Программа кружка по технологии на тему Умелые руки (8 класс)

Раздел Технология
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Администрация Бердюжского муниципального района

Комитет по образованию

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Бердюжье»






Адаптированная программа

кружка декоративно - прикладного искусства


«Умелые руки»





Руководитель: Дутова Надежда Юрьевна





Программа кружка по технологии на тему Умелые руки (8 класс)


С. Бердюжье

2014-2015 учебный год.




Есть жажда творчества, уменье созидать,

На камень камень класть, вести леса строений.

Не спать ночей, по суткам голодать,

Вставать до звезд и падать на колени.

Остаться нищим и глухим навек,

Идти с тобой, с своей эпохой вровень,

И воду пить из тех целебных рек,

К которым прикоснулся сам Бетховен.

Брать в руки гипс, склоняться на подрамник

Весь мир вместить в дыхание одно.

Одним мазком весь этот мир и камни

Живыми положить на полотно.

Не дописав, оставить кисти сыну,

Так передать цвета своей земли,

Чтоб век спустя все так же мяли глину

И лучшего придумать не могли.


Н. Майоров.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по народному декоративно - прикладному искусству. Народное декоративно - прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно - прикладного искусства проникают в быт людей.

Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?

В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд, этим требованиям отвечает курс декоративно-прикладного искусства.

Образовательная программа дополнительного образования детей актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями.

Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Цель программы - формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно - прикладного искусства.

Задачи программы

Обучающие:

- закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;

- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно - прикладного искусства;

- раскрыть истоки народного творчества;

- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;

- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;

- приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

Развивающие:

- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;

- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;

- формирование творческих способностей, духовной культуры;

- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

- Развивать воображение, представление, глазомер, эстетический вкус, чувство меры;

Воспитывающие:

- осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;

- воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;

- добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

Организация деятельности кружка.

Программа работы кружка «Умелые руки» рассчитана на 1 год.

Режим работы кружка - 1 занятие в неделю по 1 часу.

Структура программы

Программа кружка «Умелые руки» основана на принципах природосообразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.

Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.

Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.

В программу включены следующие разделы:

  • Работа с бумагой

  • Роспись по дереву

  • Лепка из солёного теста

  • Макетирование

  • Творческий проект

  • Выставки.

Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму:

Исторический аспект

Связь с современностью

Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий.

Выполнение творческих работ.

Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас ребёнка. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимся ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий ребёнок приучается работать по плану:

Эскиз

воплощение в материале

выявление формы с помощью декоративных фактур.

Программа ориентирует обучающегося на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.

Программой предусмотрен творческий проект по теме декоративно-прикладного искусства, а также в нее включены участие в конкурсах - выставках районного, областного уровня.

Формы и методы

Приоритет отдается активным формам преподавания:

- Практическим: упражнения, практические работы, практикумы;

- Наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов;

- Нестандартным: эстафета творческих дел, конкурс, выставка-презентация, викторина;

Условия реализации программы

получить дополнительные знания по рукоделию.

Занятия будут проходить во внеурочное время.

Есть специальные подборки методического и иллюстративного материала, художественные изобразительные материалы.

Дидактический материал:

Журналы, статьи, публикации с описанием техники изготовления изделия из бумаги и природного материала. Чертежи, схемы, эскизы будущих изделий.

Характеристика ожидаемых результатов.

В результате обучения в кружке учащийся должен получить знания:

- о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

- о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни человека;

- о видах декоративно - прикладного искусства ( лепка, роспись, резьба и.т.п.);

- о исконно русских народных промыслах;

- о способах аппликации в народном искусстве (ткань, бумага, кожа, солома) сочетание аппликации с вышивкой;

- о плетении из бумажных трубочек;

- о проектной деятельности.

умения:

- работать нужными инструментами и приспособлениями;

- последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и рисовать кистью элементы растительного орнамента;

- работать в программе Power Point.

- Реализация этих принципов будет достигнута при внедрении в практику следующих путеводных положений:

1. Всеобщая талантливость ребёнка: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела.

2. Превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше - это "что-то" нужно искать.

3. Неизбежность перемен: ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

4. Успех рождает успех: основная задача - создать ситуацию успеха на каждом занятии, дать почувствовать, что он не хуже других.

5. Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного материала.

6. Максимум поощрения, минимум наказания.

7. Обучение посильным приемам регуляции поведения.

Содержание программы.

1. Работа с природным материалом (3 ч.)

В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность.

Работа с природными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.

Изделия из природного материала. Технология заготовки природных материалов. Художественные приёмы изготовления поделок и картин из природных материалов.

2. Папье - маше (4 ч.)

Папье-маше - это простая и дешевая технология, позволяющая создавать прочные и легкие изделия из бумаги. Есть два основных способа: наклеивание бумаги слоями (маширование) или лепка из бумажной массы.

Папье-маше по-французски значит "жеванная бумага". Вся премудрость техники заключается в оклеивании какой-нибудь формы кусочками мягкой бумаги в несколько слоев. Само по себе это несложно, но требует терпения и аккуратности. А в результате можно создать такие замечательные произведения, что вы не пожалеете потраченного времени. Папье-маше отлично развивает мелкую моторику рук. Занимаясь папье-маше, ребенок осваивает новые и необходимые в дальнейшей жизни способы работы с инструментами, а также овладевает различными видами художественной деятельности - рисованием, аппликацией, навыками моделирования и т.д.
Дети, освоившие технику папье-маше, знакомятся с различными формами предметов, что способствует развитию пространственного мышления и наиболее точного восприятия предметов.

3. Соленое тесто ( 3 ч.)

Лепка из соленого теста является одним из древних видов декоративно-прикладного искусства. Древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для религиозных ритуалов. В Германии и Скандинавии было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проеме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благополучие. В Греции и Испании во время праздника в честь Богоматери на алтарь клали великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами. Даже в далеком Эквадоре мастера художественных промыслов делали изделия, раскрашенные яркими красками. У индейцев такие фигурки из теста раньше имели символический или мистический смысл. В Китае 17 века делали марионетки из теста.
В странах Восточной Европы были популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашивались и имели обычный для выпечки цвет, что считалось очень привлекательным. Тесто применялось для выполнения фигурок в народных сказаниях.

4. Декупаж (4 ч.)

Декупаж (Decoupage или découpage) это искусство украшения предметов путем наклеивания вырезок цветной бумаги в сочетании со специальными эффектами такие как раскрашивание, вырезание, покрытие сусальным золотом и прочие. Обычно какой-либо предмет как например небольшие коробки или мебель покрывается вырезками из журналов и/или специально произведенной бумагой. Предмет для декупажа покрывается лаком (часто несколькими слоями) до тех пор, пока не исчезнет «стык» и результат не будет выглядеть как роспись или инкрустация. При традиционном методе может использоваться до 30-40 слоев лака, которые затем шлифуются до полной гладкости.

Может быть, история развития декупажа не такая древняя, как история развития некоторых других видов прикладного творчества, но не менее интересная. В разных источниках родиной декупажа называют то Китай, то Восточную Сибирь. Трудно определить, кто у кого перенял эту технику: то ли китайские крестьяне у кочевников научились способу украшать кусками вырезанной бумаги различные предметы, то ли кочевники стали украшать стены погребений своих предков различными аппликациями из бумаги, научившись этому у китайцев. Одно известно наверняка - уже в 12-ом веке в Китае создавали яркую цветную бумагу - cutout, чтобы украсить окна, фонари и другие вещи. Иногда на них помещали какую-либо надпись, призывающую в дом благополучие здоровье и т.д. или декорировали шнурами и тесьмой.

5. Плетение из газетных трубочек. (3 ч.)

Плетение является одним из древнейших ремесел. Говоря о плетении, следует отметить, что существует огромное количество способов, техник и материалов, используемых в этом виде рукоделия. Мы рассмотрим одно из них: плетение из газетных трубочек.

Плетение из газетных трубочек - оригинальное времяпрепровождение, занимательный и захватывающий вид рукоделия, который стал очень популярным в последнее время. При плетении из газетных трубочек можно использовать самые различные схемы - из листов газеты свёрнутых трубочкой делаются кашпо под цветы, коробочки, корзинки и даже под обувь полочки.

6. Моделирование. (6 ч)

7.Выжигание, роспись на дереве.(6 ч)

8. Творческий проект. (4 часа)

9. Выставка итоговое занятие.

Учебно - тематический план

кружка «Умелые руки»


Тема

Количество часов

Работа с природным материалом

3

Папье - маше.

4

Соленое тесто.

3

Декупаж.

4

Плетение из газетных трубочек

3

Моделирование.

6

Выжигание, роспись на дереве.

6

Творческий проект.

4

Выставка итоговое занятие.

1

Всего

34

Тематическое планирование кружка «Умелые руки»


п/п

Тема

Теоретические занятия


Виды практич.

деятельн.

Кол-во часов

Дата

Прим.

1

«Чем мы будем заниматься на кружке?».

Вступительная беседа

3

Панно «Чудеса из леса».

1

1.10


2



Панно «Чудеса из леса».

1

7.10


3

"Осенний букет"

Презентация .


Составление цветов из кленовых листьев

1

14.10


4

Вводное занятие «Удивительный мир папье-маше». Немного из истории.

Беседа с показом изделий из папье-маше.

4

Панно. «Виноградная лоза».

1

21.10


5

Панно.


Панно. «Виноградная лоза».

1

28.10


6

Панно.



Раскрашивание изделий гуашевыми красками.

Панно. «Виноградная лоза».

1

11.11


7

Панно.



Лакирование.

Панно. «Виноградная лоза».

1

18.11


8

Вводное занятие «Волшебное тесто»

Техника безопасности при работе с резцами, стеками.

3

Приготовление соленого теста. Вырезание по шаблону. Обработка подручными средствами.

1

25.11


9

Способы изготовления изделий.

Листья и цветы.



Изготовление цветов из отдельных деталей-лепестков.

1

2.12


10

Способы изготовления изделий.

Розы из соленого теста.



Изготовление цветов из отдельных деталей-лепестков. Раскрашиваем и лакируем изделия.

1

9.12



11

Организационное занятие. Знакомство с техникой «декупаж».

Мастер классы по декупажу.

4

Подготовка деревянной поверхности: (шкурение, шпатлевание, грунтовка)


16.12


12

Принципы работы с деревянной поверхностью. Декупаж с салфеткой.



Разделочная доска.

Лакирование изделия.

1

23.12


14

Декупаж на других типах поверхностей (металл, гипс, ткань, свечи)



Декупаж на баночке, вазе, тарелочке.

Лакирование изделия.

1

13.01


15

Освоение техники.

МК по скручиванию газетных трубочек.

3

Скручивание трубочек из газет двумя способами.

1

20.01


16

Рамка для фотографии

МК по созданию рамки.


Изготовление и покраска рамки.

1

27.01


17

Панно из газетных колечек. Салфетница.



Изготовление газетных колец. Салфетница.

1

3.02


18

Организационное занятие. Знакомство с моделированием.

Мастер классы

по моделированию.

6

Подготовка эскизов. Работа с чертежами.

Морские суда.

1

10.02


19



Работа с чертежами.

Морские суда.

1

17.02


20



Работа с чертежами.

Морские суда.

1

24.02


21



Модель танка.

1

3.03


22



Модель танка.

1

10.03


23



Модель танка.

1

17.03


24

Организационное занятие. Знакомство с выжиганием по дереву, ткани.


6

Знакомство с выжиганием по дереву, ткани.

Подготовка деревянной поверхности: (шкурение.)

1

24.03


25

Панно «Олень».



Выжигание. Панно «Олень».

1

31.03


26

Панно «Олень».



Выжигание. Панно «Олень».

1

7.04


27

Панно «Олень».



Лакирование изделия. Панно «Олень».

1

14.04


28

Роспись разделочной доски.



Подготовка деревянной поверхности: (шкурение.)

Разделочная доска.

1

21.04


29

Роспись разделочной доски.



Роспись доски. Лакирование.

1

28.04


30

Творческий проект


4

Подготовка творческого проекта.

1

5.05


31

Творческий проект



Подготовка творческого проекта.

1

12.05


32

Творческий проект



Подготовка творческого проекта.

1

19.05


33

Творческий проект.



Защита творческого проекта.

1

26.05


34

Выставка готовых работ. Чему мы научились за год.


1

Оформление выставки.

1

26.05


Организационно - методическое обеспечение программы.

1. Программа кружковой работы, календарно - тематический план.

2. Учебные пособия по технологии изготовления изделий.

3. Методические рекомендации по выполнению творческих работ.

4. Учебно-наглядные пособия: проектные работы учащихся, таблицы по охране труда, образцы готовых изделий и работ, технологические карты, инструкционные карты, журналы, книги, компьютерные презентации.

5. Материалы и инструменты: краски акриловые, грунт акриловый, текстурная паста, 3 Д гель, гуашь, кисти, клей акриловый, клей ПВА, клей жидкий гвоздь, лак акриловый, лак глянцевый, наждачная бумага, контуры, салфетки декупажные, открытки, распечатки, поталь, лаки кракелюрные, часовые механизмы, шнуры, бисер, бусины;

различные объекты декорирования: доски разделочные, панно, шкатулки, канва, тарелки, вазы, рамки и другие предметы интерьера

инструменты: ножницы, карандаши, кисти, высечки и прочее.

6. Помещения, отвечающие санитарно-гигиеническим требованиям, мебель.

7. Компьютер для показа презентаций.

Список литературы.

1. Н. А.Андреева «Рукоделие» - полная энциклопедия - Москва, 1992.

2. А. А. Власова «Рукоделие в школе» - Санкт - Петербург, 1996.

3. Что можно сделать из природного материала. М., 1999

4. К.В. Силаева. Соленое тесто. М, 2000

5. Книга серии «Золотая библиотека увлечений» Ирины Ханановой - Соленое тесто

Москва «АСТ - ПРЕСС» 2007г.;

6. Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы.- "Росмэн", Москва 1996г.

7. Чувашское узорное ткачество: Книга-альбом / В.А. Минеева. - Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2008. - 182 с.13. Черутти Патриция Наве.

8. Декупаж: декоративная отделка предметов интерьера, посуды, аксессуаров. Практическое руководство.





























© 2010-2022