Открытый урок «Вышивая, украшаем с элементами казахского орнамента» в 5-м классе

Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Городское учреждение «Актауский городской центр образования»













Открытый урок «Вышивая, украшаем с элементами казахского орнамента» в 5-м классе

ТЕМА: Вышивая, украшаем

УРОКА с элементами казахс-

кой вышивки





Учитель технологии:

Тураева Л.Н.


















Актау 2016 г.



Открытый урок

«Вышивая, украшаем»

(Применение элементов казахской вышивки в одежде и аксессуарах современного школьника)

Цели:

1. Закрепить знания и умения учащихся о композиционном расположении узоров в квадрате и выполнении швов.

2. Развивать творческую активность, чувство гармонии, меры, красоты.

3. Воспитывать любовь к культуре родного края, внимание к национальным традициям и связям между поколениями.

Оборудование и материалы: образцы швов, изделия с чувашской вышивкой, ИКТ, ткань, иглы, мулине, ножницы, творческая тетрадь.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Повторение пройденного материала.

  3. Изложение нового материала.

  4. Практическая работа.

  5. Подведение итогов урока.

Ход урока.

  1. Организация урока.

Проверка готовности учащихся к уроку (учебники, тетради, образцы швов, рабочая коробка).

  1. Повторение пройденного материала.

Устный опрос. Вопросы для закрепления:

- В каких местах в чувашском костюме располагалась вышивка?

- Какое смысловое значение вкладывали вышивальщицы в свои узоры?

- Какое значение имеет вышивка в наши дни?

- Часто ли мы видим вышитые изделия? Почему, как вы считаете?

- Как вы думаете, где, в каких изделиях в наши дни можно использовать элементы чувашской вышивки?

3. Изложение нового материала.

Мы с вами выяснили, что вышивку применяют в сувенирной продукции (скатерти, салфетки, полотенца, фартуки, куклы в национальных костюмах), там вышивка используется в большом объеме, в одежде сценической - тоже. В современной одежде - уже меньше и только как декоративный элемент. Вышивка встречается в фирменной одежде служащих в виде небольших декоративных элементов, которые украшают халаты, шапочки, фартуки. К примеру, в сувенирной продукции, которую школьники готовили к Кубку мира по спортивной ходьбе, был вышит только уголок. Мы можем сделать вывод, что национальная вышивка,

которой восхищаются во всем мире, постепенно исчезает из повседневной жизни. А этого очень не хочется. Давайте подумаем, где можно современному школьнику использовать элементы вышивки, какие изделия можно украсить? Обязательно ли вышивать на самом изделии или можно использовать съемные и заменяемые детали? Какого размера и формы могут быть такие детали?

Итак, вы предложили украшать съемными деталями одежду (джинсы, футболки, юбки), сумки, чехлы для телефонов, паспарту для фотографии, открытки-сувениры, дневник, тетрадь по технологии. Формой декоративной детали может быть квадрат или прямоугольник (в прошлом году вы выполняли закладку для книги с использованием элементов чувашской вышивки). Вы помните, что чувашская вышивка относится к счетной, геометрической, поэтому квадратная и прямоугольная форма для основы подойдет.

Давайте подумаем, как можно прикрепить декоративную деталь на изделие? Пришить? Незаметными стежками или крупными, декоративными, цветными? А как еще? Прикрепить пуговицами, бусинами, тонкими ленточками? Существуют такие современные материалы как двусторонний скотч, который имеет две клеящие стороны. Одной стороной скотч приклеивается к декоративному элементу, а другой - к предмету, вещи. На этом мы экономим время.

Какого размера может быть декоративный элемент? Разного, но не очень большого. На уроке мы возьмем размер квадрата 5х5 или 6х6 см. Давайте посмотрим, как можно расположить узоры в квадрате. На экран вывожу варианты композиционных решений (симметричные, асимметричные, подготовительные эскизы и вышитые работы). Рассматриваем и обсуждаем увиденное.

Открытый урок «Вышивая, украшаем с элементами казахского орнамента» в 5-м классе



Варианты расположения узоров в квадрате. [1, 32, 35, 36, 38 ]

ЕОткрытый урок «Вышивая, украшаем с элементами казахского орнамента» в 5-м классесли мы посмотрим на узоры первого ряда, то увидим, что линии основного рисунка идут горизонтально и вертикально, а во втором ряду узор построен по диагональным линиям.



Открытый урок «Вышивая, украшаем с элементами казахского орнамента» в 5-м классе

На уроках изобразительного искусства мы знакомились с составлением узоров в квадрате и рассматривали разные варианты композиционного решения: симметричного и асимметричного, с выделенным центром или углами.

Я просила принести ваши работы на урок. На листе А-4 три варианта узоров выполнены на белом листе, а один вариант разработан на листе в клетку.

  1. Практическая работа.

Предлагаю девочкам взять за основу свою работу. Учитывая уже имеющиеся у них придуманные и зарисованные узоры, разработать или дополнить эскиз декоративного элемента для вышивки. Перед учениками на столах лежат образцы швов. Их можно использовать, чтобы дополнить свой эскиз какими-либо мелкими деталями в виде «бараньих рожек». Размер изделия задан - 5х5 или 6х6 см.

Во время работы задаю учащимся направляющие и уточняющие вопросы:

- стоит ли применять сложные швы?

- какие цвета можно использовать для вышивки декоративного элемента?

- должен ли декоративный элемент быть ярким, сочным по цвету или ажурным, легким?

- стоит ли предусмотреть простые мережки для дальнейшего прикрепления декоративного элемента к какому-либо изделию?

Работа проводится в творческих тетрадях на разлинованном квадрате в клетку [2, 10] и возможные варианты в меньших квадратах [2, 9]. На разработку эскиза декоративного элемента отводится 10-15 минут. Провожу текущий инструктаж типичных ошибок. По окончании работы проводим просмотр и обсуждение эскизов, 2-3 девочки объясняют выбор своей композиции.

Перед работой еще раз вспоминаем правила техники безопасности при работе с иглами и ножницами, как правильно закрепляется нить в начале вышивания и в конце работы.

Учащиеся приступают к выполнению практического задания на лоскутке ткани-двунитки. Она удобна для вышивки, на ней легко можно считать нитки и стежки. Во время работы провожу текущий инструктаж.


  1. Подведение итогов.

По окончании работы проводим просмотр и обсуждение вышитых декоративных элементов.

ООткрытый урок «Вышивая, украшаем с элементами казахского орнамента» в 5-м классетмечаем самые интересные и аккуратные работы. Выставляю оценки. По возможности присоединяем, прикрепляем эти детали к подходящим изделиям. На ранее подготовленном планшете прикреплены галстук, косметичка, летняя сумка, бейсболка, чехол для сотового телефона, записная книжка и другие изделия по выбору. Ученицы с помощью булавок накалывают свои вышитые декоративные элементы на разные изделия и аксессуары. Возникает вопрос - достаточно ли одного декоративного элемента для украшения вещи или напрашивается дополнение в виде еще какого-либо декоративного элемента? Что может служить дополнением? Современный масмак? Браслет? Поясок? Это уже детали прямоугольной формы. В свое свободное время вы можете поработать над дополнением к выполненному декоративному элементу и подумать над темой творческого проекта.

5

© 2010-2022