Методическая разработка по теме: «Изготовление декоративных рамочек из бересты»

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества Чистоозёрного района           Методическая разработка по теме: «Изготовление декоративных рамочек из бересты»                                                           Автор:                                         Зинин Сергей Александрович,                                         педагог дополнительного                                                    образования высшей             ...
Раздел Технология
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дом детского творчества

Чистоозёрного района



Методическая разработка

по теме:

«Изготовление декоративных рамочек из бересты»




Автор:

Зинин Сергей Александрович,

педагог дополнительного

образования высшей

квалификационной категории,

руководитель творческих

объединений «Юный художник» и

«Город мастеров».


р.п. Чистоозёрное

Пояснительная записка

Область применения: кружковые занятия в системе дополнительного образования.

Данная методическая разработка предназначена педагогам, занимающихся развитием творческих способностей детей на занятиях по декоративно-прикладному искусству.

Возраст детей: 10-17лет.

Цель: Развитие творческих способностей детей, их художественного вкуса и практических навыков.

ОБРАЗОВТЕЛЬНЫЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

-развить творческую индивидуальность и художественный вкус у детей;

-обеспечить уровень усвоения детьми содержания занятий;

-формировать умения творческой работы в коллективе;

-развивать интерес к сибирским мотивам в творчестве учащихся.

-развитие эмоциональности, эстетического восприятия действительности, творческой активности и инициативы;

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

-раскрыть потенциал, пробудить инициативу, творческую активность детей;

-воспитывать бережное отношение к природе, ответственность за свои действия;

-воспитывать ответственность за порученное дело, умение доводить дело до конца.

Форма проведения занятий:

- коллективная (история развития народных промыслов, использования бересты в Древней Руси, принципиальные особенности работы с берестой, заготовка и хранение.)

- индивидуальная (педагог работает индивидуально с каждым ребёнком, в зависимости от его уровня знаний, коммуникабельности, способностей к восприятию. Каждый ребёнок получает своё индивидуальное задание. Выполняет его на основе уже имеющихся знаний, опыта и несет личную ответственность за полученный результат).

Методы:

- Практические. (к ним относится всё то, что делается детьми на практике.

-Коммуникативные. ( методы, применяемые для лучшего усвоения материала (игры, беседы, дискуссии.), подобные методы позволяют детям в свободной и активной форме проявить себя, свои знания.)

-Сенсорные. (методы и приёмы, направленные на восприятие учащимися материала, даваемого педагогом. Лекции, просмотр репродукций, фотографий и т.д. Требуют обширного дидактического материала: книги, репродукции картин, фотографии и т.д.

-Комбинированные. (это наиболее универсальная методика, позволяющая совместить и практическую и теоретическую части, когда полученные знания тут же проверяются на практике.)

Оборудование и материалы: наглядные пособия (плакаты с изображением последовательности работы), молотки, чеканы, стамески, (разных конфигураций), линейки, резаки, карандаши, клей, лак.


Из истории бересты


Каждому приходилось встречать в лесу сгнивший березовый пень. Ударишь ногой - мелкой трухой рассыплется древесина, но целой и упругой останется береста. Люди давно заметили долговечность бересты, ее способность не поддаваться гниению. Бересту подкладывали под нижний венец рубленой избы, чтобы в него не проникала сырость. Плели из бересты влагоустойчивую обувь, обшивали лодки-берестянки, делали знаменитые теперь туеса, в которых молоко и квас даже в жару оставались холодными. В Древней Руси бересту использовали как бумагу. Благодаря бересте до нас дошли редчайшие образцы древнерусской письменности, позволившие ученым заглянуть в далекое прошлое.

Бересту иногда называют древнерусским папирусом.

Множество берестяных грамот ученые нашли при раскопках древнего Новгорода. Писали на бересте специальными костяными писалами, выдавливая на поверхности податливого материала рельефные буквы. Новгородцы знали такой способ предварительной обработки бересты, который делал ее мягкой и эластичной.

Обработанная береста становилась податливой и не коробилась. Возможно, крестьяне заготавливали писчую бересту не только для своих нужд, но и на продажу. Жители Великого Новгорода покупали ее в торговых рядах так же, как мы теперь покупаем бумагу в магазине. Хотя бумага заменила бересту, но нет-нет, да и вспоминали люди о древнерусском папирусе. Например, известны случаи, когда в Отечественную войну, при отсутствии бумаги, партизаны печатали на бересте свою боевую газету.


Инструменты для художественной обработки бересты

Бересту очень легко обрабатывать, и самыми простыми инструментами можно с успехом выполнять различные декоративные изделия.

Основной инструмент для работы над прорезной берестой - резак. Потребуются и пробойники - их изготовляют из трубок различного диаметра. Трубкам придают разнообразные профили - треугольника, круга, овала, ромба и т. д. Трубки нужно вбить в деревянные рукоятки и заточить с внешней стороны. Вместо трубок для изготовления пробойников можно использовать листовую сталь.

Неплохо сделать и чеканы - инструменты для нанесения углубленного рельефа. Их делают из толстого медного прутка или из плотной древесины самшита, груши, можжевельника. Чем больше чеканов и пробойников с различной конфигурацией вы имеете, тем интереснее можно получить рисунок.

Необходимо в работе и шило. Особенно там, где нужно нанести пунктирный рисунок или провести линию. Шило следует слегка притупить, чтобы оно не царапало бересту.


Заготовка бересты


Заготавливают бересту в конце мая или начале июня. В это время года она легко снимается и имеет красивый золотистый оттенок. Помните, что снимать бересту можно только с поваленных деревьев, там, где проводится их плановая рубка. Снимать бересту с дерева, стоящего на корню, нельзя: это принесет ему непоправимый вред.

Внутреннюю сторону бересты мастера называют лицевой. С лицевой стороны аккуратно снимите влажной тряпкой остатки коры. Наружный белый слой очистите наждачной бумагой.

Пока береста не просохла, она сравнительно легко расслаивается. А высохшую бересту придется распарить в горячей воде и расслоить с помощью деревянного ножа.

Тонкая береста пойдет на мелкие работы, толстослойная пригодится для крупных изделий.

Чтобы заготовленная береста не скручивалась, уложите ее между двумя досками и придавите грузом.

Для работы с берестой нужно изготовить подрезную доску, лучше всего из липы или осины. Кусок бересты приколите к подрезной доске кнопками. Сверху наложите заранее разработанный рисунок. Твердым карандашом передавите рисунок на бересту - он получится достаточно заметным. При желании его можно усилить, обведя карандашом или шилом.

Сложные элементы орнамента вырезайте резаком. Одинаковые и многократно повторяющиеся элементы удобно вырезать пробойниками. Для усиления декоративности прорезной бересты часто применяют чеканку. Деревянные или металлические чеканы слегка пристукивают молотком, получая углубленный рельеф.

Как и пробойники, чеканы упрощают нанесение на бересту одинаковых элементов рисунка. Точки и штрихи наносят на бересту шилом или канфарником - стержнем с насечкой на торце.

Изготовление декоративных рамок из бересты

На занятиях с детьми мы занимаемся изготовлением пейзажей на бересте (дети рисуют акварельными красками и гуашью на изнаночной стороне бересты), затем приклеивается рамочка (используется лицевая сторона бересты). Получаются отличные сувениры для подарка родителям, друзьям и родственникам. Участвуя в конкурсах, дети получили много дипломов и грамот на районном и областном уровне. Изготовить рамочки из бересты очень просто:

1.Выбираем из заготовленных пластов бересту с чистой лицевой стороной без наростов.

2. Размечаем карандашом или закруглённым шилом размер будущей рамочки (высоту, ширину, толщину).

3. Используя стамески разной конфигурации, пробиваем внешний и внутренний контур рамочки.

4. Наносим чеканами орнамент на плоскости рамочки, (используя разную конфигурацию чеканов, можно придумать множество узоров).

5. Покрыть лаком - рамочка готова!

В такие рамки можно оформить фотографии, работы из бисера, вышивку и др. Желаю полёта творческой фантазии и успехов в педагогической деятельности.







Методическая разработка по теме: «Изготовление декоративных рамочек из бересты»Методическая разработка по теме: «Изготовление декоративных рамочек из бересты»




Методическая разработка по теме: «Изготовление декоративных рамочек из бересты»





Методическая разработка по теме: «Изготовление декоративных рамочек из бересты»Методическая разработка по теме: «Изготовление декоративных рамочек из бересты»


Методическая разработка по теме: «Изготовление декоративных рамочек из бересты»Методическая разработка по теме: «Изготовление декоративных рамочек из бересты»

© 2010-2022