Отчёт по теме самообразования

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОТЧЕТ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

«Проектная деятельность, как условие успешного обучения»

Учителя технологии и изобразительного искусства

Шмелёвой Елены Александровны



  1. 2014-2015 уч.г. - третий год работы над темой самообразования.

  2. На данном этапе передо мной стояли следующие задачи:

    1. Организация учебно-воспитательного процесса, способствующего развитию творческих способностей учащихся.

    2. Создание условий для формирования художественно-творческой активности учащихся.

    3. Развитие у учащихся образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности.

    4. Воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, дизайна.



  1. С целью реализации задач данного этапа была проделана следующая работа:

  • Выявлена проблема: В связи с повышением потребностей современного общества в активной личности проблема развития творческой активности учащихся становится особенно актуальной. Поэтому школьное образование призвано обеспечивать условия успешной социализации подростков в процессе обучения, реализацию школьниками своих способностей, возможностей и интересов.

  • Поставлены задачи:

  1. создание условий для выявления творческой активности учащихся в процессе проектной учебной деятельности.

  2. Проведение анализа научной литературы по проблеме исследования с целью определения понятий «творчество», «творческая активность».

  3. Выявление возможности использования проектной учебной деятельности для развития творческой активности.


  • Изучена научная, педагогическая литература:

  • 1. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М: Знание,1981.(Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»;№10)

  • 2. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения// Директор школы, 1995 - №4.

  • 3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ под. ред.Е.С.Полат-М.:2000.

  • 3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.-М.: Аркти, 2003.

  • 4.Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000.

  • Проанализированы материалы, размещенные на электронных ресурсах:

fectival.1september.ru - Творческий проект и его этапы, Денисова Л.Н.

fectival.1september.ru - Презентация на уроках учебной практики как средство активизации познавательной активности, Сухарева И.М.

fectival.1september.ru - Проектно-исследовательская работа, как инновационная и креативная деятельность в технологическом образовании, Горстка И.Е.

uchebilka.ru - Психология творческих способностей, Богоявленская Д.Б.

  • Изучен опыт работы следующих педагогов Куроповой О.А. (гимназия №3), Наигматуллинной Н.А.(МБОУ СОШ №20)



  • Проводился мониторинг. Диагностика образовательного процесса

(диагностика качества знаний)

2012-2013 учебный год

Класс

Кол-во учащихся

Успеваемость

Качество

Уровень обученности

5-е

52

100%

96%

86%

7-е

36

100%

77%

71%

Итого

88

100%

86,5%

78,5%

2013-2014 учебный год

Класс

Кол-во учащихся

Успеваемость

Качество

Уровень обученности

5-е

39

100%

100%

88%

6-е

55

100%

90%

81%

8-е

28

100%

77%

71%

Итого

122

100%

89%

80%

2014-2015 учебный год

Класс

Кол-во учащихся

Успеваемость

Качество

Уровень обученности

5-е

41

100%

99 %

89%

6-е

39

100%

89%

77%

7-е

53

100%

92%

76%

Итого

133

100%

93%

81%



  • Опубликованы материалы:

в сборнике «Профессиональная компетентность учителя- важная составляющая развития и управления качеством образования», 2010 год, статья «Развитие творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности на уроках ИЗО»

-Выступление на городском методическом дне учителей технологии «Групповые формы обучения на уроках технологии», 2012.

4. Описание теории вопроса

Проблема творчества имеет долгую и спорную историю. Во все времена она являлась объектом пристального внимания психологов, педагогов.

Большинство ученых выделяет в качестве характерных признаков творчества новизну, оригинальность и уникальность, и определяют творчество как деятельность, порождающую нечто новое, никогда ранее не имевшее место. Ряд авторов (Т.Г. Браже, A.M. Матюшкин. И.Ф. Харламов) подчеркивает, что характерной чертой творчества помимо новизны является также и социальная значимость результата деятельности.
Творчество пронизывает разные виды труда, разные виды деятельности, обеспечивая ее новое, более высокое качество. Наиболее актуальным на сегодняшнее время является: не накапливать знания, а уметь применять их на практике.

Поэтому использовать только методы традиционного обучения недостаточно, нужны современные образовательные технологии. Одной из таких технологий, является метод учебного проекта.

Именно метод проектов - помогает организовать учебный процесс, ориентированный на творческую самореализацию личности учащихся, развития их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта под контролем учителя, обладающего объективной и субъективной новизной, имеющего практическую значимость.

Под творческим проектом понимается учебно-трудовое задание, активизирующее деятельность учащихся, в результате которого ими создаётся продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной. В основе создания творческого проекта лежит процесс творчества учителя и ученика. Он возник в США во второй половине 19 в. Его автор Джон Дьюи (1859 - 1952).

Многие ведущие русские педагоги (С.Т.Шацкий, В.Н.Шульгин, М.В.Крупенин), отмечают положительные стороны метода проектов. Это - развитие инициативы школьников, навыков к плановой работе, умение взвешивать обстоятельства и учитывать трудности. Проект учит их настойчивости в достижении цели, приучает к самостоятельности. Проектная деятельность способствует преобразованию процесса обучения в процесс самообучения, позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного.

Выделяют 4 основных этапа проектной деятельности:

  1. подготовительный,

  2. конструкторский,

  3. технологический,

4.заключительный.
На 1 этапе перед школьниками ставится проблема - осознание нужд и потребностей во всех сферах деятельности человека. На этом этапе школьники должны осознать, уяснить, зачем и почему им надо выполнять проект, каково его значение в их жизни и жизни общества.

На 2 этапе возникающие образы будущего изделия должны найти своё воплощение в графических документах. Разработка эскиза.
На 3 этапе учащиеся выполняют изобразительные операции, корректируют свою деятельность, производят самооценку работы.

На 4 этапе происходит окончательный контроль, корректирование проекта. Учащиеся анализируют проделанную работу, устанавливают, достигли ли они своей цели, каков результат их деятельности. В завершении всего обучаемые защищают свой проект перед одноклассниками.

5. Результаты работы на данном этапе:

К показателям повышения творческой активности учащихся относятся:
отношение ребят к предмету, участие в творческих мероприятиях (конкурсах, выставках, конференциях), достижения и победы в этих мероприятиях, развитие творческих качеств в результате выполнения творческих проектов. Получаемые на уроках технологии практические умения и навыки творчески подходить к решению проблемы использовались при создании совместных проектов, таких как «Подарки учителям», «Виды рукоделия», «Праздничный сладкий стол», индивидуальных творческих проектов «Кухня моей мечты», «Интерьер комнаты подростка», «Любимый вид рукоделия», при презентации себя как личности. Как результат- проведение выставок учащихся, участие в конкурсах:

-Конкурс презентаций среди учащихся 6-х классов.

-Выставка проектных изделий среди учащихся 5-7 классов.

-Городская олимпиада по технологии, (Бикбатырова Р.,7в с проектом «Вязанное колье (призёр), Айдарова И., 7в с проектом «Сумка из лоскутков»

-Фестиваль национальных культур с работами по лоскутной пластике (Султанова Элина, 7г, Диплом II степени), войлоковалянию (Мурзаева Вероника), вязанию крючком (Шарипова Элина, 7г)

-Городской этап республиканского конкурса рисунков и поделок по ПДД: Горшкова Яна, 6в (II место), Хадеева Вероника, 7г (II место), Колот Арина, 7г (III место).

-Городской этап республиканского конкурса поделок «Мир безопасности»: Макарова Настя,8а (I место), Зайцева Юля, 7в (II место), Аржаева Настя, 7в (III место).

- Моё участие во всероссийском конкурсе поделок для педагогов «Очумелые ручки», сертификат.

-Участие во всероссийском конкурсе ДПИ «Ярмарка мастеров», Центр педагогических идей «Синтез», Диплом III степени.

6. Выводы по работе по итогам данного этапа:

- целенаправленная работа по выполнению творческих проектов способствует развитию творческой активности при соблюдении следующих педагогических условий:

-- сформированность положительной мотивации учащихся на творческую деятельность,

--стремление к творческой самореализации;

--стимулирование учителем развития творческой активности школьников;

--включение учащихся в активную творческую деятельность на основе сотворчества учителя и ученика.

- Работая над развитием творческой активности детей, я заметила, как у них появился устойчивый интерес к декоративно-прикладному творчеству, к урокам, который обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные виды творческой деятельности. Повысился уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства учащихся, появились результаты влияния такой работы на детей. Учащиеся из объекта деятельности превратились в субъект, которому дозволено творить, порождать новое. И если мы хотим видеть своих детей всесторонне развитыми, творчески свободными личностями, то, вступая в контакт с ними, должны уметь понять их мотивы и потребности и умело направлять ход их развития.

Таким образом, широко используя различные приемы активизации творческой активности, в том числе метод проектов и применяя их в учебном процессе, можно добиться положительных результатов в обучении и воспитании школьников.

7. Задачи следующего этапа работы.

  1. Повышение качества знаний учащихся, путем повышения качества проведения урока с использованием инновационных подходов в обучении.

  2. Участие в мероприятиях разного уровня.

  3. Пополнение методической копилки, демонстрационного материала.

  4. Аттестация.



© 2010-2022