоретические сведения. Источники информации о рабочих местах. Тактика поиска работы.

Резюме, его назначение. Структура и содержание резюме. Резюме начинающего соискателя.

Практическая работа. Составление резюме


Тема 14. Стратегии выбора решения

Теоретические сведения. Стратегия принятия решений. Способы аналитического решения в ситуации профессионального самоопределения.

Тема 15. Ценностные ориентации

Теоретические сведения. Понятие ценностей и ценностных ориентаций и их связь с выбором профессии.

Собственные ценностные ориентации.

Практическая работа. Карточная игра «Тудема сюдема»

Тема 16. Моя профессиональная карьера

Теоретические сведения. Понятие о профессиональной карьере. Критерии профессиональной компетентности.

Профессиональное прогнозирование и профессиональное самоопределение.

Развивающие процедуры. Деловые игры «Биржа труда» (защита профессии), «Профконсультация».

Тема 17. Заключительный урок-конференция «Моя будущая профессия»

Итогом занятий может стать конкурс творческих работ на тему «Моя будущая профессия». В работе должна быть отражена информация, полученная в ходе занятий (знания о себе и профессии, о рынке труда и т.д.), намечен и обоснован личный профессиональный план.




Список литературы

Азбука профориентацииXXI века. Учебник/под ред. Богайцевой М.В. Ханты-Мансийск, 2011

Азбука профориентации XXI века. Учебная программа/под ред. Богайцевой М.В. Ханты-

Мансийск, 2011

Азбука профориентацииXXI века. Рабочая тетрадь ученика/под ред. Богайцевой М.В. Ханты-

Мансийск, 2011

Азбука профориентацииXXI века. Рабочая тетрадь учителя/под ред. Богайцевой М.В. Ханты-

Мансийск, 2011

Бендюков М.А. «Твой компас на рынке труда. Что ты должен знать о выборе профессии и поиске работы», С-П.: 2000.

Выбираем профессию: 100 вопросов и 100 ответов. - М., 1990. Дидактические материалы к курсу «Твоя профессиональная карьера» /Под ред. С. Н. Чистяковой, А. Я. Журкиной. - М., 1998.

Дневник профессионального самоопределения школьника / авт.-сост.: Л.Н. Бобровская. - М.: Планета, 2011.

Информационная подготовка. Образовательный курс профориентационной направленности. Методическое пособие для учителя с электронным сопровождением курса / авт.-сост.: Л.Н. Бобровская. - М.: Планета, 2011.

Климов Е. А. Как выбирать профессию? - М., 1990.

Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера» / Под ред. С. Н. Чистяковой и Т.

И. Шалавиной. - М., 1999. Бондарев В. Выбор профессии. - М., 1989.

Прощицкая Е. Н. Выбирайте профессию. - М., 1990.

Твоя профессиональная карьера: Учеб, для 8-9 кл, общеобразоват, учреждений / Под ред. С. Н.

Чистяковой и Т. И. Шалавиной. - М., 1998.

Чернов С.В. Азбука трудоустройства: Учебное пособие по элективному курсу для 9-11 классов

общеобразоват. учрежд. / С. В. Чернов. - М.: Вита-Пресс, 2007.











© 2010-2022