Дидактические игры как средство развития учащихся на уроках технологии

Раздел Технология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание

Введение…………………………………………………………….………………..3

1. Аспекты формирования мотивации учащихся средствами дидактических игр...................................................................................................................................

1.1 Понятие и сущность учебной мотивации..................................................

1.2. Роль дидактической игры в образовательном процессе на уроках технологии. И её психолого-педагогическая сущность.........................................

2. Дидактические игры как средство развития учащихся на уроках технологии.....................................................................................................................

2.1. Дидактические игры как средство общего развития ……………….…....

2.2. Дидактические игры на уроках технологии как способ формирования творческой деятельности.............................................................................................

Заключение........................................................................................36

Список используемой литературы.....................................................

Приложение1

Система уроков с использованием дидактических игр и упражнений по технологии.................................................................................................................



Введение

Влияние дидактических игр и упражнений на развитие мыслительных процессов у школьников.

Поиск новых форм и приемов обучения в наше время - явление не только закономерное, но и необходимое. И это понятно: в свободной школе, к которой мы идем, каждый не только сможет, но и должен работать так, чтобы использовать все возможности собственной личности. В условиях гумманизации образования существующая теория и технология массового обучения должна быть направлена на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся.

В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения. В.П. Беспалько в книге «Слагаемые педагогической технологии» дает определение педагогической технологии, как систематичное воплощение на практике заранее спроецированного учебно-воспитательного процесса.

Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности.

Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже потому игра, по мнению многих ученых, есть вид развивающей, социальной деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Н.К. Крупская во многих статьях говорила о значении игры для познания мира, для нравственного воспитания детей. «Самодеятельная подражательная игра, которая помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение, гораздо большее, чем что-либо другое». Ту же мысль высказывает А.М. Горький; «Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».

Н.К. Крупская впервые в педагогике поставила вопрос о связи игры с трудом.

Она доказала, что у детей нет резкой грани между этими видами деятельности; в игре, как и в работе, главное - постановка цели и ее выполнение. По мнению Н.К. Крупской, игра готовит детей к труду. Эту мысль развивает А.С. Макаренко. Он утверждает, что хорошая игра похожа на хорошую работу, их объединяет усилие мысли и рабочее усилие, радость творчества, чувство ответственности.

«Чем же все-таки отличается игра от работы? Работа есть участие человека в общественном производстве, в создании материальных, культурных, иначе говоря, социальных ценностей. Игра не преследует таких целей, к общественным целям она не имеет прямого отношения, но к ним отношение косвенное, она приучает человека к тем физическим и психическим усилиям, которые необходимы для работы»

В высказываниях великих педагогов - К.Д. Ушинского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко игра рассматривается как самостоятельная творческая деятельность детей.

«Очень важно не шаблонизировать игры, а давать простор детской инициативе. Важно, чтобы дети сами придумывали игры, ставили себе цели. Педагог не должен стеснять инициативу ребят, расхолаживать их, навязывать им те или иные игры».

«Мы на ребят должны влиять, и влиять очень сильно, но так, чтобы дать известное развитие силам, не водить их за ручку, не регулировать каждое слово, а давать возможность всестороннего развития на игре, общении, на наблюдении окружающего».

А.С. Макаренко, давая советы родителям, указывает на распространенные ошибки семейного воспитания: некоторые родители просто не интересуются игрой своих детей, другие ограничиваются тем, что накупают много игрушек, третьи слишком вмешиваются в игру детей, показывают, рассказывают, лишают ребенка возможности самому решить игровую задачу. «У таких родителей ребенку ничего не остается, как слушаться родителей и подражать им: здесь, в сущности, играют больше родители, чем ребенок». В педагогических исследованиях и в практике детских садов мысли Н.К. Крупской и А.С. Макаренко находят свое развитие и подтверждение.

Многие исследователи пишут, что закономерности формирования умственных действий на материале школьного обучения обнаруживается в игровой деятельности детей. В ней своеобразными путями осуществляется формирование психических процессов: сенсорных процессов, абстракции и обобщения произвольного запоминания и т.д.

Игровое обучение не может быть единственным в образовательной работе с детьми. Оно формирует способности учиться и развивает познавательную активность школьников. Педагоги и психологи различных научных школ выделили ряд общих положений:

-Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов.

- Игра детей есть самая свободная форма их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения.

- Игра - первая ступень деятельности ребенка дошкольника, изначальная школа его поведения, нормативная и равноправная деятельность младших школьников, подростков, юношества, меняющих свои цели по мере взросления учащихся.

- Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются потому, что играют.

- Игра - свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество.

- Игра - главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.

Чем старше и более развиты дети, тем требовательнее они к предметам игры, тем больше сходства ищут с действительностью. Отсюда естественно возникает стремление самим сделать нужные вещи. Одна из тенденций развития игры - все большая связь ее с обучением. Задача учителя - поддержать это стремление ребенка к самостоятельному стремлению учиться и помочь ему в этом.

Подростковый возраст называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детского к взрослому состояния, от незрелости к зрелости. В этом смысле подросток - полуребёнок и полувзрослый: детство уже ушло, но зрелость ещё не наступила. Переход от детства к взрослости пронизывает все стороны развития подростка: и его анатомо-физиологическое, и интеллектуальное, и нравственное развитие - и все виды его деятельности.

Игра всё ещё имеет большое значение в жизни подростка и очень важно сделать так, чтобы он не потерял интерес к ней. Так как игра - явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива, который очень важен для подростка. В нём развивается чувство долга и ответственности, стремление к взаимопомощи, солидарности, привычка подчинять личные интересы интересам коллектива. Мнение коллектива сверстников, оценка коллективом поступков и поведения подростка для него очень важны. Как правило, общественная оценка классного коллектива значит для подростка больше, чем мнение учителей или родителей, и он обычно очень чутко реагирует на дружное воздействие коллектива товарищей.

Использование дидактических игр и упражнений на уроках способствует развитию познавательных интересов, мыслительных процессов и положительной мотивации к обучению школьников.

Отсюда следует, что использование дидактических игр и упражнений на уроках является неотъемлемой частью учебного процесса.

В настоящее время не достаточно хорошо изучены условия эффективности применения на практике дидактических игр и упражнений на уроках в средних классах школы.

Отсюда: проблема исследования, каковы условия эффективного применения дидактических игр и упражнений на уроках технологии в средних классах школы.

Цель исследования: выявить условия эффективности применения дидактических игр и упражнений на уроках технологии.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в школе.

Задачи исследования:

 Проанализировать психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме с целью освещения её теоретических основ - понятия и сущности мотивации и дидактической игры, характеристики их типов.

 Составить систему уроков с использованием дидактических игр и упражнений.

 Выяснить, как влияет применение дидактических игр и упражнений на развитие мыслительных процессов личности.

1. Аспекты формирования мотивации учащихся средствами дидактических игр

1.1 Понятие и сущность учебной мотивации

образовательный дидактический мотивация игра

Любая деятельность, в том числе и учебная, состоит из трёх частей: ориентировочно-мотивационной, операционально-исполнительской и рефлексивно-оценочной. Первая из названых частей, т.е. мотив, всегда рассматривается как основа деятельности; отсутствие её превращает деятельность в хаотическое скопление отдельных действий без ясной цели, когда человек не видит личностного смысла в совершаемых действиях, не воспринимает их как значимые, необходимые для себя. Поэтому мотивирование является одной из наиболее сложных структур личности, а формирование мотивов рассматривается как основа её самоорганизации. Мотивация как ведущий фактор регуляции активности личности, ее поведения и деятельности представляет исключительный интерес для всех людей.

Проблеме мотивации учения уделяется пристальное внимание в отечественной и зарубежной педагогической психологии. Важность ее решения определяется тем, что мотивация учения представляет собой решающий фактор эффективности учебного процесса. Методологической основой изучения данной проблемы являются положения деятельностной теории о психологическом содержании, назначении, механизме образования и функционирования мотивов как структурного элемента деятельности учения, складывающегося в процессе ее осуществления.

В психолого-педагогической литературе до сих пор не существует однозначно принятого определения термина «учебная мотивация». При этом наряду с ним в качестве синонимов также используются термины «мотивация учения», «мотивация деятельности учения», «мотивационная сфера ученика». В первом случае, эти термины обозначают всю совокупность мотивирующих факторов, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность (А.К. Маркова); во втором - сложную систему мотивов (В.Я. Ляудис, М.В. Матюхина, Н.Ф. Талызина).

Обратимся к толкованию ключевых понятий данного исследования: «учебная мотивация» и «учебный мотив». В самом общем плане под мотивом подразумевается любое внутреннее побуждение человека к деятельности, поведению; сложное психологическое образование, побуждающее человека к сознательной деятельности и действиям и служащее для них основанием. В психолого-педагогических исследованиях мотивом именуются самые различные психологические феномены: представления и идеи, чувства и переживания (Л.И. Божович), предметы внешнего мира (А.Н. Леонтьев), установки (А. Маслоу) и т.д.

В свою очередь под учебным мотивом может пониматься направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней. По определению Л.И. Божович, «мотив учебной деятельности - это побуждения, характеризующие личность школьника, ее основную направленность, воспитанную на протяжении предшествующей его жизни, как семьей, так и самой школой». А.К. Маркова предлагает определение учебного мотива, которое отражает специфику последнего: «Мотив - это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней». Соответственно, могут выделяться познавательные мотивы (те, которые связаны с направленностью на содержание учения), и мотивы социальные (связанные с социальными взаимодействиями школьника с другими людьми, с общением учеников друг с другом и учителями). Также различают мотивы понимаемые и реально действующие. Учащийся понимает, почему надо учиться, но это может и не побуждать его заниматься учебной деятельностью. При конкретных условиях понимаемые мотивы становятся реально действующими. Также М.В. Матюхина предлагает характеризовать мотивы по двум основным линиям (критериям): содержанию (направленности) и состоянию (уровню сформированности). Состояние, в свою очередь, характеризуется мерой осознанности мотивов, пониманием их значимости, мерой действенности мотива.

Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Также мотивацией может называться сложная иерархизированная динамическая система побудителей, включающая потребности, мотивы, цели - своеобразная психическая деятельность, организующая и направляющая активность субъекта на удовлетворение его потребностей - достижения цели. Кроме того, в научной литературе мотивация рассматривается как сложный механизм, который регулирует соотнесение личностью внешних и внутренних факторов поведения. Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели. Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной, т.е. одни потребности и цели, управляющие поведением человека, им осознаются, другие нет.

Учебная мотивация в общем смысле определяется как частный вид мотивации, включённой в деятельность учения. Также под мотивацией учения школьников подразумевают систему объективных и субъективных побуждений, включающих потребность как основной источник мотивации. В учебную мотивацию, соответственно, входят потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение и интерес.

Учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов: 1) образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; 2) организацией учебного процесса; 3) субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.); 4) субъектными особенностями педагога и, прежде всего, системой его отношений к ученику, к делу; 5) спецификой учебного предмета.

Исходя из современных психологических представлений по поводу категории мотивация (В.К. Вилюнас, В.И. Ковалев, Е.С. Кузьмин, Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов и др.), мы будем понимать под мотивационной сферой личности совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающих направленность личности. В основе динамических изменений, которые происходят с мотивационной сферой человека, лежит развитие системы деятельностей, которое, в свою очередь, подчиняется объективным социальным законам.

Всеми исследователями признается положение о том, что мотивационная сфера является ядром личности. В русле теории учебной деятельности разработано общее строение мотивации сферы учения, которая включает социальные, познавательные и творческие побуждения (мотивы), их содержательные и динамические характеристики (по А.К. Марковой). Содержательные качества мотивов связаны с характером самой учебной деятельности (к ним относятся: осознанность, наличие личностного смысла учения для ученика, самостоятельность возникновения или проявления, обобщенность, действенность, место (доминирование) в структуре мотивации, степень распространения на разные типы деятельности, виды учебных предметов, форм учебных заданий). Наличие действенности мотива, т.е. его реального влияния на ход учебной деятельности и всего поведения ребенка. Динамические качества связаны с психофизиологическими особенностями ребенка и проявляются в устойчивости мотива, его силе и выраженности, эмоциональной окраске (модальности), быстроте возникновения.

Рассмотрим теперь, какие виды учебных мотивов (мотивации) выделяются в педагогической психологии на основании указанных выше критериев. Надо заметить, что единой и общепринятой классификации мотивов в структуре деятельности учения не существует, однако в настоящей работе мы приведём в качестве примера несколько классификаций.

Наиболее разработанной, на наш взгляд, является классификация учебных мотивов по содержанию (направленности). В её основе лежит предложенное Л.И. Божович выделение двух основных типов учебных мотивов, имеющих разное происхождение и предметное содержание. Одни из них (познавательные), «порождаемые преимущественно самой учебной деятельностью, непосредственно связаны с содержанием и процессом учения». Другие (социальные), «порождаемые всей системой отношений существующих между ребенком и окружающей его действительностью», лежат как бы за пределами учебного процесса.

А.К. Маркова дополняет классификацию Л.И. Божович и выделяет аналогичные группы учебных мотивов, дифференцируя каждую из них. Так, согласно её теории, к уровням (подтипам) познавательной мотивации относятся:

широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями - фактами, явлениями, закономерностями). Эти мотивы также различаются по уровням, которые определяются глубиной интереса к знаниям. (Это может быть интерес к новым занимательным фактам, явлениям, либо интерес к существенным свойствам явлений, к первым дедуктивным выводам, либо интерес к закономерностям в учебном материале, к теоретическим принципам, к ключевым идеям и т.д.);

учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов их самостоятельного приобретения: интерес к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного труда);

мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний, и затем на построение специальной программы самосовершенствования).

Социальные же мотивы имеют следующие подтипы:

широкие социальные (долг и ответственность; понимание социальной значимости учения, стремление получать знания на основе полезности обществу, подготовки к взрослой жизни). Здесь велико значение мотивов осознания социальной необходимости, долженствования. (К широким социальным мотивам может быть отнесено также желание хорошо подготовиться к избранной профессии);

узкие социальные или позиционные мотивы (стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет);

мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другими людьми, стремление общаться и взаимодействовать с другими людьми, осознавать и анализировать способы и формы сотрудничества).

Согласно другой, довольно распространенной классификации, мотивы деятельности учения делятся на внешние и внутренние.

В отечественной литературе существуют два подхода к различению внутренней и внешней мотивации. Один подход использует в качестве критерия разделения характер связи между учебным мотивом и другими компонентами учения (его целью, процессом). Согласно ему, если мотив реализует познавательную потребность, связан с усваиваемыми знаниями и выполняемой деятельностью (совпадает с конечной целью учения), то он является внутренним; в противном случае следует говорить о внешнем мотиве (по Л.М. Фридману). Внутренними являются только познавательные мотивы на овладение новыми знаниями и способами их добывания. Этой точки зрения придерживаются П. Я Гальперин, Н.Ф. Талызина, Н.В. Елфимова, П.И. Якобсон, М.Г. Ярошевский и др. Согласно другому подходу, внутренние и внешние мотивы определяются по критерию личностного смысла (утилитарно-прагматический и / или ценностный), придаваемого учению, его продуктам. Если мотив имеет для личности утилитарно-прагматический смысл, т.е. реализует потребности во внешнем благополучии (материальном и / или социальном), то такие мотивы называются внешними. Если мотив имеет для личности ценностный смысл, т.е. с его помощью реализуется потребность во внутреннем благополучии, в гармонизации внутреннего мира, в познавательной потребности субъекта, в удовольствии, получаемом от процесса познания, в оценке, коррекции, формировании системы личностных убеждений, установок, притязаний, самооценок, то такие мотивы обозначаются как внутренние. На этом основании к внутренним мотивам добавляется еще один - мотив самосовершенствования. Сторонниками данного подхода являются Л.Б. Ительсон, Г.Е. Залесский, В.Я. Ляудис, А.К. Маркова, Р.Р. Бибрих, И.А. Васильев, И.И. Вартанова, Д.Б. Эльконин и др.

При сравнении данных типов мотивации более сильными оказываются не внешние, а внутренние мотивы. Доминирование внутренней мотивации характеризуется проявлением собственной активности учащегося в процессе учебной деятельности. При внешней мотивации знание не выступает целью учения, учащийся отчужден от процесса познания. Изучаемые предметы для него не являются внутренне принятыми, внутренне мотивированными, а содержание учебных предметов не становится личностной ценностью.

В завершении рассмотрения сущности учебного мотива и мотивации учения необходимо сказать несколько слов об их целенаправленном формировании. Мотивационная сфера является ядром личности, следовательно, «целенаправленное формирование мотивационной сферы личности - это, по существу, формирование самой личности, т.е. в основном педагогическая задача по воспитанию нравственности, формированию интересов, привычек». Формирование мотивов учения - это создание в школе условий для проявления внутренних побуждений к учению, осознания их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Стимулировать ее развитие возможно и необходимо системой психологически продуманных приемов. Общий смысл развития учебной мотивации школьников состоит в том, чтобы переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению, к зрелым формам положительного отношения к учению - действенному, осознанному, ответственному.

Таким образом, в отечественной литературе накоплен большой теоретический и эмпирический материал об особенностях становления и функционирования учебного мотива и учебной мотивации. В данном параграфе было определено психолого-педагогическое содержание этих понятий, а также понятий «мотивационная сфера личности» и «формирование мотивации». И представлен целый ряд классификаций учебных мотивов (познавательные и социальные, понимаемые и реально действующие) и учебной мотивации (внешняя и внутренняя, познавательная и социальная с делением на подтипы).

1.2 Роль дидактической игры в образовательном процессе на уроках технологии. И её психолого-педагогическая сущность

Игра в самом общем понимании представляет собой такой вид непродуктивной деятельности, в которой мотив лежит не в её результате, а в самом процессе. Игра как социальный феномен сопровождает человечество на протяжении всей его истории, переплетаясь с магией, культовым поведением, спортом, военными тренировками, искусством (в аспекте двуплановости осознанной веры в поведении играющего). В аспекте последнего замечания вполне правомерно рассматривать игру как особое средство в технологической подготовке школьников. Однако прежде чем приступить к раскрытию данного аспекта в настоящее работе, необходимо обратиться к пониманию сущности игры как специфической человеческой деятельности, а также к пониманию её значения для образовательного процесса в целом.

Ценность и приоритетность применения игрового метода на школьном этапе современной образовательной системы обусловлена тем, что игра как таковая активнее влияет на процессы становления личности учащегося, сильнее затрагивает его глубинные эмоциональные переживания. Игра является той универсальной формой деятельности, внутри которой, по определению Д.Б. Эльконина, «происходят основные прогрессивные изменения в психике и личности…». Уже на предшкольном этапе онтогенеза игра для ребенка становится важнейшим способом группового диалогичного познания окружающей действительности. В контексте личностных интересов, отвечает важной биологической потребности его организма в получении постоянной информации извне. Компенсирует событийную (средовую) монотонность повседневной жизни, изолированность от полноценной природной и социальной среды, создает зону ближайшего развития ребенка, готовит его к переходу на следующий возрастной этап. А также, к новым видам деятельности на основе их подражательного воспроизведения, или воображаемой, иллюзорной реализации нереализуемых желаний в познаваемой, мыслимой (а не видимой) ситуации оперирования значениями как вещами, одновременно оторванными и неразрывными от реального действия с реальным предметом (по Л.С. Выготскому). Определяя игру, Штерн пишет, что она, «помимо самоценности, имеет цели, выходящие за собственные пределы: самообразование развивающихся задатков субъекта, бессознательное предварительное упражнение его будущих серьезных функций».

Сначала в игре, а потом и в реальной жизни для учащихся становится доступным определение конкретных целей своих поступков. Выбор из множества вариантов адекватных средств их достижения; предвидение конечного результата своих действий; принятие на себя ответственности за свое поведение; отклик адекватными эмоциями на чувства и эмоциональные состояния других людей, на события и явления окружающей действительности. Говоря о социализирующей роли игры, Д.Б. Эльконин называет её деятельностью, в которой «воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности». Также обучающая функция игры состоит в перестройке отношений, в расширении диапазона общения и жизненного кругозора, в реадаптации и социализации. Игра имеет и воспитательное значение: она дисциплинирует, приучает подчиняться правилам для достижения поставленной цели, в результате чего формируются такие качества личности, как выдержка, целеустремленность, умение регулировать свои желания в соответствии с поставленными задачами. Игра также оказывает влияние на физическое (удовлетворение потребности в движениях, которые становятся более точными и координированными) и психическое (укрепление и развитие психических процессов, повышение фрустрационной толерантности, создание адекватных форм психического реагирования) развитие детей. Кроме того, игра помогает ребенку овладеть ценностями культуры, раскрепостить свое воображение, развить сообразительность, сформировать способы логического мышления (анализ, сравнение, классификацию и т.д.), рационального использования имеющихся знаний в мыслительных операциях, различные способности, необходимые для индивидуального творчества, а также создаёт образовательную сотворческую среду. Участие школьников в играх является одной из форм освоения ими одновременного мышления на разных уровнях решаемой проблемы. Игра повышает умственную активность и самостоятельность учащихся, что позволяет ему решать более трудные задачи, чем на занятии, закреплять полученные знания и умения, пользуясь ими в разных условиях. Благодаря активной форме участия в игре у детей достигается высокий уровень запоминания событий (90%), имевших в ней место. Также игровая деятельность преследует и эмоционально-гедонистическую цель, т.е. получение субъектом удовольствия от процесса перевоплощения в роль, от контактов с партнёрами по игре и от демонстрации им своих возможностей как игрока (Ю.В. Геронимус).

Таким образом, в психолого-педагогических исследованиях игра как таковая преимущественно рассматривается с точки зрения ее развивающего (физического, умственного, нравственного и эстетического) влияния. При этом главное внимание уделяется поискам такой формы педагогического воздействия на игру или организации игры, при которой достигается желаемый прогресс в развитии той или иной способности учащегося, что выражается в весьма разветвленной классификации игр, базирующейся на степени самостоятельности и творчества детей. В соответствии с данными критериями выделяются творческие (режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, с предметным материалом) игры и игры с правилами. К последним относятся дидактические и подвижные игры.

При изучении психолого-педагогической литературы нами не было найдено однозначно принятого определения дидактической игры. При этом наряду с данным термином в качестве синонимов также употребляются такие понятия, как «развивающие игры» и даже «интеллектуальные игры». Одни авторы считают, что дидактическими можно назвать любые игры, осуществляющиеся в процессе обучения. Другие определяют дидактическую игру как игровую деятельность, направленную на развитие познавательных способностей учащихся. Также существуют определения дидактической игры как одного из методов активного обучения, вида учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из (В.Н. Кругликов); как коллективной, целенаправленной учебная деятельности, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш; как активной учебной деятельности по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.

«Дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают» (А.Н. Леонтьев). Такие игры не предоставляют способы ориентировки в готовом виде, а вызывают потребность в поиске, т.е. дают возможность для саморазвития субъекта; обеспечивают благоприятные возможности для реализации его способностей посредством овладения в доступной форме систематизированным человеческим опытом, что непосредственно отражается в компонентах содержания игры: в обучающей и собственно игровой задаче, в развитии игрового действия, в правилах игры и её предполагаемом результате.

Соединение в дидактической игре обучающей задачи с игровой формой, наличие готового содержания и правил даёт возможность педагогу более планомерно использовать дидактические игры как ценное средство воспитания умственной активности детей.

В концепциях российских исследователей в последнее время также отмечается тенденция к созданию и обоснованию серии развивающих дидактических игр, которые характеризуются гибкостью, инициативностью мыслительный процессов включенных в них субъектов, переносом сформированных у них умственных действий на новое содержание, отсутствием фиксированных правил и необходимостью выбора способов решения задачи. По мнению А.В. Менджерицкой, сущность таких дидактических игр заключается в том, что «дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной форме,… преодолевая при этом определенные трудности», что повышает их интеллектуальную активность. Также в отечественной психолого-педагогической науке и практике дидактическая игра рассматривается как средство закрепления знаний, полученных на занятиях, как одна из форм обучения, как средство образовательной работы (А.И. Сорокина). Данный подход определяется задачами обучения школьников, предполагающими не только формирование у детей определенного объема знаний, но и научение использованию полученных сведений, развитие активности, самостоятельности мышления и иных общих познавательных способностей.

Дидактические игры классифицируются с учетом различных оснований. Например, они подразделяются: 1) по содержанию (математические, природоведческие, технологические и др.); 2) по дидактическому материалу: а) игры с предметами: манипуляции с предметами, которые на уроках технологии могут быть реализованы, например, при изучении (или повторении) темы «Столярные инструменты» (для мальчиков); б) настольно-печатные (игры с картинками («пазлы», в которых предлагается собрать выкройку, чертеж детали и т.д.), «морской бой», «крестики-нолики»); в) словесные (кроссворды, шарады, ребусы, загадки, анаграммы и т.д., особенно эффективные при изучении (повторении) технологических терминов); г) интеллектуальные (игры, в которых сюжет - форма интеллектуальной деятельности (типа «Своя игра», «Что? Где? Когда?» и т.д.) они особенно эффективно использующиеся на уроках технологии при итоговом повторении объемного блока учебного материала); д) сюжетно-ролевые и деловые (игры типа «Ремонтный цех», в которых каждый учащийся, выполняя индивидуальное задание (играя роль) является участником общего действия, отражающего профессиональную деятельность взрослых); е) игры-путешествия (при изучении тем, связанных с историей технологических процессов, материалов, инструментов и т.д.); ж) игры-упражнения, предполагающие задания типа «соотнеси понятия и картинки, определения и т.д.»; «вставь недостающее слово»; «дополни схему» и пр.; з) игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу учащихся (такие игры чаще всего проводятся в самом начале урока и в конце занятия, при подведении его итогов; они настраивают школьников на учебный процесс, позволяют осуществить рефлексию). Выделяют и другие типы дидактических игр в зависимости от их цели и содержания.

В процессе технологической подготовки школьников дидактические игры выполняют особую роль, обусловленную преимущественно практической деятельностью учащихся и сравнительно небольшим объемом учебного времени, отводимого на изучение теоретических вопросов. Использование дидактических игр на уроках технологии позволит учителю более выразительно и доходчиво донести до школьников наиболее трудные и сложно усваиваемые вопросы программного материала, активизировать их наблюдения, способствовать более глубокому восприятию и запоминанию; расширит кругозор и повысит интерес школьников к данному виду творчества, к самому предмету.

Подбор и организация дидактических игр опираются на следующие принципы: соответствия программному материалу; ясности и доступности для понимания учащихся и восприятия назначения дидактических пособий, смысла вопросов, условий игры; внешней привлекательности, красочности, эстетичности, ассоциативности используемых пособий; количественной достаточности дидактических материалов для всех участников игры; достаточной дидактической ценности пособий к игре; соответствия содержания игры и её требований возрастным психофизическим особенностям школьников; вовлечения всех детей в игровой процесс и т.д.

Таким образом, игра с самого раннего этапа развития ребенка является ценным средством его обучения, формирования его личности. Игра способствует активному, эмоциональному познанию действительности, повышает умственную активность и самостоятельность учащихся, развивает психические регуляционные свойства их личности (волю, внимание, самообладание и т.д.). В процессе обучения школьников в структуру занятия целесообразно включать дидактические игры различных разновидностей, которые будут способствовать более глубокому усвоению школьниками материала, повысят интерес учащихся к занятию и преподаваемому предмету.

2. Дидактические игры как средство развития учащихся на уроках технологии

2.1 Дидактические игры как средство общего развития

Основой всех современных подходов к построению учебно-воспитательного процесса является то, что развитие учащегося - совершенствование психических процессов и свойств его личности - происходит в результате его личной активной деятельности.

Наиболее эффективным способом организации учебного процесса является использование дидактических игр.

Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные и практическо-действенные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности. Ребёнок воспринимает умственную задачу как практическую, игровую; это повышает его умственную активность.

Игра как средство обучения служит целям обучения и воспитания, а также переводит указанные цели в реальные результаты. Способность эта заключена в игровом моделировании в условных ситуациях основных видов деятельности личности, направленных на воссоздание и усвоение социального и профессионального опыта, в результате чего происходит накопление, актуализация и трансформация знаний в умения и навыки, накопление опыта личности и ее развитие.

Педагогическая дидактическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной деятельностью.

Дидактическая игра - явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура - основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.

Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:

) дидактическая задача;

) игровые действия;

) правила игры;

) результат.

Один из основных элементов игры - дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей.

Игровые действия - основа игры. Чем разнообразней игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровые действия способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить знания и умения для достижения целей игры.

Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила игры имеют обучающий, организационный, формирующий характер, и чаще всего они разнообразно сочетаются между собой. Правила влияют и на решение дидактической задачи - незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета.

Подведение итогов - результат подводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды-победительницы. При этом необходимо отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

Перед проведением игры надо доступно изложить сюжет, распределить роли, поставить перед детьми познавательную задачу, подготовить необходимое оборудование. В процессе подготовки и проведения дидактической игры каждый ученик должен иметь возможность для самоутверждения и саморазвития. Учитель обязан помочь ученику стать в игре тем, кем он может стать, показать ему самому его лучшие качества, которые могут раскрыться в динамике общения. Успех в имитируемой ролевой деятельности вызывает у исполнителей веру в свои силы и возможности, желание вновь пережить игровые ситуации, чтобы найти в себе нечто новое, профессионально важное.

При организации игры немаловажен правильный подбор заданий и разработка критериев оценки деятельности учащихся. Причем, подбор заданий может быть произведен учителем самостоятельно или совместно с учащимися (например, они могут готовить задания для команды соперников). Успех игры зависит также и от атмосферы, от настроения в данный момент в группе. Если состояние ребят не соответствует настроению игры, лучше отложить ее для другого случая. Игра, игровой элемент на уроке - это возможность такой организации учебного труда детей, которая, не требуя слишком продолжительных усилий, делает процесс обучения привлекательным, а, как известно, процесс преодоления препятствий, трудностей развивает волю ребенка. Через игру ребенок познает окружающий мир и самого себя, учится анализировать, обобщать, сравнивать. Наглядность, преподнесенная в игровой форме, способствует конкретизации изучаемого материала. Применяемый на уроках игровой прием должен находиться в тесной связи с наглядными пособиями, с темой урока, с его задачами, а не носить исключительно развлекательный характер.

Игры в своем развитии эволюционируют от предметных к ролевым и от ролевых к дидактическим. Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче.

Практика показывает, что игра на уроке требует очень тонкой инструментовки, умения хорошо чувствовать уровень подготовки и развития детей, их отношение к предлагаемой игре и ее дидактическую направленность, чтобы игровая задача полностью совпадала с учебной.

Игра, игровой элемент на уроке - это возможность такой организации учебного труда детей, которая, не требуя слишком продолжительных усилий, делает процесс обучения привлекательным, а, как известно, процесс преодоления препятствий, трудностей развивает волю ребенка. Через игру ребенок познает окружающий мир и самого себя, учится анализировать, обобщать, сравнивать. Наглядность, преподнесенная в игровой форме, способствует конкретизации изучаемого материала. Применяемый на уроках игровой прием должен находиться в тесной связи с наглядными пособиями, с темой урока, с его задачами, а не носить исключительно развлекательный характер.

Конечно, придумать игру на каждый урок практически невозможно, а частое использование одних и тех же игр грозит полной потерей к ним интереса. Здесь, прежде всего, нужно хорошо знать уровень подготовки детей, их отношение к той или иной предлагаемой игре. Порой игровая ситуация складывается стихийно и идет от самих детей. Этого не следует опасаться, хотя урок придется корректировать «на ходу». Одним словом, игра требует очень тонкой инструментовки. Нельзя предвосхищать игру и давать ей свою оценку. Ведь она может обмануть надежды детей и вызвать у них обратную реакцию. И дальнейшие попытки активизировать внимание учащихся аналогичным способом могут вызвать у детей недоверие и настороженность. Ни у кого не вызывает сомнения, что игра для детей - это явление радостное и желанное. Но иногда используются такие игровые приемы как эстафета, коллективные соревнования «Кто, быстрее?», а, упустив из виду, что дети имеют разный уровень знаний и поэтому могут не справиться с заданием, игра может обернуться для некоторых детей слезами: ведь они подвели своих товарищей, свою команду. Вводя игровой прием, всегда надо помнить, равны ли возможности детей, участвующих в игре, слабоуспевающим ученикам целесообразно подобрать несложные задания, с которыми они справятся. Также игровым материалом для таких учащихся могут являться задачи-шутки, загадки, ребусы и ролевые игры с коллективным трудом, они несут в себе не только эмоциональный заряд, а, забавляя, поучают.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Дидактические игры конструируются по-разному. В некоторых из них есть все элементы ролевой игры: сюжет, роль, действие, игровое правило, в других - только отдельные элементы: действие или правило, или то и другое. Поэтому по структуре дидактические игры делятся на сюжетно-ролевые и игры-упражнения, включающие только отдельные элементы игры. В сюжетно-ролевых играх дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, действием, правилом. В играх-упражнениях она выражена явно. В дидактической игре ее замысел, правило, действие и включенная в них умственная задача представляют собой единую систему формирующих воздействий.

Дидактическая игра особенно необходима в обучении и воспитании детей. В ней удается сконцентрировать внимание даже самых инертных школьников. Вначале они проявляют интерес только к игре, а затем и к тому учебному материалу, без которого игра невозможна. Постепенно у детей пробуждается интерес и к учебному предмету.

При подборе игр необходимо помнить о том, что они должны содействовать полноценному всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности, помочь ребенку овладеть умением анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать. В процессе проведения игр интеллектуальная деятельность ребенка должна быть связана с его действиями по отношению к окружающим предметам.

По характеру познавательной деятельности можно выделить следующие группы игр:

-Игры, требующие от детей исполнительской деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу.

- Игры, требующие воспроизводящей деятельности.

-Игры, в которых запрограммирована преобразующая деятельность детей. С помощью этих игр дети изменяют примеры и задачи в другие, логически связанные с ними.

- Игры, в которые включены элементы поиска и творчества.

Делая ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, в школе игровая деятельность используется в следующих случаях:

в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы или раздела учебного предмета;

в качестве урока или его части (введения объяснения, закрепления, контроля знаний);

как внеклассная работа.

При урочной форме занятий реализация игровых приёмов и ситуаций происходит по следующим основным направлениям:

дидактическая цель ставится перед учащимся в форме игровой задачи;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игровая деятельность может выполнять следующие функции:

воодушевления и пробуждения интереса;

освоения диалектики общения, коммуникативной функции;

самореализации в игре;

преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности, в других ситуациях;

самопознания в процессе игры;

внесения позитивных изменений в структуру личностных показателей;

включения в систему общественных отношений, усвоения норм человеческого общения.

Проведение игры с детьми и умелое руководство ею требуют большого мастерства от учителя. Перед проведением игры надо доступно изложить сюжет, распределить роли, поставить перед детьми познавательную задачу, подготовить необходимое оборудование, сделать нужные записи на доске. Если дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, игровым действием, то в ходе беседы с детьми учитель - должен обратить на нее внимание.

В игре (в той или иной роли) должен участвовать каждый ученик класса. Если у доски осуществляет игровую деятельность часть учащихся, то все остальные дети должны выполнять роль контролеров, судей, учителя. Характер деятельности учащихся в игре зависит от места ее на уроке или в системе уроков. Она может быть проведена на любом этапе урока. Если игра используется на уроке объяснения нового материала, то в ней должны быть запрограммированы практические действия детей с группами предметов или рисунками. На уроках закрепления материала важно применять игры на воспроизведение свойств, действий, вычислительных приемов. В этом случае использование средств наглядности следует ограничить и усилить внимание в игре к проговариванию вслух правила, свойства, вычислительного приема. В системе уроков по теме важно подбирать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводящую, контролирующую и поисковую. В игре следует продумывать не только характер деятельности детей, но и организационную сторону, характер управления игрой. С этой целью используются средства обратной связи с учеником.

В большинство игр надо вносить элементы соревнования, что также повышает активность детей в процессе обучения. В конце урока учитель вместе с детьми, подводя итоги соревнования, обращает внимание на дружную работу участников команд, что способствует формированию чувства коллективизма. Необходимо отнестись с большим тактом к детям, допустившим ошибки.

Учитель может сказать ребенку, допустившему ошибку, что он еще не стал «капитаном» в игре, но если будет стараться, то непременно им станет. Ошибки учащихся надо анализировать не в ходе игры, а в конце, чтобы не нарушать впечатления от игры. К разбору ошибок надо привлекать самых слабых учащихся.

В процессе работы следует опасаться чрезмерного насыщения урока играми, чистой развлекательности, отягощенности некоторых игр подготовительной работой. В своем рабочем арсенале иметь игры «синтетические», такие игры, которые не требуют какой-то основательной, фундаментальной подготовки, в которых можно варьировать игровыми элементами, и, конечно, все они должны быть обучающими.

Какое же место должна занимать игра на уроке? Конечно, не может быть точного рецепта, где, когда и на сколько минут включать игровой материал в урок. Здесь важно одно: чтобы игра помогла достичь цели. Количество игр на уроке должно быть разумным. Целесообразно продумать и поэтапное их распределение: в начале урока игра должна помочь заинтересовать, организовать ребенка; в середине урока игра должна нацелить на усвоение темы; в конце урока игра может носить поисковый характер. Но на любом этапе урока она должна быть интересной, доступной, включающей разные виды деятельности учащихся.

При организации игры на уроке важно продумать и то, в каком темпе она будет проводиться. Очень интересны для учащихся сюжетные игры. Они не требуют какой-то особой подготовки, здесь нужна только тщательная продуманность хода таких уроков. Важно отметить, что сюжетные игры можно проводить в течение всего урока, подчиняя работу единой цели. А тематика игр может быть разнообразной.

Организация игровых форм обучения проходит в двух направлениях:

  1. Использование игровых элементов на уроке.

  2. Урок - игра.

Урок, проводимый в игровой форме, требует определенных правил:

  1. Предварительной подготовки. Надо обсудить круг вопросов и форму проведения. Должны быть заранее распределены роли. Это стимулирует познавательную деятельность.

  2. Обязательные атрибуты игры: оформление, соответствующая перестановка мебели, что создает новизну, эффект неожиданности и будет способствовать повышению эмоционального фона урока.

  3. Обязательна констатация результата игры.

  4. Компетентное жюри.

Ни в каких видах деятельности ребенок не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических, интеллектуальных способностей, как в игре являющейся регулятором всех жизненных позиций ребенка. Школа игры такова, что в ней ребенок может являться и учеником, и учителем одновременно. Учитель сам в определенной степени должен включаться в игру, иначе руководство и влияние его будет недостаточно естественным.

Однако, несмотря на всю важность и значение игры в процессе обучения, она не должна являться самоцелью. Предметная сторона содержания игры всегда должна выдвигаться на передний план. Только тогда она будет выполнять свою роль в развитии детей и воспитания интереса их к предмету.

2.2 Дидактические игры на уроках технологии как способ формирования творческой деятельности

Подготовка школьников к трудовой деятельности остается одной из основных и актуальных задач современной школы. Началом такой подготовки является формирование у учащихся интереса к труду и потребности овладеть определенными трудовыми умениями, которые являются вехами формирования творческой деятельности учащихся. Наиболее успешному осуществлению данной цели способствуют дидактические игры на уроках технологии. Особый вариант педагогического общения представляют дидактические игры, в ходе которых цели обучения достигаются при помощи и посредством решения игровых задач. Управляя процессом игры, преподаватель одновременно и руководит учебно-познавательной деятельностью, и связывает ее с положительным мотивационным и эмоциональным фоном игры, с увлеченностью соревнования и стимулирует развитие творческой деятельности на разных этапах школьной жизни ребёнка. На уровне дошкольного обучения основной точкой приложения дидактических игр является собственно процесс игрового обучения, обучения через игру. Обучаясь правилам игры, ребенок познает окружающий мир, основы взаимоотношений между членами коллектива, учится самоконтролю, приобретает навыки планирования поведения.

При обучении детей школьного возраста дидактические игры все в большей степени становятся формами для передачи вполне определенных знаний и навыков, элементами их творчества. Особое значение в этих занятиях имеют игровые моменты уроков, связанные с упражнениями, закреплением пройденного материала, со снятием напряжения и переутомления детей.

Игра - это «дитя труда». Ребенок, наблюдая за деятельностью взрослых, переносит ее в игру. Ребенок играет сначала с окружающими его предметами, а затем с воображаемыми, которые для него физически недоступны. В этих играх он овладевает предметами окружающего мира.

Возникающая потребность действовать и поступать, как взрослый, не всегда удовлетворяется. Играя, ребенок принимает на себя социальную функцию взрослого и воссоздает ее в своих действиях. Игры детей чаще всего отражают профессиональную деятельность взрослых. В них дети вступают в различные отношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля. Нормы человеческих взаимоотношений через игру становятся источником развития морали самого ребенка; дети получают возможность для развития как личности в целом, так и отдельных психических процессов: внимания, памяти, наблюдательности, мышления.

При использовании игровых форм обучения главное - уважение к личности ученика, не убить интереса к работе, а наоборот стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах, что позволяет раскрыться творческому потенциалу ребёнка.

Исходя из этого, можно сказать, что технология игровых форм обучения на уроках труда - уроках технологии нацелена на то, чтобы:

научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни;

научить учащихся формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты;

научить учащихся осмысленно приобретать определённые навыки и умения практической работы.

- раскрыть потенциал и послужить основой формирования творческой деятельности ребёнка.

Игровые формы намного сложнее игровых моментов и приёмов. Они требуют большей подготовки учителя.

Дидактическую основу могут иметь и имитационные, деловые игры, в процессе которых учащиеся в ходе соревнования выбирают тот или иной оптимальный путь решения задачи или выполнения практического задания. При изучении точных наук такого рода игры могут быть связаны практически с решением любого типа задач, связанных с измерением. Например, в теме по определению площади многоугольников можно использовать игры типа «проектировщик интерьера» или «строитель загородного дома», при изучении основ математики - игры типа определения расстояния до звезд или до подводной лодки противника. Что также можно использовать как элемент на уроках технологии, используя межпредметные связи или интегрированные уроки. Особое распространение приобрело применение деловых игр для практики профессионального, производственного обучения.

На уроках технологии дидактические игры и занимательный материал позволяют не только проводить обучение учащихся практическим приёмам работы в нестандартной ситуации (игровом моменте), но и решать:

Педагогические задачи:

 Развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся.

 Развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся.

 Развитие критического мышления, навыков групповой самоорганизации, умения вести диалог.

 Формирование умений у учащихся применять полученные знания на практике.

 Воспитание активной жизненной позиции и чувства патриотизма.

Основные задачи развития учащихся:

 Развитие интеллектуальных и творческих способностей.

 Расширение кругозора учащихся.

 Развитие общеучебных умения и навыков.

 Развитие конкретных трудовых умения и навыков.

 Развитие умений и навыков сотрудничества, взаимопомощи и взаимовыручки, ученического самоуправления.

 Развитие личной целеустремленности, самоконтроля.

Решение данных задач осуществляется как через урочные формы обучения и дополнительные занятия по предмету трудового обучения - технологии, с использование различных образовательных технологий и методов, так и внеурочные формы обучения.

Заключение

Среди основных задач, стоящих в настоящее время перед системой современного российского образования, в числе приоритетных необходимо назвать задачу развития у учащихся положительной устойчивой мотивации, которая побуждала бы их к упорной, систематической учебной работе. Без такой мотивации деятельность ученика в учебно-воспитательном процессе будет неэффективной.

Целью настоящего исследования являлось выявление и обоснование педагогических условий, определяющих эффективность процесса формирования мотивации обучения школьников на уроках технологии. Средством для реализации данной цели были выбраны дидактические игры.

Для реализации цели были последовательно решены три задачи. Согласно первой из них, в работе были рассмотрены теоретические основы понятий учебной мотивации и дидактических игр, многообразие их классификаций. Был сделан ввод о том, что учебная мотивация лежит в основе учебной деятельности. Существует несколько классификаций мотивации учения; наиболее распространенные из них выделяют внешнюю и внутреннюю, а также познавательную и социальную мотивацию (внутри последних выделяется по 3 подтипа (мотива)). В основе учебной мотивации лежит интерес школьников к образовательному процессу, к предмету, формирование которого можно стимулировать через использование дидактических игр.

Применение игровых методов на уроках технологии обусловлено широкими образовательными возможностями игры. В связи с этим применение различных видов игр (сюжетно-ролевых, предметных, интеллектуальных, словесных, упражняющих и т.д.) в виде игровых моментов, игровых приемов и игровых форм в процессе технологической подготовки школьников является весьма целесообразным.

Согласно второй задаче, в работе были представлены методические рекомендации включения дидактических игр в уроки технологии, а также приведены примеры данных игр, относящихся к различным подвидам. Основными принципами использования дидактических игр как средства повышения мотивации учащихся на уроках технологии необходимо считать ориентацию на возрастные психофизические и личностные особенности обучающихся, их подготовку по предмету, на тематику и содержания занятия, на структурный этап занятия, на котором планируется проводить игру.

Согласно третьей задаче работы, Дидактические игры и занимательный материал, с одной стороны, способствуют формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, инициативы. С другой стороны решают определенную дидактическую задачу: изучение нового материала или повторение и закрепление пройденного, формирование учебных умений и навыков

Использование развивающих дидактических игр и занимательного материала на уроках технологии способствует развитию познавательных интересов, мыслительных процессов и положительной мотивации к обучению школьников.

Отсюда следует, что использование развивающих игр и упражнений на уроках является неотъемлемой частью учебного процесса.

Данная работа, на мой взгляд, весьма важна для психолого-педагогической науки и, особенно, практики, поскольку в ней освещена малоизученная проблема.

Методические материалы, представленные в настоящей работе, могут быть успешно использованы учителями технологии на уроках в 5 классе. Также в работе систематизирована обширная информация по вопросам мотивации и дидактической игры, которая может быть использована при дальнейшем развитии проблемы исследования.


© 2010-2022