• Преподавателю
  • Технология
  • Рабочая программа по дисциплине Социальная адаптация в современных социально-экономических условиях

Рабочая программа по дисциплине Социальная адаптация в современных социально-экономических условиях

Раздел Технология
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

технологический техникум в р.п. Новоспасское












Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Социальная адаптация в современных социально-экономических условиях


Программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 260807. 01 Повар, кондитер

















2015 г.

Рекомендована Утверждаю

методической комиссией (МК) Директор ____________Л.А. Симакова

Протокол заседания от «___»__________20___г.

№___ от «____» _________20__г.

Председатель МК

________________Т.П. Баранова

Автор-разработчик:

ОГБОУ СПО ТТ в р.п. Новоспасское преподаватель М.В. Плотникова

Рецензент:

ОГБОУ СПО ТТ в р.п. Новоспасское методист В.Н. Тювакина




















Содержание

Стр.

1. Паспорт программы учебной дисциплины 4

2. Структура и содержание учебной дисциплины 6

3. Условия реализации программы учебной дисциплины 11 4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 13









































Паспорт программы дисциплины.

« Социальная адаптация в современных социально-экономических условиях»

1.1 Область применения программы

Программа является частью вариативной составляющей основный профессиональных образовательных программ начального и среднего профессионального образования, разработанных в соответствии с требованиями ФГОС СПО.

Программа дисциплины предназначена для образовательных учреждений среднего профессионального образования. Программа дисциплины является универсальной и может быть использована в профессиональной подготовке по профессиям СПО.

1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Программа учебной дисциплины входит в общепрофессиональный цикл программ СПО, профессиональный цикл программ СПО.

1.3 Цели и задачи дисциплины требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Цель дисциплины:

- формировать нормативно-правовых, экономических и организационных знаний и умений по вопросам становления, организации и ведения в социум и адаптироваться в современных социально-экономических условиях в условиях российской экономике и в трудовом коллективе.

Задачи дисциплины:

1. Формировать системные знания об основах современных социально-экономических условиях адаптации в коллективе.

2. Выработать организационно - управленческие умения в ведении социальной деятельности в трудовом коллективе.

3. Формировать знания об ответственности в трудовой деятельности.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

-характеризовать виды адаптаций и факторы, на нее влияющие;

-оперировать в практической деятельности динамические процессы социальной адаптации;

-определять сущность и структуру трудовой адаптации;

-разрабатывать план адаптированности человека к конкретной трудовой среде;

-составлять пакет документов для дальнейшего трудоустройства на новую работу;

-оформлять документы для партфолио и резюме;

-разрабатывать стратегию и тактику адаптационной деятельности в новом трудовом коллективе;

-соблюдать профессиональную этику, этические кодексы фирмы, общепринятые правила осуществления трудового устава;

-характеризовать механизм защиты трудовой тайны;

-различать виды ответственности предприятия;

-анализировать культурно - психологическую адаптацию и состояние предприятия;

-осуществлять основные трудовые операции и поручения;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

-типологию и идентификацию процесса адаптации в социуме;

-роль среды в развитии человека в трудовом коллективе;

-технологию принятия трудовых решений;

-организационно-правовые формы деятельности нового сотрудника в трудовом коллективе;

-особенности и правила оформления документов;

-механизмы функционирования предприятия;

-основные положения оп оплате труда на предприятиях;

-основные элементы культуры трудовой деятельности и корпоративной культуры;

-сущность и виды ответственности нового работника перед своей организацией;

-систему показателей эффективности трудовой деятельности;

-принципы и методы оценки эффективности трудовой деятельности.

1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 54часов, в том числе: обязательной аудиторией учебной нагрузки обучающегося 36 часов;

самостоятельной работы обучающегося 18 часов, в том числе практические занятия в количестве 24 часов.





2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка в том числе:

36

теория

11

практические занятия

24

Самостоятельная работа обучающихся

18

в том числе:


Самостоятельная работа над проектом

4

-подготовка творческих работ (презентаций, рефератов, докладов)

14

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

1









2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины социальная адаптация в современных социально-экономических условиях.


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, проект.

Объем часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

Тема: 1.

Введение. Виды адаптации и факторы, на нее влияющие.

В результате изучения темы обучающийся должен уметь: характеризовать виды адаптации и факторы, на нее влияющие;

знать: типологию социальной адаптации.



Содержание учебного материала

1

2

Сущность социальной адаптации. Виды адаптации. Сущность культурно-бытовой адаптации. Региональные традиции коллектива.

«Анализ факторов адаптационной».

1


Практическое занятие № 1. «Сущность и структура трудовой адаптации.



Самостоятельная работа обучающихся.

История социальной адаптации, и ее инновационные направления в России (реферат)

1


Тема: 2. Социальная адаптация - это динамический процесс.

В результате изучения темы обучающийся должен уметь:

-оперировать в практической деятельности динамический процесс социальной адаптации;

-определять приемлемые границы адаптации;

знать:

-роль среды в развитии трудового коллектива;

-технологию принятия решений в новом трудовом коллективе;

-базовые составляющие внутренней среды фирмы.



Содержание учебного материала

1

2

Сфера адаптационных решений. Внутренняя и внешняя среда культурно - бытовой адаптации. Базовые составляющие внутренней среды трудового коллектива. Факторы косвенного воздействия на принятие управленческих решений. Технология принятия решений нового трудового коллектива. Экономические методы принятия трудовых решений.

Практическое занятие №2

Тема: «Адаптированность человека к конкретной трудовой среде».

1


Практическое занятие № 3. Сроки и процессы адаптации человека в конкретной трудовой среде.

1


Самостоятельная работа обучающихся:

Факторы косвенного воздействия на трудовой коллектив управленческих решений (сообщение).

2


Тема: 3. Профессиональная адаптация

В результате изучения темы обучающийся должен уметь:

-разрабатывать адаптационный-план;

-составлять пакет документов для поступления на новую работу;

-оформлять документы для принятия на работу;

знать:

-организационно-правовые формы трудовой деятельности. Знать трудовой кодекс.



Содержание учебного материала

1

2

Выбор сферы деятельности в новом предприятии. Технико-экономическое обоснование создания нового коллектива: особенности и устав предприятия. Оформление документов для поступления на новую работу.

Практическое занятие № 4

Тема: «Социально-психологическая адаптация»

1


Практическое занятие № 5Тема: «Составление пакета документов для поступления на новую работу».

1


Практическое занятие № 6

Тема: «Культурно-бытовая адаптация».

1


Практическое занятие № 7.

Тема: «Бытовая адаптация».

1


Практическое занятие № 8.

Тема: «Стадии процесса адаптации работника в трудовом коллективе».

1


Практическое занятие № 9

Тема: «Адаптация трудового коллектива к новому сотруднику».

1


Самостоятельная работа обучающихся:

Фирменное наименование предприятия: особенности и назначение (проект).

4


Тема: 4.

Идентификация

В результате изучения темы обучающийся должен уметь:

-определять организационно- правовую форму нового предприятия;

-разрабатывать стратегию и тактику деятельности в трудовом коллективе;

знать:

-механизмы функционирования нового предприятия и его устав.



Содержание учебного материала

1

2

Разработка стратегии и тактики в новом трудовом коллективе. Структура предприятия, процессы осуществляемые на предприятии. Функции управления на предприятии. Организация планирования деятельности предприятия. Основные функции организации на предприятии. Механизм функционирования предприятия. Маркетинг и логистика предприятия.

Психологическая адаптация в новом трудовом коллективе.

1

2

Практическое занятие №10

Тема: «Нормальные сроки адаптации для разных категорий работников».

1


Практическое занятие №11

Тема: «Виды работ и особенности адаптации в новом трудовом ритме».

1


Самостоятельная работа обучающихся:

Способы сокращения срока адаптации в новом трудовом коллективе(сообщение)

1


Тема: 5.

Факторы трудовой адаптации

В результате изучения темы обучающийся должен знать:

-сущность адаптационного риска и основные способы снижения психологического стресса в новом трудовом коллективе.



Сущность адаптационного риска. Классификация психологических стрессов. Показатели риска и методы его оценки. Основные способы снижения адаптационного риска.

1

2

Практическое занятие № 12

Тема: «Профессиограмма».

1


Практическое занятие № 13

Тест: «Правильно ли я выбрал профессию»

1


Самостоятельная работа обучающихся:

«Знаменитые и выдающиеся карьеристы нашего века» (сообщение).

2


Тема: 6.

Карьера, как индивидуально осознанные позиция и поведение на протяжении рабочей жизни человека.

В результате изучения темы обучающийся должен знать:

-основные положения оп оплате труда на новом предприятии.



Содержание учебного материала

1

2

Структура новой фирмы или организации.

Процесс управления персоналом в новой фирмы или организации.

Основные положения об оплате труда на предприятии.

Практическое занятие № 14

Тема: «Комплексная система профессиональной ориентации, адаптации и продвижения на

предприятии»

1


Практическое занятие № 15

Тема: «Адаптация и продвижение на предприятии».

1


Практическое занятие № 16

Тема: «Профессиональный отбор. Управление трудовой адаптацией работников».

1


Практическое занятие № 17

Тема: «Эффективная психическая адаптация».

1


Практическое занятие № 18

Тема: «Стрессовые ситуации в профессиональной управленческой деятельности».

1


Тема: 7.

Проблемы в психической адаптации.

В результате изучения темы обучающий должен уметь:

-соблюдать профессиональную этику, этические кодексы фирмы, общепринятые правила осуществления бизнеса;

знать:

-основные элементы культуры трудовой деятельности и корпоративные культуры.



Содержание учебного материала

1

2

Сущность культуры труда. Корпоративная культура. Трудовая этика и этикет. Возникновение и формирование культуры трудового коллектива за рубежом.

Самостоятельная работа обучающихся:

Возникновение и формирование культуры за рубежом (на выбор) (реферат).

1


Тема: 8.

Личностный потенциал работника

В результате изучения темы обучающий должен уметь:

-характеризовать механизм защиты предприятия и его тайны; Протестировать личностный потенциал работника.

знать:

-перечень сведений, подлежащих защите.



Содержание учебного материала

1

2

Сущность трудовых секретов. Отличие предприятия и тайны от коммерческой. Формирование сведений, составляющих тайну трудового коллектива. Внешние и внутренние угрозы безопасности фирмы и личное дело работника. Основные элементы механизма защиты тайны в новой организации.

Практическое занятие № 19

Тема: «Правильно выбранная профессия лучший путь к скорейшей адаптации в социуме».

1


Практическое занятие № 20

Тема: «Ядро любой трудовой организации составляют полностью идентифицированные работники».

1


Самостоятельная работа обучающихся:

Внешние и внутренние угрозы безопасности фирмы. Оформление классификационной схемы или таблицы возможных угроз безопасности фирмы. Тест: Идентификация нового специалиста по профессии «Повар, кондитер».

3


Тема: 9.

Социология труда.

В результате изучения темы обучающий должен уметь:

-различать виды ответственности перед работодателем и предприятием в котором работает новый специалист.

знать:

-сущность и виды ответственности.



Содержание учебного материала

3

2

Сущность и виды ответственности работника и специалиста. Условия возникновения гражданской ответственности работника. Способы обеспечения выполнения рабочим своих обязательств. Административная ответственность. Ответственность работника за нарушение устава предприятия. Ответственность за низкое качество продукции (работ, услуг).

Практическая работа № 21

Тема: «Определение видов ответственности работника по анализу заданных ситуаций».

1


Практическая работа № 22

Тема: «Материальная ответственность работников Трудовая дисциплина. Индивидуальные трудовые споры».

1


Практическая работа № 23

Тема: «Социология труда».

1


Практическая работа № 24

Тема: «Трудовое право и трудовая дисциплина».

1


Самостоятельная работа обучающихся:

Ответственность работника за нарушение трудового договора (доклад).

1


Дифференцированный зачет

1


Всего:

54


3. Условия реализации программы по дисциплине.

3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

Реализация программы требует наличие учебного кабинета для социально-экономических дисциплин.

Оборудование учебного кабинета:

-посадочные места по количеству обучающихся;

-рабочее место преподавателя;

-мебель: стеллажи, полки, шкафы.

Технические средства обучения:

-персональный компьютер;

-мультимедиа;

-видеопроектор;

-экран.

3.2. Информационное обеспечения обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:
1. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала, М., 1998. Стр. 206-224.
2. Виханский О.С., Наумов A.H.: "Менеджмент", М. , 1996
3. Волина В. Методы адаптации персонала // Управление персоналом, 1998, 13.
4. Денисенко Г.Ф.; "Охрана труда", М, 1995
5. Коротков Э.М.: "Концепция менеджмента", М, 1996
6. Коханов Е. Ф. Отбор персонала и введение в должность.
М., 1996.
7. Кричевский Р.Л.: "Если Вы - руководитель", М, 1996
8. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. М., 1999. Стр.169-177.

Дополнительные источники:

1. Ромашов О.В. Социология труда: Учеб. пособие. - М.: Гардарики, 1999. - 320с.

2. Еникеев М.И., Кочетков О.Л. Общая, социальная и юридическая психология. Краткий энциклопедический словарь. М.: Юридическая литература, 1997. - 448

3. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала. Пособие по кадровой работе - М.:Юристъ, 1998. - 496 с.

4. Карпов А.В. Психология менеджмента. Учеб. пособие. - М.: Гардарики, 1996. - 584 с.

3.3. Общие требования к организации образовательного процесса по дисциплине.

В тематический план программы учебной дисциплины включены 9 тем, которые отражают теоретические и практические аспекты социальной адаптации в современных социально-экономических условиях.

Основной технологией реализации дисциплины выступает проблемная технология, направленная на формирование опыты решения задач в сфере Социологии и адаптации в современных социально-экономических условиях.

К каждой темы дисциплины необходимо разработать пакет информационно-методических материалов, включающих планы учебных заданий, дидактические средства, диагностические методики. Проектирование учебных заданий необходимо осуществлять с учетом принципа сотрудничества, активизации деятельности обучающихся, индивидуализации и дифференциации. При реализации планов учебных занятий целесообразно использовать различные формы организации и методы деятельности обучающихся: деловые и ролевые игры, дискуссии, семинары эвристические беседы, мини-лекции, групповые консультации, анализ и обсуждение конкретных ситуаций. Практические задания и упражнения, методы самоуправляемого обучения.

При изучении данной дисциплины рекомендуется изучить:

-участие обучающихся в различных диагностических процедурах, самостоятельной оценке достигнутого уровня сформированности умений и знаний;

-учет образовательных результатов в рабочих тетрадях. При проведении итоговой аттестации в форме дифференцированного зачета можно использовать защиту бизнес - проектов.






4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателям в процессе проведения практических занятий и тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий (сообщений, докладов, рефератов и др.), проектов. Ниже указанные формы и методы оценки результатов обучения могут быть пересмотрены преподавателям.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания).

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения.

Уметь:

характеризовать виды адаптаций;

Экспертная оценка результата выполнения практического задания на практическом занятии №1.

оперировать в практической деятельности экономическими категориями;

Экспертная оценка хода выполнения практического задания на практическом занятии №2.

определять приемлемые границы и сроки социальной адаптации в новом коллективе нового сотрудника;

разрабатывать адаптационного план;

Экспертная оценка результата выполнения практического задания на практическом занятии №3.

составлять пакет документов для нового сотрудника

Экспертная оценка хода и результата выполнения практического задания на практическом занятии №4.

оформлять документы для поступления на новую работу.

Экспертная оценка хода и результата выполнения практического задания на практическом занятии №5.

определять организационно-правовую форму предприятия;

Экспертная оценка хода выполнения практического задания на практическом занятии : №6.

разрабатывать стратегию и тактику деятельности нового работника на предприятии;

Экспертная оценка хода выполнения практического задания на практическом занятии: №7.

соблюдать профессиональную этику, этические кодексы фирмы, общепринятые правила осуществления бизнеса;

Экспертная оценка хода выполнения практического задания на практическом занятии: №8.

характеризовать механизм защиты трудовой тайны;

Экспертная оценка хода выполнения практического задания на практическом занятии: №9.

различать виды ответственности работника;

Экспертная оценка хода выполнения практического задания на практическом занятии: №10.

анализировать социально-психической адаптации

Экспертная оценка хода выполнения практического задания на практическом занятии: №11.

осуществлять основные трудовых операции;

Экспертная оценка хода выполнения практического задания на практическом занятии: №12.

рассчитывать личностный потенциал работника и его деятельности;

Экспертная оценка хода и результата выполнения практического задания на практическом занятии: №13.

Знать:

типологию социальной адаптации;

Тестирование

Тест: «Правильно ли я выбрал профессию»;

Тестирование

Тест: «Стрессовые ситуации в профессиональной управленческой деятельности»;

Тестирование

базовые составляющие внутренней среды фирмы;

Тестирование

основные элементы культуры трудовой деятельности и корпоративной культуры;

Тестирование

перечень сведений, подлежащих защите;

Тестирование


15

© 2010-2022