По теме «Натуральные волокна животного происхождения» раздел «Элементы материаловедения

Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема : « Натуральные волокна животного происхождения»

Цель:

Обучающая :

Знать: способы получения натуральных волокон животного происхождения. Свойства шерсти и шелка.

Уметь: различать волокна животного происхождения по составу.

Развивающая: развивать логическое мышление, внимательность.

Воспитывающая: воспитывать эстетический вкус, навыки аккуратности.

Оборудование и материалы: коллекция образцов ткани, учебник, рабочая тетрадь, кусочки шерстяной и шелковой тканей, клей, ножницы, линейка, ручная игла, нитки.

Опорные понятия: руно, шерсть, шелк, гигроскопичность, теплозащитность, воздухопроницаемость, драпируемость.

Педагогическая технология: технология критического мышления.

Тип урока: комбинированный.

Время проведения: 80 минут.

Ход урока

I.Организационный момент. Мотивация учащихся. Сообщение темы и целей урока.

П. Повторение пройденного материала. Актуализация опорных понятий.

1. Расшифруйте анаграммы.

Анаграмма - загадка с перестановкой букв в слове для образования другого слова.

Учащимся класса раздаются карточки - задания, которые они должны расшифровать.

Ктнаь Оволнко

Лхпоачитки Лхпоко

Ёлн

Рпжяа

Туко Соонав Ктчасевто

Беседа по итогам работы над анаграммой:

Какие волокна растительного происхождения мы изучали в 5 классе?

Ответ: Волокна хлопка и льна.

Что такое волокно?

Ответ: Гибкое прочное тело, длина которого в несколько раз больше чем поперечный размер.

Что такое пряжа и что из нее получают на ткацкой фабрике?

Ответ: Скрученные между собой волокна. Из пряжи на ткацкой фабрике получают ткань?

III. Изучение нового материала

1. С первых дней появления на свет человек сталкивается с различными тканями. Из хлопчатобумажной были сделаны ваши распашонки и пеленки, в холодное время вас укутывали в шерстяное одеяло и обвивали одеяла красивой капроновой лентой.

В данное время, когда вы уже подросли, можете сами выбирать себе ткань для платья или костюма. Но вам необходимо научится правильно выбирать способы и средства ухода за одеждой, необходимо знать свойства волокон и ткани.

2. Напоминаем что,

ВПо теме « Натуральные волокна животного происхождения» раздел «Элементы материаловеденияолокно

Натуральное

По теме « Натуральные волокна животного происхождения» раздел «Элементы материаловеденияПо теме « Натуральные волокна животного происхождения» раздел «Элементы материаловеденияПо теме « Натуральные волокна животного происхождения» раздел «Элементы материаловедения

Растительные

животные

По теме « Натуральные волокна животного происхождения» раздел «Элементы материаловедения

Хлопок

Лен

Ребята, скажите, пожалуйста, а что такое шерсть?

Ответ: Шерсть - это волосяной покров животных.

А какие животные дают нам шерсть?

Ответ: овцы, верблюд, ангорская коза, альпака, лама. (работа с рисунком 3 стр 6)

А какое из этих животных дает основную массу шерсти?

Ответ: Овцы. Именно овцы дают основную массу шерсти, перерабатываемой на текстильных предприятиях и эта масса составляет 95 - 97%.

Что такое руно?

Ответ: Руно - неразрывный пласт шерсти.

Немного истории

До сих пор никто не знает точно, почему древнее руно называлось золотым. Возможно, шерсть древних колхидских баранов действительно имела золотистый оттенок, а, может быть, жители древней Колхиды с помощью овечьей шкуры добывали золото: расстилали шкуру на дне ручья, и шерстинки задерживали золотые песчинки, приносимые водой. Конечно, тогда еще не было известно, что руно само по себе содержит золото... А недавно в Британском центре ядерных исследований решили определить химический состав овечьей шерсти. Особо чувствительные приборы обнаружили в волокнах золото. Нашли его в составе белковой структуры волос и других животных. Причем содержание золота у разных животных приблизительно одинаковое. К сожалению, пока никто из ученых не смог ответить на вопрос: откуда золото в шерсти и для чего оно?

Еще 5 - 6 тысяч лет назад горожанки Египта и Вавилона считали самой модной одеждой костюм из тонкой шерсти. Это очень стимулировало развитие тонкосуконной промышленности, а пастухам пришлось незамедлительно приступить к выведению новых пород тонкорунных овец с длинным и очень тонким подшерстком. Ко временам Гомера красивые шерстяные костюмы стали очень популярны, и, может быть, поэтому была организована специальная экспедиция к берегам Кавказа, где будто водились бараны с золотым руном. В конце концов овцы с развитым шерстным покровом сумели обогатить многие страны, в том числе и Англию. Открывающий заседание английского парламента спикер, как известно, до сих пор по традиции восседает на мешке с шерстью.

А что такое шелк?

Ответ: Тонкие нити, которые получают из коконов гусеницы тутового шелкопряда.

Немного истории

Производство шелковых тканей стало известно еще с третьего тысячелетия до нашей эры в Китае, история знает Великий Китайский шелковый путь. Получению шелка в России положил начало царь Петр Великий в 17 веке, «дабы иметь парчовые изделия из собственного шелка», и отвел казенные земли на Кавказе под шелковичные деревья. Там по сей день занимаются шелководством. Шелководство развито в Японии, Индии, Турции, Италии, Средней Азии, Казахстане

3. Первичная обработка шерстяного и шелкового волокна.

сортируют

треплют


промывают


сушат

изготавливают пряжу и тканьПервичная обработка шерстяного волокна. Первичная обработка шелка По теме « Натуральные волокна животного происхождения» раздел «Элементы материаловедения

4. Задание «Слова потерялись»

Учащимся класса раздаются карточки-задания с недописанными словами. Им необходимо дописать слова полностью. После выполнения задания проводится проверка.

По теме « Натуральные волокна животного происхождения» раздел «Элементы материаловедения

Ребята, назовите мне те слова, которые у вас получились после выполнения данной работы.

Ответ: Гигроскопичность, драпируемость, теплозащитность, воздухопроницаемость.

А что эти слова могут характеризовать?

Ответ: Свойства волокон.

4. Задание «Заполнить таблицу»

Работая с текстом учебника стр 6 и 8 заполните таблицу «Свойства натуральных волокон»

5. Анализ заполнения таблицы.

Свойства волокон

Натуральное шерстяное волокно

Натуральное шелковое волокно

Гигроскопичность

высокая

высокая

Теплозащитность

высокая

Несколько ниже

Воздухопроницаемость

хорошая

хорошая

Стойкость к воздействию солнечных лучей

высокая

Менее устойчивы

Горение

Волокна спекаются, образуя черный жесткий комочек, растирающийся пальцами. Запах жженого пера.

Горит так же как шерсть. Но без характерного для шерсти запаха

6. Работа по определению свойств натуральных волокон.

Что такое гигроскопичность?

Ответ: Гигроскопичность - способность волокна хорошо впитывать влагу и быстро высыхать.

Что такое теплозащитные свойства?

Ответ: Теплозащитные свойства - способность волокон сохра­нять тепло человеческого тела; зависит от со­става, толщины и вида отделки ткани.

Как натуральное волокно шерсти и шелка пропускает воздух?

Ответ: Натуральное волокно шерсти и шелка могут хорошо пропускать воздух.

Одинаково ли горят волокна шерсти и шелка?

Ответ: Горят одинаково. Но у шерсти присутствует запах жженого пера, а у шелка характерного запаха нет.

7. Физкульминутка.

Ежедневно по утрам

Заниматься надо нам.

Мы с доски не сводим глаз

И учитель учит нас.

Руки в стороны поставим,

Правой левую достанем

А потом, наоборот,

Будет вправо поворот,

Раз - хлопок, два - хлопок,

Повернись ещё разок!

Раз- два-три- четыре,

Плечи выше, руки шире!

Опускаем руки вниз

И за парту вновь садись!

IV.Практическая работа « Сравнение волокон шерсти и натурального шелка»

Материалы и инструменты: коллекция «Волокна», лупа, учебник, рабочая тетрадь.

Вводный инструктаж учителя:

Порядок выполнения работы:

1. Рассмотри волокна шерсти и натурального шелка под лупой.

2. Сравни волокна по внешнему виду и на ощупь.

3. Внимательно рассмотри характер горения. (Учитель демонстрирует процесс горения волокон шерсти и натурального шелка).

4.Заполни таблицу «Отличительные признаки волокон» в рабочей тетради стр 9

Обходы рабочих мест учащихся с целью:

- проверки начала выполнения работы;

- проверки умений учащимися пользоваться инструкционными картами;

- проверки правильности выполнения работы.

5. проверка заполнения таблицы учащимися.


  1. Закрепление пройденного материала.

  2. Проверка усвоения знаний на уроке.

  3. «Да» или «Нет»


  1. № вопроса

    «да» или «нет»

    1.

    2.

    3.

    4.

    5.

    6.

    7.

    8.

    9.


    Для шелковых тканей сырьем являются стебли растений?

  2. Лен получают из шерсти животных?

  3. Шелкопряд - это бабочка?

  4. Свойство ткани впитывать влагу - гигроскопичность?

  5. Шерсть - волосяной покров животных?

  6. Шерсть - волокно растительного происхождения?

  7. Способность пропускать влагу - воздухопроницаемость?

  8. Натуральный шелк хорошо впитывает влагу?

  9. Зимнюю одежду лучше всего шить из шелка?

VIII. Подведение итогов урока. Выставление оценок за урок.

© 2010-2022