• Преподавателю
  • Технология
  • Методическая разработка Дидактическая игра-путешествие для младших школьников Депортация калмыцкого народа

Методическая разработка Дидактическая игра-путешествие для младших школьников Депортация калмыцкого народа

Раздел Технология
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИЗГОТОВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ИГРЫ- ПУТЕШЕСТВИЯ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

«ДЕПОРТАЦИЯ КАЛМЫЦКОГО НАРОДА»

Методическая разработка Дидактическая игра-путешествие для младших школьников Депортация калмыцкого народа

Введение

28 декабря 1943 года - трагическая дата в истории калмыцкого народа, оставившая глубокие шрамы в памяти поколений.

Насильственное выселение в восточные районы страны, ликвидация государственности - чудовищный замысел сталинской национальной политики, которому подверглись калмыки. Разбросанные по самым разным уголкам страны, вдали от родной земли наши дедушки и бабушки, отцы и матери смогли сохранить национальное достоинство. В тяжелейших условиях спецпоселений они вместе с другими репрессированными народами не теряли надежду и веру в справедливость.

Несмотря на страшные условия, сознавая необходимость помощи фронту, привыкшие к труду калмыки, не жалея себя, работали в местах депортации, внося свой посильный вклад в разгром немецко-фашистских захватчиков.

Депортация нанесла невосполнимый урон калмыцкому народу. Несмотря на то, что с тех пор прошло семь десятилетий, ещё долго будут отзываться отголоски этой чудовищной трагедии.

День памяти жертв депортации калмыцкого народа - это день национальной скорби. В этот день зажигают лампадки, вспоминают о погибших в те страшные годы, о тяжелейших испытаниях, выпавших на долю старшего поколения.

Наш гражданский и человеческий долг - сохранить историческую память, сделать все, чтобы будущее народа не было омрачено подобными трагическими страницами. Ради будущего мы не должны забывать сталинский геноцид. Забвение истории грозит ее повторением.

В каждой семье детям нужно рассказывать о предках, переживших и невыживших в годы депортации, передавать из уст в уста немногочисленные рассказы бабушек и дедушек о их жизни там…

В начальной школе учителя и педагоги выполняют миссию донести до сердца каждого ребенка боль ,трагедию нашего народа , испытавшего смерть родных, холод, голод, унижение, несправедливость депортации, гордость и благодарность своим предкам, выжившим в нечеловеческих условиях , но при подготовке к урокам по депортации калмыков ежегодно учителя сталкиваются с ограниченным количеством материалов (статей, фотоматериалов, иллюстраций, презентаций, литературных произведений ,фотографий картин ).Потребность учителей начальных классов МБОУ «КНГ» в методическом подспорье, в наглядном материале по важной для всех калмыков исторической теме «Депортация калмыцкого народа» и обусловили актуальность этой работы.

Цель нашей работы: изготовить для младших школьников дидактическую игру -путешествие«Депортация калмыцкого народа», которую можно использовать на уроках рисования для зарисовок разных этапов депортации, на классных часах ,посвященных памяти жертв депортации, на уроках чтения при изучении литературных произведений этой тематики и внеклассных мероприятиях.

Игра - путешествие отражает реальные события или факты, но обычное раскрывается через необычное, простое - через загадочное, трудное - через преодолимое, необходимое - через интересное. Цель игры- путешествия - усилить впечатления, придать познавательному содержанию некоторую сказанную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. В названии игры - путешествия, в формулировке игровой задачи должны быть "зовущие слова", вызывающие интерес детей, активную игровую деятельность. В игре - путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов её решения, иногда разработка маршрутов путешествия, В состав игры - путешествия иногда входят песни, загадки, подарки и т.д.

Приобретаемые навыки детей. Среди общеучебных навыков и умений, которыми должны овладеть учащиеся в процессе обучения работать в команде ( конструировать объемные предметы из бумаги, делать шаблоны, развертки, аккуратно их склеивать, раскрашивать, работать с бросовым материалом, лепить фигуры людей, елей из папье-маше и пластилина, навык комментировать в игре действия НКВД и калмыков в хронологическом порядке), особое место занимают умения контролировать и оценивать свою деятельность. В процессе занятий дидактической игрой формируется умение работать самостоятельно, осуществлять контроль, самоконтроль, согласовывать свои действия и соподчинять их.

Особенности роли педагога дополнительного образования:

-Уметь разработать дизайн игры и обеспечить его практическую реализацию -изготовить шаблоны, развертки моделей домов, машин и поезда.

-уметь наблюдать, анализировать игру; планировать приёмы, направленные на её развитие;

  • Обогащать впечатления детей с целью развития их игр;

  • Уметь организовывать начало игры;

  • Создавать благоприятные условия для перехода игры на более высокий уровень;

  • Уметь устанавливать игровые отношения в процессе игры;

  • Учить детей оценивать игру и обсуждать её результаты и т.п.

Технологические особенности:

Дидактическая игра-путешествие «Депортация калмыцкого народа состоит из :

- листа ДСП длиной 120 см., шириной 60 см.,

-макетов домов калмыков, макетов избушек, машин НКВД, поезда, выполненных из бумаги;

-фигур калмыков, военных, собак, скота ,домашней птицы, елей, слепленных из папье-маше или пластилина.

Организация работы на занятии:

Объем работы по изготовлению составляющих зависит от размеров листа ДСП- чем он больше, тем больше и фигур требуется, и наоборот. Следовательно, можно за 1 занятие изготовить все фигуры, но в небольшом количестве , работая по группам. А можно выполнять всем классом по 1 виду фигур в большом количестве за одно занятие.

Оригинальность идеи и содержания состоит в том, что сложный исторический материал о депортации ,калмыков в частности, не пытались преподнести доступно и наглядно для детей 7-10 лет и, тем более, перенести в игру для младших школьников.

Дидактическая игра (игра обучающая) - это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся. Это является утверждённым, в педагогической практике и теории, средством для расширения, углубления и закрепления знаний. Таким образом, имеющаяся дидактическая игра о депортации калмыцкого народа позволяет детям начальных классов легко овладеть прочными знаниями о трагическом событии в истории нашего народа, что является рациональностью выбранного методического приема изложения материала, а учителю -сэкономить время на подготовку наглядного материала к уроку- это направленность на рационализацию труда учителя .

Предлагаемая дидактическая игра имеет высокую содержательную насыщенность,т.к. дает такие понятия , как II мировая война, Великая Отечественная война, фашизм, РСФСР, операция «Улусы», депортация калмыцкого народа 28.12.1943-1957г.г., «пособники», конвой, НКВД, «мазанка», Станция Зимовники, товарный поезд, Сибирь, Алтай, Х-МАО, Сахалин, лесоповал, раскрывает роль личностей Гитлера ,Сталина в Вов и истории, в ходе игры дети узнают, когда, как и кого забирали первыми, из домов-«мазанок», что только некоторых калмыков военные предупредили о том, что нужно взять с собой еду и теплую одежду, а остальные были обречены на голодную и холодную смерть ,что железной дороги в Калмыкии не было и людей отправляли со станции Зимовники ,набив битком каждый вагон, что дорога дальняя,10-14 суток в неотапливаемых вагонах в зимнюю стужу , насквозь продуваемых , поезд останавливался для того, чтобы умерших от переохлаждения , от болезней, голода сгрузить в снег, и сиротели дети, и матери переживали своих детей, а люди сбивали друг друга, чтоб успеть набрать хоть снег, что по приезду местное население сначала побаивалось калмыков ,т.к. им сказали, что приехали людоеды, что под угрозой расстрела местные украдкой приносили и еду, и одежду, и лекарственные травы , что не разрешали разговаривать на калмыцком языке, а русский язык они не знали, что калмыки выживали благодаря местным-учились собирать ,запасать ягоды, грибы, лекарственные травы, ловить рыбу, сажать огород и охотиться, что прожили в депортации 13 лет, что после возвращения домой некоторые земли отошли к Астраханской ,Волгоградской области.

Практическая направленность разработки в том, чтобы популяризовать и сделать сложный исторический факт более понятным ,наглядным, интересным для младших школьников ,побуждающим их заняться исследовательской работой в области своего гениологического древа.

Возможность использования в учебно-воспитательном процессе гимназии Дидактическая игра «Депортация калмыцкого народа изготовлена учащимися студии «Калмыцкого прикладного искусства» для уроков рисования, уроков чтения , классных часов и внеклассных мероприятий по данной тематике.

Представленная работа состоит из двух глав, списка литературы и приложения. В I главе представлен теоретический аспект ,во II главе представлены разработки занятий «Изготовление деталей дидактической игры «Депортация калмыков», в приложении представлены шаблоны вагонов, домиков и фотографии процесса изготовления игры, игровых моментов.

I.Общая характеристика дидактических игр.

Игра по своей природе многофункциональна, она способствует воспитанию гармонично развитой личности. Игра оказывает действенное влияние на формирование личности ребёнка, способствует его психологическому развитию - воспитывает навыки коллективиста, развивает организаторские способности, в играх ребята учатся быть смелыми, ловкими, честными и добрыми, в играх рождаются такие качества, как взаимовыручка, взаимопомощь, честность и порядочность в соблюдении правил. Есть игры, которые помогают развивать любознательность детей, тренируют память, внимание, умение логически мыслить. Умная, увлекательная игра всегда оказывает более действенное воздействие, чем словесные формы воспитания и обучения детей.

Из всего существующего многообразия различных видов игр именно дидактические игры тесно связаны с учебно-воспитательным процессом. Они используются в качестве одного из способов обучения различным предметам в начальной школе. Результаты, которых добиваются дети, доставляют им много радости и вызывают проявление чувства творческого удовлетворения. Дидактические игры способствуют развитию способностей и потребностей познавательного характера, интеллектуальных и нравственно-волевых качеств, формированию познавательного интереса. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение между учителем и учащимися и между отдельными учащимися, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между людьми начинают носить более непринуждённый характер.

Дидактическая игра (игра обучающая) - это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся. Это является утверждённым, в педагогической практике и теории, средством для расширения, углубления и закрепления знаний. Кроме того, дидактическая игра, представляет собой самостоятельную деятельность, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной. Дидактические игры относятся к виду "игр по правилам", в число которых входят игры подвижные и связанные с музыкой. Именно они являются ярким примером синтеза различных видов педагогического воздействия на учеников: интеллектуального, нравственно-волевого и эмоционального.

Процесс игры подчинён решению дидактической задачи, которая всегда связана с определённой темой учебной программы. Она предусматривает необходимость овладения знаниями, нужными для реализации замысла игры. "Двойственная природа" игры - учебная направленность и игровая форма -Дидактические игры состоят из ряда элементов:

  • Игрового замысла;

  • Дидактической задачи;

  • Игрового действия;

  • Правила.

Игровой замысел и игровое действие делают дидактическую игру привлекательным, желанным и эмоциональным видом деятельности. Игровой замысел бывает выражен в самом познании игры и в игровой задаче, путём решения которой дети начинают понимать практическое применение полученных ими знаний. Игровой замысел определяет характер игрового действия, а игровое действие даёт возможность детям учиться в тот момент, когда они играют. Правила помогают направлять игровой процесс. Они регулируют поведение детей и их взаимоотношения между собой.

Результаты игры всегда бывают очевидными, конкретными и наглядными. Соблюдение правил обязывает детей самостоятельно выполнять игровое действие, и вместе с тем у них вырабатывается критерий для оценки поведения своих одноклассников и своего собственного. Работа над дидактической задачей требует активизации всей психической деятельности ребёнка. Формируются познавательные процессы, мышление, память, воображение. Усовершенствуется умственная деятельность, включающая в себя проведение различных операций в их единстве. Внимание становится более целенаправленным, устойчивым, и у учащегося появляется умение правильно его распределять. Стимулируется развитие познавательных способностей, наблюдательности, сообразительности и любознательности. У детей начинает проявляться волевое сдерживающее начало. Соблюдение правил, являющееся результатом возникшего у детей интереса к игре, помогает воспитанию важных нравственных качеств, волевых качеств, таких, как организованность, сдержанность, доброжелательность, честность и т.д.

В процессе занятий дидактической игрой формируется умение работать самостоятельно, осуществлять контроль, самоконтроль, согласовывать свои действия и соподчинять их.

Трудности в разработке единой классификации дидактических игр, связаны с тем, что эти игры соединяют в себе черты двух видов деятельности. Можно выдвинуть разделение игр по дидактическим задачам. Теоретически возможно использование ряда других оснований, связанных с принадлежностью дидактических игр в сфере обучения, таких, например, как степень самостоятельности учащихся, способ включения игры в ход обучения. Каждое из этих оснований даёт свой перечень видов дидактических игр. В основание классификации вполне правомерно могут быть положены признаки собственно игровой деятельности: характер сюжета, ролей, правил и т.д. В обучении сложилось несколько видов дидактических игр. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию познавательной деятельности учащихся, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношению детей, по роли учителя.

Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчётливее выступают одни, в других - иные. Дидактические игры бывают:

  • Сюжетные;

  • Предметные;

  • Соревновательные.

На современном уроке часто используются дидактические игры, направленные на активизацию мыслительной деятельности учащихся. Примером являются различные сюжетные игры, реализуемые в учебном материале. Такие игры на этапе обучения способствуют включению детей в учение. Причём эти игры не требуют какой-то особенной подготовки, здесь нужна только тщательная продуманность хода таких уроков. Сюжетные игры можно проводить в течение всего учебного дня, подчиняя работу единой цели.

Игра - соревнование и эстафеты. К таким играм надо подходить осторожно: неграмотно сформулированная игровая ситуация может стать серьёзным барьером в овладении собственно учебной деятельностью. Положительная роль таких игр неоспорима при оценке автоматизма навыков и умений. Но, проводя подобные игры, следует строго учитывать индивидуальный темп овладения учебным материалом каждым учеником, а также тип его нервной системы, поощрять развитие коллективисткой, а не конкурентной направленности учебной работы. Для успешного осуществления учебной деятельности необходим определённый уровень сформулированности у учащихся механизмов мышления, памяти и т.д. Поэтому выделяют те игры, которые направлены на реализацию этой функции, как, например, и предметные игры.

Среди общеучебных навыков и умений, которыми должны овладеть учащиеся в процессе обучения, особое место занимают умения контролировать и оценивать свою деятельность. Эти умения успешно формируются при использовании личностно-ролевой формы организации учебно-воспитательного процесса как частного вида дидактической игры. Это подразумевает введение на отдельных этапах урока игры "Учитель-ученик". В течение урока одни дети выполняют роль учителя, другие - оценщика, третьи - контролёра. Ученики пробуют свои силы: необходимо так провести урок, чтобы было интересно, и чтобы тебя слушали. При этом всё многообразие деятельности учителя распределяется между самими учениками. Подобные игры могут реализовываться в парной или групповой работе. Дети могут обмениваться тетрадями и проверять правильность выполнения задания друг друга.

По характеру познавательной деятельности дидактической игры можно отнести к следующим группам:

1. Игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу. Например, игра "Составим узор". Дидактическая цель: выявление умения различать предметы по цвету, форме, расположению. Средства обучения - набор из девяти фигур: один красный круг, по два жёлтых и зелёных треугольника, по два синих и красных квадрата. Содержание игры: учитель предлагает одному из учеников составить узор на магнитной доске, другим у себя на парте. С этой целью он даёт следующее задание: разместить на середине доски (или на столе ученика) красный круг, вверху и внизу от круга два жёлтых треугольника, справа и слева -два красных. Правее этого узора учитель предлагает выложить другой: круг посередине, два красных и два синих квадрата расположить от круга по углам, вверху и внизу - красные, справа и слева - синие квадраты. Затем он просит составить любой узор из фигур и расположить его слева от первого узора, сосчитать число фигур в каждом из них, в двух, в трёх узорах.

2. Игры, требующие воспроизведения действий. Эти игры направлены на формирование навыков сложения и вычитания в пределах десяти. Это - "Математическая рыбалка", "Лучший космонавт", "Лучший лётчик" и др. (Приложение №1).

3. Игры, с помощью которых дети изменяют примеры и задачи в другие, в логически связанные с ними. Например: "Цепочка", "Математическая эстафета", "Составление круговых примеров". К преобразующей деятельности относятся также игры, развивающие навыки контроля ("Лучший контролёр", "Арифметический бег", "Проверь Угадайку" и др.) (Приложение №2).

4. Игры, включающие элементы творчества. Это "Угадай загадки Буратино", "Загадки Весёлого Карандаша", "Определи курс движения самолёта", "По какой дорожке ты пойдёшь?" и др. (Приложение №3).

Некоторые исследователи делят игры на 2 группы: наглядные и словесные. Игры с использованием наглядного материала, в свою очередь, подразделяются на игры с демонстрационными и раздаточными материалами и игры с различными игрушками (объектами природы и предметами обихода). К дидактическим играм с использованием средств наглядности можно отнести игры - инсценировки некоторых сказок и книжек - считалок с применением соответствующих игрушек. (Толстой Л.Н. "Три медведя", А.Барто, и др.).

В основе словесных игр лежит опыт детей, их наблюдения. Задача этих игр состоит в систематизации и обобщении. Они применяются на этапах закрепления и повторения учебного материала. Выделяют следующие виды словесных игр:

  • Игры - путешествия;

  • Игры - загадки;

  • Игры - поручения;

  • Игры - беседы;

  • Игры - предложения;

  • Игры - сказки;

  • Интеллектуальные игры.

Игры - путешествия имеют сходство со сказкой, её развитием и чудесами. Игра - путешествие отражает реальные события или факты, но обычное раскрывается через необычное, простое - через загадочное, трудное - через преодолимое, необходимое - через интересное. Цель игры- путешествия - усилить впечатления, придать познавательному содержанию некоторую сказанную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. В названии игры - путешествия, в формулировке игровой задачи должны быть "зовущие слова", вызывающие интерес детей, активную игровую деятельность. В игре - путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов её решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтичное решение задач, радость от её решения, отдых. В состав игры - путешествия иногда входят песни, загадки, подарки и т.д.

Игры - поручения имеют те же структурные элементы, что и игры - путешествия, но по содержанию они проще и короче по продолжительности. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесными поручениями. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении, что-то сделать: "Собери в корзиночку все предметы (или игрушки) красного цвета", "Разложи колечки по величине".

Игры - предложения: "Что бы я сделал...?" или "Что было бы...?" иногда началом таких игр может быть картинка. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создаётся ситуация, требующая осмысления, последовательного действия. Игровая задача заложена в самом названии, с которого учитель начинает игру. Эти игры требуют умения соотносить знания с обстоятельствами, установление причинно-следственных связей. Педагогическая ценность их в том, что дети начинают думать, учатся слушать друг друга.

Игры - загадки. Главной особенностью загадок является логическая задача. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассматривать, делать выводы, умозаключения. Ю.Г. Илларионова отмечала: "Загадка, не смотря на миниатюрность, обладает многими ценными качествами, так необходимыми в образовательной и воспитательной работе с детьми. Нужно только, обращаясь к загадке, уметь видеть и мудрую глубину и эстетическую привлекательность. Учите детей отгадывать загадки".

Игры - беседы. В их основе лежит общение детей с учителем, учителя с детьми, детей друг с другом. Отличительными чертами такого общения являются непосредственность переживаний, заинтересованность, добросовестность, вера в "правду игры", радость игры. Игра - беседа воспитывает умение сосредоточить внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждения. Основным средством игры - беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чём-либо.

Игры - сказки раскрывают для детей характер отношений, которые они в силу подражания незаметно усваивают. Питает игру художественная литература для детей. Источником, обогащающим игру, являются наглядно - изобразительные средства, в первую очередь - картинки. Например, экологическая сказка для первоклассников о похождении Эколобка. Она сделана в виде выпусков. Автор сюжета Л.Н. Ердаков, художники Л.А. и Т.А. Якушкевич. Герой народной сказки Колобок оказывается в различных экологических ситуациях. Он становится членом многих биоценозов и вступает во взаимоотношения с живой и неживой природой. Следовательно, на него воздействует Среда, а он, в свою очередь, как-то её изменяет. Это уже экологический персонаж, поэтому - Эколобок.

Первый выпуск. Как и должно быть вначале - он и от бабушки и от дедушки ушел и покатился по лесу. События происходят зимой и Эколобок мёрзнет. В пути он встречает различных зверей, которые успешно преодолевают зиму и адаптируются к холоду. Каждый зверь предлагает Эколобку свой способ согреться. Это либо мышечные усилия (бег, ходьба), либо теплая шуба, либо нора или берлога. Эколобок в силу своей конструкции не может использовать эти советы и ему остается вернуться к бабушке в теплый дом. Эта короткая история в картинках показывает ребенку разные варианты адаптации к холоду у животных. Активность учащихся возрастает при использовании специальных интеллектуальных игр, которые по своему механизму наиболее органично связаны с процессом познания. Интерес к игре такого типа определяется исключительно потребностью человеческого ума в упражнениях. Интеллектуальные игры обычно заключают в себе проблему, этим объясняется их привлекательность для учащихся. Они требуют догадки, поиска, "игры ума".

Таким образом, все классификации дидактических игр исходят из следующих основных закономерностей обучения:

  • Обучение происходит только при активной деятельности учащихся;

  • Чем разностороннее обеспечиваемая учителем деятельность учащихся, тем выше качество усвоения на уровне, зависящим от характера организуемой деятельности - репродуктивной или творческой (главные закономерности обучения).

Методические рекомендации по проведению дидактической игры-путешествия «Депортация калмыцкого народа». Перед игрой учитель проводит беседу о депортации калмыков, потом предлагает совершить путешествие на поле игры.

Задача игры- подробно показать и рассказать, как были выселены калмыки в Сибирь. Дети самостоятельно размещают фигуры участников трагического события на противоположных концах поля, перемещают калмыков из их домов в машины НКВД, во дворах остаются собаки и скот, машины с калмыками едут - на станцию Зимовники ,выгружают калмыков из машин на перрон, потом грузят по вагонам ,наполняют поезд калмыками и только тогда поезд отправляется в дальний путь, изредка останавливаясь ,чтобы сгрузить умерших в сугробы и набрать снегу. Поезд движется по белому полю-зима . Поезд с переселенцами едет долго. По прибытию на противоположный угол игрового поля,Сибирь, под конвоем расселяют .

Форма проведения игры может быть разной: коллективной, групповой и индивидуальной. При объяснении нового материала или при его первичном закреплении целесообразно проводить игру со всем классом. При организации самостоятельной работы игра может быть групповой или индивидуальной.

Дидактической игре в начальных классах свойственны определенный темп, ритм; в её процессе допустимы пространственные объяснения; правила должны быть изложены кратко, лаконично, доступно. Снижает интерес обилие замечаний дисциплинарного характера, пассивное ожидание ребёнком своего участия в игре. Учитель должен сам показывать живой интерес к игре, увлечь учащихся ,он создаёт ситуацию ожидания, загадочности. Успех игры зависит от того, как учитель её проводит. Вялость, безразличие улавливается детьми, интерес к игре моментально угасает. В игре дети должны чувствовать себя свободно, непринуждённо, испытывать удовлетворение от сознания своей самостоятельности и полноценности. Игра, содержащая несколько правил, расчленяется на составные части и выполняется поэтапно.

В большинстве игр целесообразно вносить элементы соревнования, что повышает активность детей в процессе обучения. Для проведения соревнования учитель, в таблице на доске, звёздочками отмечает дружную работу команд в течение урока. Если активность и интерес детей какой - либо команды ослабевает (например, из-за того, что команда набрала меньшее количество звёздочек), учитель должен спросить какого-либо ученика этой команды, с тем, чтобы за правильный ответ была получена звёздочка. В конце урока учитель вместе с детьми, подводя итоги соревнования, обращает внимание на дружную работу команд, что способствует формированию чувства коллективизма. Необходимо отнестись с большим тактом к детям, допустившим ошибки. Учитель может сказать, что он ещё не стал "капитаном" в игре, но если будет стараться, то непременно им станет. Ошибки учащихся надо анализировать не в ходе игры, а в конце, чтобы не нарушать впечатления. К разбору ошибок надо привлекать слабых учащихся.

Форма проведения игры может быть разной: коллективной, страховой и индивидуальной. При объяснении нового материала или при его первичном закреплении целесообразно проводить игру со всем классом. При организации самостоятельной работы игра может быть групповой или индивидуальной. В этом случае следует использовать игровые карточки. В работе со слабыми учащимися целесообразно проводить индивидуальные игры с раздаточным материалом.

Учитель проводит игру со слабыми учащимися по-разному. В одном случае он может вызвать их к доске, когда другие заняты самостоятельной работой, напомнить им правила игры, выполнив с ними на доске 1-2 игровых действия, и предложить закончить игру по карточкам на своем рабочем месте. В другом случае он организует работу слабого ученика в паре с сильным, который помогает первому выполнить игровые действия. В тех случаях, когда слабые ученики хорошо усваивают правила той или иной игры, им предлагают игру с раздаточными карточками.

По результатам психологических исследований можно выделить следующие профессионально важные качества педагога в отношении игровой деятельности детей младшего школьного возраста:

Умение наблюдать, анализировать игру; планировать приёмы, направленные на её развитие;

  • Обогащать впечатления детей с целью развития их игр;

  • Уметь организовывать начало игры;

  • Создавать благоприятные условия для перехода игры на более высокий уровень;

  • Уметь устанавливать игровые отношения в процессе игры;

  • Учить детей оценивать игру и обсуждать её результаты и т.п.

Сложность руководства игрой связана с тем, что она является свободной деятельностью детей, и учителю важно сохранить эту свободу и непринуждённость. При использовании игровых ситуаций учитель не создаёт новой игры, а как бы заимствует элементы "внешкольного" опыта детей. Чтобы такое использование было успешным, учитель должен хорошо владеть средствами экспрессии. Смена темпа, чередование напряженной работы и небольших пауз - хорошее средство для разрядки.

Учитель должен очень хорошо владеть методикой проведения игровых упражнений, четко представлять их цель, предоставлять детям относительно большую самостоятельность. Нельзя предвосхищать игру и давать ей свою оценку, ведь она может обмануть надежды детей и вызвать обратную реакцию. И дальнейшие попытки учителя активизировать внимание учащихся аналогичным способом могут вызвать в детях негативное отношение к игре. Вводя игровой прием ,надо помнить, равны ли возможности детей, участвующих в игре. Иногда "мелочи" могут стать причиной зарождения страха, неуверенности, замкнутости маленького человека.

Придумывать новую игру на каждый урок практически невозможно, а частое использование одних и тех же игр грозит полной потерей интереса к ним. Как быть? Прежде всего, нужно очень хорошо чувствовать свой класс, уровень подготовки детей, их отношение к той или иной предлагаемой игре. Порой на уроке игровая ситуация складывается стихийно и идёт от самих детей. Этого не следует бояться, хотя план урока придётся корректировать "на ходу".



II.Разработка занятия по изготовлению дидактической игры-путешествия «Депортация калмыцкого народа» учащимися 4 «в» класса ,Студии калмыцкого прикладного искусства.

Цели:

-воспитывать уважение и благодарность старшему поколению, гордость за мужество и стойкость калмыков в годы депортации;

-учить детей изготавливать из бумаги по разверткам модели домов, машин, поезда, склеивать и раскрашивать ,лепить из пластилина или папье-маше фигуры людей, зверей, домашних животных, елей.

-развивать у учащихся начального блока интерес к своей истории ,

Оборудование и материалы для учителя: проектор, компьютер,

Оборудование и материалы для учащихся: презентация о депортации, образцы моделей и развертки машин, вагонов, домов, листы ватмана, простые карандаши, линейки, ножницы, клей, краски, образцы фигур людей, животных, пластилин, вата, железная баночка, картон, лист ДСП 120 см.\60 см.

План занятия:

1.орг.момент-2 мин.

2.Беседа,просмотр презентации о депортации-6 мин.

3.Практическая работа .Изготовление деталей игры. Распределение заданий по группам ,20 мин. .

4.Сборка игры,10мин.

5.итоги,2 мин.

Ход занятия:

1.Оргмомент.Тема .

2.Беседа.

Запись на доске:

28 декабря 2013 года - 70 лет со дня депортации калмыков в 1943г

- Уходит в историю70-й трагический для нашего народа декабрь. Всего двое суток войска НКВД затратили на проведение спецоперации под кодовым названием «Улусы», когда 28 декабря 1943 года 28.359 семей или 93.139 калмыков были насильно посажены в неотапливаемые холодные вагоны для перевозки скота и отправлены в далекую неизвестную Сибирь.

По пути следования около 18000 безвинно сосланных стариков, женщин и детей умерло от голода и болезней.

Методическая разработка Дидактическая игра-путешествие для младших школьников Депортация калмыцкого народа

Карта расселения калмыков

Учитель: Согласно постановлению Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 28 .12.1943 г. направить выселяемых калмыков :

В Алтайский край - 25 000 человек;

В Красноярский край - 25 000 человек;

В Омскую область - 25 000 человек;

В Новосибирскую область - 20 000 человек.

Калмыки были не просто высланы, но и рассеяны по Сибири - от Севера до Дальнего Востока и Казахстана. Почти в каждой семье до сих пор вспоминают умерших по дороге или погибших в ссылке.

Особенность в депортации калмыков состоит в том, что происходила она более жестко. Был сильный разброс по регионам, по селениям, одна из самых больных тем депортации является влияние на демографию калмыков, оказывающее влияние на народ до сих пор.

Зажженная лампадка, чай в пиале,

И в руки взяв бумагу и перо.

Святая правда сердцу повелела

Сказать о боли, что не отболела.

Стихотворение Д.Кугультинова «От правды я не отрекался»

Методическая разработка Дидактическая игра-путешествие для младших школьников Депортация калмыцкого народа

За то, что я посмел в крутое время

Судить в стихах жестокий произвол, -

Ни денег я не получил, ни премий,

Широкий славы я не приобрел…

Да это, может статься, и не надо.

Иною - высшей - счастлив я наградой.

В то время гнев несправедливый, дикий

Нас подавил… И свет для нас потух.

И даже слово самое - «калмыки» -

Произносить боялись люди вслух.

Тогда, словами рифмы закрепляя,

Я для друзей писал, я утешал

Тех, кто был изгнан из родного края…

Я говорил им: прекратится шквал,

Исчезнет все, что наши души гложет, -

Померкнуть солнце Ленина не может!

Давал я клятву фактам вопреки:

Не то что дети, даже старики -

Весь наш народ калмыцкий возвратится

К могилам предков, к дорогой земле…

И видел я, как молодеют лица,

Как просветленная слеза катится

По бронзовой обветренной скуле…

Добрели люди, о добре заслыша,

И это было мне наградой высшей.

За то, что я посмел, хотя б отчасти,

Судить в стихах жестокий произвол,

Не только славы я не приобрел,

Но на меня посыпались напасти.

Из-за стихов, по их живому следу,

Ко мне ворвался ветер ледяной.

И праздник мой, желанную Победу,

Я встретил за тюремною стеной.

В тот день весенний, счастье возвещавший

Деревьям,

птицам,

людям,

всей стране, -

Я, Родину, как сердце, защищавший,

Отчаясь, грыз решетку на окне…

Не слышал, что кричат мне снизу грубо,

Не замечал я, что крошатся зубы,

что штукатурка сыплется… Пока

(Еще не в голову, еще без злобы)

Стреляли в стену часовые, чтобы

Поглубже в камеру загнать «зека»…

Из-за стихов цветок полураскрытый,

Недолгой юности моей рассвет

Отравлен клеветою ядовитой…

Близ океана, в стуже ледовитой

Провел я десять бесконечных лет

За проволокой, частой и колючей,

Похожей на тенета паука,

Где холодно и жадно - по-паучьи -

Высасывала сердце мне тоска;

Где только в снах цветных скользило мимо

То, что когда-то наполняло стих:

И образ нецелованной любимой,

И степь моя - в тюльпанах золотых…

- В те злые годы леденящей стужи

Что не бывало?.. Страхом сражена,

Иная - даже верная - жена

Писала отречение от мужа.

И, выбраться стремясь из липкой сети

(Ведь надо ж как-то жить в конце концов!),

Иные - даже любящие - дети,

Рыдая, отрекались от отцов.

А те, кого считали храбрецами,

Друзей и правду предали, дрожа…

Бесценной шкурой, что ли, дорожа,

Хоть голубыми не были песцами!..

Но как бы круг порочный ни смыкался,

Как ночь над нами ни была глуха, -

От правды я своей не отрекался,

Не отступал от своего стиха!..

Не потерял я совести от страха,

Не позабыл природный свой язык,

Под именем бурята иль казаха

Не прятался… Я был и есть калмык!

Ни под каким нажимом и допросом

Не осквернил души своей доносом!

И эта непричастность к силе Зла

Наградой высшей для меня была.

Я был душой с народом, втайне веря,

Как весь хороший, честный мой народ, -

Что к подлым слугам кровожадных Берий

Расплата - рано ль, поздно!- а придет!

Пусть их разгул, - так думал я, - неистов, -

От них очистится, воспрянет вновь

Россия Пушкина и декабристов,

Россия Ленина, его любовь!

Я знал, что мой народ в лесах Сибири

Нашел друзей и вновь душой окреп

Средь лучших русских, средь щедрейших в мире,

Деливших с нами и судьбу, и хлеб.

Я жил и верил: сгинет мрак проклятый,

И хоть сгущалась мгла со всех сторон,

Калмыцким сердцем верил в Съезде Двадцатый,

Не думая, как будет зваться он…

И вот теперь, когда прозрачны зори

И все дороги - чище и прямей,

Я счастлив тем, что даже в годы горя

Не поступился Правдою своей…

Ни денег я не приобрел, ни славы,

Но высшею наградой дорожил

И рад, что в многотрудной жизни ПРАВО

На эти строки честно заслужил.

-Истинную картину тех страшных событий могут передать только очевидцы тех событий. И сегодня у нас в гостях ветеран трудфронта, активный участник художественной самодеятельности, уважаемый житель нашего города Боктаева Александра Манджиевна.

(делится воспоминаниями) Методическая разработка Дидактическая игра-путешествие для младших школьников Депортация калмыцкого народа

«Люди ехали в холодных вагонах, голодные, без воды, без теплой одежды. Вагоны не открывались много дней. Не было элементарных человеческих условий: воды, пищи, туалета. Многие не выдерживали и умирали. Трупы часто подолгу лежали в вагоне. Голод, холод, болезни преследовали их. Мы всегда придерживались традиций своих предков, свято их чтили. И такие качества, как скромность, уважение старших всегда были присущи нам. Но были такие условия, при которых вынуждены были нарушать эти вековые традиции, тяжело при этом страдая. Обезумевшие люди рвались к заветному ведру с водой, отметая слабых. Страх, что они не успеют до отхода поезда и останутся без глотка воды еще несколько дней до следующей остановки, подавил в душах все человеческое: стыд, благоразумие, почтение к возрасту, милосердие. В Сибири не было для ссыльных домов, мы жили в деревянных холодных сараях. Самим приходилось рыть ямы, пробивать ломом холодную мерзлую сибирскую землю, чтобы построить землянки. Приходилось работать тем, кто мог держаться на ногах. Дети оставались без присмотра, мерзли, голодали, умирали.

Постепенно сибиряки поняли, что мы не людоеды, а простые люди, которые вынуждены страдать, голодать, умирать и стали нам помогать.»

Методическая разработка Дидактическая игра-путешествие для младших школьников Депортация калмыцкого народа

Методическая разработка Дидактическая игра-путешествие для младших школьников Депортация калмыцкого народа Методическая разработка Дидактическая игра-путешествие для младших школьников Депортация калмыцкого народа

Воспоминания и боль на полотнах калмыцких художников - это история народа. И боль прошлых лет… Она не уходит из памяти.

Многие художники к теме депортации обращаются через женские образы, в их числе Г. Рокчинский, К.Ольдаев, Мошулдаев, Павлов, Шиняев. Почти в каждой семье много родных не вернулось из Сибири. Но даже если срубить ствол, достаточно маленького росточка, чтобы Древо жизни возродилось.

Женщина - символ чистоты и незащищенности, но вместе с тем в ней - исток, начало всех начал.

Гарри Рокчинский « Мать - земля родная» На этой картине мы видим пожилую женщину в момент встречи с родной землей после разлуки. Цвет этой картины обладает колоссальной силой воздействия на душу зрителя, вызывая удивительные чувства. Он вибрирует словно живой, повторы цвета напоминают мелодию. Ветер развивает волосы женщины, колышет траву - это символическое движение самого бытия между добром и злом, тьмой и светом, страданием и радостью, печалью и надеждой. «Прощай, земля калмыцкая» Г.Бембеева.

(В ней художник подчеркивает драматизм какого - то мгновения, раскрытию которого подчинены и композиционный ритм, и монохромный колорит картины. Оцепенев в немой неподвижности, стоят молодая женщина с ребенком на руках и подросток. По - детски незамутненное восприятие мира у мальчика. По прежнему доверчиво смотрят его глаза. В них больше надежды, чем горя. Что ждет его впереди?

Боктаева А.М.: Давайте зажжем лампадку в память своих родных и близких оставшихся навечно в Сибири.

Методическая разработка Дидактическая игра-путешествие для младших школьников Депортация калмыцкого народа

Учитель: Как память о жертвах сталинского геноцида, в Элисте 28 декабря 1996 г. в день 53-й годовщине депортации калмыцкого народа в Сибирь, на Высоком кургане сооружен величественный памятник из бронзы «Исход и возвращение» Автор этого памятника всемирно известный скульптор 20 века Эрнст Неизвестный. Памятник по заказу Кирсана Николаевича Илюмджиева отлит в Америке и морским путем доставлен в Санкт - Петербург, а оттуда прибыл по месту назначения в Элисту. Есть во многих религиях одна из самых великих заповедей. Звучит она по - разному, но смысл её такой - «ПРОСТИ,

ДА ПРОЩЁН БУДЕШЬ»

Методическая разработка Дидактическая игра-путешествие для младших школьников Депортация калмыцкого народа

Каждый здравомыслящий человек, верующий он или нет, согласится с этой заповедью. Умение прощать, к сожалению, свойственно не всем людям, а между прочим это самое лучшее качество человеческой души, высокое проявление благородства. Прощение всегда даётся нелегко, потому что неимоверно трудно погасить в себе ненависть, удержаться от чувства мести.

И всё же прощение необходимо. Оно нужно и тем, кого прощают, но в большой мере тем, кто прощает.

13 лет, 13 дней …1943 -1956 гг.

Неугасимо память поколения

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.



Методическая разработка Дидактическая игра-путешествие для младших школьников Депортация калмыцкого народа

3.Практическая работа по группам. Презентация «Изготовление дидактической игры «Депортация калмыцкого народа»

-Каждая группа выбирает свое задание:

-изготовить вагоны по развертке, раскрасить;

-изготовить дома по разверткам, раскрасить;

-изготовить машины по разверткам, раскрасить;-

Типичные задания по разверткам: правильно выложить выкройку на ватмане, обвести, вырезать с клапанами, вырезать окна и двери, согнуть по линиям сгиба и склеить, потом раскрасить красками.

-слепить фигуры калмыков: женщин, стариков и детей ,одежда которых- в неброском цвете, мешковата ,а животных- методом вытягивания,

ели -в форме конусов.

4. Сборка игры.

-Покройте поле игры слоем ваты, выставьте дома в Сибири и в Калмыкии ,ели, животных, уложите железную дорогу и установите поезд, вагоны, машины, людей, покройте строения и транспорт сверху снегом-ватой. А теперь покажите тяжкий путь нашего народа от родного дома в депортацию.

5.Итоги. -Мы сделали дидактическую игру-путешествие «Депортация калмыков» для всех, кто не безразличен к нашей истории.













СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:



1. А. Балакаев «Гурвн зург» («Три рисунка») «Заргим эврян кетн» («Судите меня сами»)

2.А. Джимбиев «Куунд му узгдхля» («Когда человеку трудно»)

3.А. Бадмаев «Алтн шорад даргддго» («Золото в песке не затеряется» в переводе названном «Там, за далью непогоды»

4.Батырева С.,Калмыцкое изобразительное искусство,Элиста,2008г.

5.А. Кукаев «Обин ковяд» («На берегах Оби»)

6.Очиров, У. Б. Депортация калмыков в восточные районы СССР // У. Б. Очиров. Вклад репрессированных народов СССР в Победу в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.: моногр. Том I / ред. совет: А. Д. Горяев и др.; науч. ред. Б. Б. Боромангнаев. - Элиста: ЗАОр «НПП «Джангар», 2010. - С. 183 - 188

7. Жуковская Р.И. Игровые приёмы обучения в первом классе школы /

/ Под ред. А.П.Усовой. М., 1955

8. Степанова О.А. Игровая школа мышления / Творческий центр Сфера.

М.,2003

9. Чутко А.Я. Чтобы не дремали мысли. М., 2000

10. Хрестоматия по истории педагогики. М., 1973

11. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978



ПРИЛОЖЕНИЯ

1.Презентация «Изготовление дидактической игры-путешествия «Депортация калмыцкого народа»

2.Шаблоны разверток вагонов,домов,машин

3.Фотографии

26


© 2010-2022