• Преподавателю
  • Технология
  • Работа с картами педагогического изучения учащихся в процессе учебно-трудовой деятельности как эффективное условие психолого-педагогического сопровождения учащихся специальной (коррекционной) школы 8 вида

Работа с картами педагогического изучения учащихся в процессе учебно-трудовой деятельности как эффективное условие психолого-педагогического сопровождения учащихся специальной (коррекционной) школы 8 вида

Работа с картами педагогического изучения учащихся в процессе учебно-трудовой деятельности как эффективное условие психолого-педагогического сопровождения учащихся специальной (коррекционной) школы 8 вида.     Задачи трудовой подготовки и обеспечения трудовой занятостью умственно отсталых школьников наиболее успешно могут быть решены в образовательно-адаптационной и реабилитационной среде коррекционных школ 8 вида. Эта среда по возможности компенсирует ограничения жизнедеятельности умственно отс...
Раздел Технология
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Работа с картами педагогического изучения учащихся в процессе учебно-трудовой деятельности как эффективное условие психолого-педагогического сопровождения учащихся специальной (коррекционной) школы 8 вида.

Задачи трудовой подготовки и обеспечения трудовой занятостью умственно отсталых школьников наиболее успешно могут быть решены в образовательно-адаптационной и реабилитационной среде коррекционных школ 8 вида. Эта среда по возможности компенсирует ограничения жизнедеятельности умственно отсталого ребёнка, позволяя ему после окончания школы конкурировать на рынке труда в доступных для него областях.

Знания, полученные на уроках труда, не просто повышают общий уровень интеллектуального развития, а создают основу для формирования умений правильно регулировать свою деятельность (ориентироваться в полученном задании, планировать и контролировать свою работу). У большинства умственно отсталых учащихся могут быть сформированы навыки выполнения несложных трудовых операций, но медленнее, чем у их нормально развивающихся сверстников. Кроме того, наблюдается существенное отставание и в развитии способности к переносу навыков. Из-за интеллектуальной недостаточности у них сложно сформировать обобщённые умения - способность выполнять трудовые задания не только в определённой ситуации, но и при её изменении.

Относительно низкий уровень сознания и оценки собственного поведения, наблюдаемый у выпускников коррекционной школы 8 вида, во многих случаях проявляется в неадекватных поступках, негативных качествах личности (не соблюдение чувства дистанции с руководителями, предъявление необоснованных претензий, дурашливость, назойливость, робость и т. п.). Недостатки в общении затрудняют возможность адаптироваться в производственном коллективе. Задачу воспитания поведенческих умений и соответствующих черт характера следует рассматривать как одну из основных.

В трудовом обучении её можно решить более успешно, поскольку в процессе коллективного труда учащиеся вступают в деловые контакты, обусловленные ходом работы. Учитель имеет возможность влиять на эти контакты и тем самым формировать поведенческие и прежде всего коммуникативные умения. Их основу составляют такие качества, как чувство собственного достоинства, настойчивость и в то же время скромность, сдержанность. Одновременно преодолеваются грубость, безответственность, нетерпеливость и другие мешающие работать в коллективе качества.

Трудовое обучение содержит ряд этапов. Каждый из них, наряду с общими, решает специфические для данного этапа задачи.

На первом этапе учащиеся приобретают первоначальный трудовой опыт. На втором этапе формируются некоторые новые организационные умения и навыки поведения, требуемые для работы в профессиональной мастерской. Специфические задачи третьего этапа обусловлены переходом к первоначальному профессионально-трудовому обучению. Учащиеся приступают к овладению знаниями, навыками и умениями по определённой профессии. На данном этапе увеличивается число развиваемых качеств личности необходимых в совместном труде(взаимопомощь, ответственность за решение общей задачи, корректность в деловых контактах с товарищами, правдивость во взаимооценке работы).

Содержание профессионально-трудовой подготовки умственно отсталых школьников должно базироваться на решении задач дифференцированного подхода с учётом их типологических особенностей в трудовой деятельности, которые являются основой при обучении. Знание особенностей учащихся позволяет находить новые, наиболее рациональные пути педагогической работы.

Коррекционно-развивающая работа во многом зависит от полноты и точности диагностирования. Поэтому важно выявить индивидуальные трудовые возможности ребёнка. Это позволит целенаправленно и более эффективно проводить коррекционную работу.

Для решения этой задачи используются разработанные карты наблюдений по способностям в обучении и социально-трудовом развитии.

Карты наблюдения состоят из двух разделов. Первый раздел включает:

Сформированность обще трудовых умений и навыков.

1.формирование оперативного образца, цели предстоящей деятельности.

- умение ориентироваться в условиях деятельности.

- усвоение конечной цели работы.

- усвоение плана работы.

- самостоятельное планирование.

- выполнение контрольных операций в ходе и по завершению задания.

2.Уровень регуляторной зрелости.

3.Дополнительные сведения об особенностях учебно-трудовой деятельности, личностных особенностей, поведения.

4.Коррекционная работа.

Второй раздел: Усвоение профессиональных приёмов труда.

1.Усвоение теоретического материала.

2.Практическая деятельность.

3.Особенности операциональных характеристик деятельности: работоспособность; темп деятельности.

4.Способность к восприятию помощи.

5.Коррекционная работа.

Анализируя результаты наблюдений, как правило в 8, 9классе у учащихся прослеживается положительная динамика умений и навыков трудовой деятельности.

© 2010-2022