Программа Основы дизайна (7-11 кл.)

Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КОРАБЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ -

КОРАБЛИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ


«Согласовано»

Руководитель МО

_____________

Протокол № ___ от

«____»____________2015 г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы

по УВР

_____________ Степанова Н.А.

«____»____________2015 г.


«Утверждено»

Директор МОУ КСОШ№2

_____________Комягина Е.А.

Приказ № ___ от «___»____2015 г.





Рабочая программа

по учебному курсу «Основы дизайна.

Дизайн учебной и окружающей среды»




учитель Воеводин А.В.




Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

протокол № ____от «__»______2015 г.









2015- 2016 учебный год

Введение.

После длительного господства в нашей общеобразовательной системе единообразной учебной программы многие школы стремятся обрести свое лицо, то есть стать школами в истинном значении этого слова. Школами с большой буквы. Научные прогнозы отечественных и зарубежных специалистов говорят о том, что состав профессий на которые ориентирована современная система образования, кардинально изменяется. Тенденция такова, что образование все более становится образом жизни, а жизнь - непрерывным образованием, непрерывным обретением и изменением профессии и во главе этого процесса выступает творчество самого человека.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденной распоряжением Правительством Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001г., а также федеральным компонентом государственного стандарта общего образования одобренный решением коллегии Минобразования России и президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003г. № 21/12 и утвержденным приказом Минобразования России « Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004г. №1089 разработана программа «Основы дизайна. Дизайн учебной и окружающей среды» в рамках учебного предмета «Технология» для учащихся 7-11 классов, которая и должна стать одной из отправных точек в становлении современного мировоззрения у школьников

Формирование нового типа школы - дизайн школы, конечно происходит длительно, в результате взаимодействия очень многих обстоятельств - исторических и биографических, общекультурных и личностных, т.к., наряду с формированием основных общественно-научных знаний, умений и навыков, на первый план выдвигаются задачи этического и эстетического воспитания школьников, развития в них творческих способностей, обогащения сокровищами мировой цивилизации. Готовность молодежи к трудовой деятельности в новых социально-экономических условиях предполагает развитие у учащихся умение думать, собирать информацию, выдвигать идеи, принимать решения на основе приобретенных знаний и профессиональных навыков. Способность молодых к неожиданному взгляду на природу вещей, стремление к нестандартным решениям - эти качества молодежи составляют огромный капитал общества. Реализация идеи образования, как образа проектной культуры, требует наравне с самостоятельным, полноценным курсом « Основы дизайна» перестройки в дальнейшем всего школьного образования, чтобы все остальные дисциплины были пронизаны дизайном. Вначале необходимо внедрять дизайн в такие предметы, как технология, рисование и черчение, а также обязательно во внеклассную, факультативную сферу, где ребенок может определить собственный мир увлечений, интересов.

Актуальность программы «Основы дизайна, дизайн учебной и окружающей среды» очень велика. Общеизвестно положение о том, что базой гармонического воспитания является всестороннее развитие личности. Художественно-эстетическое воспитание, художественно-проектная деятельность всегда рассматривалась как составная часть всестороннего развития, а дизайн (от англ. design проектировать, конструировать) как раз и есть разновидность художественно-проектной деятельности, художественного конструирования, охватывающего создания предметной среды (машин, вещей, интерьеров) и основанного на принципах сочетания удобства, экономичности и красоты.

Вещественный мир человека, напрямую зависит от развития общества в целом, его национальных черт, уклада жизни, понимания красоты. История русского дизайна отразила в себе характер талантливого народа, своеобразие окружающей природы. Особая даровитость художественного вкуса в сочетании с созданием максимального удобства, многофункциональности одной и той же вещи характерны для русских умельцев. Будучи стесненным в материальных средствах, русский человек изготовлял добротные, рассчитанные на долгую жизнь и, следовательно, экономичные вещи. Поэтому моделирование предмета, художественно-графическое проектирование предмета, что позволяет проверять, предлагать и отбирать оптимальные варианты, характерны для нашего общества. Истоки русского дизайна лежат глубоко в истории нашего государства. Дизайн представляет собой синтез науки, техники и искусства, и понять эту его суть невозможно без осознания их взаимосвязи и взаимозависимости в общем движении культуры: без такого осознания не будет сформировано и полноценное представление о современной интегрирующей роли дизайна. А также в истории содержится богатейший практический опыт художественного творчества и технического изобретательства .







программа









Особенности реализации программы


Место программы в учебном плане образовательной области «Технология»

Курс «Основы дизайна» рассчитан на 20 часов в год в среднем звене (7-9кл),

на 40 часов в год в старшем звене (10-11кл).

Занятия должны проводиться один раз в неделю по 2 часа.

Структура и содержание программы.

Первый этап- изучение истории художественного проектирования и конструирования.

Второй этап формирование умений и навыков моделирования и макетирования изделий

Третий этап развитие индивидуального творчества учащихся, через реализацию проектов

На школьном уровне необходимо знакомство с такими фундаментальными для дизайн-деятельности основ как «Композиция» (7-9кл.), «Основы формообразования» (8-10кл.), «Моделирование», «Макетирование» (7-9кл), «Комплексное проектирование» (10-11кл.).

Особое внимание уделяется изучению «Композиции». Упражнения и задания направлены на изучение основных категорий композиции: осваиваются и закрепляются (изученные на уроках ИЗО) понятия «симметрия», «асимметрия», «пропорциональность», «ритм», «статика», «динамика», «контраст». В 8-10кл. предмет-курс «Основы формообразования» расширяет понятие «композиция» и переносит акцент на вопросы формообразования в пространстве. Упражнения закрепляются пониманием категорий композиций, а главное развивают ощущение ритма, количества, глубины, пространства. Этот курс перекликается с курсом «Моделирование», где раскрываются методы формообразования, базирующегося на трансформации плоского листа: выполнении рельефов, многогранников, центрально симметричных композиций, использование насечек различного вида, изгибов, надрезов, складок и др.

Для заданий удобнее использовать плотную бумагу или мягкий картон. Этот материал естественный, и непосредственная работа с ним исключает многие ограничения. Он позволяет непосредственно продемонстрировать принцип очевидности. Но главное работа с бумагой призвано разбудить художественное воображение: способность найти красивое там, где оно не очевидно. Учащиеся убеждаются в том, что из «плоского» материала есть возможность прорабатывать, создавать различные формы не только абстрактных вещей, но и реальных предметов. Основные конструктивные свойства бумаги- увеличение жесткости конструкции при применении разнообразных сгибов листа и способность поверхности сминаться в различные фигуры, не подвергаясь структурной деформации. Поэтому первые задания и ограничиваются этими свойствами. Одновременно решаются и конструктивная, и художественная задачи, когда в поиске формы учащиеся придает ей необходимую жесткость, затем добивается сочетания найденных форм между собой, пропорционального соотношения элементов, создает их ритм и, наконец, отрабатывает композицию в целом. Большое место в этих композициях занимают ритм повторения формы, чередование глубины и наклона плоскостей, богатства игры света и тени. Большинство учащихся, приступая к работе над заданием, не имеют еще навыка такого конструирования, поэтому предусмотрен постепенный переход от простых решений к усложненным Обучение необходимо проводить поэтапно. Первое задание- придать небольшой полоске бумаги жесткость с помощью изгибов, создать из плоской ее поверхности объемную конструкцию с ритмически повторяющимися элементами. Одновременно ставится художественная задача- найти интересное решение формы полученных элементов. Учащиеся создают множество разнообразных и интересных в художественном отношении композиций, используя сгибы поверхности не только по прямым линиям, но и по кривым. Учащиеся усваивают, что число творческих решений здесь безгранично. Второе задание- использование предыдущих приемов с усложнением, путем повтора элементов в различных направлениях со стыковкой концов объемной орнаментальной полосы. Третье задание усложняется ритмическим повторением в горизонтальном направлении элемента поверхности. В результате возникает композиция, которая представляет собой объемную структуру из бумаги. Такие поверхности являются законченными композициями, годными к применению (упаковка, оформление витрин, стен, потолков и т.д.). В дальнейшем учащимся разрешается нарушать целостность поверхности листа надрезами. Это дает еще больше возможность для решения поставленных задач. Пройдя ряд упражнений по моделированию и конструированию форм из бумаги, учащиеся приобретают навыки пространственного мышления и умение применять многообразие вариантов.

Курс «Макетирование» и «Комплексное проектирование» ставит целью научить учащихся: -понимать законы формообразования,

-умению выразить свои или чужие творческие замыслы графически(в рисунках и чертежах). в макете и в материале;

-умению выполнять макеты и изделия из материалов (бумаги, картона, фанеры, древесины, пластика, ткани, металла);

-создавать изделия по чертежам и технологическим картам.

Основным методом обучения является разработка проектов и реализация их в материале в виде макетов или реальных изделий

Помимо общего курса «Основы дизайна» также необходимо развитие курса «Художественно-прикладная обработка материалов», как наиболее близкое по духу в отношении к русскому дизайну. Задача этого курса- познакомить будущих дизайнеров с «душой» материала, со свойствами материала, освоение учащимися всего диапазона инструментов и технологий обработки материалов, что соответствует государственным стандартам общего образования.

Курс «Основы дизайна» ставит задачи: по освоению проектных действий (разработка и решение проектных задач); формирование у учащихся нравственно-эстетического восприятия изделий; развитие творческих способностей в процессе включения в художественно- проектную деятельность; развитие пространственного и художественного воображения, самостоятельного поиска.

Одновременно наряду с формированием практических навыков необходимо дать учащимся представление о развитие предметного мира, предметной среды, о новизне, вносимой дизайнером в предметный мир. Учащийся должен понять и знать, что дизайн должен не только удовлетворять запросам человека, но и формировать их, цель дизайна не в каких-то качествах вещи, а вообще лежит за пределами вещи- в личности человека. Так как на начальном этапе знакомства с дизайном учащиеся видят прежде всего его цель в удовлетворении эстетических, социальных, утилитарных и других потребностей человека, и пытаются спроектировать и создать вещь, сходную с образцами, которые высоко ценит современный потребитель, то необходимо не только обучать и развивать их творчество в этом направлении, но и показывать, что роль и сущность дизайна на этом не ограничивается. Нельзя однако забывать при этом, что «дети быстро теряют интерес к гипотетическим проблемам… курс дизайна должен привносить какой-то эффект в их непосредственное окружение, иначе он становится одной лишь теорией» (Design Education one in School || Hornsey College of Art 1966 y.)

При изучении курса программой предусмотрено широкое использование наглядных пособий, выполненных как учителем, так и учащимися, с целью формирования у детей образного представления. работы по проектированию и выполнению работ по возможности проводятся в дизайн классе, специально оборудованного для проектной деятельности. Необходимо в выпускных классах предусматривать серьезную проработку проектов. Как неоднократно подчеркивалось, основной путь образования проходит, через учебное проектирование.


Технология обучения учащихся 7 -11 классов дизайну учебной и окружающей среды является по уровню применения - частнопредметной;

по концепции усвоения- развивающей ;

по характеру содержания и структуры - обучающей, воспитательной, профессиональной;

по организационным формам - классно-урочной , индивидуальной , групповой ,

применяется дифференцированное обучение ;

по подходу к ребенку - личностно ориентированное , гуманно-личностное,

используется технологии сотрудничества .

При работе с учащимися я использую проблемный ,поисковый и творческий методы .

Основным типом обучения является репродуктивный тип организации учебного процесса,

направленный на создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся , с учетом экономного и целесообразного расходования времени урока и применение разнообразных средств обучения ,а также высокого положительного уровня межличностных отношений учителя и учащихся , который построен в следующей последовательности:

1 объявление темы ;

2 объяснение нового материала ;

3 иллюстрация образцов изделия ;

4 анализ изделия ;

5 поиск оптимального алгоритма выполнения работы;

6 работа по проекту ;

7 самооценка учащимися своей деятельности ;

8 подведение итогов.


Межпредметные связи

Методика обучения основам дизайна предполагает тесное сотрудничество с навыками работы, полученными учащимися на уроках по изобразительному искусству, черчению. В дальнейшем необходимо интегрировать программы этих дисциплин в форму технического-эстетического творчества для учащихся всех звеньев школы.

Курс «Основы дизайна. Дизайн учебной и окружающей среды» взаимодействует и с другими школьными дисциплинами

: геометрия (формы, линии, точки, пространственные фигуры);

информатика и вычислительная техника (освоение компьютеризированного проектирования, работа с базой данных);

естествознание (анатомия и физиология человека, эргономика (движение человеческого тела во время работы, затраты энергии, производительность труда), бионический подход к объектам проектирования);

физика (механика, свойства материалов, оптика, учение о теплоте и электричестве);

история (этнография, история культуры, науки, техники)

иностранный язык (зарубежные журналы, рекламные проспекты, названия фирм, имена зарубежных дизайнеров).

геометрия естествознание физика

изобразительное основы дизайна технология

искусство дизайн учебной и окружающей среды

история информатика и иностранный

вычислительная техника язык


Цели.

Изучение основ дизайна в образовательном учреждении направлено на достижение следующих целей:

исследование: подбор информации, анализ источников получения информации и получение необходимых данных

освоение: проектной деятельности, технологических знаний по моделированию и макетированию

развитие внутреннего мира учащегося: расширение собственного творческого потенциала, изучение и оценивание идей ; развитие пространственного воображения, интеллектуальных и творческих способностей, визуального мышления.

воспитание: любознательности, трудолюбия, аккуратности, хорошего вкуса

создание: реализация своих творческих способностей, работая как в коллективе так и индивидуально, воплощение идей в материале, используя различные технологии, инструменты, оборудование.

Учащиеся должны знать:

-историю зарождения и развития дизайна;

-принципы формообразования и композиции; объемного проектирования (макетирования);

-роль цвета, освещенность;

-роль эргономики;

-общие сведения об интерьере;

-о единстве красивого и функционального в промышленных изделиях.

Учащиеся должны уметь:

-составлять эскизы изделий с учетом знаний о формообразование;

-составлять творческие проекты;

-моделировать и макетировать изделия;

-выполнять проекты, изготавливать изделия.


Результаты обучения.

Результаты обучения эффективно отслеживать следующим образом:

на первом уровне -появляется увлеченность и заинтересованность данным видом деятельности, раскрываются задатки творческих способностей, появляется стремление создавать индивидуальные проекты.

на втором уровне появляется устойчивый интерес к проектной деятельности,

воспитывается художественный вкус.

на третьем уровне убеждение в том, что художественное проектирование и изготовление

изделий дело всей жизни, подготовка к вступительным экзаменам в специальные учебные заведения

Результаты обучения проверяются с помощью средств контроля:

-решение технических задач

(придумать конструкции для транспортировки смешивающихся жидкостей,

для каких целей, исключив применение по прямому назначению можно использовать молоток, тетрадь, гвоздь…).

-задания, которые решаются на основе жизненного опыта ребят, их смекалки,

(изобразить объемные фигуры с учетом ракурса, построить из бумаги объемные фигуры, найти способы выражения особенности форм различных состояний на эскизах и макетах

( стройность, могучесть, подавленность, уравновешенность, покой…)

придумать трансформирующую мебель.)

-задачи на поиск закономерностей, наблюдательности, тренировку памяти

(оформление помещения в едином «ключе», логические задачи.)

-работа с индивидуальными карточками- заданиями.

-зачет по пройденной теме (устный, письменный, комплексный.)

-защита творческих проектов;

-участие в конференциях и выставках;

-тесты-опросники в начале и в конце учебного года





тематический план












Тема урока

Кол-во

часов

Формы и методы обучения

Формы организации

учебной деятельности

Формы и

средства

контроля

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8

9.

10.

  1. класс

Понятие -художественное конструирование

История русского дизайна

Человек и предметная среда

Композиция (точка, линия, поверхность, объем. )

Пропорциональность, ритм, симметрия, асимметрия.

Типы композиций.

Развитие пространственного воображения.

Особенности моделирования

Ландшафтный дизайн, основные понятия.

Основы колористики.

Практическая работа.

20

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

рассказ-лекция

беседа с элементами проблемных ситуаций

рассказ,

демонстрация

проблемное изложение материала

демонстрация

объяснение приемов

рассказ-лекция

проблемное изложение

сам. работа


практическая работа

самостоятельная работа под контролем преподавателя

принцип наглядности



практическая работа


фронтальный опрос

устный опрос

дифференци-

рованный опрос

конечный выход изделия.



защита проекта

1.

2.

3.

4

.

5.

6.

7.

8.

9.


  1. класс

Развитие материальной культуры и прикладного искусства.

Человек и предметная среда.

Основы формообразования; состояние форм в композиции

Влияние узора на восприятие.Орнамент,раппорт

Особенности проектно-графического моделирования

Ландшафтное проектирование

Ландшафтное строительство

Принципы формирования ландшафта местности

Практическая работа

20

2

2

2

2

2

2

2

2

4

беседа с привлечением учащихся

эвристическая беседа

лекция с демонстрацией

беседа с элементами проблемных и поисковых ситуаций

лекция-демонстрация


сам. работа



самостоятельная работа

принцип наглядности


обсуждение визуального материала

контрольные вопросы


устный опрос




конечный выход изделия


1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

  1. класс

Дизайн ,как третья культура.

Пропорции человека.

Пространство. Восприятие пространства.

Из плоскости в пространство.

Моделирование. Техника проектно-графического моделирования.

Макетирование. Поисковые макеты.

Доводочные макеты. Демонстрационные макеты.

20

2

2

2

2

4

4

4


урок- лекция

рассказ

проблемное изложение материала

демонстрация

метод показа трудовых приемов и спо-собов

беседа

рассказ-лекция


принцип наглядности

упражнения под управлением преподавателя

самостоятельная работа

самостоятельная работа по поиску

принцип наглядности

практическая работа


фронтальный опрос


устный опрос


готовый макет


1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10

11

12

13

14


  1. класс

Формообразование.

Материал композиции.

Образы движения.

Типы движения.

Элементы и комбинации.

Интерьер.

Зонирование помещений.

Дизайн учебной среды.

Эргономика.

Свет и цвет в дизайне.

Последовательность выполнения проекта.

Техника выполнения проектной графики.

Типы проектно-графических изображений.

Комплексное проектирование.

40

4

2

2

2

2

2

2

4

2

4

2

2

2

8


рассказ с элементами проблемных ситуаций.

частично-поисковая беседа

рассказ

беседа, направленная на выявление и обобщение известных факторов.

беседа с активизацией

рассказ-лекция

показ способов выполнения

объяснение

метод демонстрации

творческий поиск




решение проблемных задач

упражнения по практической отработке


выбор объекта

анализ и отбор возможных вариантов


самостоятельная работа


устный опрос

фронтальный опрос



дифференцирован. опрос


контроль графического изображения

контроль изделия


1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10

11

12

11 класс

Научные основы дизайна.

Мир современного дизайна.

Развитие дизайна в промышленности.

Стиль и архитектурный интерьер.

Зависимость дизайна от стиля.

Невозможные объекты.

Цветовое оформление интерьера.

Разработка проекта по интерьеру учебной среды.

Отделка помещений.

Основные эстетические и технические требования к отделке.

Материалы для работы.

Комплексное проектирование.

40

2

2.

2

2

2

2

2

8

4

2

2

10


лекция

упорядочеван.

материала

беседа с активизацией

учащихся.

репродуктивн.

метод изучения.

семинар

метод демонстрации.

наглядно-иллюстратив. метод

сам.работа с элементами поиска

лекция-беседа

рассказ

лекция-беседа

поисковый метод


анализ данных



практическая работа

самостоятель. подбор цвета

практическая работа

самостоятель. работа


анализ материалов

самостоятель. работа



устный опрос

дифференцирован. контроль


фронтальный опрос


фронтальный опрос


устный опрос

контроль изделия

ПРОГРАММА

7 КЛАСС (20 часов)

Тема 1. История русского дизайна. (2 ч.)

Понятия «художественное проектирование» , «дизайн».Беседа о постройках на Руси, планировка избы, история плотницкого искусства. Русская деревянная утварь. Центры народного творчества на Руси.

Тема 2. Человек и предметная среда. (2 ч.)

Основные размерности. Соразмерность вещей. Размеры предметов домашнего обихода. Физический комфорт.


Тема 3 Композиция (точка, линия, поверхность, объем) (2 ч.)

Понятие «композиция» (сообщение, рассказ для глаз).Последовательность изобразительных приемов. Материал композиций. Линейная форма, форма-пятна, формы-контуры, формы с выраженным объемом. Приемы составления композиций.

Тема 4 Пропорциональность, ритм, симметричность, асимметрия (4 ч.)

Влияние текстуры на восприятие формы. Масштабность. Пропорции. Ритмический ряд. Членение и группировка элементов композиции. Выполнение работ по конструированию из бумаги. Симметричные и асимметричные конструкции.

Тема 5 Типы композиций (2 ч.)

Отношение форм к ограничивающему формату изображения. Композиция заполненного цвета, сплошной поверхности, пустоты.

Тема 6 Развитие пространственного воображения (2 ч.)

Выполнение объемных фигур в плоскостном виде. Понятие «ракурс». Изометрия.

Тема 7 Особенности моделирования (2 ч.)

Методы выполнения рельефов, многогранников, центрально-симметричных композиций. Использование изгибов, надрезов, складок.

Тема 8 Ландшафтный дизайн. (2ч.)

Основные понятия. история ландшафтного дизайна.

Тема 9 Основы колористики. (2ч.)

Цвет и пространство.

Тема 10 Практическая работа (2 ч.)

Планировка и благоустройство территорий. Создание комфортной среды обитания.

8 КЛАСС (20 часов)

Тема 1 Развитие материальной культуры и прикладного искусства. (2 ч.)

Общие сведения о народных ремеслах: строительных, деревообрабатывающих, кузнечных, гончарных и др. Единство красивого и функционального в народном искусстве.

Тема 2 Человек и предметная среда. (2 ч.)

Оптимальные размеры в движение. Основные размеры, связанные с различной деятельностью человека. Влияние планировки на человека.

Тема 3 Основы формообразования; состояние форм в композиции. (2 ч.)

Характерные особенности форм: стройность. подавленность, жестокость, покой и т.д. Способы выражения особенности форм на эскизах, макетах. Статика и динамика состояния форм. Типы движения. Построение форм в зависимости от функций.

Тема 4 Влияние узора на восприятие. Орнамент. Раппорт. (2ч.)

Эмоциональное воздействие узора на человека. Элементы и мотивы орнаментальной композиции Орнаментальный элемент. Принципы группировки элементов орнамента.

Тема 5 Особенности проектно-графического моделирования (2ч.)

Роль и функции графических изображений. Графика в дизайне. Изображение человека.

Функции макетирования Роль макета в проектировании и изготовления изделия. Решение задач с помощью макета. Процесс художественного конструирования. Эвристические, уточняющие, Организационно-методические проектные задачи.

Тема 6 Ландшафтное проектирование (2ч.)

Макет

.

Тема 7 Малые архитектурные формы (2ч.)

Ландшафтное строительство. Беседки, фонтаны, скамейки, спортивно-игровые площадки

Тема 8 Практическая работа. (6ч.)

Принципы формирования ландшафта местности. Порядок разработки проекта ландшафтного дизайна. Экономическое обоснование проектных решений.

9 КЛАСС 20(часов)

Тема 1 Дизайн ,как третья культура. (2ч.)

Три оси системы образования: гуманитарная, естественно-научная, проектная.

Предмет изучения :природный мир; человек-опыт; мир созданный человеком.

Методы: анализ, классификация; критика, оценка; моделирование ,создание образов.

Тема 2 Пропорции человека (2ч.)

Единицы измерения (стопа( фут ), локоть). Закон пропорций человека по Леонардо да Винчи. Пропорции человека по Цейзингу.

Тема 3 Пространство, восприятие пространства. (2ч.)

Виды пространств (воображения, иллюзорное, нереальное). Модели пространства.

Тема 4 Из плоскости в пространство. (2ч.)

Конструирование плоскости: нанесением насечек, прорезями, разрезами, перфорациями. Применением криволинейных контуров. Построение объемных тел. Трансформация плоскости.

Тема 5 Моделирование. Техника проектно-графического моделирования (4ч.)

Выбор графических приемов и средств. Масштаб изображений. Разработка эскизов. Изображение среды. Размещение изображения.

Тема 6 Макетирование. Поисковые макеты. (4ч.)

Функции макетирования. Роль макетов. Макет на начальном этапе работы. Имитация конструкций. Составление объемно-пространственных структур.

Тема 7 Доводочные макеты. демонстрационные макеты. (4ч.)

Отработка оптимального варианта решения. Выбор материала. Технология изготовления бумажных макетов. Функционирование макета. Окрас макетов. Действующие макеты. Выполнение работ по изготовлению макетов.


10 КЛАСС (40 часов)

Тема 1. Формообразование (4ч.)

Объемные тела. Формирование тел в зависимости от условий. Абстрактные формы. Ассоциации со средой (бытовой, производственной и т.д.). Комбинаторное формообразование. Выполнение композиций.

Тема 2 Материал композиции. (2ч.)

Линейная форма, формы контуры, форма-пятно. непредметные формы. Выбор ритма. Оптическая иллюзия. Равновесие. Выполнение композиций.

Тема 3 Образы движения (2ч.)

Зрительная динамика. Истоки художественного освоения движения. Трансформация. Движение, как материал.

Тема 4 Типы движения. (2ч.)

Волновое. Спиральное. Оптическое. Звуковое (винтовая лестница, реальнодвижущие предметы.).Моделирование движения.

Тема 5 Элементы и комбинации (2ч.)

Выбор элементов. Модуль. «Золотое сечение». Количество элементов. Перестановка элементов. Орнамент. Создание комбинаторных систем. Детские игрушки-конструкторы.

Тема 6 Интерьер (2ч.)

Роль интерьера. Факторы, влияющие на интерьер (месторасположение здания, климат, ландшафт, характер функциональных процессов, санитарно-гигиенические нормы, требования к габаритам, пропорциям помещений). Убранство интерьеров.

Тема 7 Зонирование помещений (2ч.)

Назначение комнат, Функции зонирования (зоны: отдыха, работы, игровая, для занятия спортом и т.д.). Данные о габаритах мебели. Коммуникации.

Тема 8 Дизайн учебной среды (4ч.)

Особенности школьных помещений. Зонирование класса. Школьная мебель. Учет особенности кабинетов. Вспомогательные помещения.

Тема 9 Эргономика (2ч.)

Размеры человеческого тела. Движение человеческого тела. Этнические группы. Учет знаний по эргономике при проектирование мебели, оформлении рабочего места.

Тема 10 Свет и цвет в дизайне (4ч.)

Выбор цвета. Изменение цвета при удалении. Воздействие цвета на человека. Свойства цветов. Цвет и фактура. Освещение (естественное, искусственное). Цвет, как компонент дизайна.

Тема 11 Последовательность выполнения проекта (2ч.)

Сбор сведений и анализ требований к проектируемому изделию. Изучение аналогов. Изучение факторов, влияющих на формообразование. Форэскизы. Выбор масштаба. Выбор материала. Графические решения. Требования к оформлению.

Тема 12 Техника выполнения проектной графики (2ч.)

Наброски, поисковые рисунки, эскизы, чертежи. Составление зарисовок. Пропорциональность.

Тема 13 Типы проектно-графических изображений (2ч.)

Контур, штрихование. Демонстрационный рисунок.

Тема 14 Комплексное проектирование (8ч.)

Практическая работа. Выбор объекта. Графическое изображение. Изготовление изделий.


11 КЛАСС (40 часов)

Тема 1 Научные основы дизайна (2ч.)

Место дизайна в искусстве. Пространственное воображение. Перспективы. Художественное проектирование.

Тема 2 Мир современного дизайна (2ч.)

Внедрение художественного конструирования во все области промышленного производства: бытовых приборов, одежды, транспорта, станков, строительства и др. Современные промышленные изделия и влияние дизайна на их потребительские качества и конкурентоспособность. Единство эстетики и техники.

Тема 3 Развитие дизайна в промышленности (2ч.)

Дизайнерские школы. Контакт с предприятиями. Эстетика изделия. Современные технологии и оборудование. Функциональный анализ изделия.

Тема 4 Стиль и архитектурный интерьер (2ч.)

Стилевая классификация (романский, готика, ренессанс, барокко, классицизм, модерн, постмодернизм). Современный стиль. Характерные элементы интерьера. Конструкции.

Тема 5 Зависимость дизайна от стиля. (2ч.)

Стиль (мужской, женский, сельский, профессиональный).Доминирующие группы изделия. Соответствие материала, формы, цвета стилю.

Тема 6 Невозможные объекты (2ч.)

Иллюзии. Гипотетические фантазии. Моделирование объектов. Пространственные композиции.

Тема 7 Цветовое оформление интерьера (2ч.)

Цвет, как компонент дизайна. Психологическое воздействие цвета. Освещенность. Использование разбелов и затемнений. Контрастное цветовое сочетание. Учет назначения помещений.

Тема 8 Разработка проекта по интерьеру учебной среды (8ч.)

Выбор объекта, материала. Зонирование. Подготовка графическо-проектных работ. Макетирование проекта. Цветовое решение.

Тема 9 Отделка помещений (4ч.)

Подбор материалов. Выбор цветовой гаммы. Поверхность отделки (влияние ее на восприятие): вертикальные полосы, горизонтальные полосы, пестрота, клетчатый узор и др

Тема 10 Основные эстетические и технические требования к отделке (2ч.)

Восприятие пространства из-за влияния освещения. Декоративные свойства материалов. Сочетание цвета. Сочетание материалов. Влияние зеркал на восприятие. Долговечность и красота покрытий. Различные варианты отделки.

Тема 11 Материалы для работы (2ч.)

Виды красок (гуашь, клеевые, темпера, эмали, красители, и др.). Морилки. Пропитки. Виды и назначение клеев. Современные материалы. Способы крепления материалов, их применение.

Тема 12 Комплексное проектирование (10ч.)

Составление плана с элементами зонирования и размещения. Проработка эскизов. Графическое моделирование. Потребность в материале. Практическое выполнение проекта




Дизайн - класс

Для работы с учащимися по данной технологии была создана макетная мастерская дизайн класса, спроектированный мною , совместно с учителем изобразительного искусства и черчения , по проекту , утвержденному дизайнерами Москвы и Рязани .

Основная задача работы в дизайн-классе это воспитание гармоничной, трудолюбивой, эстетической и нравственной личности. Занятия творчеством в макетной мастерской с развивающей предметной средой высокого стиля помогает школьнику определить и развить свои способности, необходимые для дальнейшей жизни.

Дизайн-класс предназначен для выполнения проектов и изделий из древесины.

Общая площадь-72м

Площадь подсобного помещения-18м

Высота помещения-3м

Оборудование для класса изготавливается из древесины и фанеры:

-стол учителя многофункциональный, располагается на подиуме под которым предусмотрены выдвижные, мобильные площади для демонстрации изделий;

-верстаки ученические, много функциональные, мобильные, путем перестановки которых создаются различные варианты работы( рабочий, выставочный, игровой), создаются новые варианты рабочих поверхностей;

-передвижные тумбы инструментальные;

-шкафы-стеллажи, предназначенные для хранения заготовок ,макетов, моделей и готовых изделий;

передвижные парты для проектирования.

Оборудование класса позволяет мобильно изменять функции помещения в зависимости от учебно творческих задач

Функциональное разделение пространства мастерской возможно за счет колористического решения. Каждая рабочая зона может иметь свой характерный цвет, в который окрашены основные элементы оборудования и инструмент Предполагаемое колористическое решение:

-проектная зона - зеленая;

-столярная (рабочая) зона - красная;

-зона отделки - синея и т.д.

Это позволит точно определить принадлежность того или иного инструмента, конструктивного элемента к конкретной зоне и поддерживать должный порядок в творческой обстановке.

Для освещения помещения желательно использовать подвесной потолок с встроенными комбинированными светильниками, позволяющими освещать определенные зоны.



Литература

1.Сидоренко В.Ф Основы дизайна М. 1998г.

2.Сидоренко В.Ф ; Грашин А.А Моделирование и макетирование изделий.

М.ООО Полиграф сервис 1999г.

3.Сидоренко В.Ф. Актуальная формообразование. М. рукопись 1992г.

4.Лаврентьев А.Н.Бумажная планета М. ВНИИТЭ 1992г.

5.Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна .М. «Молодая гвардия .» 1994г.

6. Дизайн в общеобразовательной школе М.ВНИИТЭ 1992г,

7. Московская школа дизайна М. ВНИИТЭ 1992г.

8. Харьковская школа дизайна М. ВНИИТЭ 1992г.

9. Уральская школа дизайна М.ВНИИТЭ 1992г.

10.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии

М. «Народное образование.» 1998г.

11.Симоненко В.Д. Основы технического творчества

М. «Народное образование.» 1996г.












методическая разработка

уроков


(примерные варианты)










Тема урока. Ландшафтное проектирование 8 класс

Цель урока . Познакомить учащихся с основными понятиями о главных закономерностях ландшафтного обустройства территории, познакомить с современными строительными инженерно-техническими решениями оформления участков.

Научить решать ландшафтные задачи с помощью макета.

Объект. Эскизы ,наброски учащихся., объёмные композиции

Оснащение. Макеты, планшеты с чертежами, листы бумаги, линейки, карандаши, краски, клей, заготовки из древесины, металла, пластмассы.

Ход урока. 1. Организационный вопрос.

2. Вводный инструктаж .

1. Сообщение темы и цели урока.

Беседы с учащимися о ландшафтном дизайне, как науке , культуре, о необходимости для дизайнера знаний основ композиции и средств организации пространства под открытым небом (земли, воды, растительности).

2. Рассказ о общих вопросах объемно - пространственной композиции.

Общее понятие о композиции. Форма и формообразование. Правила построения объемно-планировочной композиции пространства. Плоскостные и объемно-пространственные решения. Изучение методов и средств гармонизации,

3. Самостоятельная работа.

. Проектирование, как вид творческой деятельности. Правила проектирования объектов ландшафтного дизайна. Выполнение дизайн-проектов городских территорий, участков школьного двора. Эскизирование, поиск индивидуального проектного решения, создание концепции. Способы эффективной подачи проекта, разработка общего плана.

3.Текущий инструктаж.

Проверка работ учащихся в процессе выполнения практических заданий. указание на недостатки в выборе цвета, неточности в работе по заданию.

4.Заключительный инструктаж.

Анализ эскизов, изготовленных композиций (дизайн-проектов). Подведение итогов занятия.




Тема урока. Ландшафтное строительство 8 класс.

Цель урока. Познакомить учащихся с малыми архитектурными формами, факторами влияющими на ландшафтное строительство;

научить разрабатывать простейшие проекты беседок. лавок.

Оснащение. Образцы малой архитектуры, макеты, планшеты с чертежами, листы бумаги, линейки, карандаши.

Ход урока. 1. Организационный вопрос.

2. Вводный инструктаж.

1.Сообщение темы и цели урока.

2. Беседа с активизацией учащихся.

Вопросы: а) Что такое ландшафт? (Ландшафт- общий вид местности, единая неразрывная система рельефа, растительности. архитектуры)

б) Что такое ландшафтный дизайн? ( Ландшафтный дизайн - это особый вид деятельности, который направлен на создание искусственной среды в саду или на участке путём активного применения различных природных компонентов.)

в) Что такое зонирование участка? Виды зон? (Зона- пространство характеризующееся определенными общими признаками; рабочая (производственная) зона, зона отдыха, входная зона…)

г) Какие стили ландшафтного дизайна вы знаете? (регулярный(формальный), пейзажный(природный), японский(китайский), тематический, современный(смешанный), сельский(кантри)).

Рассмотрим некоторые особенности при проектировании школьной территории.

Необходимо учитывать:

При проектировании школьного интерьера необходимо помнить:

Кроме деревьев и кустарников. живых изгородей, различных цветников нужно обустраивать места для отдыха, развлечений, занятий спортом.

Это различные виды беседок. лавочек, спортивных комплексов. детских городков и т.д.

Подобные элементы представляют дизайнеру массу возможностей при организации пространства. Эти элементы называются малыми архитектурными формами.

Необходимо помнить:

1) единый характер решения;

2) сочетание постоянных элементов с временными;

3) сочетание профессионального и повседневного;

4) индивидуальное лицо школы;

5) выбор цветовой гаммы -чистые, яркие цвета ( младшие классы- теплые тона, контраст; средние- более холодные; старшие- снова теплые тона, сближение цвета);

6) необходимая освещенность в зависимости от времени суток и года.

3.Задание. Практическая работа

Разработка проекта по ландшафтному строительству; возможные объекты: лавочки, беседки, навесы, спортивно-игровые элементы.

Выполнение комплексных работ по изготовлению малых архитектурных форм

3.Текущий инструктаж.

Проверка работ учащихся в процессе выполнения практической работы. Анализ объекта.

4.Заключительный инструктаж.

Подведение итогов.


Тема урока : Основы формообразования 8 класс

Цель урока . Познакомить учащихся с объемными телами ,возможностями различных компоновок форм , научить выражать в формах различные состояния в композициях.

Объект. Эскизы ,наброски учащихся.Объемные тела , модели из бумаги.

Оснащение. Образцы геометрических фигур, циркули, линейки , карандаши , клей , ножницы , листы бумаги , краски.

Ход урока. 1. Организационный вопрос.

2. Вводный инструктаж .

1. Сообщение темы и цели урока. Беседы с учащимися о дизайне, как науке , культуре, о необходимости для дизайнера знаний основ формообразования при проектировании и изготовлении предметов

2. Рассказ о общих вопросах формообразования.

Эстетическое качество изделий механически складывается из суммы функциональных , конструкционных , технологических и. т.д. оптимумов. Предметная форма носит преимущественно неизобразительный , условный иносказательный характер. Дизайнер может подчеркнуть те или иные характерные особенности формы : стройность , подавленность , порыв , мощь , слабость , хрупкость , приподнятость , плавность , прочность , неподвижность , жесткость , покой и т.п.

В выразительных проявлениях формы участвуют :

а) ее собственные свойства ( вид , величина , масса , цвет , плотность);

б) ее пространственные связи ( масштаб , устойчивость , подвижность ,

направленность , цветовое развитие ;

в) способы взаимодействия с поверхностью( объем , фактура , линейность ).

3. Самостоятельная работа.

Задание 1 а) создание форм , которые бы подчеркивали и выделяли бы свойства

материала( мягкость , твердость , гибкость , упругость ).

б) выразить особенности форм на эскизах и макетах ( стройность , могучесть ,

подавленность и т.д .)

Задание 2. Из бумаги создать композиции с учетом направленности. Использовать сочетание различных геометрических фигур для создания композиций. При необходимости в качестве выражения каких либо свойств можно использовать окраску, а также нанесение линий.

3.Текущий инструктаж.

Проверка работ учащихся в процессе выполнения практических заданий. указание на невозможные соединения, недостатки в выборе цвета, неточности в работе по заданию.

4.Заключительный инструктаж.

Анализ изготовленных композиций. Подведение итогов занятия.



Тема урока : Основы формообразования 10 класс

Цель урока . Познакомить учащихся с объемными телами ,возможностями различных компоновок форм , научить выражать в формах различные состояния в композициях.

Объект. Эскизы ,наброски учащихся.Объемные тела , модели из бумаги.

Оснащение. Образцы геометрических фигур, циркули, линейки , карандаши , клей , ножницы , листы бумаги , краски.

Ход урока. 1. Организационный вопрос.

2. Вводный инструктаж .

1. Сообщение темы и цели урока. Беседы с учащимися о дизайне, как науке , культуре, о необходимости для дизайнера знаний основ формообразования при проектировании и изготовлении предметов

2. Рассказ о общих вопросах формообразования.

Эстетическое качество изделий механически складывается из суммы функциональных , конструкционных , технологических и. т.д. оптимумов. Предметная форма носит преимущественно неизобразительный , условный иносказательный характер. Дизайнер может подчеркнуть те или иные характерные особенности формы : стройность , подавленность , порыв , мощь , слабость , хрупкость , приподнятость , плавность , прочность , неподвижность , жесткость , покой и т.п.

В выразительных проявлениях формы участвуют :

а) ее собственные свойства ( вид , величина , масса , цвет , плотность);

б) ее пространственные связи ( масштаб , устойчивость , подвижность ,

направленность , цветовое развитие ;

в) способы взаимодействия с поверхностью( объем , фактура , линейность ).

3. Самостоятельная работа.

Задание 1 а) создание форм , которые бы подчеркивали и выделяли бы свойства

материала( мягкость , твердость , гибкость , упругость ).

б) выразить особенности форм на эскизах и макетах ( стройность , могучесть ,

подавленность и т.д .)

4 . Наблюдение и анализ имеющихся предметов.

Три предмета равны между собой , но один - «легче » , другой - «длиннее » , третий - «статичнее »

Беседа : насколько их форма с выраженными в ней свойствами удовлетворяет практическим и эстетическим требованиям. Вспомнить из курса 7-9 классов объемные фигуры, приемы работы с бумагой.

Задание 2. Из бумаги создать композиции с учетом направленности. Использовать сочетание различных геометрических фигур для создания композиций. При необходимости в качестве выражения каких либо свойств можно использовать окраску, а также нанесение линий.

3.Текущий инструктаж.

Проверка работ учащихся в процессе выполнения практических заданий. указание на невозможные соединения, недостатки в выборе цвета, неточности в работе по заданию.

4.Заключительный инструктаж.

Анализ изготовленных композиций. Подведение итогов занятия.

Тема урока. Дизайн учебной среды. 10 класс.

Цель урока. Познакомить учащихся с факторами влияющими на интерьер школы, научить разрабатывать проекты по интерьеру учебной среды.

Оснащение. Образцы школьной мебели, элементов отделки классных помещений, макеты, планшеты с чертежами, листы бумаги, линейки, карандаши.

Ход урока. 1. Организационный вопрос.

2. Вводный инструктаж.

1.Сообщение темы и цели урока.

2. Беседа с активизацией учащихся.

Вопросы: а) Что такое интерьер? (Интерьер- архитектурно и художественно оформленное внутреннее строение и убранство помещений.)

б) Какие факторы влияют на интерьер? (Месторасположение здания; климатические и светоклиматические условия; санитарно-гигиенические условия (шум, свет, тепло…); требования к габаритам, пропорциям комнат.)

в) Что такое зонирование помещений? Виды зон? (Зона пространство характеризующееся определенными общими признаками; рабочая зона, зона отдыха, игровая зона, зона для хранения материала, для занятий спортом…)

г) Что такое школьный интерьер? (Школьный интерьер- материальная среда, которая обеспечивает наилучшие условия для школы.)

д) Что входит в школьный интерьер? (Парты, стулья. классные доски. шкафы для пособий, эмблемы для кабинетов, художественно- декоративное оформление кабинетов, столовой, лестниц. и т.д

Рассмотрим некоторые особенности при проектировании мебели для учебного места школьника.

Необходимо учитывать:

Методы преподавания

1) ранее преобладал словесный метод :рассказ учителя, ответы учащихся, чтение, письмо.

(с конца 19 века- двухместные деревянные парты профессора Эрисмана)

2) в современных условиях необходимо:

-менять расстановку;

-проводить занятия по отдельным группам;

-получать большие рабочие поверхности из составленных вместе столов;

-освобождать площадь помещения для проведения подвижных игр, танцев и т.п.

(одноместные парты повышающие чувство ответственности и самостоятельности).

Эргономику учащихся

стол и стул должен соответствовать росту и возрасту учащегося;

Приспособления:

1) для авторучек и карандашей необходимо на крышке предусмотреть выемки или лунки;

2) крышка стола должна быть твердая, ровная, гладкая, но достаточно шероховатая, чтобы не соскальзывал лист, тетрадь и т.д., а угол ее наклона меняться (7-15 для письма,

  1. для рисования)

При проектировании школьного интерьера необходимо помнить:

1) единый характер решения;

2) сочетание постоянных элементов с временными;

3) сочетание профессионального и повседневного творчества;

4) индивидуальное лицо школы;

5) выбор цветовой гаммы -чистые, яркие цвета ( младшие классы- теплые тона, контраст; средние- более холодные; старшие- снова теплые тона, сближение цвета);

6) необходимая освещенность в зависимости от типа помещения.

3.Задание. Практическая работа

Разработка проекта по интерьеру учебной среды. возможные объекты: парта, мебель для столовой, элементы для кабинетов , дизайн лестниц и т.д.

Выполнение комплексных работ по изготовлению элементов интерьера

3.Текущий инструктаж.

Проверка работ учащихся в процессе выполнения практической работы. Анализ объекта.

4.Заключительный инструктаж.

Подведение итогов.











Тема урока. Разработка проекта по интерьеру учебной среды. 11 класс

Цель: Выполнить практическую работу (макет или конкретный объект) по интерьеру

школы.

Объект: школьная мебель, школьные помещения, территория школы.

Оснащение: эскизы, чертежные принадлежности, листы бумаги, краски, картон, ножницы, столярный и слесарный инструмент.

Ход урока 1.Организационный вопрос.

2.Вводный инструктаж.

1.Сообщение темы и цели урока.

2.Беседа с учащимися с активизацией их творческого потенциала, направленная на выбор объекта учебной среды.

Вопросы: а) каков порядок выполнения проекта?

(1.провести сбор сведений о планируемом изделие;

2.провести анализ полученных сведений целью выявлений сильных и

слабых сторон;

3.изучить факторы влияющие на формообразование;

4.изучение материалов для изготовления, выбор материалов;

5.сделать серию эскизов с изображением общего вида изделия в

различных позициях;

6.выполнение проектной графики;

7.макетирование;

8.изготовление объекта;

9.защита по выполненному проекту).

б) что входит в понятие школьного интерьера?

(материальная среда, которая обеспечивает наилучшие условия для

школы; школьная мебель, школьные помещения, цветовая гамма,

освещенность)

в) что такое зонирование помещений? приведите свои примеры зонирования

(рабочая зона; -для отдыха; -для хранения вещей и т.д.)

г) каково цветовое решение школьного интерьера?

(слабое освещение светло-желтые, розовые тона; хорошее освещение-

более темные; утомляют глаза- фиолетово-синий, менее красный, еще

менее зеленый; чтобы не было пестроты- не более4 цветов.

Задание: (раздаточный материал- карточки с планом класса(начальное , среднее . старшее звено). Предложите свои варианты зонирования.

д) назовите сущность макетирования и функции макета

(макет - объемное изображение, дает сведения о пространственной

структуре, размерах, пропорциях, цветофактурном решении).

3. Практическое задание:

1. Выбрать объект;

2. Составить эскизы;

3. Выбор материала;

4. Изготовление макета;

5. Изготовление объекта;

6. Покраска, отделка ЛКМ.

3 .Текущий инструктаж.

Указание на характерные неточности ( несоблюдение масштабности, несовпадение по цветовой гамме, неточности в работе по заданию)

4.Заключительный инструктаж.

Анализ представленных работ. Защита проектов.

Тема урока: Макетирование. Поисковые макеты. 9класс

Цель Отработать технологию изготовления бумажных макетов.

Оснащение: листы бумаги, чертежные принадлежности, картон, краски, нож, ножницы

Тип урока. Урок-игра.

Ход урока 1. Организационный вопрос.

2 Вводный инструктаж.

1.Сообщение темы и цели урока.

2.Рассказ о разновидностях макетов .Задачах макетов. Последовательности выполнения макетов.

3 Напомнить правила техники безопасности при работе с ножом для резки бумаги, ножницами.

4.Игровая ситуация: макетная мастерская- конструкторское бюро, заказ-задание(в конвертах). Задание: (пример) -спроектировать мебель(стул, стол, стеллажи, шкафы),

в основе всех конструкций-«унифицированный куб».

а) составить эскизы;

б) изготовить макеты мебели;

в) предоставить отчет о изделии, способах его изготовления.

Масштаб макетов выбирается единый.

3.Текущий инструктаж.

Напомнить о необходимости соблюдения единого масштаба.

4.Заключительный инструктаж.

На макете плана класса (выполненного заранее) расположение макетов мебели, анализ выполненной работы, отчет перед «заказчиком», оценка своей деятельности.

© 2010-2022