Педагогический проект «Рукотворная тряпичная кукла»

Педагогический проект «Рукотворная тряпичная кукла» разработан в рамках декады технологии в школе. Тряпичная кукла -неотъемлемая часть русской культуры, и в сегодняшней России она переживает подлинное возрождение.Рукотворная тряпичная фигурка из лоскутков выполняет теперь новую функцию:она становится живым средством общения и приобщения к народной культуре. Цель: формирование у учащихся интереса к истории и культуре русского народа через изготовление образцов тряпичной народной куклы.Гипотеза: п...
Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа №1 п.Клетня Брянской области





Педагогический проект «Рукотворная тряпичная кукла»





ПРОЕКТ

«Рукотворная тряпичная кукла»






Разработала: учитель технологии высшей категории

Ермакова М.Д.



Клетня- 2013

Традиционная тряпичная кукла

несет память культуры и делает это

гораздо ярче, шире и глубже, чем

любая другая игрушка.

Г.Л. Дайн



Методический паспорт учебного проекта


  1. Название проекта: «Рукотворная тряпичная кукла».

  2. Разработчик учебного проекта: Ермакова Мария Дмитриевна, учитель технологии высшей категории

  3. Название образовательного учреждения: МБОУ СОШ№1п.Клетня

  4. Год разработки учебного проекта - 2013

  5. Опыт использования: проводился в рамках тематической недели по предмету «Технология» во всех учебных классах школы.

  6. Проблемная ситуация - «…на сегодняшний день культура народа чужда и неизвестна большинству народа. Это притом, что у многих наших современников дедушки и бабушки были носителями этой культуры. К сожалению, современные школьники зачастую даже не подозревают, насколько красив, богат, удивителен, самобытен, интересен мир традиционной русской культуры.

7. Проблема и актуальность выбора темы проекта - «..главный шаг к изучению народной культуры - это приобщение. Важно, чтобы учащиеся присвоили культуру себе. Как это сделать? Как привлечь детей? Декоративно-прикладное творчество является прекрасным инструментом для мотивации учащихся. Поэтому целесообразно начинать знакомство с народной культурой с занятий декоративно-прикладным творчеством. Главная «зацепка», инструмент мотивации - это получить «вещичку», сделанную своими руками.

Тряпичная кукла - неотъемлемая часть русской культуры, и в сегодняшней России она переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую функцию: она становится живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту. Таким образом, с точки зрения воспитания, целесообразно вводить традиционных тряпичных кукол в жизнь современных детей.

В современной коррекционной психологии рассматривается роль кукол в различных аспектах. Куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Роль куклы заключается в обеспечении диалога, в котором происходит «замена» реального контакта с человеком на опосредованный контакт через куклу; сегодня кукла лечит заикание, нарабатывает моторику кисти, а «рукой учат голову».

Существует метод лечения куклами - куклотерапия. Возможности куклотерапии позволяют решить различные важные коррекционные задачи, например: помогают развивать природные способности, образное мышление, память, эмоциональную сферу, самосознание и самоконтроль. Они способствуют формированию позитивных установок, эмоциональной и моторной адекватности, коммуникативных навыков. Нормализуют отношения в системе ребенок - родитель, разрешают конфликты, улучшают социальную адаптацию.

«Оживляя» куклу, ребенок ощущает взрослую ответственность за действия куклы, за ее «жизнь», слова, поведение; учится находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям, развивать произвольное внимание и способность к концентрации.

Вышеизложенные факты определили выбор темы данного проекта.

8. Цель - формирование у учащихся интереса к истории и культуре русского народа через изготовление образцов тряпичной народной куклы.

Гипотеза: практико-ориентированная направленность проекта откроет перед учащимися возможность использования тряпичных кукол в повседневной жизни для игр и подарков. Процесс творчества создаст ситуацию успеха для каждого учащегося, приобщит к традициям русской культуры.

9. Задачи

Обучающая:

- изучить народные традиции, связанные с историей русской тряпичной куклы через посещения специально организованных занятий в урочное и внеурочное время;

- научить работать с тканью при создании выразительных образов через участие в мастер-классах по изготовлению тряпичных кукол.

Развивающая:

- Развивать познавательную активность учащихся через расширение кругозора об истории возникновении тряпичной куклы и ее роли в современной жизни человека.

- Раскрывать творческий потенциал участников проекта через свободу творчества при создании образов кукол.

Воспитательная:

- Воспитывать на народных традициях чувство уважения к обычаям нашего народа.

- Прививать интерес к народно-прикладному творчеству через использование старинного вида рукоделия.

10. Обеспечение проекта:

материально-техническое оснащение: текстильный лоскут, отделочные материалы, швейные нитки, ручные инструменты и приспособления, электрический утюг;

учебно-методическое оснащение: конспекты-занятия о тряпичных куклах, народная сказка «Крупеничка», сказка Афанасьева «Василиса Прекрасная», методические рекомендации (мастер-классы) по изготовлению тряпичных кукол, натуральные образцы тряпичных кукол;

информационное-техническое обеспечение: компьютеры, проектор; тематические презентации, видеоролики (мастер-классы по изготовлению тряпичных кукол), фотографии образцов тряпичных кукол.

11. Участники проекта

• учащиеся начальных и старших классов;

• классные руководители

12. Форма организации участников проекта

• индивидуальная работа

• групповая работа

13. Способ мотивация к работе - конкурс на изготовление лучшей тряпичной куклы

14. Дополнительно привлекаемые участники, специалисты:

• родители учащихся;

• преподаватели школы искусств

• учителя трудового обучения, литературы, математики, изобразительного искусства, истории, информатики

15. ЗУН и общеучебные навыки, необходимые учащимся для самостоятельной работы:

• сознательное, правильное, беглое чтение (вслух и «про себя») печатного текста;

• связное описание предмета (готовой куклы) устно, письменно (с помощью учителя);

• представление о треугольнике, круге, квадрате, прямоугольнике. Вычерчивание геометрических фигур (деталей куклы) по заданным размерам;

• рисование предмета (куклы) по образцу, по заданной схеме, из готовых элементов;

• рациональная организация рабочего места, соблюдение правил техники безопасности;

• работа с текстильными материалами с применением ручных инструментов и приспособлений.

16. Специфические умения и навыки, необходимые учащимся для работы над проектом (с помощью учителя):

• выдвижение идеи (мозговой штурм), целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;

• презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка отчёта о проделанной работе;

• коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы,

• поисковые: находить информацию в печатных источниках, в Интернете, формулирование ключевых слов;

• информационные: выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах.

17. Предполагаемые привращения:

Новое содержание по теме: изучение истории возникновения народной куклы, её видов, назначении и технологии изготовления;

Новые практические приёмы: освоение старинных техник изготовления тряпичных кукол;

Обобщающие понятия, представления, знания, на получение которых нацелен результат проекта: традиционная тряпичная кукла как часть культуры русского народа, как самобытный сувенир- оберег в современном мире.

Развитие навыков:

• самостоятельной работы с источниками информации, текстильными материалами и технологиями изготовления тряпичной куклы;

• мыслительной деятельности (при проектировании, планировании, анализе, синтезе, структурировании материала);

• самоанализа и рефлексии;

• презентации результатов своей работы;

• эмоциональной и моторной адекватности.

Воспитание толерантности.

Расширение кругозора.

18. Время работы над проектом - 1 месяц (средней продолжительности)

19. Режим работы

• урочно-внеурочный

20. Предметно-содержательная область - межпредметный

основная предметная область:

• Технология (обслуживающий труд)

дополнительные предметные области:

• история

• изобразительное искусство

• информатика

• математика

• литература

21. Доминирующий вид деятельности

• практико-ориентированный

• творческий

22. Характер контактов

• внутришкольный

23. Форма продуктов проектной деятельности

• натуральные образцы тряпичных кукол

• творческие работы (проекты)

• мультимедийные презентации

24. Способ объединения результатов на презентации

• конкурс







Этапы проведения проекта

I этап - подготовительный

II этап - поисково-исполнительский

III этап - обобщающий

IV этап - заключительный

I этап - подготовительный

Сроки проведения с 14 по 19 февраля

1. Погружение в проблему:

  • Знакомство классных руководителей начальных и старших классов с темой, проблемой, целью, задачами, сроками проекта.

  • Выдача индивидуальных заданий каждому классу.

Примерное содержание проекта (творческой работы): история возникновения и назначение тряпичной куклы; фотографии, схемы, рисунки кукол; материалы; план изготовления куклы, готовые образцы кукол.

Участники

Задание

Дата выдачи

задания


Презентация

проекта

Начальные классы

1

Кукла по выбору

14.01.13.

07.02.13

2

Кукла по выбору

14.01.13.

3

Кукла по выбору

14.01.13.

4

Кукла по выбору

14.01.13.

6 «Б»

Кукла по выбору

14.01.13.

9 «А» , «Б»

Кукла по выбору

14.01.13.

Старшие классы

Кукла «Пеленашка»

14.01.13

07.02.13

Кукла «Веснянка»

14.01.13

Кукла «Зерновушка»

14.01.13

Кукла «Колокольчик»

14.01.13

Кукла «Кубышка- травница»

14.01.13

Кукла «Подорожница»

14.01.13

10

Кукла «Кормилица»

14.01.13

11

Кукла «Неразлучники»

14.01.13

2. Организация деятельности:

Виды деятельности

Ответственный

1.

Ознакомление классных руководителей с условиями, графиком проведения конкурса на лучший творческий проект, критериями оценивания.

Руководитель проекта

2.

Выдача заданий тематического характера учителям истории, русского языка и литературы, математики, изобразительного искусства, информатики

Руководитель проекта

3.

Подготовка мастер-классов по изготовлению тряпичных кукол

Учителя технологии

4.

Создание независимого жюри для оценки продуктов проектной деятельности

Подготовка бланков оценки проектной деятельности классов

Руководитель проекта

5.

Подготовка стендовой информации о конкурсе на лучший творческий проект

Руководитель проекта, учителя технологии

6.

Проведение консультаций с классными руководителями, учащимися

Руководитель проекта

Примерная структура плана по организации деятельности классных руководителей по данной проблеме:

• определение направлений работы;

• изучение и оценка различных видов источников информации для проекта;

• создание индивидуального плана и определение сроков работ;

• разбивка учащихся класса на группы;

• распределение ролей в группе, выдача заданий;

• привлечение к решению задач проекта родителей учащихся;

II. Поисково - исполнительский этап

Сроки проведения с 21 по 6 февраля

На данном этапе все учебные классы осуществляли работу, согласно плану мероприятий, посвященных неделе «Технология», а также с учетом своего индивидуального плана.

Мероприятия

Участники

Ответственные

1.

Проведение экскурсий в районную библиотеку для просмотра выставки книг «Кукла в нашем доме».

Учащиеся 5- 6 классов

Учителя технологии, классные руководители

2.

Сбор и обработка информации

Учащиеся 1-9 классов

Классные руководители, учитель информатики

3.

Проведение беседы с использованием ИКТ

«Путешествие в прошлое тряпичной куклы»

Учащиеся 1-9 классов

Классные руководители

Учитель истории

4.

В мире сказки. Чтение и обсуждение русских народных сказок «Крупеничка», «Василиса Прекрасная».

Учащиеся 5-6 классов

Учителя литературы

Сидоренко О.В., Байкова Т.С, Песенко Н.В

5.

«Куколка красавица», рисование тряпичной куклы с образца

Учащиеся 1-7 классов

Учитель изобразительного искусства-Бабенкина А.А

6.

Конструирование деталей тряпичной куклы (изготовление деталей геометрической формы).

Учащиеся 5-9 классов

Учитель черчения- Ермакова М.Д.

7.

Проведение мастер-классов по изготовлению тряпичных кукол.

Учащиеся 1-11 классов, классные руководители

Учителя технологии

8.

Сочинение - описание «Образ народной тряпичной куклы».

Учащиеся 5-8 классов

Учителя литературы Песенко Н.В,

Алексеева Г.С.

Байкова Т.С.

9.

Проведение индивидуальных и групповых консультаций

Учащиеся, классные руководители, учителя-предметники

Руководитель проекта

III Обобщающий этап

  • Оформление проектов (творческих работ).

  • Подготовка учебных классов к публичной защите проектов.

  • Оформление выставки творческих работ учащихся.

IV Заключительный этап

Срок проведения 7 февраля

Место проведения - актовый зал

Время проведения: начальные классы - 14.00

старшие классы - 15.00

  • Открытие выставки творческих работ учащихся «Кукольная страна».

  • Публичная защита проектов учебных классов.

  • Проведение конкурса на лучшую тряпичную куклу «Приз зрительских симпатий» в форме тайного голосования.

  • Подведение итогов проектной деятельности учебных классов по номинациям: «Лучшая тряпичная кукла-оберег», «Лучший (ая) творческий (ая) проект (работа)», «Лучшая презентация творческого проекта».

  • Торжественная церемония награждения победителей проекта.



Заключение

Проект «Рукотворная тряпичная кукла» в рамках недели технологии в школе был реализован полностью согласно установленным срокам проведения.

Все учебные классы были вовлечены в творческий процесс и выполняли различные виды деятельности: интеллектуальную, эмоционально-волевую, коммуникативную, практическую, презентативную. Охват учащихся в данном проекте составил 130 человек (81%).

В результате проектной деятельности были созданы следующие продукты: коллекция тряпичных кукол в количестве 80 штук, творческие проекты (работы) учащихся, тематические мультимедийные презентации.

Все тряпичные куклы получились нестандартными, особенными, неповторимыми. Учащиеся школы через творческий процесс изготовления тряпичной куклы раскрыли для себя истины: «Мы делаем то, что нельзя купить, то, чего нет ни у кого, кроме нас. Тряпичная кукла необходима, полезна и красива. Это дешевый и оригинальный подарок, хранящий теплоту рук, традиций и мудрость наших бабушек и прабабушек - дарящий нам здоровье и настроение».

Результат творческих работ - это некая форма самовыражения, которая одновременно ведет к повышению собственной самооценки, а, значит, самоутверждению и самоуважению, и, в конечном итоге, стимулирует непрерывное личностное и профессиональное саморазвитие учащихся.

Хочется отметить, что занятия прикладным видом творчества на основе народной культуры оказывает влияние на самоопределение ребенка в будущем. Это может перерасти в профессию, или стать увлечением, что тоже немаловажно для развития творческих способностей ребёнка.

Результаты общешкольного проекта дают основания считать, что цель проекта достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза подтверждена, а результаты могут быть использованы в педагогической деятельности учителей школ при проведении различных мероприятий, связанных с изучением народной культуры.


Приложение

Информация на электронном носителе

  1. Презентация проектной деятельности учащихся начальной школы

  2. Презентация проектной деятельности учащихся старшей школы

  3. Презентация «Коллекция тряпичных кукол» (творческие работы учащихся)

  4. Презентация « Кукла Веснянка»

  5. Технология изготовления куклы Зернушка

  6. Презентация «Кукла Подорожница»

  7. Презентация «Кукла Колокольчик»

  8. Презентация « Кукла Неразлучники»

  9. Презентация «Кукла Кормилица»

  10. Презентация «Кукла Пеленашка»

  11. Презентация «Кукла Счастья»

  12. Русская народная сказка «Крупеничка»

  13. Конспекты о тряпичных куклах (материалы для тематических классных часов)

















Победители конкурса зрительского голосования

«Лучшая тряпичная кукла»


  1. Желудова Ульяна- 10класс - кукла «Подорожница»

  2. Шикова Анастасия-8класс - кукла «Кубышка-травница»

  3. Соловьёва Анна- 5 класс-кукла «Крупеничка»

  4. Клочко Анна-8класс- кукла-оберег «День и Ночь»

  5. Ермаков Артём- 4 класс- кукла «Колокольчик»









© 2010-2022