Рабочая программа учебной дисциплины Рисунок и живопись

Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

краевое государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«Колледж технологии и сервиса»



СОГЛАСОВАНО:


УТВЕРЖДЕНО:

Методист


Зам.директора по УПР

___________________Манина А.А.



____________________Ворошилова С.И.



РАССМОТРЕНО:



на заседании МК



"____" ________________ 20______г



Протокол № ____________



Председатель МК



___________________ Калинина Н.М.





рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.03 «Рисунок и живопись»





2014 г

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее- СПО) 43.02.02 Парикмахерское искусство, укрупненной группы направлений подготовки «Наука об обществе», укрупненной группы специальностей 43.00.00 «Сервис и туризм»: 43.02.02 Парикмахерское искусство.

Организация-разработчик: краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Колледж технологии и сервиса» (КГА ПОУ «КТИС»)

Разработчики:

Ворошилова Светлана Ивановна - заместитель директора по учебно-производственной работе КГА ПОУ «КТИС»;

Манина Альбина Алексеевна - методист;

Лукьянова Ольга Петровна- преподаватель специальной дисциплины.



СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации учебной дисциплины

10

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

11




























1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Рисунок и живопись


1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 43.02.02 Парикмахерское искусство, укрупненной группы направлений подготовки «Наука об обществе», укрупненной группы специальностей 43.00.00 «Сервис и туризм».

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке рабочих по профессии: 16437 Парикмахер на базе среднего (полного) общего образования, на базе основного общего образования.

На базе среднего (полного) общего образования -1 год и 10 месяцев.

Опыт работы не требуется.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):

Рисунок и живопись

и соответствующих профессиональных(ПК) и общих(ОК) компетенций:

ПК 1.4.

Выполнять и контролировать все этапы технологических процессов парикмахерских услуг.

ПК 2.1.

Анализировать индивидуальные пластические особенности потребителя.

ПК 2.2.

Разрабатывать форму прически с учетом индивидуальных особенностей потребителя.

ПК 2.3.

Выполнять прически различного назначения (повседневные, вечерние, для торжественных случаев) с учетом моды.

ПК 3.1.

Внедрять новые технологии и тенденции моды.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- выполнять графические, живописные и декоративные эскизы и зарисовки натюрмортов, фигуры и головы человека с натуры и по воображению.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- основные законы, средства и приемы рисунка и живописи.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 165 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 110 часов;

самостоятельной работы обучающегося 55 часов.









2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

165

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

110

в том числе:


лабораторные работы

-

практические занятия

52

контрольные работы

-

дифференцированный зачет

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

55

в том числе:


Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы; подготовка к практическим работам, оформление и их защита;

25

Выполнение исследовательской деятельности - индивидуальное проектное задание, используя интернет-ресурсы

30

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2.1. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Рисунок и живопись»

Наименование разделов

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1 Основные законы, средства и приемы рисунка и живописи

165/52


Тема 1.1. Художественная графика.

Содержание учебного материала:

26/16


1

Основы рисунка. Графические материалы, принадлежности и требования к ним.

10

2

2

Графика как вид изобразительного искусства.

2

3

Изобразительные средства художественной графики.

2

4

Графическое решение натюрморта.

2

5

Графическое решение фигуры человека. Пропорции фигуры человека.

2

Лабораторные работы:

-


Практические занятия:

16

1

Выполнение упражнения на передачу различного характера линий.

2

Выполнение штриховки, тушевки.

3

Построение куба, цилиндра, пирамиды, шара.

4

Выполнить рисунок композиционного размещения натюрморта.

5

Построение композиции из нескольких геометрических фигур.

6

Выполнение объединения нескольких геометрических фигур в композиции (натюрморт).

7

Рисование бытовых предметов имеющих геометрические формы методом сквозной прорисовки.

8

Выполнить графический эскиз натюрморта с натуры.

Контрольная работа

-


Самостоятельная работа студентов:

10


Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной профессиональной литературы;

Подготовка к практическим работам, оформление и их защита;

Выполнение исследовательской деятельности - индивидуальное проектное задание, используя интернет-ресурсы: «Графика - вид изобразительной деятельности», «Плоскостная и пространственная линия в рисунке», «Изобразительные средства художественной графики», «Работа над натюрмортом в технике черно-белой и цветной графики».

Тема 1.2. Основы декоративной композиции.

Содержание учебного материала:

16/4


1

Декоративное и декоративно-прикладное искусство - часть художественной культуры.

12

2

2

Определение композиции. Средства создания декоративной композиции.

2

3

Приемы построения композиции.

2

4

Цвет в декоративной композиции.

2

5

Орнамент. Виды и структура орнаментов.

2

6

Использование природных форм в орнаментальной композиции.

2

Лабораторные работы:

-


Практические занятия:

4

1

Выполнить трансформацию растительной или живописной формы в декоративный эскиз на основе натуральных, а также сделанных по памяти зарисовок. Каждый мотив выполнить в линейной, пятновой, линейно-пятновой трактовке рисунка.

2

Выполнить декоративный эскиз по воображению.

Контрольная работа

-


Самостоятельная работа студентов:

10


Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной профессиональной литературы;

Подготовка к практическим работам, оформление и их защита;

Выполнение исследовательской деятельности - индивидуальное проектное задание, используя интернет-ресурсы: «Декоративное и декоративно-прикладное искусство», «Особенности национального искусства»

Тема 1.3. Основы живописи.

Содержание учебного материала:

24/12


1

Живопись - искусство цвета. Основные разновидности и жанры живописи.

12

2

2

Живописные материалы, принадлежности и требования к ним.

2

3

Основные характеристики цвета.

2

4

Смешение цветов.

2

5

Техники акварельной живописи.

2

6

Последовательность работы над акварельным этюдом натюрмортом.

2

Лабораторные работы:

-


Практические занятия:

12

1

Построение цветового круга. Выполнение композиции в цвете.

2

Выполнение упражнения акварелью методом лессировки. Получение составных цветов путем наложения одного цвета на другой.

3

Выполнение упражнения акварелью методом Алла-прима

4

Выполнить живописный эскиз бабочки с развернутыми крылышками.

5

Выполнить рисунок натюрморта с натуры.

6

Выполнить рисунок натюрморта по воображению.

Контрольная работа

-


Самостоятельная работа студентов:

15


Изучение учебной и специальной литературы

Подготовка к практическим работам, оформление и их защита;

Выполнение исследовательской деятельности - индивидуальное проектное задание, использую интернет-ресурсы: «Основные закономерности композиции»; «Эскиз, как средство передачи рисунка».

Тема 1.4. Изображение головы человека.


















Содержание учебного материала:

20/10

1

Строение головы человека. Рисование черепа.

10

2

2

Общие сведения о пропорции головы. Рисование головы по схемам.

2

3

Рисование гипсовых моделей головы человека и ее частей.

2

4

Изображение головы живой модели.

2

5

Работа над живописным эскизом головы человека.

2

Лабораторные работы:

-


Практические занятия:

10

1

Выполнение рисунка черепа человека.

2

Выполнение зарисовки гипсовой головы человека.

3

Выполнение детальной прорисовки всех частей лица.

4

Выполнение наброска головы человека с живой натуры.

5

Выполнение наброска головы человека по воображению.

Контрольная работа

-


Самостоятельная работа студентов:

10


Изучение учебной и специальной литературы

Подготовка к практическим работам, оформление и их защита;

Выполнение исследовательской деятельности - индивидуальное проектное задание, использую интернет-ресурсы: «Сведения о пропорциях головы человека»; «Последовательность работы над эскизом головы человека».

Тема 1.5. Изображение фигуры человека.

Содержание учебного материала:

22/10

1

Строение человека.

12

2

2

Пропорции фигуры человека.

2

3

Рисование гипсовой анатомической фигуры человека.

2

4

Рисование конечностей человека. Рисование конечностей по представлению.

2

5

Рисование человека с живой модели.

2

6

Живописный эскиз фигуры человека.

2

Лабораторные работы:

-


Практические занятия:

10


1

Выполнение зарисовки мужской фигуры человека.

2

Выполнение зарисовки женской фигуры человека.

3

Выполнение зарисовки детской фигуры человека.

4

Выполнение зарисовки фигуры человека по представлению с применением пропорциональных схем.

5

Выполнение рисунка фигуры человека с живой натуры.

Контрольная работа

-


Самостоятельная работа студентов:

10


Изучение учебной и специальной литературы

Подготовка к практическим работам, оформление и их защита;

Выполнение исследовательской деятельности - индивидуальное проектное задание, использую интернет-ресурсы: «Анатомическое строение человека»; «Пропорции фигуры человека».

Дифференцированный зачет

2

Всего

165

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины предполагает наличие учебного кабинета рисунка и живописи.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся (место обучающегося должно включать ученический стол (ученический стол для компьютера или мольберт) и стул). В ученических столах для черчения и рисования рабочая поверхность должна изменяться из горизонтального положения в наклонное с углом до 75 град. Наклонное положение рабочей поверхности предназначается для проведения занятий по живописи и графике, горизонтальное - для письма, изготовления макетов и другой деятельности;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий;

- комплект документов

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечения обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. С.Е.Беляева, Е.А.Розанов Спец.рисунок и художественная графика. М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 240с.

Интернет-ресурсы:

  1. mikhalkevich.narod.ru/shkola.html - ИскусствоWeb (на 23.09.2014);

  2. shedevrs.ru/cvetovedenie.html - Шедевры Омска (на 21.08.2014);

  3. artfound.ru/cvetovedenie-prakticheskij-urok/ - Рисуем вместе (на 10.09.2014);

  4. 3dmax.1bs.ru/node/406 - Цветовые комбинации на основе цветового круга (на 04.10.2014);

  5. hudozhnikam.ru/tehnika_akvarelnoi.html Техника акварельной живописи - П.П. Ревякин (на 04.10.14);

  6. hudozhnikam.ru/risovanie_golovi.html Рисование головы человека - Ростовцев Н. Н. (на 04.10.14);

  7. hudozhnikam.ru/zhivopis_figuri.html Живопись фигуры - А. А. Унковский (на 04.10.14);

  8. hudozhnikam.ru/osnovi_risunka.html Основы рисунка - А. Ф. Шембель


4. Контроль и оценка результатов

освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 1.4. Выполнять и контролировать все этапы технологических процессов парикмахерских услуг.

- точность и качество выполнения

- использование современных техник и технологий и контроль технологических процессов

- работа с различными инструментами и приспособлениями

- соблюдение техники безопасности при работе

Наблюдение и экспертная оценка эффективности и правильности самоанализа принимаемых решений на практических занятиях, в процессе учебной и производственной практик. Экспертная оценка результатов деятельности в процессе квалификационного экзамена по модулю

ПК.2.1 Анализировать индивидуальные пластические особенности потребителя.

- анализ индивидуальных особенностей потребителя

- знание пластических особенностей

- диагностика

Наблюдение и экспертная оценка коммуникабельности. Анализ информации, полученной в ходе проведения бесед. Анализ реакции обучающегося на замечания и предложения педагогов

ПК.2.2 Разрабатывать форму прически с учетом индивидуальных особенностей потребителя.

- выбор прически с учетом индивидуальных особенностей потребителя

- соблюдение техники безопасности при работе

Экспертное наблюдение и оценка в ходе конкурсов профессионального мастерства, разработка управленческого решения, требующего коллективного генерирования идей

ПК.2.3 Выполнять прически различного назначения (повседневные, вечерние, для торжественных случаев) с учетом моды.

- точность и качество выполнения

- использование современных и классических технологий создания прически

- подбор прически исходя из индивидуальных особенностей и желания клиентов с учетом модных тенденций

- соблюдение техники безопасности при работе

Наблюдение и экспертная оценка эффективности и правильности самоанализа принимаемых решений на практических занятиях, в процессе учебной и производственной практик. Экспертная оценка результатов деятельности в процессе квалификационного экзамена по модулю

ПК 3.1. Внедрять новые технологии и тенденции моды.

- подготовка рабочего места

- диагностика

- составление диагностической карты клиента

- точность и качество выполнения

- изучение тенденций моды

- использование современных и классических, комбинированных технологий стрижки, укладки, выполнение прически

- подбор видов работ исходя из индивидуальных особенностей и желания клиентов

- использование современных стайлингов, укладочных средств

- работа с различными инструментами и приспособлениями

- подбор препаратов для окрашивания с учетом индивидуальных особенностей, желания клиента, новых технологий и тенденций моды;

- соблюдение техники безопасности при работе

Наблюдение и экспертная оценка эффективности и правильности самоанализа принимаемых решений на практических занятиях, в процессе учебной и производственной практик. Экспертная оценка результатов деятельности в процессе квалификационного экзамена по модулю

Устный и письменный опрос; решение ситуационных задач; оценка участия в ролевых играх; оценка выполнения заданий для самостоятельной работы; отчеты по практическим работам

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.


Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

  • выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области освоения своей профессии;

  • оценка эффективности и качества выполнения;

Выполнение исследовательской творческой работы.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

  • решение стандартных и нестандартных профессиональных задач

  • умение работать в команде

  • самоанализ и коррекция результатов собственной работы

Наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении практических работ и работ по учебной практике и производственной практике.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

  • самоанализ и коррекция результатов собственной работы;

  • поиск инноваций в области разработки новых технологических приемов и методов работы

Выполнение исследовательской творческой работы.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

  • эффективный поиск необходимой информации;

  • использование различных источников, включая электронные;

  • самоанализ и коррекция результатов собственной работы

Наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении практических работ и работ по учебной практике и производственной практике.




КГА ПОУ «КТИС» заместитель директора С.И. Ворошилова

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

КГА ПОУ «КТИС» методист А.А.Манина

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

КГА ПОУ «КТИС» преподаватель О.П.Лукьянова

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

Рабочая программа учебной дисциплины Рисунок и живопись

6

© 2010-2022