Урок по технологии в 5 классе «Швейная машина с ручным приводом. ТБ, СГТ. ОРМ»

"Описание материала: Девушкам и девочкам всегда хочется одеваться стильно, модно и оригинально. В наше время в магазине, огромный выбор готовых вещей, но все же девушки любят создавать уют в доме, сюрпризы и различные оригинальные поделки своими руками. С давних времен шитье – было главным достоинством женщины и наше время – не исключение. Первый навык, девочки получают на уроках технологии в 5 классе. В разделе »Машиноведение» проходит знакомство со швейной машиной; историей ее возникновения, от истоков – простейшие и неудобные, и до наших дней – механические, электрические и компьютерные. С первого урока происходит привитие познавательного интереса к предмету, формируются знания об устройстве и формируются умения по использованию швейной машины в работе.
Раздел Технология
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока технологии

Класс: 5 Дата:

Раздел: Машиноведение.

Тема: Швейная машина с ручным приводом. ТБ, СГТ. ОРМ.

Цель: Знакомство с историей возникновения швейной машины. Классификация. Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования при работе. Научить шитью на швейной машине.

Задачи:

  1. Организовать работу по изучению санитарно-гигиенических правил и правил безопасности при работе на швейной машине. Способствовать формированию умений и навыков работать на швейной машине на холостом ходу, способствовать формированию умения работы с инструкционной картой.

  2. Создать условия для развития внимания, формированию и развитию познавательного интереса к предмету, самостоятельности учащихся, навыки работы в коллективе. Развитие таких качеств как аккуратность, внимательность, взаимопонимание, умение делать выводы. Развитие познавательного интереса и профориентации швея - мотористка.

  3. Способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических качеств личности, навыков совместной деятельности учащихся, умение работать в группах. Воспитание культуры труда.


План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Изложение нового материала.

  3. Повторение пройденного материала.

  4. Вводный инструктаж

  5. Практическая работа.

  6. Заключительный инструктаж и д/з.

  7. Уборка рабочих мест.

Тип урока: получение новых знаний и умений.

Методы обучения: объяснительно - иллюстративный (беседа, работа с инструкционными картами, демонстрация, рассказ, инструктаж, самоконтроль, сравнительная характеристика), репродуктивный, практическая работа, самоанализ.

Оборудование - для учителя: Т. «Швейные машины», иллюстрации э/шв. м., виды строчек, швейная машина, ИТК по ТБ и машинным швам.

Оборудование - для учащихся: инструкционные карты, тетрадь, листы, швейная машина, нитки, ножницы, ткань для упражнений, линейка, мел, карандаш, образцы тканей 8х8, нитки.

Литература: «Технология» 5 класс. Т. Оралбекова, Р. Дарменова. - Алматы «Жазушы» - 2010г.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Приветствие, установка должной дисциплины в классе, проверка отсутствующих, готовности к уроку. Объявление темы и цели урока.

  1. Изложение нового материала.

Для чего предназначена швейная машина?

1. Назначение швейной машины. Основное назначение - выполнение различных машинных строчек (соединение деталей изделия, отделка края изделия, вышивка, вшивание пуговиц и т. д.)

Преимущества работы на швейной машине перед ручной:

· швейная машина выполняет работу примерно в 50 раз быстрее;

· прочность машинного шва выше;

· машинный шов более аккуратно выполнен.

2. История возникновения швейной машины (Приложение 1)

3. Современные швейные машины (Приложение 2)

4. Классификация швейных машин (Приложение 3)

5. Устройство швейной машины (Приложение 4)

6. Заводы-производители швейных машин:

· Россия (Подольский завод швейных машин), Беларусь (Оршанский завод швейных машин и Витебский завод по производству челноков для импортных и отечественных машин) · Япония («Jaguar») · Китай («Janome») · США (Нью-Джерси - «Зингер») · Германия (филиал «Зингер»)

7. Правила безопасности при работе на швейной машине, санитарно-гигиенические правила (Прил. 5, 6)

Термины.

Стежок - это повторяющийся элемент ниточной строчки между проколами иглы. Строчка - это последовательно повторяющийся ряд стежков. Шов - это соединение строчкой двух или нескольких слоев материала. Ширина шва - это расстояние от строчки до среза детали. Строчка стачивания образуется переплетением в ткани верхней (игольной) и нижней (челночной) ниток. В её выполнении участвуют механизмы машины: игла, лапка, двигатель ткани, челнок, нитепритягиватель

Приложение 1

История возникновения швейной машины

Первую швейную машину сконструировал в 1830 году француз Бартельми Тимонье. Она сшивала ткань крючковой иглой со скоростью 200 стежков в минуту. Окрыленный успехом изобретатель создал в Париже целое ателье, в котором работали 80 швейных машин. Но это был первый серьезный прорыв. К сожалению, по всей Франции шли выступления рабочих, боявшихся, что повсеместно внедрявшиеся в производство машины оставят их без средств к существованию. Парижские портные разгромили мастерскую Тимонье, переломали его швейные машины.

Развивалось общество, развивалось машиностроение, и в 1846 году американец Элиас Гоу запатентовал первую реальную швейную машину челночного стежка. Ее принцип - закрепление стежков второй нитью, проходящей снизу, - до сих пор используется в швейных машинах. Все бы хорошо, но ткань при шитье на этой машине перемещалась вертикально, а игла двигалась горизонтально, что было не очень удобно. Очевидно, что изобретение Гоу нуждалось в усовершенствовании. Ускорили этот процесс талантливые американские изобретатели и гениальный предприниматель Иссак Зингер. В 1851 году Зингер создал одну из первых бытовых швейных машин, у которой игла закреплялась в вертикальном положении.

Первые швейные машинки с электроприводом появились в начале 70-х годов XIX века. Первая в России фабрика швейных машин была открыта Робертом Гецем в Санкт-Петербурге в 1866 году. К 1914 году Россия занимала второе место в мире по сбыту швейных машин (после Америки).

Приложение 2

Современные швейные машины

Нынешние поколения бытовых швейных машин подразделяются на две большие группы: электромеханические и компьютеризованные. Все они легкие и компактные, так как на смену чугуну пришли современные пластики или облегченные металлы. Электромеханические машины сочетают в себе механическое управление и электрический привод. С помощью переключателей и регуляторов на корпусе швейной машины можно выбрать длину и ширину стежка, натяжение нити, тип строчки и т.д. Они могут выполнять в среднем от 10 до 40 швов.

Управление компьютеризованными швейными машинами осуществляется при помощи компьютера, который расположен внутри машины. Они способны выполнять просто огромное количество операций (одних только видов строчек имеют около 250, а еще - множество знаков-пиктограмм для украшения вещей инициалами или логотипами).

Приложение 3

Классификация швейных машин

ШВЕЙНЫЕ МАШИНЫ. Виды приводов швейных машин: 1. Ручной. 2. Ножной. 3. Электрический.

Приложение 4

Устройство швейной машины

Приложение 5

Требования по охране труда при эксплуатации швейных машин:

1. К эксплуатации машин допускаются лица, прошедшие инструктаж на рабочем месте. Не работайте на машине без разрешения учителя.

2. Перед началом работы необходимо надеть средства индивидуальной защиты (фартук, косынку), убрать волосы под головной убор, застегнуть одежду.

3. На рабочем месте не должно быть посторонних предметов.

4. При работе на швейной машине необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования.

5. Запрещается:

- касаться иглы на ходу машины;

- бросать на пол отработанные или сломанные иглы.

6. При обнаружении неисправностей учащийся должен немедленно сообщить учителю.

7. После окончания работы необходимо привести в порядок рабочее место.

Приложение 6

Санитарно-гигиенические требования при работе на швейной машине

1. За швейную машину садитесь с чистыми руками.

2. Рабочее место должно быть хорошо освещено.

3. Свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны или спереди.

4. Стул должен стоять против иглы машины.

5. Сидеть за машиной надо прямо, на всей плоскости стула, слегка наклонив корпус и голову вперед.

6. Расстояние между работающим и столом машины должно быть 10-15 см.

7. Кисти рук располагают на платформе машины, локти - на одном уровне со столом.

8. Правая рука впереди левой, под рукавом машины, а левая направляет ткань.

9. Расстояние от глаз до обрабатываемой детали должно быть 30-40 см.

10. По окончании работы необходимо подложить под лапку ткань и опустить лапку

  1. Повторение пройденного материала.

  • Кто предложил первый проект швейной машины?

  • В каком году и где был основан в России первый завод по сборке швейных машин?

  • Почему швейные машины называют универсальными?

  • Какие правила ТБ надо соблюдать при работе на швейной машине?

  • Что необходимо выполнить по окончании работы на швейной машине?

  • Какие меры предосторожности надо соблюдать, чтобы не поранить руки иглой?


  1. Вводный инструктаж.

Работа на не заправленной машине

Упражнение: Отработка согласованности действия рук

1. Поставьте ноги на пол. Правой рукой поверните маховое колесо на себя.

2. Добивайтесь, чтобы маховое колесо вращалось только на себя.

3. Ладонью правой руки придержите маховое колесо.

4. Проделайте это упражнение несколько раз и добейтесь лёгкости его выполнения.

Упражнение 2. Отработка попадания иглой в заданную линию

1. Подготовьте лоскут ткани, желательно без рисунка.

2. Начертите карандашом линии.

3. Поднимите лапку и иглу.

4. Положите под лапку лоскут ткани.

5. Опустите иглу, проколов ткань.

6. Опустите лапку.

7. Приведите машину в движение.

8. Руками придерживайте и направляйте ткань так, чтобы линия проходила в прорезь между рожками лапки.

9. В конце линии машину остановите.

10. Поднимите иглу, затем лапку, доставайте ткань в сторону от себя.

11. Повторите упражнение.


  1. Практическая работа.

На практической работе - работа на не заправленной машине

1) разъяснение задач практической работы;

2) раздать материал, инструменты, технологические карты;

3) показ работы на швейной машине;

4) самостоятельная работа учащихся.

Во время практической работы провожу текущий инструктаж, за правилами шитья и положением рук, выполнением закрепок, даю советы при затруднениях возникших при выполнении той или иной ситуации, демонстрирую приёмы, исправляю ошибки и комментирую их индивидуально и фронтально.

Целевые обходы:

  • инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;

  • оказание помощи учащимся, не справляющимся с заданием;

  • обратить внимание на типичные ошибки, допускаемые учащимися;

  • контроль приемов работы, соблюдение технологии.


  1. Заключительный инструктаж и д/з.

Подведение итогов работы, проверка практической работы. Анализ работы и оценка учащихся в процессе их выполнения. Критерии оценки Анализ выполнения самостоятельной работы учащихся, самооценка. Отмечаю лучших и демонстрирую образцы.

Рефлексия - Вопросы: Что понравилось на уроке?

Какие испытывали трудности?

Вам понравился процесс работы на швейной машине?

Д/з: Устранить недостатки, выяв-ные во время самоконтроля и проверки учителя, ткань, нитки, ножницы.


  1. Уборка рабочих мест.

Учащиеся убирают свои рабочие места.

Правила ТБ при работе на швейной машине:

  • Сидеть на стуле перед швейной машине прямо, на расстоянии 10-15 см от края стола. Неправильная рабочая поза нарушает осанку, вызывает быструю утомляемость и вредит работе органов пищеварения.

  • При работе на швейной машине волосы убрать под косынку, застегнуть пуговицы рукавов одежды.

  • Убрать с машины посторонние предметы.

  • Следить за правильным положением рук.

  • Держать иглы и булавки только в игольнице.

  • Не оставлять ножницы открытыми. Передавать их, держа за замкнутые лезвия, ручками вперед.

  • Обрезать нитки только ножницами.

  • Если игла сломалась, найти сломанные части и отдать учителю.


© 2010-2022