Доклад на тему: Коррекция речевых нарушений на уроках трудового обучения (швейное дело)

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад на тему:

Коррекция речевых нарушений на уроках трудового обучения

(швейное дело)

Речь играет огромную роль в психическом развитии ребенка. Включение речи в познавательную деятельность перестраивает основные психические процессы ребенка. Нарушения речи отрицательно влияют на развитие познавательной деятельности, социальную адаптацию ребенка с интеллектуальной недостаточностью.

Нарушения речи у детей с интеллектуальными отклонениями являются широко распространенными, характеризуются сложностью патогенеза и симптоматики. Дефекты речи у таких детей могут быть обусловлены недоразвитием познавательной деятельности, могут быть связаны другими факторами.

Специфика нарушений речи и их коррекция у детей с интеллектуальным недоразвитием определяется особенностями их высшей нервной деятельности и психического развития. В процессе овладения навыками и умениями умственно отсталые дети опираются больше на наглядный показ, наглядное восприятие, чем на словесную инструкцию. У таких детей снижена регулирующая функция речи, которая в норме очень рано начинает играть важную роль в поведении ребенка.

Развитие речевой моторики у детей с интеллектуальным недоразвитием осуществляется замедленно, недифференцированно; затруднена координация дыхательных, фонаторных и артикуляционных движений в процессе речи. Несформированным оказывается у детей как слуховой, так и кинестетический контроль за правильностью речевых движений.

В возникновении нарушений речи у детей существенную роль играют следующие биологические факторы: локальное повреждение мозговых структур, аномалии в строение артикуляционного аппарата (зубочелюстной системы, языка, мягкого и твердого неба), снижение слуха.

Среди психологических факторов, обусловливающих особенности речевого развития и нарушения речи у детей с олигофренией, ведущая роль отводится недоразвитию познавательной деятельности и психической деятельности в целом. У детей отмечается недоразвитие высших форм познавательной деятельности (анализ, синтез, обобщение, абстракция), конкретность и поверхность мышления, нарушение словестной регуляции поведении, незрелость эмоционально - волевой сферы.

У детей отмечается резкое снижение потребности в речевом общении, что приводит к ограниченности речевых контактов и отрицательно сказывается на процессе овладения речью.

Общая характеристика нарушений речи у детей с интеллектуальным недоразвитием.

У части таких детей отмечается недоразвитие речи, целиком обусловленное уровнем интеллектуального недоразвития, у большинства, особенно у детей дошкольного и младшего школьного возраста, отмечается тяжелое нарушение речевого развития, включающее разнообразные речевые расстройства. У детей с диагнозом умственная отсталость встречаются все формы нарушений речи, как и у нормальных детей. Расстройства речи у детей с олигофренией проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом. Нарушения речи носят системный характер, т.е. отмечается недоразвитие речи как целостной функциональной системы. При умственной отсталости нарушаются все компоненты речи: фонетико - фонематическая сторона, лексика, грамматический строй речи. Отмечаются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи; устной и письменной речи.

У детей с интеллектуальными нарушениями в той или иной степени оказываются несформированными все операции речевой деятельности: имеет место слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении, грубо нарушено программирование речи, создание, реализация речевой программы и контроль за речью, соответствие результата мотиву и цели речевой деятельности.

Нарушения речи у таких детей имеют сложную структуру дефекта, разнообразны по своим проявлениям, механизмам, уровню нарушения, требуют дифференцированного подхода при их анализе, характеризуются стойкостью, устраняются с большим трудом, сохраняясь вплоть до старших классов специальной (коррекционной) школы 8 вида.

Характерной особенностью речевого развития детей с интеллектуальной недостаточностью является позднее развитие речи. Обогащение словаря на уроках трудового обучения в основном идет за счет усвоения специальной терминологии. Так, например, тема урока: «Обработка деталей ручек накладным швом с двумя закрытыми срезами». Последовательность работы сначала проговаривается хором, а затем индивидуально. Например, подогнули долевые срезы деталей ручек на изнаночную сторону. Ширина подгиба -7мм. Заметали (терминология ручных работ «заметали»).

Не менее важно при проведении словарной работы учить детей самостоятельно находить в тексте непонятные для них слова.

Для обеспечения внимания детей к слову важно в процессе анализа текста обязательно спрашивать, какие слова им непонятны, предлагать обращаться за разъяснением друг к другу, поощрять тех, кто самостоятельно выделяет в тексте слова, особенно значимые для понимания общего смысла. Такая целевая установка в работе со словом не только воспитывает внимание к тексту, но и закладывает основы коммуникативных навыков: учащиеся расспрашивают друг друга, дополняют неточный ответ одноклассника, не дожидаясь наводящего вопроса учителя.

Итак, словарная работа на уроках трудового обучения ведется в трех направлениях: 1) обогащении запаса слов за счет введения новых слов, 2) уточнении значений уже известных слов, 3) активизация пассивного словаря детей.

Для работы по всем этим направлениям полезными являются следующие упражнения:

  1. Название изделия и ее деталей. Например, работа с таблицей «Что лишнее?» по теме «Блузка», когда учащиеся называют детали блузки и указывают, какая деталь лишняя (лишний второй воротник). Называя детали, учащиеся производят сортировку объекта.

  2. Работа с технологической и пооперационной картой, когда учащиеся называют последовательность изготовления изделия. Например, игра в лото, учебной задачей которой является закрыть последовательно на карте нужные операции.

  3. Работа с ребусами, загадками. Эти упражнения помогают еще раз закрепить словарные слова.

«Заполни пропавшие буквы»

Даны словарные слова с пропущенными буквами.

Например:

в..л…к..о п..я…а (волокно, пряжа)

  1. Анализ и синтез: название изделий и тканей , из которых они с шиты.

. Например, тема урока: «Ночная сорочка».

- Ребята, представьте, что мы пришли в магазин «Ткани». Показывается «витрина» с полосками тканей.

-Какую ткань вы купите для ночной сорочки? Почему?

Ученики выбирают ткань, объясняя при этом:

-Для ночной сорочки нужна тонкая ткань. Вот такая. Она изготовлена из хлопка. Это хлопчатобумажная ткань. Она хорошо стирается, утюжится, пропускает воздух и впитывает влагу.

ОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ-МИНУТКИ

Такие упражнения необходимо использовать как разминку в начале урока и тренировку в течение занятия в индивидуальном режиме.

Мои коррекционные упражнения-минутки основаны на адаптированных для детей с ОВЗ вариантах различных техник.

Всего 2-3 максимум 5 минут и организуют, и развивают детей, если учитель включает такие упражнения в систему своей работы регулярно.

Особое место в коррекции детей с проблемами в развитии занимают игровые технологии. Ведущий вид деятельности у таких детей является игра. Правильно организованная, дидактическая игра является важнейшей частью всего коррекционного процесса. Использование игры на логопедических занятиях стимулирует детей к познавательной деятельности, вызывает речевую активность

Целью профессионально - трудового обучения в коррекционной школе является подготовка учащихся к самостоятельному выполнению после окончания школы несложных видов работы. Для достижения этой цели в процессе трудового обучения решаются задачи: формирование технических и технологических знаний; развитие у учащихся трудовых умений и навыков; воспитание положительного отношения к труду.

Задачи эти должны решаться комплексно в тесной связи с преподаванием общеобразовательных предметов и проводимой в школе воспитательной работой.

Профессионально - трудовая подготовка в нашей школе имеет свои особенности, она носит коррекционную направленность в развитии личности школьников с интеллектуальной недостаточностью. Овладевая трудовыми навыками, ребята испытывают затруднения, поэтому задача формирования трудовых умений является ответственной и решать ее следует систематически, постепенно повышая самостоятельность учащихся. Обучение труду у нас в мастерской складывается из последовательных этапов. Каждый этап решает определенные задачи обучения. К нам приходят дети из начальной школы. Их трудовое обучение там направлено на всестороннее развитие и приобретение начальных трудовых умений. Они работают, в основном, с бумагой, картоном, пластилином, природным материалом. В четвертом классе трудовое обучение решает те же задачи, что и в начальной школе, но их решение происходит на более высоком уровне. Дети впервые приходят работать в мастерские, и важно воспитать у них организационные умения и навыки.

С первых дней дети учатся организованно и вовремя входить и выходить из мастерской, пользоваться оборудованием с соблюдением всех правил техники безопасности, соблюдать форму одежды, умению обращаться к учителю, убирать свое рабочее место. Усвоенные детьми организационные умения и навыки впоследствии закрепляются, как полезные привычки и облегчают переход к самостоятельной работе. Изучение правил техники безопасности начинаются с рассказов о некоторых случаях в мастерских школ, которые стали возможными в результате нарушения трудовой дисциплины и невыполнения правил техники безопасности. Ребята внимательно слушают и усваивают эти правила. С четвертого класса учащиеся занимаются не только практическим исполнением задания. Например, изготовление мешочка для хранения работ. Предварительно обговаривается план пошива, последовательность выполнения операций, анализирую образец. Дети учатся логически мыслить, отвечать на поставленные вопросы, тем самым развивается речь каждого ученика. Чтобы учащимся было легче отвечать, на уроках используются образцы готовых изделий, поузловой обработки, выполненные в технологической последовательности.

Очень важно предварительно продумывать все элементы урока. Такое осмысливание работы заметно влияет на повышение эффективности занятий. При подготовке к уроку подбираю различные игровые моменты. Игровые моменты особенно нужны, когда задание вызывает у ребят затруднение. Так, например, учащиеся пятых классов, а иногда и старших затрудняются в определении последовательности действий и операций. В этом случае используется игра «Поезд знаний». В вагончиках поезда - прорези, в которые вставляются карточки с последовательностью работы. Или игра «Всезнайка». Учащиеся берут со стола перевернутые карточки с вопросом или заданием и дают на них ответ. Большой интерес в 5 классе вызывает игровой момент «Матрешка». Например, тема урока: «Виды стежков». Приходит в гости Матрешка, которая перепутала фартуки. На фартуках выполнены виды стежков. Учащиеся помогают ей разобраться и найти нужные. Проверить правильность ответа можно, перевернув фартук, где написано название стежка. В средних и старших классах дети уже отвечают на вопросы швейного лото или вопросы «Конверта дружеских вопросов». Выходит ученица и из конверта с подготовленными к данной теме урока вопросами, достает листок с вопросом. Обращается к любому учащемуся, читает вопрос. Если он не отвечает, ему помогают остальные. Используются так же игровые моменты, такие как: « Верно - неверно». На уроках создаются различные игровые ситуации. Например, тема урока: «Ночная сорочка».

- Ребята, представьте, что мы пришли в магазин «Ткани». Показывается «витрина» с полосками тканей.

-Какую ткань вы купите для ночной сорочки? Почему?

Ученики выбирают ткань, объясняя при этом:

-Для ночной сорочки нужна тонкая ткань. Вот такая. Она изготовлена из хлопка. Это хлопчатобумажная ткань. Она хорошо стирается, утюжится, пропускает воздух и впитывает влагу.

Во время повторения темы урока учащиеся класса работают у доски и индивидуально. Например, одна ученица расставляет у доски текстовые карточки с последовательностью работы, другая предметные карточки, а остальные дети работают на местах.

На каждом уроке применяется наглядный материал. Эффективность применения наглядных средств в основном объясняется тем, что при зрительном восприятии образы изучаемого материала быстрее формируются и остаются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения. К наглядным средствам относятся реальные предметы, изображения, трудовые действия, с помощью которых раскрывается сущность воспринятого учащимися. Необходимым наглядным средством служит изделие - образец. Кроме того, используются образцы выполнения отдельных операций, соединений деталей или отдельных деталей целого изделия. Это практический показ приема работы. Его цель состоит в восприятии и первоначальном запоминании учащимися приема работы.

Необходимо разъяснить назначение приема и показать его выполнение. На первом этапе демонстрируется результат работы, то есть образец изделия, который будем шить. На втором этапе выполняется действие в замедленном темпе, внимание акцентируется на особо трудных для выполнения моментах. На третьем этапе повторяется выполнение приема несколько раз в рабочем темпе. Более сложным является обучение тем трудовым операциям, которые не оцениваются с помощью зрения. В этих случаях эталоном служит мышечное усилие. Например, при шитье на машине с электроприводом. Необходимо точно нажимать на педаль. Малейший сбой в нажатии приводит к браку в изделии.

Учебная программа определяет знание учащимися основных механизмов швейной машинки. Основным наглядным средством являются сами швейные машины, а также плакаты с отдельными механизмами.

К наглядным средствам относятся оформленные для демонстрации тексты. Например, правила самостоятельной работы. Это: рассмотри образец, вспомни, что похожее приходилось делать, продумай план, подготовь необходимые инструменты, проконтролируй работу и сравни ее с образцом.

Трудности, которые испытывают учащиеся при усвоении теоретических знаний, хорошо известны. Поэтому, именно применение наглядных средств является отличным способом развития умений детей, активизирует внимание, улучшает восприятие учебного процесса.

После каждой практической работы проводится опрос детей: что они делали и в какой последовательности. Многим учащимся трудно дается объяснение и при этом применение терминов ручных и машинных работ. Так, например, тема урока: «Обработка деталей ручек накладным швом с двумя закрытыми срезами». Последовательность работы сначала проговаривается хором, а затем индивидуально. Например, подогнули долевые срезы деталей ручек на изнаночную сторону. Ширина подгиба -7мм. Заметали (терминология ручных работ «заметали»).

В конце каждой практической работы учащиеся проверяют работы друг у друга, оценивают их, указывают на ошибки.

В старших классах сформированные трудовые умения позволяют применить во время практического повторения пооперационное разделение труда, когда каждый из учащихся несет ответственность за изготовление определенного узла изделия. Одна ученица обрабатывает вход в пододеяльник, другая боковые срезы. Таким образом, каждый несет ответственность за выполнение определенной операции по обработке изделия. Эта работа очень похожа на работу на производстве.

На уроках практического повторения закрепляются навыки и умения работы на швейных машинах. Применяется дифференцированный подход - уже с пятого класса успевающие учащиеся осваивают приемы выполнения операций на машинах с электроприводом. Этим детям дается два задания вместо одного. В старших классах эти учащиеся так же работают с опережением. Их работа усложняется, они привлекаются к оказанию помощи слабым учащимся. Для них проводится инструктаж с опорой на образец и инструкционную карту. На уроках практического повторения, чаще всего, выполняются заказы школы: пошив постельного белья, штор, выполняются работы для выставок. Девочки старших классов всегда принимают участие в пошиве костюмов для концертов и театральных представлений, а так же, что очень важно, отшивают программные изделия в натуральную величину. Это дает им возможность наглядно убедиться в результатах своего труда, что является лучшей мотивацией к дальнейшему освоению профессии «швея». Многие не просто шили, но и сами участвовали в выступлениях.

Ежегодно проводятся у нас в мастерских недели трудового обучения. На них дети не только показывают свои знания по предмету, но и демонстрируют костюмы, которые придумывают самостоятельно из уже сшитых изделий. Таким образом, ученики начинают логически мыслить, у них развивается эстетический вкус, творческие способности, а в описании своей модели и ее назначении, развивается и речь.

В процессе подготовки особое внимание уделяется оформлению выставочных работ. Красиво оформленная работа создает у детей положительный настрой, рождает желание научиться чему - то новому и интересному.

Недостаточное восприятие и понимание изучаемого материала у отдельных детей объясняется низким интеллектуальным уровнем их развития, речевыми расстройствами, что мешает пониманию чужой речи. Осуществляя дифференцированный подход к отстающим учащимся я включаю обращенные к ним вопросы походу объяснения. Это повышает умственную активность, улучшает внимание, способствует пониманию, позволяет контролировать процесс усвоения. Возможностям учащихся данной группы соответствуют более расчлененные вопросы.

При объяснении я применяю тесты и разной сложности с учетом индивидуальных способностей детей. Каждый тест разделен на две части. На одной - рисунок или аппликация, на другой - относящиеся к ней вопросы. На тесте их не более трех-четырех. Получив его, ученица рассматривает рисунок, осмысливает прочитанное, далее отвечает на вопросы, стараясь строить полные предложения, используя при этом слова, которые содержатся в данных вопросах. Тесты могут быть самые разные.

№ 4. «Заполни пропавшие буквы»

Даны словарные слова с пропущенными буквами.

Например:

в..л…к..о п..я…а т..а…е…т..о и т. д.

№ 5 «Кроссворд»

А) Предлагается кроссворд, составленный по изучаемой теме.

Б) Кроссворд на закрепление терминологии.

Упражнения на развитие и коррекцию внимания

№ 1. «Исправь ошибку»

а) Предлагаются словарные слова по теме с ошибками.

б) Предлагается эскиз изделия и описание его фасона с ошибкой.

№ 2. «Найди 10 различий»

Предлагаются 2 одинаковых рисунка изделия с мелкими различиями.

Пример.

Определить переплетение нитей.

Что значат позиции на рисунке?

Обозначьте их буквами: основа - О, уток - У, кромка - К.

С целью привития интереса к предмету, я провожу познавательные и дидактические игры («Цепочка», «Домино», «Лото», сбор деталей изделия, или самого изделия из разрезанных частей по образцу, кубики для составления технических терминов).

Игра «Цепочка».

Суть игры в том, чтобы не прерывалась последовательность правильных ответов. В игру можно включить элемент соревнования между группами.

Например: на уроке ставится задача назвать в правильной последовательности детали швейной машины, через которые заправляется нить. Учащийся 1-й группы называет первую деталь, следующую деталь называет член 2-й группы, потом из 1-й и т.д. При неправильном назывании право на ответ передается другой группе. Выигрывает группа, у которой было меньше «разрывов цепочки», больше правильных ответов.

Игра «Домино» состоит из картонных прямоугольников, на которыеприклеены образцы разных тканей. Игра состоит в нахождении образца идентичного данному. Прежде чем выставить пластину, учащийся называет вид ткани. Для старших классов применяется более сложный вариант этой игры, когда подбираемые образцы различаются по разным признакам.

Например: должны подбираться ткани одного наименования из образцов, которые кроме того, отличаются цветом и рисунком.

Познавательные игры повышают умственную активность детей. С этой целью использую кроссворды. Задания, с которыми дети сталкиваются при решении кроссвордов, учат их умению самим формулировать вопросы. С помощью кроссворда можно проверить на сколько усвоен пройденный материал.

Провожу словарную работу.

Предлагаю девочкам ознакомиться с так называемыми «Древними письменами», в которых отсутствуют гласные буквы. Необходимо их определить.

н_т_р_льн_ _

х_м_ч_ск_ _

тк_ч_ств_

п_р_пл_т_н_ _

тк_нь

д_л_в_ _

п_п_р_чн_ _

хл_п_к

ф_рт_к

Ответ: натуральная, химическая, ткачество, переплетение, ткань, долевая, поперечная, хлопок, фартук.

Стремлюсь к эффективности уроков труда - включаю в уроки игровые моменты, стараюсь делать их интересными и увлекательными. Провожу занятия в необычной форме, но с обязательным соблюдением элементов урока. Это уроки - фантазии, деловые уроки, уроки - путешествия и, конечно, уроки-презентации. Использую на них доступный наглядный материал: плакаты, схемы, карты, таблицы, информационные электронные носители.

Одной из главных задач считаю воспитание у детей уважения к людям труда, профессионалам; развитие познавательных интересов и воспитание эстетического вкуса, творческое развитие, а главное - способность перенимать положительный опыт, как в работе, так и в жизни.



© 2010-2022