Роль мастера п/о в организации воспитательной работы колледжа

Роль мастера п/о в организации воспитательной работы колледжа.                 Зайнаудинов Р.Р. мастер п/о Шелекского политехнического колледжа.                                                            с Шелек.            В настоящее время заметно возросли требования к воспитательной работе в колледжах. Современный специалист должен воплощать в себе высокое профессиональное мастерство, обладать высокими нравственными качествами, культурой, характеризоваться готовностью и способностью жить и работать. Профессиональные учебные заведения  добились определен...    
Раздел Технология
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль мастера п/о в организации воспитательной работы колледжа.

Роль мастера п/о в организации воспитательной работы колледжа

Зайнаудинов Р.Р. мастер п/о Шелекского политехнического колледжа.

с Шелек.

В настоящее время заметно возросли требования к воспитательной работе в колледжах. Современный специалист должен воплощать в себе высокое профессиональное мастерство, обладать высокими нравственными качествами, культурой, характеризоваться готовностью и способностью жить и работать. Профессиональные учебные заведения добились определенных успехов в подготовке кадров для всех отраслей народного хозяйства, вместе с тем обращается внимание на необходимость улучшения воспитательной работы с будущими молодыми рабочими. Объективный воспитательный процесс практически реализует такое общественное явление, как воспитание в его движении и развитии. А. С. Макаренко дал следующие определение объективного воспитательного процесса: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего - люди.

Из них на первом месте - родители педагоги. Со всем сложнейшим миром окружающий деятельности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетаются с другими отношениями. Направить это развитие и руководить им - задача воспитателя».

В колледжах центральной фигурой в воспитательном процессе являетсяне только куратор, но и мастер производственного обучения. Мастер п. о., как и другой педагог, осуществляет воспитательную работу по всем ее направлениям. В Шелекском политехническом колледже разработано 12 направлений по которой ведется работа:

Основные напрвления воспитательной работы

В колледже воспитательные мероприятия проводятся по 12 направлениям воспитательной деятельности. План воспитательной работы составляется и утверждается в начале учебного года. Цель воспитания -создание в системе непрерывного образования оптимальных условий для становления, развития, самореализации и социализации личности дошкольника, школьника и студента как гражданина и патриота Республики Казахстан, способного к профессиональному, интеллектуальному и социальному творчеству. В основе воспитательной работы колледжа лежат положения Государственной политики в области образования и воспитания определенные Конституцией РК, Законами «Об образований», «Об охране здоровья граждан РК», стратегией «Казахстан - 2030», «Концепцией воспитания в системе непрерывного образования Республики Казахстан, Законом РК «О правах ребенка», Законом РК «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждение детской безнадзорности и безпризорства.» и другими документами.

Основные напрвления воспитательной работы

  1. Кәсіптік-еңбек тәрбиесі (Профессионально-трудовое воспитание)

  2. Ақыл-ой трбиесі ( Умственно-мыслительное воспитание)

  3. Рухани-адамгершілік тәрбиесі (Формирование духовно-нраственной культуры)

  4. Саяси тәрбие (Политическое воспитание)

  5. Азаматтық және патриоттық тәрбие (Гражданско-патриотическое воспитание

  6. Құқықтық тәрбие (Прававое воспитание)

  7. Экономикалық тәрбие (Экономическое воспитание)

  8. Психологиялық дайындық (Психологическое воспитание)

  9. Конфессионалдық тәрбие (Конфессиональное воспитание)

  10. Көркемөнер-эстетикалық тәрбие (Художественно-эстетическое воспитание)

  11. Дене тәрбиесі.Салауатты өмір салтын қалыптастыру- (Физическое воспитание и ЗОЖ)

  12. Экологиялық тәрбие (Экологическое)

Это учитывая, что назначение колледжа в нашей стране - готовить квалифицированные рабочие кадры для народного хозяйства страны. Именно с этой точки зрения и надо рассматривать особенности воспитательной работы мастера п. о.

Учащейся колледжа - профессионально - направленная личность. Поступив в колледж бывшие школьники тем самым решили для себя трудную задачу- избрали профессию и сферу будущей деятельности. Профессиональный выбор резко влияет на ценностные ориентации, намерения, образа жизни. Вот как характеризуют изменения в подростках родители: «Впервые же дни после поступления в колледж сын на глазах стал меняться. Все то детское, подростковое, что так было видно нам, родителям, теперь стало в нем пропадать и отвергаться. Он рассказывал о столовой, где был на экскурсии и где будет работать после выпуска, с какой - то подчеркнутой солидностью. Когда я попыталась ему что-то советовать, он ответил: «Пора, мама, понять, что я уже не маленький», а я все время удивлялась, как изменился мальчик за эти годы учебы в колледже. Отсюда понятно, что воспитательная работа с учащимися колледжа должна строиться иначе, чем со школьниками. Мастер обязан не профориентацию вести, а обеспечивать профессиональное самоутверждение личности, формировать устойчивый интерес к избранной профессии. При этом необходимо учитывать, что учащиеся колледжа взрослее школьников, процесс их гражданского становления проходит интенсивнее, у них более развито чувства ответственности и самоконтроля. Учащейся колледжа - это профессионально направленная личность, что влияет на характер его поведения и воспитания.

Вовлечение учащихся колледжа в производительный труд. Наряду с учебой учащиеся колледжа заняты производительным трудом. Во время производственных занятий, в период производственной практики на базовом предприятии они не только овладевают профессиональными знаниями, умениями навыками, но и производят продукцию , имеющую народнохозяйственное значение. Производительный труд становиться не только важным условием формирования личности, но и предпосылкой интенсивного самовоспитания подростка. Для мастера п. о. производительный труд учащихся - главная область воспитательной работы.

Расширение сферы учебной деятельности учащихся колледжа.

Учебная деятельность обучающегося колледжа значительно шире, так как он наряду с общеобразовательными предметами изучает общетехнические и специальные дисциплины. Теоретическое обучение сочетается с производственными - все это влияет на кругозор обучающихся , характер их отношения к учебе , ибо все обучение в колледже направлена на профессиональное становление личности. У обучающихся возрастает интерес к общеобразовательным предметам, так как они рассматриваются в качестве базы профессионально - технической подготовки. Расширение сферы общения обучающихся колледжа.

Обучающиеся колледжа имеют более широкую сферу общения. Они по существу являются членами двух коллективов - ученического и производственного. В период производственной практики они полностью вливаются в трудовой коллектив, становятся его членами, вовлекаются во все формы его деятельностями. Общение в трудовом коллективе способствует ускорению социального созревания обучающихся. Вместе с тем до выпуска они остаются членами ученического коллектива.

Мастер п/о - необычная педагогическая должность. Он сочетает в себе качества квалифицированного рабочего, педагога производственного обучения и воспитателя. Такое сочетание продиктовано его объективным положением в учебно - воспитательном процессе. Он непосредственно обучает юношей и девушек профессиональному мастерству, вооружает их необходимыми инженерно- техническими знаниями. Он руководит свободным временем обучающихся. Практически все сферы жизни и деятельности обучающихся находятся в поле его зрения. Поэтому характерной особенностью воспитательной деятельности мастера является ее многогранность.

Мастер - организатор воспитательной работы в группе. Мастер п/о ведет воспитательную работу не один, а вместе с прикрепленными преподавателями, преподавателями - предметниками, родителями, наставниками. Перед мастером стоит задача не столько общетрудового, сколько профессионального воспитания. Он формирует не общетрудовые, а профессиональные умения и навыки, не любовь к труду вообще, а любовь к конкретной специальности, определенные профессиональные интересы

Он развивает творческие способности обучающихся в той области труда, которая подростками избрана.

Таким образом, сердцевина деятельности мастера - профессиональное воспитание обучающихся. Оно включает в себе важнейшие задачи: формирование интереса и любви к специальности; приобщение их к лучшим трудовым традициям базовых предприятий; вовлечение обучающихся в рационализаторство и изобретательство с учетом их профессиональной направленности; развитие у подростков технического и технологического мышления; формирование культуры труда в области профессиональной деятельности; формирование бережного отношения к собственности, к материалам, к правильному использованию рабочего времени; воспитание ответственности, дисциплинированности и организованности; формирование навыков коллективного труда и др.

Профессиональное воспитание помогает развивать эстетические чувства. Здесь на первый план выступает формирование культуры рабочего места, изделия, культуры общения. При правильной организации производительного труда обучающихся раскрываются большие возможности в их эстетическом воспитании.

Приступая непосредственно к воспитательной деятельности, мастер должен прежде всего изучить воспитанника: его индивидуально - психологические особенности, характер социального опыта, уровень воспитанности, ценностные ориентации и т д.

Для правильного построения процесса изучения личности необходимо руководствоваться рядом требований, выработанных современной педагогической наукой. Прежде всего следует иметь в виду, что изучение личности должно быть комплексным, непрерывным и органически вписываться в воспитательной процесс. В процессе изучения личности должны соблюдаться следующие требования: изучение должно быть подчинено повышению качества воспитания и обучения; проводиться неотделимо от воспитательного воздействия на обучающихся; быть планомерным и систематическим; вестись в основном в естественных условиях жизни и деятельности воспитуемых; проводиться разнообразными приемами и методами.

Мастеру важно знать, к какому типу нервной деятельности относится его воспитуемый - возбудимому, спокойному или слабому. Современная педагогическая психология рассматривает следующие четыре типа нервной системы: без удержанный, живой тип, спокойный тип и слабый тип. Выявление типа первой системы воспитательного для мастера имеет определенное значение. Для вспыльчивого, возбудимого обучающегося необходимо спокойная, но уверенная требовательность. Представители слабого типа нуждаются в исключительной доброжелательности они легко ранимы. При этом следует считать, что тип нервной деятельности не предопределяет характер поведения личности, т. к. главная роль принадлежит воспитателю.

Нельзя допускать такого подхода: «сейчас я изучаю обучающегося. Потом буду его воспитывать. Изучение личности и ее воспитание не разделимы. Это обусловлено следующим.

Во - первых: немыслимо изучить все стороны данной личности вне самого процесса деятельности, вне ее воспитания, ибо все свойства и личные черты в полной мере распознаются лишь в процессе деятельности. Во время взаимодействия с этой личностью.

Мастер обязан наблюдать поведение обучающегося в различных условиях жизни и деятельности. Дело в том, что при разовой оценке поведения не долго прийти к ложным выводам, т. к. в зависимости от изменения условий и обстоятельств человек может изменять свое отношение к одним и тем же явлениям и вести себя противоречиво. Поэтому нужно изучать одни и те же свойства и качества личности в различных условиях, при разных обстоятельствах и на основе сопоставления своих наблюдений делать общие выводы. Типичное, повторяющееся, сходные - есть то, что свидетельствует об устойчивых свойствах данной личности. Так накапливается полноценная информация для правильного выбора воспитательных методов.

Совокупность изложенных требований позволяет определить критерии, по которым должна оцениваться воспитательная работа мастера п/о. Взаимодействие мастера с обучающимися; систематичность контроля, анализа и оценки результатов воспитательной работе и корректировка ее хода с учетом реальных потребностей;непрерывность обновления содержания, форм и методов воспитания с учетом достижений педагогической науки и передового опыта.


© 2010-2022