Проектно-исследовательская работа Откуда берётся мусор и куда он девается?

Я часто задумываюсь над вопросом:  Что для нас природа? Цветок на окне, любимая собака- мы заботимся о них ежедневно. Порой забывая, что весь мир, окружающий нас, не меньше достоин внимания. Увидеть в каждом дереве на своей улице, в каждой птице на ветке, наконец, в другом человеке частицу природы- это и есть основа экологии не только пространства, но и души.                                                                                                                                          ...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Сургодьская основная общеобразовательная школа»

Проектно - исследовательская работа

по теме «Откуда берётся мусор и куда он девается?»

Подготовила: Балашова Анна, 8 класс

Руководитель: Данилина Л.И., учитель начальных

классов, технологии







2015г.

Содержание работы:

1.Введение

2.Выдвигаемая проблема

3.Цели и задачи

4.Методы исследования

5.Объект исследования

6.Практические исследования

7.Результаты исследований

8.Выводы

10.Литература

11.Приложение

1.Введение

Я часто задумываюсь над вопросом: Что для нас природа? Цветок на окне, любимая собака- мы заботимся о них ежедневно. Порой забывая, что весь мир, окружающий нас, не меньше достоин внимания.

Увидеть в каждом дереве на своей улице, в каждой птице на ветке, наконец, в другом человеке частицу природы- это и есть основа экологии не только пространства, но и души.

Земля моя родная…

Как я тебя от сердца отлучу ?

Ведёт к тебе тропиночка лесная,

К твоим садам, к студёному ключу.

И.Д. Пиняев

Родная земля, родной край. Что означают эти понятия?

Будто ничего особого в той местности, где я живу. Всё-таки что - то самое ближнее, самое родное. Даже птицы и рыбы стараются когда-нибудь возвратиться в то место, где вывелись. Как, к примеру, деревенская ласточка, что ежегодно возвращается к гнезду под карнизом нашего дома.

В чём же это заключается ? Ведь в мире больше местностей с суровым климатом, безводных, с разными природными катаклизмами, чем «райских уголков». Большинство людей, хотя и любят бывать в таких « уголках », отдают предпочтение именно родному краю- пустыне, тундре, джунглям, болотистым, лесным или степным местностям.

Думаю, что объяснение этому есть. Родной край всегда ассоциируется с домом, с матерью, семьёй, друзьями. Именно отсюда начинается освоение и познание внешнего мира, здесь проходят первые шаги в обучении, первое чувство и другие первые сильнейшие впечатления.

Я живу в селе Сургодь. Происхождение названия села старожилы объясняют так: Сыркыды от татарского слова « серелгэн» (изгнанник) и от мордовского слова « сыры-куд». В те далёкие времена на этом месте батраки получали высокие урожаи проса. На вопрос: Суры куд?- отвечали: «Где татары, там и просо»…

Вместе с работником сельского поселения Ждакаевой Евгенией Дементьевной мы провели небольшое исследование по этнографии села . Вот что у нас получилось.

Всего жителей села 398 человек. Основу села составляют люди от 14 до 50 лет. Будущее села- молодёжь, 71 человек. Людей преклонного возраста- 86.

Из этого я сделала вывод, что будущее нашего села есть. И если молодёжь закрепится на селе, оно будет жить ещё долго.

Национальный состав села:

Мордва-173 ч.- 44,4 %

Татары-155 ч.- 39,7 %

Русские-56 ч.-14,4 %

Другой нации-6 ч.-1,5 %

Вывод: татарское село стало интернациональным. Все живут воедино и праздники общие.

Одно меня волнует и немного огорчает. После таяния снега ежегодно на улицах моего села и его окрестностях появляются «первые подснежники»: мусор. Вроде бы летом он был не так заметен, и казалось, всё так красиво и приятно.

Однако, проблема мусора в наш 21 век, век современной цивилизации , развития науки и техники, всё ещё актуальна.

Я решила выяснить, где больше скапливается мусор, куда он девается, как решить проблему утилизации отходов от жизнедеятельности человека.

Эта работа призвана помочь окружающим сделать правильный выбор, осветить проблему мусора и постараться найти пути решения этой сложной проблемы.

2.Проблема:

увеличение количества мусора в окрестностях села Сургодь может привести к ухудшению здоровья и жизни населения, к отрицательному влиянию на окружающий мир.

3.Цель работы:

-изучение экологической обстановки села,

-выявление мест скопления мусора,

-выявление причины образования свалок,

-выявление опасности мусора для жизнедеятельности людей и животных, экологии села,

-исследовать состав свалок,

-указать способы использования вторичного сырья,

-осветить в глазах жителей данную проблему и попытаться найти пути её решения.

4.Задачи:

1.Исследовать территорию села с целью обнаружения мест скопления мусора.

2.Исследовать разнообразие бытового мусора, его влияние на окружающую среду.

3.Добыть нужную литературу из различных источников, изучить её, сделать выводы.

4.Провести социологический опрос населения.

5.Спланировать осветительную работу среди учащихся школы и населения.

6.Показать на личном примере использование вторичного сырья.

5.Методы исследования:

анализ, беседа, опрос, наблюдение, сбор и обработка информации.

6.Объект исследования:

окрестности села

7.Практические исследования:

1.Обследование территории села.

В результате обследования территории села я обнаружила:

-Свалка мусора на территории фермы.

-Свалка мусора на берегу реки Парца.

-Наличие мусора возле нежилого дома по улице «Молодёжная»

-Наличие мусора вдоль шоссейной дороги.

-Свалка мусора вдоль дороги, ведущей в село.

Я попыталась установить причины скопления мусора именно в этих местах.

Вот что у меня получилось: на территории фермы в результате непригодности хозяйственных помещений для скота они пришли в упадок. На их месте скопились огромные кучи строительного материала : кирпич, стекло, полиэтиленовая плёнка, дерево, а также продукты жизнедеятельности животных, тел умерших животных, остатки просроченных минеральных удобрений. Рядом находится водонапорная башня, обеспечивающая питьевой водой население. Возникает угроза проникновения микробов в грунтовые воды .

На берег реки населением вывозится мусор я думаю по той причине, что в пору половодья он снесётся в русло реки и унесётся по течению. Жаль, что люди не думают о том, что ещё пригодится водицы испиться их ним же животным во время пастьбы.

В нашем селе есть много нежилых домов. Вокруг них скапливается мусор годами. Я думаю, что руководству сельского поселения есть над чем задуматься.

По окраине села проходит шоссейная дорога. Ежегодно вдоль неё скапливается мусор. Дорожникам и нам, школьникам, постоянно приходится собирать бутылки, пакеты, пластмассовые ёмкости .

И наконец, люди прячут свой бытовой мусор подальше от глаз: в кусты деревьев и кустарников.

2.Я обратила внимание на состав мусора. Выявила, что на свалках преобладают в основном бытовые и строительные отходы. Пищевых продуктов не обнаружила, думаю, что они скармливаются домашним животным.

Состав мусора на несанкционированных свалках по моим наблюдениям:

1.упаковка для пищевых продуктов

2.полиэтиленовые пакеты

3.пластмассовые бутылки

4.игрушкм пластмассовые

5.консервные банки

6.стеклянная посуда

7.школьные принадлежности

8.металлические банки

9.остатки трупов животных

Меня заинтересовал вопрос: куда девается мусор?

Я не заметила среди мусора тряпочных изделий. Я полагаю, что они используются в хозяйстве как вторичный материал. Среди мусора не обнаружено деревянных остатков, ибо они используются для отопления бань. Не виден кирпич и камень. Они тщательно собраны людьми для выстилания дорожек вдоль домов. Раньше на территории села было много неиспользованных резиновых камер и покрышек. Сельчане научились применять их в качестве садового дизайна. Навоз идёт на огороды в качестве подкормки.

А что же с остальным мусором? Пришлось изучить специальную литературу.

3.Меня заинтересовал материал о приблизительных сроках разложения некоторых материалов и способах их утилизации.

Макулатура
Материал: бумага, иногда пропитанная воском и покрытая различными красками.
Ущерб природе: собственно бумага ущерба не наносит. Однако краска, которой покрыта бумага, может выделять ядовитые газы.
Вред человеку: краска может выделять при разложении ядовитые вещества.
Пути разложения: используются в пищу разными микроорганизмами.
Конечный продукт разложения: перегной, тела различных организмов, углекислый газ и вода.
Время разложения: 2 - 3 года.
Способ вторичного использования: переработка на обёрточную бумагу.
Наименее опасный способ обезвреживания: компостирование.
Продукты, образующиеся при обезвреживании: углекислый газ, вода, зола.

Изделия из тканей
Ткани бывают синтетические и натуральные.

Всё, написанное ниже, относится к натуральным тканям.
Ущерб природе: не наносят.
Пути разложения: используются в пищу некоторыми микроорганизмами.
Конечный продукт разложения: перегной, тела организмов, углекислый газ и вода.
Время разложения: 2 - 3 года.
Способ вторичного использования: компостирование.
Наименее опасный способ обезвреживания: сжигание в условиях, обеспечивающих полноту сгорания.
Продукты, образующиеся при обезвреживании: углекислый газ, вода и зола.

Деревянные изделия.

Материал: дерево.
Ущерб природе: не наносят.
Вред человеку: могут вызвать травмы.
Пути разложения: используются в пищу некоторыми микроорганизмами.
Конечный продукт разложения: перегной, тела организмов, углекислый газ и вода.
Время разложения: несколько десятков лет.
Способ вторичного использования: переработка на бумагу или древесно-стружечный материал.
Наименее опасный способ обезвреживания: сжигание
Продукты, образующиеся при обезвреживании: углекислый газ и вода.

Консервные банки
Материал: оцинкованное или покрытое оловом железо.
Ущерб природе: соединение цинка, олова и железа ядовиты для многих организмов. Острые края банок травмируют животных.
Вред человеку: ранят при хождении босиком. В банках накапливается вода, в которой развиваются личинки кровососущих насекомых.
Пути разложения: под действие кислорода железо медленно окисляется.
Конечный продукт разложения: мелкие куски ржавчины или растворимые соли железа.
Время разложения: на земле - несколько десятков лет, в пресной воде - около 10 лет, в солёной воде - 1-2 года.
Способ вторичного использования: переплавка вместе с металлом.
Наименее опасный способ обезвреживания: захоронение после предварительного обжига.
Продукты, образующиеся при обезвреживании: оксиды или растворимые соли железа, цинка и олова.

Металлолом
Материал: железо или чугун.
Ущерб природе: соединения железа ядовиты для многих организмов. Куски металлов травмируют животных.
Вред человеку: вызывают различные травмы.
Пути разложения: под действием растворённого в воде или находящегося в воздухе кислорода медленно окисляется до оксида железа.
Конечный продукт разложения: порошок ржавчины или растворимые соли железа.
Скорость разложения: на земле - 1 мм в глубину за 10 - 20 лет, в пресной воде - 1мм в глубину за 3 - 5 лет, в солёной воде - 1 мм в глубину за 1 - 2 года.
Способ вторичного использования: переплавка.
Наименее опасный способ обезвреживания: вывоз на свалку или захоронение.
Продукты, образующиеся при обезвреживании: оксиды или растворимые соли железа.

Фольга
Материал: алюминий.
Ущерб природе: практически не наносит.
Пути разложения: под действием кислорода медленно окисляется до оксида алюминия.
Конечный продукт разложения: оксид или соли алюминия.
Время разложения: на земле - несколько десятков лет, в пресной воде - несколько лет, В солёной воде - 1-2 года.
Способ вторичного использования: переплавка.
Наименее опасный способ обезвреживания: захоронение.
Продукты, образующиеся при обезвреживании: оксид алюминия.

Банки из-под пива и других напитков
Материал: алюминий и его сплавы.
Ущерб природе: острые края банок вызывают травмы у животных.
Вред человеку: в банках накапливается вода, в которой развиваются личинки кровососущих насекомых.
Пути разложения: под действием кислорода медленно окисляется до оксида алюминия.
Конечный продукт разложения: оксид или соли алюминия.
Время разложения: на земле - сотни лет, в пресной воде - несколько десятков лет,
в солёной воде - несколько лет.
Способ вторичного использования: переплавка.
Наименее опасный способ обезвреживания: захоронение.
Продукты, образующиеся при обезвреживании: оксид алюминия.

Стеклотара
Материал: стекло.
Ущерб природе: битая стеклотара может вызывать ранения животных.
Вред человеку: битая стеклотара может вызывать ранения. В банках накапливается вода, в которой развиваются личинки кровососущих насекомых.
Пути разложения: медленно растрескивается и рассыпается от перепадов температур; стекло постепенно кристаллизуется и рассыпается.
Конечный продукт разложения: мелкая стеклянная крошка, по виду неотличимая от песка.
Время разложения: на земле - несколько сотен лет, в спокойной воде - около 100 лет.
Способ вторичного использования: использование по прямому назначению или переплавка.
Наименее опасный способ обезвреживания: вывоз на свалку или захоронение.
Продукты, образующиеся при обезвреживании: стеклянная крошка.

Кирпичи
Материал: обожжённый алюмосиликат.
Ущерб природе: практически не наносит.
Вред человеку: может наносить травмы.
Пути разложения: медленно растрескивается и рассыпается от перепадов температур.
Конечный продукт разложения: мелкая кирпичная крошка.
Время разложения: на земле - несколько тысяч лет, в спокойной воде - несколько сотен лет, в полосе прибоя - несколько лет.
Способ вторичного использования: переработка в крошку.
Наименее опасный способ обезвреживания: захоронение.

Изделия из пластмасс.
Ущерб природе: препятствует газообмену в почвах и водоёмах. Могут быть проглочены животными, что приведёт к гибели последних.
Вред человеку: пластмассы могут выделять при разложении ядовитые вещества.
Пути разложения: медленно окисляются кислородом воздуха. Медленно разрушается под действием солнечных лучей.
Конечный продукт разложения: углекислый газ и вода.
Время разложения: около 100 лет, может быть и больше.
Способ вторичного использования: переплавка.
Продукты, образующиеся при обезвреживании: углекислый газ и вода.

Упаковка для пищевых продуктов
Материал: бумага и различные виды пластмасс.
Ущерб природе: могут быть проглочены животными.
Пути разложения: медленно окисляются кислородом воздуха. Медленно разрушается под действием солнечных лучей.
Время разложения: десятки лет, может быть и больше.
Способ вторичного использования: не существует.
Наименее опасный способ обезвреживания: захоронение.
Продукты, образующиеся при обезвреживании: углекислый газ и вода, хлороводород, ядовитые соединения.

Категорически запрещается сжигать указанные материалы, так как при этом могут образоваться диоксиды.

Батарейки

Очень ядовитый мусор!
Материал: цинк, уголь, оксид марганца.
Ущерб природе: ядовиты для многих организмов.
Вред человеку: ядовиты для человека.
Пути разложения: окисляются под действием кислорода.
Конечный продукт разложения: соли цинка и марганца.
Время разложения: на земле - около 10 лет, в спокойной воде - несколько лет, в солёной воде - около года.
Способ вторичного использования: цинк можно использовать в школьной лаборатории для получения водорода, оксид марганца - для получения хлора.
Наименее опасный способ обезвреживания: вывоз на свалку.
Продукты, образующиеся при обезвреживании: соли цинка и марганца.

Вывод: самыми опасными являются выброшенные батарейки, так как они выделяют ядовитые для человека и природы вещества: соли цинка и марганца.

Время разложения изделий из пластмассы, стекла , полиэтилена составляет десятки сотен лет.

4.Мною был проведён социологический опрос жителей.

Я преследовала следующие цели:

-выяснить, куда ими девается бытовой мусор

-используют ли они в хозяйстве вторичный материал

-занимаются ли благоустройством села и приусадебных участков

С целью изучения мнения жителей о воздействии твёрдых бытовых отходов на экологическую обстановку села и мерах по улучшению его облика мною было опрошено 30 человека от 9 до 70 лет, разных социальных категорий.

В ходе опроса выяснилось, что многим небезразличен облик села и они занимаются благоустройством его территории и приусадебных участков. Особенно их волнует обстановка на территории бывшей фермы и зоны отдыха (река, роща).

90% опрошенных улучшают вид своих дворов и приусадебных участков,

82 % считают, что главными, кто наносит вред экологии села -это взрослые, 10%-дети,60% не выбросят мусор на улицу, 30%избавятся от него путём выбрасывания и только 10% могут использовать в хозяйстве вторичное сырьё.

Многие из опрошенных сельчан поддерживают инициативу главы сельского поселения о проведении конкурса среди жителей на лучший приусадебный

участок, который проводится ежегодно, а результаты подводятся на праздниках

села.

5.На занятиях кружка «Мир фантазий» и уроках технологии мы с преподавателем Данилиной Л.И. постоянно рассматриваем вопрос о вторичном использовании сырья. Учениками школы проведена большая работа по изготовлению полезных вещей. Мы устраиваем экологические выставки в школе, сельском клубе, на праздниках села. Делимся опытом и радуемся, что наш труд не пропадает даром.

Приглашаем вас в нашу творческую мастерскую.

8.Результаты исследования:

В результате исследования экологии села я выяснила, что имеется наличие несанкционированных свалок мусора. Особую тревогу вызывает скопление мусора около нежилых домов и в зоне массового отдыха людей. Преобладают крайне медленно разлагающиеся пластмассы, стекло, картон. При сильном ветре

разносится запах от трупов умерших животных, разлетается бумага, полиэтиленовые пакеты. Большую часть населения волнует экологическая обстановка села и они занимаются благоустройством территории и приусадебных участков. Осмыслив результаты исследования, я пришла к выводу, что подлинная

причина ухудшения экологической обстановки села кроется в сознании человека.

Только воспитав экологическую культуру сельчан, мы сможем изменить облик села в лучшую сторону.

9.Выводы:

1. В ходе проведённого исследования я изучила экологическую обстановку села на предмет выявления скопления мусора.

2. С помощью социологического опроса изучила общественное мнение о решении утилизации твёрдых бытовых отходов.

3.Выявила причины образования свалок.

4.Заметила экологическую неграмотность населения.

Полученные результаты говорят о том, что скопление мусора вредят экологии села и может отрицательно повлиять на здоровье жителей. Ионы тяжёлых металлов, попадая в почву, переходят затем в состав сельскохозяйственной продукции, которую выращивают жители на своих огородах, а также, просачиваясь, доходят до водоносных слоёв, а жители пользуются водой из колодцев без дополнительной очистки. Считаю в необходимости природоохранных мер, включая систему критериев эстетической оценки природы.

В связи с этим я хотела бы предложить:

1.Организовать работу всех структурных подразделений и жителей села по уборке мусора .

2.Обязать жителей вывозить мусор в установленное место.

3.Выступить пред учащимися и их родителями с информацией по теме : «С уважением к природе» и презентацией «Воздействие бытовых отходов на окружающую среду».

4.Учащимся младших классов в доступной форме рассказать об охране окружающей среды.

5.Вести наглядную пропаганду о вторичном использовании сырья.

В заключении хочется отметить, что проблема мусора и его утилизации встревожила сельчан и учащихся школы. Они ещё более активно стали участвовать в работе по благоустройству села и личных подворий.

Надеюсь, что благодаря чётко спланированной системе природоохранных мероприятий школой и сельской администрацией в единой взаимосвязи наше село станет намного чище и привлекательнее.

10.Литература:

Никитин Д.П., Новиков Ю.В. «Окружающая среда и человек»

Протасов В.Ф. «Экология, здоровье и охрана окружающей среды»





© 2010-2022